Что конкретно означает простить?

Православный христианин
я кажется ясно сказал, простить в этом случае - значит не держать зла, в этом смысл уподобления. Попробуйте не связывать с наказанием. Наказание - это и исправление, как многие справедливо трактуют, а не месть.
Можно не держать зла, но считать, что такой-то перед тобой виноват. Будет ли это по Вашей системе считаться "простить"?
 
Православный христианин
Можно не держать зла, но считать, что такой-то перед тобой виноват. Будет ли это по Вашей системе считаться "простить"?
Естественно (несмотря даже на заковыристые расстановочки в вопросе). Встречный вопрос, если кто-то совершил умышленное убийство и родственник пострадавшего простил убийцу, тот становится невиновным?
 
Православный христианин
Встречный вопрос, если кто-то совершил умышленное убийство и родственник пострадавшего простил убийцу, тот становится невиновным?
Виновен ли этот человек или нет - решать Богу. Мы можем лишь о своем отношение говорить: считаем ли мы его виноватым перед нами (должником), или нет. Я понимаю так: если он, по прежнему, с нашей точки зрения, нам должен (например, ждём от него извинений, соответствующего поведения и пр.), то, значит, мы не простили и не отпустили ему долг.
 
Православный христианин
Виновен ли этот человек или нет - решать Богу. Мы можем лишь о своем отношение говорить: считаем ли мы его виноватым перед нами (должником), или нет. Я понимаю так: если он, по прежнему, с нашей точки зрения, нам должен (например, ждём от него извинений, соответствующего поведения и пр.), то, значит, мы не простили и не отпустили ему долг.
ну да-ну да, решать конечно же Богу виновен ли преступник. Я так думаю, у вас не увязывается прощение с необходимостью нести наказание, потому что в вашей системе как раз наоборот: "простить" (задекларировать невиновность обидчика), но продолжать держать зло. И не противоречит букве:) Возможно вы и сами не осознаете этого.

Можно не держать зла, но считать, что такой-то перед тобой виноват. Будет ли это по Вашей системе считаться "простить"?
 
Православный христианин
Вопрос о прощении, что конкретно значит простить, для меня очень сложный, многогранный. Одно время, когда ближе к детству, по-детски так воспринималось всё, и казалось проще. Посмотрите, как у детей, у карапузиков - они озорничают, между собой какие-то нападки, подножки, обзывалки, драки - потом мирись, мирись, и больше не дерись. И опять дружба не разлей вода, всё забыто и обнулено, как будто ничего и не было. И вот казалось бы, примерно так и стремиться. И не важно, просили\не просили прощения. Но не все так просто. Оказывается потом, что сразу обнулить в памяти грех человека, это как-то не всегда однозначные результаты дает. Не может ли это быть в соблазн? Как искаженное назвал нормальным. Как благословил согрешать дальше, не стесняя себя. Не всегда простой вопрос.

Вот пример, он совсем и не тяжелой, но всё-таки проблемки уже не из детства. Договариваешься о чем-то с человеком. Договорились. Потом ты отсутствуешь и недоступен на краткое время, а когда появляешься, то оказывается, что как только ты вышел за дверь, он срочно сделал ровно наоборот, чем договорились. И рассказывает тебе как уже идет сделанное, как об успешном, ставя себе в заслугу деловитость, умение решить на практике вопросы, вроде он даже показал пример, как надо - меньше слов, больше дела. Когда ему говоришь - то, как ты поступил, это у меня называется обманом. Мы с тобой договорились, а ты сделал ровно наоборот - у меня такой поступок называется "ты меня обманул". А человек ни в коей мере так квалифицировать поступок не согласен, он оскорбляется и обижается. Приводит самую абсурдную аргументацию, какая только приходит в голову на ходу - мы договаривались с тобой в тот день вечером, и я в тот день ничего не сделал, а сделал на следущий и еще следующий день. Его рассудок очень готов строить какие-нибудь конструкции в свое оправдание. Даже не важно качество этих конструкций. Если спросить - ты хочешь сказать, что мы договаривались только про тот вечер? - он ничего не отвечает, молчит, и погружается в великую обиду. Не разговаривает. В каких-то потом ситуациях встречаешь его, говоришь с ним по новым ситуациям, а он всё еще строит вид чудовищно оскорбленного человека. Он хочет, чтобы у него просили прощения. За что - за то что сказали, что такие действия, как он сделал, называют обманом и спросили - а ты как-то иначе это называешь? Вот за это он очень оскорблен. Анализируя, почему же это так, приходишь к выводам. Да, во-первых он увы неверующий, далек от христианской практики. А во-вторых, он привык, что точно всё простят. Что бы не сделал, главное осуществить, а потом всё простят, и всё обнулят. И даже не надо ни менять ничего, ни признавать ничего - всё простят люди. Да и что сделают? И вот думаешь, а может автоматическое прощение к которому человек привыкает становится в соблазн?... Этот такой поступок и прощаешь внутренне. Но вот делать то, чего он ожидает с обидой, чтобы ему сказали - "ты прости что назвали твои действия обманом, потому что дело не в формальном, а в намерениях, и ты же ведь не хотел как хуже, а хотел как лучше, и видя, что не знаешь как убедить, решил не возражать, но всё сделать по своему" и еще что-то такое, покрывающее его поступок - не уверен, что так хорошо и полезно. Ведь зло назвать добром не разрешается. Пусть может быть какое-то время поиграет в оскорбленного, но без разгруки от умоперемены, а разбирается со своей совестью сам.

Ну в данном случае прощение внутри себя не сложно. Человек не совсем зрячий, не совсем в ответе, да и мелкое такое. А если сложно, тогда как прощать? Может быть тогда спросить себя - а если бы так поступил твой ребенок, другой очень любимый человек, тогда бы тебе было проще простить? Даже без озвученных извинений, даже и без раскаяния прямо сейчас. Иногда оказывается, что да, что ребенка ты хочешь и ищешь как простить и оправдать. Значит, ты этого человека любишь иначе, чем своего ребенка, поменьше выходит. А Бог всех любит равно, по-отечески. И добрых, и даже блудных детей. Следовательно тут в меньшей любви к человеку, чем к своему ребенку, проявляешь недостачу подобия совершенству, и призван постараться простить. Если раскаивающийся, то как вернувшегося к Отцу блудного сына встречать братьям, былая блудность омыта уже. Если не раскаивающийся, то отказываясь от претензий к нему как к брату, потому что он еще не протрезвел, это еще не он настоящий перед нами, а он растрачивающий имение, перед тем как пришел в себя. То же болезненное, что через него к нам пришло, это не он сам сделал, а это только попущено через него для нашей пользы, для улучшения нас. Если ты улучшился через это, то может быть и ему это на пользу в конечном итоге пойдет.
 
Православный христианин
Я так думаю, у вас не увязывается прощение с необходимостью нести наказание, потому что в вашей системе как раз наоборот: "простить" (задекларировать невиновность обидчика), но продолжать держать зло.
Непонятно, почему Вы так думаете. В моей системе "простить" - это значит примириться, то есть не только не иметь зла, но и не считать, что человек мне что-то должен.
 
Православный христианин
Посмотрите, как у детей, у карапузиков - они озорничают, между собой какие-то нападки, подножки, обзывалки, драки - потом мирись, мирись, и больше не дерись. И опять дружба не разлей вода, всё забыто и обнулено, как будто ничего и не было. И вот казалось бы, примерно так и стремиться.
Не понимаю почему всегда вызывает такие затруднения указание "быть как дети"... Применительно к данной теме: как дети конечно хорошо, но в чем именно? В том, чтобы не хранить в себе озлобленность. В остальном нужно быть разумными и знать что ожидать от человека, а при необходимости потребовать какого-то возмещения даже, и не обязательно это относится к личной выгоде, дети ведь неразумны, не во всем уподобляться.
 
Православный христианин
Непонятно, почему Вы так думаете. В моей системе "простить" - это значит примириться, то есть не только не иметь зла, но и не считать, что человек мне что-то должен.
Запутанное получится объяснение, но я попробую. Вернемся к примеру с преступником. Вы его простите, а он снова совершает тяжкое. Следовательно вы предпримите какие то меры, как минимум чтобы оградиться, а значит и невиновным вы его уже не считаете, а только заявляете так на словах. Вот здесь уместно заметить, что только Бог освобождает от грехов, а не вы, поэтому все закономерно и вы правильно поступаете, но не нужно лицемерно говорить тогда, что преступник невиновен перед вами.
Вот и выходит, объявляете не виновным (что есть ложь), но в душе месть. А если в душе мести нет, то получится то, о чем я и толкую, тогда бы вы были согласны со мной.
 
Православный христианин
Не понимаю почему всегда вызывает такие затруднения указание "быть как дети"... Применительно к данной теме: как дети конечно хорошо, но в чем именно? В том, чтобы не хранить в себе озлобленность. В остальном нужно быть разумными и знать что ожидать от человека, а при необходимости потребовать какого-то возмещения даже, и не обязательно это относится к личной выгоде, дети ведь неразумны, не во всем уподобляться.
Быть как дети на зло. Это необходимо, но не достаточно. Как же дети на зло? Они в младенчестве (хоть и грешны от рождения), но не ловки ещё использовать злое в корыстных и нехороших целях. Младенчество такое иногда быстро кончается, но у карапузов оно еще есть. И у таких карапузов в конфликтной ситуации обе стороны как дети. Когда ни один из них ещё не строит коварный план злодеяния. Но спонтанно начинают шалить, а взрослые останавливают и авторитетно велят мириться. Не глубоко зашло грешное, и покаяться легко и прощение проходит легко. Но, посмотрите на конфликтную ситуацию "ребенок и не ребенок". Например, когда взрослый с развившимися и набравшими в нем силу многими страстями (хорошо если не бесами), делает какую-нибудь гадость по отношению к ребенку, с его детскостью на зло. Разве тогда ребенку легко простить? Отнюдь нет. Злобные воспитатели или просто дети, которые на зло уже были не дети, это бывает травмой на долгие годы иногда у детей. Так что нужно уже и не как дети, а стремясь быть совершенными. Не только не ловкими в злых затеях, но и умелыми в делах добрых. А это не просто.
 
Православный христианин
но не нужно лицемерно говорить тогда, что преступник невиновен перед вами.
так речь идет о том, чтобы простить, а не говорить. И это как раз самое сложное и без помощи Божией - невозможное, подобно исполнению заповеди о левой щеке...
А если в душе мести нет, то получится то, о чем я и толкую, тогда бы вы были согласны со мной.
Это так кажется, что мести нет, потому что эта змея притихла. И то, что Вы пишете, для меня это выглядит как самоуспокоение; дескать, зла не держу, значит, и заповедь исполнил. Но это не так. В том-то и дело, что не можем выполнить этой заповеди. Можем только стремиться, но не успокаивать себя.
 
Православный христианин
Это так кажется, что мести нет, потому что эта змея притихла. И то, что Вы пишете, для меня это выглядит как самоуспокоение; дескать, зла не держу, значит, и заповедь исполнил. Но это не так. В том-то и дело, что не можем выполнить этой заповеди. Можем только стремиться, но не успокаивать себя.
Диву даюсь какая способность все переиначивать и с ног на голову ставить :) То есть не держать зла это самообман, а записать преступника в невиновные - это в самый раз? Может быть наоборот все-таки, с внутреннего все начинается? И я не говорил, что это легко.

так речь идет о том, чтобы простить, а не говорить.
И прощение в неосуждении заключается, неумножении зла, а не в том чтобы назвать преступника невиновным, потому что виновным он останется по факту. Думаю не стоит нам по кругу ходить, выхожу из обсуждения.
 
Православный христианин
Тот кто достиг состояния готовности всегда сказать «прощаю», то не впадает в состояние, из которого для выхода надо искренне сказать « прощаю». Такой человек всё происходящее с ним принимает как посланное Богом и благодарит Бога за всё, в том числе и за то, что другой воспринимает как нечто нехорошее сделанное ближним в отношении его и требующее прощения.

Слава Богу за всё! Достигший этого состояния не на словах а на деле, может ли задумываться о прощении или не прощении кого то в скорбных обстоятельствах?

Прощаем когда - исправляем свою собственную душу, которая возмущается обстоятельствами и не воздаёт Богу славу за всё доброе и злое что с нами лично приключается. А суд ближнего оставим Богу. Прощаем чтобы и нас Бог простил.
Ваши утверждения никак не отрицают моего.
 
Православный христианин
А как такое понимание согласуется с Господней молитвой? Ведь Господь учит: "... якоже и мы оставляем должником нашим...", а не должникам, попросившим прощения.
Точно так и согласуется: мы являемся должниками перед Богом и потому каемся и просим Его нас простить за наши долги.
 
Православный христианин
То есть не держать зла это самообман, а записать преступника в невиновные - это в самый раз?
может быть и самообман, а про записывать куда-то кого-то я ничего не писал. Я писал о том, что если думаешь что простил, и вроде зла не имеешь, но считаешь человека виноватым перед собой, свои должником, то, значит, не простил.
И прощение в неосуждении заключается, неумножении зла, а не в том чтобы назвать преступника невиновным, потому что виновным он останется по факту.
вот это и называется "не простить". А останется он/вы/я виновным, или нет - не нам судить.
 
Православный христианин
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» Рим. 12:19-21.

Прощение это всегда категория личная
, и если зло совершено против нас, мы обязаны простить, даже если это будет в терзаниях, муках, и молитве с горящим от боли сердцем. Христианство это когда мы боремся с прорастанием зла в себе, что возможно только по Благодати. Сами мы не имеем силы на это, поэтому мы молимся об обидчиках и Бог, видя благое произволение, отнимает от нас гнев, укрепляет и утешает наше сердце, давая нам мир, тишину и силы простить. Возвращение мирного состояния, собственно, и есть прощение. Причём по Благодати иногда бывает, что обида даже не возникает, мир не теряется, гнев угашается в зачатке.

Если же человек творит зло по отношению к другим, не кается и не несёт наказания, мы предаём его в руки Божии и не мыслим категориями прощения или не прощения, потому что прощение как оправдание не покаявшегося перед Богом грешника — это оправдание зла, то есть зло, и в этом нет праведности. Если же дело хоть в чём-то касается нас, мы молимся, чтобы Бог наше сердце утешил и укрепил от гнева, осуждения или возмущения. А вопросы Суда, прощения и наказания, оставляем Господу, поскольку мы верим в Благость Божию и Божественное Правосудие Его.

«Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом». Преподобный Паисий Святогорец.

Мы не закрываем глаза на грех, но и не отождествляем человека с его грехом, и если грех простительный, то можем молиться, чтобы Бог помиловал человека. Однако, если грех его смертный, то не сказано, чтобы молиться Богу о прощении такого человека: «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». 1 Ин: 5:16.

 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не понимаю почему всегда вызывает такие затруднения указание "быть как дети"... Применительно к данной теме: как дети конечно хорошо, но в чем именно? В том, чтобы не хранить в себе озлобленность. В остальном нужно быть разумными и знать что ожидать от человека, а при необходимости потребовать какого-то возмещения даже, и не обязательно это относится к личной выгоде, дети ведь неразумны, не во всем уподобляться.
Не нужно быть разумными и держать за пазухой камень на всякий случай.)) это отягощает)).. Вы же сами от себя возмещения не потребуете... Представьте ситуацию когда вы сами себе задолжали и с пристрастием ходите сами за собой и выбиваете долг, или простили себе долг, но помните об этом и держите самого себя от себя на расстоянии....
Возлюби ближнего как самого себя... Если о своём ближнем думать как о себе, всё вопросы отпадут сами
 
Православный христианин
Не нужно быть разумными и держать за пазухой камень на всякий случай.)) это отягощает)).. Вы же сами от себя возмещения не потребуете... Представьте ситуацию когда вы сами себе задолжали и с пристрастием ходите сами за собой и выбиваете долг, или простили себе долг, но помните об этом и держите самого себя от себя на расстоянии....
Возлюби ближнего как самого себя... Если о своём ближнем думать как о себе, всё вопросы отпадут сами
Не совсем понял к чему это, хотите сказать если рядом опасность в лице какого-то известного персонажа (наркоман убийца насильник..), нужно убедить себя что это не так? Все интереснее, сколько форумная бумага может стерпеть)

Не нужно быть разумными и держать за пазухой камень на всякий случай.))
Как там Христос сказал по этому поводу: будьте мудры как змии и просты как голуби.
В том, чтобы не хранить в себе озлобленность. В остальном нужно быть разумными и знать что ожидать от человека
 
Православный христианин
Не совсем понял к чему это, хотите сказать если рядом опасность в лице какого-то известного персонажа (наркоман убийца насильник..), нужно убедить себя что это не так? Все интереснее, сколько форумная бумага может стерпеть)
Всё так...любой наркоман на вашем пути и есть ваш ближний. Христианство расширяет это понятие, ближний это тот кто находится с вами в контакте в данный момент... поэтому относитесь к нему как уже было описанно выше.... это путь к богоподобию, ибо сказано вначале, что нам нужно возлюбить ближнего, а потом Бога
 
Православный христианин
Я писал о том, что если думаешь что простил, и вроде зла не имеешь, но считаешь человека виноватым перед собой, свои должником, то, значит, не простил.

вот это и называется "не простить". А останется он/вы/я виновным, или нет - не нам судить.
Мне кажется что отправной точкой в понимании того, что значит «простить», являются слова из молитвы Отчей : и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим.

Вот как Бог нам должен простить? На словах, типа я простил но долг отдай? Или я простил но отношусь к тебе как к тому кто однажды убил и может опять убить? И т.д.. Вот всё человеческое понимание так простить можно, а так - это уже слишком, стоит положить на чашу весов суда лично меня Богом. И вот если я считаю что вот так то простить это уж слишком… то и Бог вот также « простит» нас, ставящих эти критерии для прощения ближнего…
 
Православный христианин
Не совсем понял к чему это, хотите сказать если рядом опасность в лице какого-то известного персонажа (наркоман убийца насильник..), нужно убедить себя что это не так? Все интереснее, сколько форумная бумага может стерпеть)
Опасность может приходить не только от человека, но и от животного, от природной стихии и проч. Нам же не проходит в голову "прощать" стихии.
 
Сверху