Храмы воинской славы
Благодарственным памятником чудесного спасения Москвы от нашествия Тимура стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы, привезенной по приказу великой княгини Евдокии из Владимира на защиту русской столицы. А Крестовоздвиженская обитель основана в память избавления Москвы от нашествия хана Мехмета в 1440 году – она была снесена при советской власти. Обитель эту основал казначей и любимец князя Василия Темного князь Владимир Григорьевич Ховрин, имевший здесь дом. После ухода хана он выстроил на своем дворе каменный храм «во славу Честнаго Креста», потом обращенный в монастырь, от которого сегодня осталось лишь имя улицы Воздвиженки.
В честь следующей крупной победы – над татарским царевичем, по имени Мазовша, в июле 1451 года – в Кремле был построен домовый митрополичий храм Положения ризыПресвятой Богородицы во Влахерне, поскольку царевич после жестокого боя, случившегося на этот праздник, ночью неожиданно бежал от стен Москвы – потому его набег был прозван «скорой татарщиной». Есть и предание, что в ту ночь татарам показалось, будто к городу на подмогу русским подошло огромное войско, и они бежали прочь. Но в 1459 году, «похвалився, на Русь пошли» орды ногайского хана Седи-Ахмета, отца царевича Мазовши. Теперь отпор врагу был дан на далеких рубежах: московское войско не позволило хану переправиться через Оку. В честь этой победы митрополит Иона основал в Успенском соборе придел Похвалы Пресвятой Богородицы.
Падение татаро-монгольского ига тоже осталось запечатленным в Москве. Бегство хана Ахмета от реки Угры пришлось на день памяти преподобного
Феодора Студита и великомученика Мины – 11 ноября 1480 года. У будущих Никитских ворот построили часовню
Феодора Студита, позднее обращенную в церковь, а в древнем храме Зачатия святой Анны, что в Углу, на Москворецкой набережной, освятили престол во имя святого Мины.
Крупнейшим воинским торжеством средневековой Руси стало покорение Казани, части бывшей Золотой Орды. Благодарственным памятником этой победы стал храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красной площади – символическое воплощение идеи богоизбранного Третьего Рима и архитектурный образ Небесного Иерусалима. В праздник Покрова 1 октября 1552 года начался победоносный штурм Казани. Остальные восемь храмов-приделов, окружающих центральный Покровский шатер, напоминают о старом белокаменном Троицком храме, в котором был погребен святой Василий Блаженный (по преданию, он сам собирал деньги в полу на Покровский храм и перед смертью в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному), и о боях, предшествующих покорению Казани. Они освящены во имя тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 сентября, в день памяти святителя Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани с Арской башней. Штурм города завершился 2 октября, в праздник святых Киприана и Иустины. Придел Входа Господня в Иерусалим основан в честь победного возвращения Ивана Грозного в Москву.
Возвращение это было триумфальным. Поздней осенью 1552 года вся Москва во главе со святителем Макарием встречала Ивана Грозного и воинство у стен Сретенского монастыря. Пели многолетия «победителю варварску и избавителю христианскому». Царь спешился и пал ниц перед обителью. После благодарственной молитвы он снял доспехи, облачился в царскую одежду и с крестным ходом отправился в Кремль. После богослужения в Успенском соборе последовал грандиозный трехдневный пир в Грановитой палате. Царь и митрополит произносили речи, в которых подчеркивался не только национальный, но именно христианский смысл победы над татарами-иноверцами, терзавшими Русскую землю. Царь, молвив, что победа была одержана лишь благодаря Божественной помощи, благодарил митрополита, все духовенство и весь народ русский за молитвы, благодарил свое воинство, щедро жалуя победителям собольи шубы, золотые кубки, коней, вотчины. А митрополит Макарий в своем слове сравнил Ивана Грозного с великими христианскими правителями древности, одержавшими победы над иноверными и иноземными врагами – Константином Великим, Александром Невским, Димитрием Донским. На царе, по словам святителя, «превзыде свыше Божия благодать: царствующий град Казаньский со всеми окрестными тебе дарова и змия, гнездящяся там… и нас зле поядающаго, сокруши благодатию своею и силой крестною». Символом победы стало крещение в Чудовом монастыре последнего казанского хана Утямыша, сына знаменитой казанской царицы Сююмбике, – его нарекли Александром.
Покровский собор был не единственным памятным храмом той победы. В 1557 году был выстроен благодарственный шатровый Сергиевский храм в Кремле на подворье Троице-Сергиева монастыря, призванный прославить великого подвижника России за его молитвенную помощь во время взятия Казанского ханства и в память посещения Грозным обители на пути в Москву. По данным, приведенным Т. Кудрявцевой, в честь той же победы был основан в Даниловом монастыре и храм во имя святых отцов семи Вселенских Соборов.
В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, была одержана победа над крымским ханом Казы-Гиреем, подступившим к Москве. Как известно, царь приказал совершить с иконой Божией Матери «Донская», почитаемой защитницей от иноплеменных, крестный ход по крепостным стенам Москвы и потом принести этот образ в свою походную Сергиевскую церковь, где молился перед ним всю ночь. В видении ему было открыто, что он одержит победу. На рассвете хан бежал от Москвы. В память о своем ночном молении в походной церкви царь приказал основать на том месте Донской монастырь. Поход Казы-Гирея был последним набегом крымских татар, когда им удалось дойти до Москвы, и победу над ним сравнивали с победой на Куликовом поле. По данным Кудрявцевой, на том месте в Замоскворечье, где стрельцы под командованием Бориса Годунова стояли на защите Кремля, в честь победы была перестроена церковь Иоанна Предтечи под Бором, в Черниговском переулке. Сам Борис Годунов был пожалован, кроме прочих наград, трофейным золотым сосудом «Мамай», захваченным в Куликовской битве, но тщеславный боярин тем не удовольствовался и повелел поместить в стенной росписи собора Донского монастыря «подобие своего образа».
Грянула смута. Победа над поляками также была отмечена храмами. В ознаменование победы 1612 года на Красной площади был основан благодарственный Казанский собор в честь святыни второго ополчения К. Минина и Д. Пожарского – Казанской иконы Божией Матери – и учреждены к нему дважды в год, в праздники этой иконы, крестные ходы из Кремля с участием царя. У Лобного места процессия разделялась: часть духовенства шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого города и Земляного, окропляя их святой водой. Другим памятником этой победы, причем двойным, стала Казанская церковь в Коломенском, заложенная Михаилом Федоровичем в память освобождения Москвы и достроенная Алексеем Михайловичем в честь 100-летия взятия Казани.
Кроме того, по одной из версий, в Замоскворечье заяицкие (уральские) казаки, участвовавшие в борьбе с польской интервенцией, основали деревянную Никольскую церковь (возможно, придельную) и подарили в нее икону святого Угодника – ныне это замечательный храм Николая Чудотворца в Заяицком.
Однако последней битвой Смуты было не покорение Китай-города в 1612 году, а ночное сражение с поляками 1 октября 1618 года, когда польский королевич Владислав, приглашенный в «безгосударево время» на русский престол, попытался взять реванш. В ту ночь войска гетмана П. Сагайдачного в последний раз штурмовали стены Москвы и были отброшены от столицы. Победа снова была одержана на праздник Покрова. По легенде, утром перед штурмом, услышав праздничный звон кремлевских колоколов, гетман вдруг заплакал и ушел с войском прочь, не приняв боя, но на самом деле сражение состоялось и кончилось разгромом вражеского войска. Это была первая военная победа Романовых, в которой увидели зримое покровительство им Царицы Небесной. Тогда в царских резиденциях и имениях приближенных появилось несколько новых Покровских церквей, в том числе в Измайлово, в Рубцово, в Филях и в Медведкове – имении князя Д. Пожарского: этот Покровский храм был построен на том месте, где перед битвой в 1612 году был отслужен войсковой молебен.
Церковь Троицы в Листах у Сретенских ворот стала памятником сразу нескольких воинских подвигов. С 1651 года она, тогда еще деревянная церквушка, стала приходским храмом стрельцов. Прихожане хотели иметь каменный храм и «добывали камень» ратными подвигами. Отличившись в Смоленском походе, они получили 100 тысяч царских кирпичей. Еще 150 тысяч кирпичей Алексей Михайлович пожаловал им за поимку и привод в Москву Стеньки Разина – из них сложили стены храма. За очередную доблесть, проявленную в Чигиринском походе в 1678 году, стрельцы получили камень на Покровский придел