Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Еще о количестве и об иллюзиях.
Есть хороший ориентир для самопроверки: на духовном пути [в делании, молитве] средство не отличается от цели.
Это означает в том числе, что делание ИМ это и есть пребывание во Христе. Хотя конечно и учимся тоже, но нельзя рассматривать это отдельно, только как упражнение. Тогда что имеем, 100 молитв - это 10 минут попытки изобразить свое движение ко Христу. Напряглись, сгруппировались, потерпели 5 мин, расслабились. И все на круги своя.
 
Православный христианин
Есть Иисусовая молитва сытая. Она идет долгое время со слабым негативом хотя грехи и выходят.
Трудно да , толк есть, да.

Качество молитвы зависит от Благодати. А так как смирение состоит из спокойного ничто и Благодати то от смирения.

Один из способов получит Благодать через искушение молитва за других.
Вот один из способов молись за мир или за других а потом за себя и будет качество молитвы.
 
Православный христианин
Из соседней темы. Переношу обсуждение, поскольку все же практическое
Еще практический момент - лучше делать понемногу но часто в течении дня, чем долго но за один раз. Кто работает с компьютером, можно звонок ставить допустим раз в час или полчаса на короткие периоды молитвы. Так постепенно появляется навык непрерывной памяти Божией, непрерывного внутреннего предстояния перед Богом. Длинные периоды молитвы обычно не по силам на начальных этапах, внимание быстро утомляется и рассеивается.
Здесь сгодиться снова метафора с нагреванием воды. Часто и по малу - значит подогревать, но не доводить до кипения; редко по многу - вскипятить и дать остыть. Для упражнения именно в созерцательной молитве, мне кажется важнее второе - длинные сессии, в них пересиливаются отвлечения, шаг за шагом дисциплинируется ум, а иначе если не превосходить, остаешься в поставленных рамках.
По утомляемости и рассеянности 2 момента, 1 сонливая рассеянность в конце молитвы, она с непривычки когда мозг не переваривает сосредоточенных тонких состояний от изъятия из привычного шума. Думаю это надолго.
2 это признак сопротивления, наверное вы это имели ввиду, вот тут очень с пользой можно использовать такую усталость, внимательно отслеживать где "жмет"(там самость лютует)) и отпускать там, как бы впуская молитву. Получается смирение практикуем тем самым, очень полезным нашел для себя такое применение. Не знаю понятно ли выразился, легче наверное в молитве опробовать самим.
 
Православный христианин
Из соседней темы. Переношу обсуждение, поскольку все же практическое

Здесь сгодиться снова метафора с нагреванием воды. Часто и по малу - значит подогревать, но не доводить до кипения; редко по многу - вскипятить и дать остыть. Для упражнения именно в созерцательной молитве, мне кажется важнее второе - длинные сессии, в них пересиливаются отвлечения, шаг за шагом дисциплинируется ум, а иначе если не превосходить, остаешься в поставленных рамках.
По утомляемости и рассеянности 2 момента, 1 сонливая рассеянность в конце молитвы, она с непривычки когда мозг не переваривает сосредоточенных тонких состояний от изъятия из привычного шума. Думаю это надолго.
2 это признак сопротивления, наверное вы это имели ввиду, вот тут очень с пользой можно использовать такую усталость, внимательно отслеживать где "жмет"(там самость лютует)) и отпускать там, как бы впуская молитву. Получается смирение практикуем тем самым, очень полезным нашел для себя такое применение. Не знаю понятно ли выразился, легче наверное в молитве опробовать самим.
Я там ответил здесь и здесь, то есть хорошо делать и то и другое. Я согласен что длительные молитвы имеют свою пользу.
В общем здесь нет каких-то жестких правил, все индивидуально, нужно пробовать разные способы и смотреть по результатам. Но частые молитвы полезны в том что они помогают установиться в непрерывной памяти Божией и постоянном внутреннем предстоянии перед Богом. См здесь.

Сам я придерживаюсь такого порядка - в течении занятого дня делаю краткие прерывы на молитву, минут по 5-10 каждые полчаса или час, как получится, а по утрам и вечерам, когда есть возможность, молюсь подолгу, но тоже с перерывами на чтение. Если молюсь с закрытыми глазами, то минут через 20 просто проваливаюсь в сон, так что приходится делать перерывы хотя-бы просто на молитву с поклонами - сразу сон разгоняет.
 
Православный христианин
Я там ответил здесь и здесь, то есть хорошо делать и то и другое. Я согласен что длительные молитвы имеют свою пользу.
В общем здесь нет каких-то жестких правил, все индивидуально, нужно пробовать разные способы и смотреть по результатам. Но частые молитвы полезны в том что они помогают установиться в непрерывной памяти Божией и постоянном внутреннем предстоянии перед Богом. См здесь.
И то и другое конечно лучше, еще лучше часто и подолгу) . Я лишь подчеркиваю то, что полезно для освоения именно созерцательной молитвы. Разделять пришлось потому что такой выбор действительно возникает, отсюда и вопросы что все же лучше.
Памятование оно может быть и в непристанной молитве, "самдвижной трудовой", при этом не вижу уже никакой отдельной пользы часто вставать на отдельную 5-минутную молитву, нужно держать ум ТАМ в течении дня и возвращать. А вот необходимость долгой молитвы есть всегда.
Снова тут тема конфликта в русском исихизме, я думаю сердечно-рыдальный способ по свтт Игнатию/Феофану, это все же другой способ, не созерцательный, он не является самодостаточным истинно исихастским.
 
Православный христианин
По мере того, как человек приближается ко Христу, в нём естественно пропадает пристрастие к суетному, вызывается к тому отвращение. Если нету ещё отвращения, значит мы далеки от Христа. Если есть, но они ещё нередко тянут нас к себе и мучают, значит мы приблизились немного к Богу и Тот начинает нас притягивать к себе, мол "оторвись от дел ветхого человека. Счастья они тебе не дадут. Вот Я посылаю тебе немного благодати почувствовать счастье духовное. Дам более, если совсем оторвёшься от пристрастий суетных, от греховной жизни". И если увидит от нас согласие и твёрдое намерение последовать за Ним, а за намерением дела, то скоро подаст и молитву непрестанную иисусову самодвижную, и смирение, и радость в Духе Святом бОльшую первой, пилотной версии. А там как хорошо будет с Ним!
 
Православный христианин
Преподобному Пахомию Великому, для подведомственного ему многочисленного общества монахов, Ангел Божий преподал молитвенное правило. Иноки, подчиненные духовному руководству преподобного Пахомия, должны были каждый час совершать правило, от исполнения правила освобождены были достигшие совершенства и соединенной с ним непрестанной молитвы. Правило, преподанное Ангелом, состояло из трисвятого, молитвы Господней, 50 псалма, Символа Веры и ста молитв Иисусовых.

Старец Ефрем Оризонский говорил, что кто хочет увидеть плод молитвы, то пусть хотя бы несколько дней (скажем два дня на выходных) проведёт вот так в молитве по вышеуказаному правилу, приведённое в пример. Это правило при неспешном чтении занимает 40 минут в час. То есть оставшиеся 20 минут можно почитать Писание. Да вот так весь день и провести. Если сложно, то можно часик прибавить между правилами, в которые лучше послушать беседы Святых о молитве. Да хотя бы даже 1 день так проведённый даст ощутить силу молитвы. Тяга к суетному заметно поубавится, а там мало по малу и совсем оставит, да будет хотеться так и каждый день проводить, у кого такая возможность есть.

 
Православный христианин
И то и другое конечно лучше, еще лучше часто и подолгу) . Я лишь подчеркиваю то, что полезно для освоения именно созерцательной молитвы. Разделять пришлось потому что такой выбор действительно возникает, отсюда и вопросы что все же лучше.
На счет созерцательной согласен
Памятование оно может быть и в непристанной молитве, "самдвижной трудовой", при этом не вижу уже никакой отдельной пользы часто вставать на отдельную 5-минутную молитву, нужно держать ум ТАМ в течении дня и возвращать.
В идеале да, но это уже самодвижная, ей как раз и способствуют развиться частые 5-минутки. И даже когда она идет но может ослабевать от вовлеченности в повседневные дела, то 5-минутки позволяют ее поддержать и восстановить.
А вот необходимость долгой молитвы есть всегда.
Снова тут тема конфликта в русском исихизме, я думаю сердечно-рыдальный способ по свтт Игнатию/Феофану, это все же другой способ, не созерцательный, он не является самодостаточным истинно исихастским.
Тоже верно, "сердечно-рыдальный" способ - это как бы вспомогательный промежуточный этап, он помогает разогреть и вовлечь сердце, но это все-таки еще душевные эмоции человеческого естества. То есть ничего плохого в этом нет, но это конечно еще не созерцание.
 
Православный христианин
Я там ответил здесь и здесь, то есть хорошо делать и то и другое. Я согласен что длительные молитвы имеют свою пользу.
В общем здесь нет каких-то жестких правил, все индивидуально, нужно пробовать разные способы и смотреть по результатам. Но частые молитвы полезны в том что они помогают установиться в непрерывной памяти Божией и постоянном внутреннем предстоянии перед Богом. См здесь.

Сам я придерживаюсь такого порядка - в течении занятого дня делаю краткие прерывы на молитву, минут по 5-10 каждые полчаса или час, как получится, а по утрам и вечерам, когда есть возможность, молюсь подолгу, но тоже с перерывами на чтение. Если молюсь с закрытыми глазами, то минут через 20 просто проваливаюсь в сон, так что приходится делать перерывы хотя-бы просто на молитву с поклонами - сразу сон разгоняет.
Для моего распорядка обе молитвы плохие, длительные и короткие. Они означают самовольный переход на предыдущий уровень, что считается у отцов падением. Другое дело невольный переход, когда истекающая из сердца молитва промыслительно ослабевает, нужно встать, пройтись, почитать псалмы и др. И скорее вниманием за прежнее дело. На словах все просто, но на практике не все так хорошо. Молитва очень неустойчива на ранних этапах и удобопоползновенный грех, как пишут отцы, нет-нет да и найдет себе лазейку.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Для моего распорядка обе молитвы плохие, длительные и короткие. Они означают самовольный переход на предыдущий уровень, что считается у отцов падением. Другое дело невольный переход, когда истекающая из сердца молитва ослабевает, нужно встать, пройтись, почитать псалмы и др. И скорее вниманием за прежнее дело. На словах все просто, но на практике не все так хорошо. Молитва очень неустойчива на ранних этапах и удопоползновенный грех, как пишут отцы, нет-нет да и найдет себе лазейку.
Конечно когда идет самодвижная и созерцательная, эти распорядки уже не нужны и означают отход на предыдущий уровень. У меня все идет приодами, и в периоды сухости сердца приходится прибегать к распорядкам.
 
Православный христианин
Для моего распорядка обе молитвы плохие, длительные и короткие. Они означают самовольный переход на предыдущий уровень, что считается у отцов падением. Другое дело невольный переход, когда истекающая из сердца молитва промыслительно ослабевает, нужно встать, пройтись, почитать псалмы и др. И скорее вниманием за прежнее дело. На словах все просто, но на практике не все так хорошо. Молитва очень неустойчива на ранних этапах и удобопоползновенный грех, как пишут отцы, нет-нет да и найдет себе лазейку.
Вообще для работающего и семейного мирянина (каким и я являюсь) такое состояние постоянного самодвижного созерцания практически недостижимо, слишком много отвлечений в течении дня, и для таких людей подобный распорядок очень помогает. Для пенсионеров да, это возможно.
 
Православный христианин
Нашел Слово на тему. Местами высокое, но и практическое.
--------------------------
...когда ум просвещен [бывающим] в сердце, как Я сказал, соединением его с благодатью.
Тогда, стало быть, в таковых сокращается мера псалмопения и чтения, и всякое законоположение о количестве их враз далеко отодвигается, и один лишь неписаный канон и закон молитвы – это премирное единение в сердце ума с Духом благодати и его преестественное,- благодаря Духу или вместе с Духом,- видение и расположение. И никак иначе, когда, то есть, имеющий ум [свой расположенным] таким образом в келлии сидит или, зачастую, даже лежит и предается покою и безмолвию, до тех пор, пока почему-либо – или от немощи тела, или по причине чего-либо из внешнего, или по беспечности ума – не отступит оная животворящая сила Святого и просвещающего Духа. Когда же она отступит и ослабнет, делаясь неотчетливой, то должно оживлять и воздвигать ее чем-либо одним,- если возможно, то лишь единственным псалмом,- ибо практикующим при условии благодати исихию весьма помогает молчание. Если же по причине какого бы то ни было недостатка это кому-нибудь будет невозможно, то ему необходимо немногословствовать (βραχυλεκτεῖν), насколько хватит сил и твердости, как Я уже говорил при разборе одного псалма. Затем, таким образом, если снова не достиг вершины и нуждается в некоем развлечении, то, походив немного вне келлии на свободе и скорее вернувшись, пусть [снова] войдет [в нее] и снова берется за дело с мужеством и помощью Духа или, пожалуй, с бόльшим. Чтение, конечно, хорошо и всегда в любое время, когда кто хочет освежить и вновь раздуть божественную энергию, в высшей степени полезно, как ничто иное,для ума, впадшего в некое смятение и склоняющегося к рассеянию, однако и оно должно быть в достаточной мере сокращено и к тому же быть подходящим для должным образом безмолвствующего. Ведь и сидящий [в безмолвии] всегда, согласно прежде сказанному, созерцает и богословствует поистине равно ангелам, и молчит, и Дух, при помощи Которого он созерцает, и Я прибавил бы, что и очищается, в основание его видения положил единое начало, согласно богослову Григорию, в высшей степени точных выражениях называющему безмолвие таковых [подвижников] обоживающим, [так что он] созерцает единовидно и боговидно.
И в чтении он нуждается вовсе не из потребности в чем-либо, то есть не для того, чтобы узнать что-то, чего, возможно, не знает, или научиться [чему-то] из божественных вещей, чего он не умеет. Ибо единожды приявшие помазаніе отъ Святаго имеют его пребывающимъ въ нихъ, [и оно] учит их всему, и яко само учитъ я о всемъ, и истинно есть, и нѣсть ложно. Посему не требуютъ да кто учитъ я, когда с ними пребывает благодать. Нужно, однако, читать для утешения, подобного получаемому от друзей и знакомых, ради отдохновения и восстановления в случающихся [напастях], как было сказано (прп. Каллист Ангеликуд, Слово 8).
------------------
 
Православный христианин
Нашел Слово на тему. Местами высокое, но и практическое.
--------------------------
...когда ум просвещен [бывающим] в сердце, как Я сказал, соединением его с благодатью.
Тогда, стало быть, в таковых сокращается мера псалмопения и чтения, и всякое законоположение о количестве их враз далеко отодвигается, и один лишь неписаный канон и закон молитвы – это премирное единение в сердце ума с Духом благодати и его преестественное,- благодаря Духу или вместе с Духом,- видение и расположение. И никак иначе, когда, то есть, имеющий ум [свой расположенным] таким образом в келлии сидит или, зачастую, даже лежит и предается покою и безмолвию, до тех пор, пока почему-либо – или от немощи тела, или по причине чего-либо из внешнего, или по беспечности ума – не отступит оная животворящая сила Святого и просвещающего Духа. Когда же она отступит и ослабнет, делаясь неотчетливой, то должно оживлять и воздвигать ее чем-либо одним,- если возможно, то лишь единственным псалмом,- ибо практикующим при условии благодати исихию весьма помогает молчание. Если же по причине какого бы то ни было недостатка это кому-нибудь будет невозможно, то ему необходимо немногословствовать (βραχυλεκτεῖν), насколько хватит сил и твердости, как Я уже говорил при разборе одного псалма. Затем, таким образом, если снова не достиг вершины и нуждается в некоем развлечении, то, походив немного вне келлии на свободе и скорее вернувшись, пусть [снова] войдет [в нее] и снова берется за дело с мужеством и помощью Духа или, пожалуй, с бόльшим. Чтение, конечно, хорошо и всегда в любое время, когда кто хочет освежить и вновь раздуть божественную энергию, в высшей степени полезно, как ничто иное,для ума, впадшего в некое смятение и склоняющегося к рассеянию, однако и оно должно быть в достаточной мере сокращено и к тому же быть подходящим для должным образом безмолвствующего. Ведь и сидящий [в безмолвии] всегда, согласно прежде сказанному, созерцает и богословствует поистине равно ангелам, и молчит, и Дух, при помощи Которого он созерцает, и Я прибавил бы, что и очищается, в основание его видения положил единое начало, согласно богослову Григорию, в высшей степени точных выражениях называющему безмолвие таковых [подвижников] обоживающим, [так что он] созерцает единовидно и боговидно.
И в чтении он нуждается вовсе не из потребности в чем-либо, то есть не для того, чтобы узнать что-то, чего, возможно, не знает, или научиться [чему-то] из божественных вещей, чего он не умеет. Ибо единожды приявшие помазаніе отъ Святаго имеют его пребывающимъ въ нихъ, [и оно] учит их всему, и яко само учитъ я о всемъ, и истинно есть, и нѣсть ложно. Посему не требуютъ да кто учитъ я, когда с ними пребывает благодать. Нужно, однако, читать для утешения, подобного получаемому от друзей и знакомых, ради отдохновения и восстановления в случающихся [напастях], как было сказано (прп. Каллист Ангеликуд, Слово 8).
------------------
Спасибо, это вдохновляет. Но следует понимать, что это относится к стадии созерцания. Думаю не ошибусь что подавляющее большинство участников и читателей в этой теме пока далеки от этого.

Вообще это проблема для читающих св. отцов об аскетике и молитве, потому что не всегда понятно к какой стадии их слова относятся. Если не принимать это во внимание, то часто происходит серьезная путаница, и люди пытаются или применить на себя то, что выше их меры, или наоборот, то что уже им не нужно и тормозит.
 
Православный христианин
Спасибо, это вдохновляет. Но следует понимать, что это относится к стадии созерцания. Думаю не ошибусь что подавляющее большинство участников и читателей в этой теме пока далеки от этого.
Это конец стадии делания и самое начало стадии созерцания. Доступно теоретически любому христианину. Ты родился от Духа мановением Божиим и вот ты уже здесь. Но практически это 40 лет на стадии делания (новоначальное покаяние, смирение...), а там как угодно Промыслу. Некоторые техники снижают, вероятно, это время. Родиться можно по молитвам старца и т. д., по особому Промыслу Божиему и т. д.
 
Православный христианин
Но практически это 40 лет на стадии делания (новоначальное покаяние, смирение...), а там как угодно Промыслу.
Ну это вы уж лишнего прибавили. Конечно, если по 3 ИМ как у Ильи-2, то и 40 лет не хватит. Потому что не приступаешь даже, а думаешь что что-то делаешь. Важнее не техники имхо, а удержание мотивации все это делать. Санкция сверху есть - можно в короткие сроки созерцательность обрести. Закончилась - все развалится.

*Сверху, когда все устремления собраны, подчинены одному, нет разброда
 
Последнее редактирование:
Сергиев Посад
Крещён в Православии
Конечно, если по 3 ИМ как у Ильи-2, то и 40 лет не хватит. Потому что не приступаешь даже, а думаешь что что-то делаешь.
Михаил, принял камушек) ну, у меня пока так и чувствую, что этого мне достаточно.
 
Православный христианин
Михаил, принял камушек) ну, у меня пока так и чувствую, что этого мне достаточно.
Да не камушек это, наверное лучше без имен было бы.. Это просто превратное понимание сути делания ИМ (уже распространенное по-видимому), её первая стадия в подчинении ума. О достаточности можно говорить когда приступили, и нашли какой-то свой предел. А если не приступали, то и говорить не о чем.
 
Сергиев Посад
Крещён в Православии
Да не камушек это, наверное лучше без имен было бы.. Это просто превратное понимание сути делания ИМ (уже распространенное по-видимому), её первая стадия в подчинении ума. О достаточности можно говорить когда приступили, и нашли какой-то свой предел. А если не приступали, то и говорить не о чем.
Я понимаю, о чем вы говорите, что есть целая практика молитвы Иисусовой, может, когда время придет, смогу ее осуществлять, как вы говорите. Я вообще хотел бы, для начала, каждый день утром и вечером на постоянной основе молиться, утренние и вечерние молитвы и чтобы чувствовал себя нормально потом, без головной боли. Поэтому ещё и не прибегаю так усиленно к ИМ, потому что основное не делается, как положено.
 
Последнее редактирование:
Сверху