Нашел Слово на тему. Местами высокое, но и практическое.
--------------------------
...когда ум просвещен [бывающим] в сердце, как Я сказал, соединением его с благодатью.
Тогда, стало быть, в таковых сокращается мера псалмопения и чтения, и всякое законоположение о количестве их враз далеко отодвигается, и один лишь неписаный канон и закон молитвы – это премирное единение в сердце ума с Духом благодати и его преестественное,- благодаря Духу или вместе с Духом,- видение и расположение. И никак иначе, когда, то есть, имеющий ум [свой расположенным] таким образом в келлии сидит или, зачастую, даже лежит и предается покою и безмолвию, до тех пор, пока почему-либо – или от немощи тела, или по причине чего-либо из внешнего, или по беспечности ума – не отступит оная животворящая сила Святого и просвещающего Духа. Когда же она отступит и ослабнет, делаясь неотчетливой, то должно оживлять и воздвигать ее чем-либо одним,- если возможно, то лишь единственным псалмом,- ибо практикующим при условии благодати исихию весьма помогает молчание. Если же по причине какого бы то ни было недостатка это кому-нибудь будет невозможно, то ему необходимо немногословствовать (βραχυλεκτεῖν), насколько хватит сил и твердости, как Я уже говорил при разборе одного псалма. Затем, таким образом, если снова не достиг вершины и нуждается в некоем развлечении, то, походив немного вне келлии на свободе и скорее вернувшись, пусть [снова] войдет [в нее] и снова берется за дело с мужеством и помощью Духа или, пожалуй, с бόльшим. Чтение, конечно, хорошо и всегда в любое время, когда кто хочет освежить и вновь раздуть божественную энергию, в высшей степени полезно, как ничто иное,для ума, впадшего в некое смятение и склоняющегося к рассеянию, однако и оно должно быть в достаточной мере сокращено и к тому же быть подходящим для должным образом безмолвствующего. Ведь и сидящий [в безмолвии] всегда, согласно прежде сказанному, созерцает и богословствует поистине равно ангелам, и молчит, и Дух, при помощи Которого он созерцает, и Я прибавил бы, что и очищается, в основание его видения положил единое начало, согласно богослову Григорию, в высшей степени точных выражениях называющему безмолвие таковых [подвижников] обоживающим, [так что он] созерцает единовидно и боговидно.
И в чтении он нуждается вовсе не из потребности в чем-либо, то есть не для того, чтобы узнать что-то, чего, возможно, не знает, или научиться [чему-то] из божественных вещей, чего он не умеет. Ибо единожды приявшие помазаніе отъ Святаго имеют его пребывающимъ въ нихъ, [и оно] учит их всему, и яко само учитъ я о всемъ, и истинно есть, и нѣсть ложно. Посему не требуютъ да кто учитъ я, когда с ними пребывает благодать. Нужно, однако, читать для утешения, подобного получаемому от друзей и знакомых, ради отдохновения и восстановления в случающихся [напастях], как было сказано (прп.
Каллист Ангеликуд, Слово 8).
------------------