Вы что-то перепутали, Андрей. Я везде говорил о трудном пути, узкой и извилистой дороге со многими препятствиями, по которой предстояло пройти Адаму, познав последствия зла. А Вы на это возражали, что не обязательно было Адаму идти окольным путем изгнания из рая. Писали, что он мог утвердиться в добре и быть обоженым, пройдя коротким путем без грехопадения и последующих страданий.
А теперь Вы заявляете, что короткий путь это путь грехопадения. И здесь я с Вами полностью согласен.
Короткий путь без познания последствий зла приведет к грехопадению. Адам совершенствовался бы в раю, но так как оставался бы не утвержденном в добре и не знал преграды к злу, то пал бы с такой высоты, что его обожение стало бы невозможно. Если бы Адам шел по короткому пути, оставаясь в раю, то в конце этого пути пришел бы к гордости, причем к такой закоренелой гордости, из которой обожение стало бы невозможно.
Без грехопадения невозможно увидеть свою немощь и приобрести смирение. Без грехопадения будет только возрастающая гордость собой, своими силами и знаниями.
Согрешить Адаму попущено было «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29). Таков путь Адама к обожению – через грехопадение к изгнанию из рая, лишениям, покаянию, смирению, а через смирение к единению с Богом.– (
#227).
Итак, у Адама не было любви, потому что если бы у него была любовь к Богу, то по любви к Богу естественным образом и неизбежно выполнил бы эту заповедь, как выполняют святые, стяжавшие Святой Дух. Если он ее не выполнил, значит еще не стяжал Святого Духа и не святой, и любви к Богу, свойственной святым, у него не было.
И у меня глубокое убеждение в том, что единственным образом проявить любовь к Богу Адам мог, только пройдя тернистым путем Христа. Как Христос шел к нам, так и мы все, в том числе и Адам, должны идти по пути Христа – неся крест тягот жизни и проявляя жертвенную любовь. Христос показал, какой путь проявления любви к Богу должен быть. Это жертвенная любовь.
Откуда в раю, в том месте, где нет лишений и непрерывно даются блага, зародится жертвенная любовь? Там будет только потребление этих благ. Вместо потребности отдавать всего себя Богу и жить ради Бога разовьется привычка только получать блага, разовьется эгоизм и гордость, а не любовь. Пока не обрели любви, постоянное получение даров будет рассматриваться как должное и не будет никакой благодарности за них.
Как воспитать эту жертвенную любовь ради другого, если этот другой все дает и дает тебе и не знаешь, что значит потерять его? Только потеряв Того, который является источником блага, познаешь цену этой потери и возникнет потребность в Боге. И только познав последствия зла, познаешь цену добра.
Святитель
Иннокентий Херсонский в книге «
Падение Адамово» пишет: - «
Но при всей чистоте и благонастроенности, прародители наши не только не были, подобно Ангелам, утверждены в добре, но не имели еще и той нравственной твердости, какую имеют ныне святые Божий человеки, кои, узнав худость греха из опыта, отвращаются от него, как от зла уже изведанного"…«
И в Едеме была сего рода простота, - благая, вожделенная, чистая, святая, - но не имеющая еще чувств, обученных долгим учением в рассуждение добра же и зла (Евр. 5; 14), которая посему самому могла, прошед опыт, обратиться в искусство духовное и в разумную непреклонность ко злу, но, увлекшись чувственностью, могла также, хотя без злого намерения, внять совету змия, забыть заповедь и вкусить от запрещенного древа» (
#171).
1. До падения только благодать Божия удерживала Адама от падения. Стоило Богу перестать удерживать его, оставить его наедине со змием, как не стало сил, удерживающих Адама от падения. Адам согрешил и попал в плен греха под власть дьявола и в осуждение Божие.
2. Или, по-другому. Адам мог, как возрастать во благе, так и уменьшаться. Но так как он не был пока утвержден в добре и имел преграды к уменьшению добра, то даже ничтожное уменьшение добра из-за отсутствия подпорки привело его к падению.
3. Не успев родиться и проявить свою свободную волю, мы все уже осуждены неким первородным грехом, отображающим нашу наклонность к греху. Так же и Адам, не успев согрешить, уже был осужден, потому что никто не благ, кроме Бога. Все ошибаются, пока не станут едины с Богом. А ошибка это и есть грех. Ошибаются и учатся на ошибках, если пожелают этого (
#172).
4. Чтобы приобрести святость, надо испытать последствия богооставленности и устремиться к Богу. Только в движении со стороны человека к Богу можно утвердиться в добре. Без этого движения к Богу обожение человека невозможно. Пока не почувствуешь и не осознаешь падение и связанные с этим лишения, пока не испытаешь, как жить без Бога, не будет потребности в душе устремиться к Богу.
От человека требуется единственное – это движение к Богу. Боже, спаси меня! А без помощи Бога одному Адаму было не справиться с дьяволом. Будет ли кто-нибудь обращаться к Богу за помощью, если живет в раю, имеет все блага и все прекрасно? (
#179).