Беседа с подростком-атеистом

Здравствуйте, дорогие форумчане!

Хотелось бы побеседовать с вами. Очень понравился ваш форум, в связи с уважительным отношением ко всем участникам и приятной атмосферой.

Дело в том, что я - парень 17 лет, живущий в религиозной семье. Сам я считаю себя атеистом. С родственниками разговаривать на философские темы не люблю. А вот подискутировать с чужими людьми, имеющими отличные от моих взгляды, думаю, было бы интересно. Мне кажется, только поддерживая взаимный диалог, общество может развиваться.

Я не хотел бы с вами спорить на тему существования/отсутствия Бога, пытаться кому-то что-то доказать и прочее. Гораздо больше меня(и, думаю, вас тоже) интересуют проблемы взаимодействия церкви и общества, церкви и молодёжи, секулярного и религиозного сознания. Вот об этом и хочу поговорить. Быть может, этот диалог заставит задуматься нас нас над некоторыми интересными процессами в мире, поможет заглянуть в будущее православия и общества.

Предлагаю пообщаться на тему: почему, по вашему мнению подростки уходят из церкви?
 
Я б не сказала, что 17 лет - это ещё подростковый возраст ), но становятся атеистами, если не было реальной встречи с Богом. В любом возрасте. Из церкви могут уходить либо по той же причине, либо из-за какой-то сильно травматической ситуации.
В любом случае советую почитать эту книжку: https://azbyka.ru/fiction/dialog-xr...ropolit-antonij-surozhskij-i-marganita-laski/
Там есть ответы сразу на многие вопросы.
 
Последнее редактирование:
Екатеринбург
Православный христианин
Здравствуйте, дорогие форумчане!

Хотелось бы побеседовать с вами. Очень понравился ваш форум, в связи с уважительным отношением ко всем участникам и приятной атмосферой.

Дело в том, что я - парень 17 лет, живущий в религиозной семье. Сам я считаю себя атеистом. С родственниками разговаривать на философские темы не люблю. А вот подискутировать с чужими людьми, имеющими отличные от моих взгляды, думаю, было бы интересно. Мне кажется, только поддерживая взаимный диалог, общество может развиваться.

Я не хотел бы с вами спорить на тему существования/отсутствия Бога, пытаться кому-то что-то доказать и прочее. Гораздо больше меня(и, думаю, вас тоже) интересуют проблемы взаимодействия церкви и общества, церкви и молодёжи, секулярного и религиозного сознания. Вот об этом и хочу поговорить. Быть может, этот диалог заставит задуматься нас нас над некоторыми интересными процессами в мире, поможет заглянуть в будущее православия и общества.

Предлагаю пообщаться на тему: почему, по вашему мнению подростки уходят из церкви?
Вопрос можно поставить шире: почему подростки не приходят в церковь, несмотря на то, многие растут в верующих семьях. На мой взгляд, тут много причин, связанных и с воспитанием в семье, и с тем, что Церковь должна разрабатывать специальные программы по привлечению молодёжи, чтобы им было интересно в храме и в околоцерковной среде.
 
Православный христианин
Церковь должна разрабатывать специальные программы по привлечению молодёжи, чтобы им было интересно в храме и в околоцерковной среде.
Уважаемая Елена, Церковь не дискотека, "чтобы им было интересно", вера теряется по разным причинам, но мы должны знать, что это дар Божий. Отрок Павел понимает Церковь как общественный институт (типа профсоюза), то есть диалог готов вести о её видимой части (любимая тема прессы - часы епископов). Правда
взаимодействия церкви и общества, церкви и молодёжи,
заключается в том, что молодость - преходяща и многие атеисты по дороге на кладбище потеряют свои убеждения. Вы ещё мало хоронили, Павел, это отрезвляет, не желаю Вам горя, но слова из песни - не выбросить ...
 
Екатеринбург
Православный христианин
Уважаемая Елена, Церковь не дискотека, "чтобы им было интересно", вера теряется по разным причинам, но мы должны знать, что это дар Божий. Отрок Павел понимает Церковь как общественный институт (типа профсоюза), то есть диалог готов вести о её видимой части (любимая тема прессы - часы епископов). Правда
заключается в том, что молодость - преходяща и многие атеисты по дороге на кладбище потеряют свои убеждения. Вы ещё мало хоронили, Павел, это отрезвляет, не желаю Вам горя, но слова из песни - не выбросить ...
Сейчас Православная Церковь разрабатывает программы для молодежи на высшем уровне, об этом даже говорится в Положении об организации молодежной работы: https://pravoslavmolodezh.ru/polozh...odezhnoy-raboty-v-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi.
 
Православный христианин
Сейчас Православная Церковь разрабатывает программы для молодежи на высшем уровне, об этом даже говорится в Положении об организации молодежной работы: https://pravoslavmolodezh.ru/polozh...odezhnoy-raboty-v-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi.
Европа (верующая) давно "пошла" навстречу "миру", с литургиями на 30 минут, концертами в храмах и т.д. Итог? В храме Державной иконы Божьей Матери в Чертаново (Москва) есть святыни (частицы мощей) из Франции, купленные в Париже у ... антикваров, процесс идёт дальше ...
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Переславль Залесский
Православный христианин
Дело в том, что я - парень 17 лет, живущий в религиозной семье.
заметьте... РЕЛИГИОЗНОЙ семье, а не верующей. Очевидно,что родители не слишком много уделяли времени объяснениям церковных таинств или даже простого толкования Евангелия. Часто вы ходили в церковь?...От того и вы прохладны к вере,хотя душой желаете погреться и иметь ее там. Вы похожи на большинство подростков и ваша семья не исключение из общего духовного состояния многих Россиян. Мной в 17 лет овладела другая духовная сторона,магия...мистицизм. И я долго шел по этому пути. У нас тогда не было гаджетов,смарттелефонов, компьютеров. Нынешняя молодежь уходит в виртуальный мир,он сродни мистицизму,но более бездуховен и жесток. К сожалению - это проявление сатанизма почти в чистом виде. Замануха умов идет вначале через безобидные игралки, потом стратегии, а потом уже.... бац, и ты беспощадно кроваво крушишь в образе викинга или еще кого, своих врагов. Уверен, что и вы,Павел, грешите подобными бродилками. Удивляться нечего...так как это и есть сети вражи,о которых говорили святые за две тысячи лет. Власть над сердцем человека,сродни пленению его.
 
Спасибо Вам, за то что отписались в теме!
Моя позиция вцелом сходная с позицией Елены85: действительно, очень мало ведётся работы с молодёжью в Церкви.

Были ещё мысли, но сейчас наверное не успею отписаться.

Вадим Ламзиков, семья у меня самая что ни есть православная - Украинская православная церковь Московского патриархата
 
Последнее редактирование:
Вопрос можно поставить шире: почему подростки не приходят в церковь, несмотря на то, многие растут в верующих семьях

Очень хорошее уточнение. Очень многие ребята, даже после еженедельных походов в храм, и семилетнего обучения в воскресной школе не знают основ христианского вероучения.

Хотя, надеюсь, я к ним не отношусь.
 
Православный христианин
Очень хорошее уточнение. Очень многие ребята, даже после еженедельных походов в храм, и семилетнего обучения в воскресной школе не знают основ христианского вероучения.

Хотя, надеюсь, я к ним не отношусь.
Павел, надеюсь, призыв не застанет тебя "врасплох" и не придётся стрелять в людей, крещённых в той же церкви, говорящих на том же языке. Скажу сразу, моя позиция не зависит от того, с какой стороны стрелять. Вера - дар, который ты пока не получил. А как быть с моральными ценностями? Если Бога нет, то всё можно, что не запрещает Уголовный кодекс. Церковь на земле молится за мир, окормляет верующих, а тебе (обществу) - ничего не должна, кроме свидетельства и миссии.
 
К теме топика. Как мне кажется, проблема ухода подростков из Церкви чуть глубже, чем просто отсутствие соответствующих программ работы с молодёжью.

Многие верующие родители, учителя воскресных школ, и даже некоторые священники не готовы на полноценный диалог с подростком.

Почему я так считаю. Потому что, в церковной среде сейчас редко поднимаются вопросы, актуальные для современной молодёжи.

Я говорю не про проекты Патриархии, и отдельные достаточно прогрессивные приходы, а про ситуацию в большинстве храмов (тут, наверное, лучше сказать: "в большинстве храмов, которые я видел", всё это очень субъективно)

Редко подросток может нормально поговорить с родителями или учителем ВШ о современной субкультуре, её проблемах и развитии.

Сложно общаться на тему острых исторических событий. И уж совсем невозможно говорить с некоторыми родителями/священниками/учителями, когда речь заходит о вещах, которые либо действительно противоречат православию, либо только кажутся таковыми для поборников религии. (Подчеркну, совсем не все православные такие. Безусловно, есть те, кто готовы такие вещи открыто, честно и с любовью обсуждать - хотя бы взять Вас, мои собеседники на форуме)

Такой пример. Пресловутая теория эволюции. Её изучают в школах, её использовали в советской пропаганде, как "доказательство несостоятельности религии", её принимают и признают её возможность многие православные деятели Церкви сегодня - не все конечно, но на то вроде бы и существует плюрализм мнений. То, что не очерчено догматами православия, постановлениями Церкви (а по эволюции у РПЦ нет официальной позиции), каждый православный может решать для себя сам.

Мальчик Миша приходит домой. Сегодня в школе ему рассказали про теорию эволюции. От кого-то из класса он услышал стереотип о том, что она дескать противоречит Библии. Он хочет узнать от родителей подробнее об этом вопросе... И получает информацию, которая буквально взрывает его мозг.

"- Да сына. Есть такая теория. Православные [все] в неё не верят. Многие выступают против её изучения в школе. Но что поделаешь... Образование у нас атеистическое."

"А вообще эту теорию лучше всерьёз не воспринимать. Грех это большой - не верить написанному в Бытии. И те, кто это распространяет, - не ведают что творят"

Ещё в качестве аргументов процитируют Серафима (Роуза), Луку, или Кронштадтского... Хотя это всего лишь авторитетные представители церкви, пускай даже некоторые канонизированные. Их мнение не является истинной в последней инстанции.

А тут никаких или. Допускаешь эволюцию - не православный, отступник.

Попробовали бы они это сказать иерархам Церкви, или крупным богословами...

История церкви... Сколько там острых, спорных моментов, с которыми приходилось работать и изучать православным историкам. Сколько спорных выводов они делали... Сколько споров внутри Церкви они порождали...

А когда подросток начинает спрашивать про преследования Иосифа Волоцкого, практически каждый православный родитель напряжётся и решит что сын/дочь попал(а) под плохое влияние. И начнёт не обсуждать с ним "Исторический путь православия", а скорее решит лучше контролировать ресурсы, которые читает подросток.

"- Вообще, эта тема очень неоднозначная. Многие враги пытаются таким образом опорочить Церковь. Не исключено, что это ложь, чтобы оболгать православного святого"

Я конечно загнул с последним "историческим" вопросом про историю - навряд ли среднестатистический подросток узнает о такой "проблеме". Но не исключено, что такое произойдёт. Критика Церкви ведь сейчас строится, в том числе, и на этих аргументах.

Сложно обсуждать Карла Маркса, Добролюбова, Ницше (признаюсь, я его не читал совсем, хотя мой кузен очень его любит), панк, готов, рэп, материализм, теорию большого взрыва...

Всё отвергается, объявляется не интересным внимания. А как вы можете понять что оппонент не прав, когда не знаете, как он думает?

У подростка есть вопросы - а нормально обсудить их с православными он не может.

Отсюда ещё один тезис : подростки из воцерковлённых семей крайне дизориентированы. Дезориентированы гораздо более, чем их невоцерковлённые сверстники.

И поэтому, не имея диалога с адекватной частью верующего сообщества (которая, конечно, существует и наверняка многочисленна), подростки выбирают атеизм.

Просто их верующее окружение создало у них в голове образ православия, как плоского догматического мировоззрения, игнорирующего реалии и здравый смысл.

Понятно, что это далеко не так... Но ведь зерно отторжения уже посажено. Собственными руками.
***
 
Последнее редактирование модератором:
Была тут пару лет назад одна готесса, интересно мне рассказала в ЛС про их идеологию, оказалось, у меня с готами общая любимая литература ))) А так я ближе к хиппи, гораздо ближе. Есть в Питере священники из рокеров, один преподаватель Духовной Академии - бывший рокер (в 80-х) , а сейчас - президент клуба байкеров, очень колоритный - с седой гривой ) Они с клубом ездят разыскивают жертв репрессий, расстрелянных и закопанных "в полях", и когда все едут на панихиду раз в год (на одном из полигонов ФСБ отрицает расстрелы и допускает туда только раз в год - хотя раз отрицают, то тогда зачем пускают на панихиду? (риторический вопрос). И вот когда десятки байкеров по шоссе едут на полигон с ним во главе - это сильное зрелище.
Ну и из хиппов достаточно. В Москве, Питере и в монастырях. Так что не отчаивайтесь насчёт субкультур ) А насчёт "не обсудить насущные вопросы" - это всегдашняя и распространённая проблема, не только про религию.
 
А насчёт "не обсудить насущные вопросы" - это всегдашняя и распространённая проблема, не только про религию.

Согласен с вами. Но... Ведь честно, такие проблемы коррелируют со степенью "консервативностью" в людей - на самом деле просто закостенелостью. В православных семьях такое встречается намного чаще, просто потому что закостенелым людям нравятся консервативные взгляды.(я не говорю, что все православные закостенелые)

Насчёт рокеров... Хорошо что такое есть.

Впрочем, я объясню сейчас, почему это не решает проблему.

В современном РПЦ жизнь прихода полностью определяет настоятель...
 
Считает он, что теория эволюции противоречит православию - он будет читать на проповедях Серафима (Роуза) и подавать своё мнение как безальтернативное.

Скажет, что девушки, красящие волосы в яркие цвета, веду себя таким образом непристойности - и люди ему поверят.

Бывает, доходит до того, что он заставляет беременных и кормящих женщин поститься в полной мере. А те приходы, где практикуется другой подход объявляет "ошибающимися".

И в данном сообществе (приходе) именно эти положения будут считаться за истину. И такому человеку будут верить родители. И так будут пытаться воспитывать своих детей.
 
Последнее редактирование:
Люди, которые любят жить "по накатанному" всегда есть и всегда их большинство. В атеистическом СССР (где я росла) их было ровно столько же. Просто сейчас не хотят думать и обсуждать то, что не одобряет Церковь, а тогда не хотели - то, что может помешать карьере. Например, быть верующим было невыгодно. А в корне одно и то же - отсутствие интереса к жизни, к себе и к другим. Душевная лень. И на самом деле не так уж много людей "живых", старайтесь быть одним из них, не закостеневайте )

И в данном сообществе именно эти положения будут считаться за истину.
- ну а Вам-то что? ) Так всегда (в большинстве семей). А верующим подросткам сейчас дан интернет, а там отличные каналы "Batushka ответит", "Меньше ада" и пр. А в больших городах и внеинтернетные тусовки верующей молодёжи есть.
Честно говоря, я из перечисленного Вами Добролюбова бы точно не могла обсудить - потому что в школе это было тотально скучно, и я даже не помню, про что это. Но в целом, бунтари-"Добролюбовы" и растут на этой почве )
 
Последнее редактирование:
Сверху