5 Ибо Иоанн крестил водою,
вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней.
Как тут разобраться? " будете крещены", написано в будущем времени произойдёт событие крещения. Как бы сам Св.Дух окрестит, потому - как если уже были крещены в Духа Св. то почему " будете"? Но дальнейшее всё объясняет.
Ст. 19-23
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся
Когда Мария возвестила об этом ученикам, естественно было, что они или не поверили ей, или, поверивши, пожалели, что не удостоились видеть Его сами. Посему Он в тот же день является к ним, так как они, с одной стороны, услышав от жены, что Он воскрес, жаждали видеть Его сами, а с другой, боялись иудеев и от того еще более желали увидеть это единственное для них утешение; является
«вечером» для того, чтобы имели время собраться все вместе; является «когда двери были заперты» для того, чтобы показать, что Он и воскрес также тогда, как на гробе лежал камень. Иной подивится, как они не сочли Его за призрак? Но прежде всего жена, предварившая их, произвела в них сильную веру. Потом, Он явился им в кротком виде и самым голосом успокоил волновавшиеся мысли их, сказав: «мир вам», то есть не смущайтесь. Этим Он напоминает им то слово, которое сказал им пред страданием:
«мир Мой даю вам» (
Ин. 14:27). Обрадовались ученики, увидя Господа. И об этом Он также предсказывал им пред страданием: увижусь с вами, и возрадуется сердце ваше (
Ин. 16:22), а так как они имели непримиримую брань с иудеями, то опять говорит им:
«мир». Как женам сказал:
«радуйтесь» (
Мф. 28:9), потому что пол их был в печали, так ученикам дает
«мир» по причине брани, которую имели с ними и будут иметь все. Итак, прилично женам радоваться, потому что они осуждены рожать в печали, а мужчинам быть мирными по причине брани за дело проповеди. Показывает вместе и благие следствия Креста; это - мир. А как Крестом приобретен мир, то Я посылаю вас на проповедь. В утешение же им и ободрение говорит:
«как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Вы примите на себя Мое дело; посему бодрствуйте, ибо Я буду с вами. Примечай самовластие. Не сказал: Я умолю Отца Моего, и Он пошлет вас, но:
«Я посылаю вас».
Дует и дает им Святаго Духа. Теперь Он уделяет им не совершенный дар Святаго Духа, ибо таковой Он даст им в Пятидесятницу, но делает их способными к принятию Духа. Ибо слова: «примите Духа Святаго» - то же, что будьте готовы принять Духа. Можно сказать и то, что Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только - не воскрешать мертвых и творить силы, но - прощать грехи. Посему и прибавил:
«кому простите грехи, тому простятся», показывая, что Он дал им этот именно вид духовных дарований - прощение грехов. По вознесении же Его, Сам Дух нисшел и преизобильно подал им силы творить чудеса и всякое иное дарование. - Стоит узнать, для чего Он является ученикам не в Галилее, а в Иерусалиме. Ибо Матфей (26:32) и Марк (14:28) говорят, что Он обещал увидеться с ними в Галилее. Как же Он является в Иерусалиме? Некоторые отвечают: что ж такое? Он ведь не сказал, что Я увижусь с вами только в Галилее, а в Иерусалиме не увижусь. Значит, это богатство любви, а не повод к нареканию во лжи. Потом можно сказать то, что ведь Он обещает явиться в Галилее всем ученикам, а в Иерусалиме явился только принадлежащим к двенадцати. Итак, нет здесь никакого разногласия. Ибо в Галилее Он явился всем, а в Иерусалиме - двенадцати. И как явлений было много, то одни евангелисты описали одни явления, а другие - другие. Иногда и два евангелиста сообщают об одном и том же, но что у одного сказано сокращенно, то восполняет другой. - Примечай, пожалуй, достоинство священников, оно - Божественно. Ибо отпущать грехи - дело Божие. Таким образом их должно почитать, как Бога. Хотя бы они были недостойны; что от этого? они служители Божественных дарований, и благодать действует чрез них, как проглаголала некогда через ослицу Валаама (
Чис. 22:28-30). Итак, недостоинство наше не препятствует благодати. И как чрез священников подается благодать, то должно их почитать.
Толкование на Евангелие от Иоанна.
Здесь понятно, все что дано апостолам связанное со Св.Духом до пятидесятницы, не совсем ещё Святой Дух, а только преддверие, следовательно можно точно утверждать что в полноте Св.Дух сошёл на апостолов только в пятидесятницу. Теперь вернёмся к " Деяниям".
8 Но
вы примете силу, когда найдет Святой Дух
на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли.
Здесь Господь обращается к апостолам, только к ним, а не к 120 человекам.
13 И когда они вошли, то поднялись в горницу, где пребывали, как Петр так и Иоанн, и Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковлев.
14 Все они были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
И здесь речь идёт об апостолах и женщинах и братьях Его. но, не о 120человеках.
15 В эти дни, встав посреди братьев, Петр сказал (
а собравшихся в большом числе было около ста двадцати человек)
Людей " собравшихся" о 120 сказано, что люди собрались, для чего? возможно что-бы избрать апостола, ничего не говорится что люди собрались именно принять Св.Духа.
Глава 2
1 И когда подходил к концу день Пятидесятницы, были
они все вместе.
Понимаю были вместе апостолы, про 120 не говориться.
2 И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом,
где они находились,
3 и явились
им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из
них.
4 И исполнились
все Духа Святого и начали говорить иными языками, как Дух давал им вещать.
5 Жили в Иерусалиме Иудеи, благоговейные люди из всякого народа под небом.
6 Когда же прошел об этом слух, собралось много людей и пришли в смятение, потому что каждый из них слышал, как они говорили на его собственном наречии.
7 Изумлялись все и дивились, говоря: вот все эти говорящие, разве
они не Галилеяне?
Здесь тоже говориться про апостолов, потому как их узнают и задают вопрос " разве они не галилеяне?" О 120 речи нет.
14 Петр же,
став с одиннадцатью, возвысил свой голос и возгласил им: мужи Иудейские и все, живущие в Иерусалиме! Да будет вам это известно и вслушайтесь в слова мои.
Здесь явное указание на апостолов. И вот ещё что;
12 Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то
были крещены и мужчины и женщины.
13 А Симон и сам уверовал и,
приняв крещение, не отходил от Филиппа, и видя, что совершаются знамения и силы великие, изумлялся.
14 Услышав же, что Самария приняла слово Божие, находившиеся в Иерусалиме апостолы послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые пришли и помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.
16 Ибо Он еще не сходил ни на кого из них,
а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда они возлагали руки на них, и те принимали Духа Святого.
Как видим Филипп, сам принявший Св.Духа не мог Его передать без апостолов. Поэтому при всём моём упрямстве вынужден принять позицию Павла.