К теме топика. Как мне кажется, проблема ухода подростков из Церкви чуть глубже, чем просто отсутствие соответствующих программ работы с молодёжью.
Многие верующие родители, учителя воскресных школ, и даже некоторые священники не готовы на полноценный диалог с подростком.
Почему я так считаю. Потому что, в церковной среде сейчас редко поднимаются вопросы, актуальные для современной молодёжи.
Я говорю не про проекты Патриархии, и отдельные достаточно прогрессивные приходы, а про ситуацию в большинстве храмов
(тут, наверное, лучше сказать: "в большинстве храмов, которые я видел", всё это очень субъективно)
Редко подросток может нормально поговорить с родителями или учителем ВШ о современной субкультуре, её проблемах и развитии.
Сложно общаться на тему острых исторических событий. И уж совсем невозможно говорить с
некоторыми родителями/священниками/учителями, когда речь заходит о вещах, которые либо действительно противоречат православию, либо только кажутся таковыми для поборников религии.
(Подчеркну, совсем не все православные такие. Безусловно, есть те, кто готовы такие вещи открыто, честно и с любовью обсуждать - хотя бы взять Вас, мои собеседники на форуме)
Такой пример. Пресловутая теория эволюции. Её изучают в школах, её использовали в советской пропаганде, как "доказательство несостоятельности религии", её принимают и признают её возможность многие православные деятели Церкви сегодня - не все конечно, но на то вроде бы и существует плюрализм мнений. То, что не очерчено догматами православия, постановлениями Церкви (а по эволюции у РПЦ нет официальной позиции), каждый православный может решать для себя сам.
Мальчик Миша приходит домой. Сегодня в школе ему рассказали про теорию эволюции. От кого-то из класса он услышал стереотип о том, что она дескать противоречит Библии. Он хочет узнать от родителей подробнее об этом вопросе... И получает информацию, которая буквально взрывает его мозг.
"- Да сына. Есть такая теория. Православные [все] в неё не верят. Многие выступают против её изучения в школе. Но что поделаешь... Образование у нас атеистическое."
"А вообще эту теорию лучше всерьёз не воспринимать. Грех это большой - не верить написанному в Бытии. И те, кто это распространяет, - не ведают что творят"
Ещё в качестве аргументов процитируют
Серафима (Роуза), Луку, или Кронштадтского... Хотя это всего лишь авторитетные представители церкви, пускай даже некоторые канонизированные. Их мнение не является истинной в последней инстанции.
А тут никаких или. Допускаешь эволюцию - не православный, отступник.
Попробовали бы они это сказать иерархам Церкви, или крупным богословами...
История церкви... Сколько там острых, спорных моментов, с которыми приходилось работать и изучать православным историкам. Сколько спорных выводов они делали... Сколько споров
внутри Церкви они порождали...
А когда подросток начинает спрашивать про преследования
Иосифа Волоцкого, практически каждый православный родитель напряжётся и решит что сын/дочь попал(а) под плохое влияние. И начнёт не обсуждать с ним "Исторический путь православия", а скорее решит лучше контролировать ресурсы, которые читает подросток.
"- Вообще, эта тема очень неоднозначная. Многие враги пытаются таким образом опорочить Церковь. Не исключено, что это ложь, чтобы оболгать православного святого"
Я конечно загнул с последним "историческим" вопросом про историю - навряд ли среднестатистический подросток узнает о такой "проблеме". Но не исключено, что такое произойдёт. Критика Церкви ведь сейчас строится, в том числе, и на этих аргументах.
Сложно обсуждать Карла Маркса, Добролюбова, Ницше (признаюсь, я его не читал совсем, хотя мой кузен очень его любит), панк, готов, рэп, материализм, теорию большого взрыва...
Всё отвергается, объявляется не интересным внимания. А как вы можете понять что оппонент не прав, когда не знаете, как он думает?
У подростка есть вопросы - а нормально обсудить их с православными он не может.
Отсюда ещё один тезис : подростки из воцерковлённых семей крайне дизориентированы. Дезориентированы гораздо более, чем их невоцерковлённые сверстники.
И поэтому, не имея диалога с адекватной частью верующего сообщества (которая, конечно, существует и наверняка многочисленна), подростки выбирают атеизм.
Просто их верующее окружение создало у них в голове образ православия, как плоского догматического мировоззрения, игнорирующего реалии и здравый смысл.
Понятно, что это далеко не так... Но ведь зерно отторжения уже посажено. Собственными руками.
***