Иисусова молитва в условиях современности

Православный христианин
Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Благодать Божья приходит тихо; часто её действие не заметно, подобно действию пластыря. Человек может испытывать сильное услаждение и радость в молитве, но скрывает её от остальных, дабы не потерять. Про странника читал, как он часто в гостях испытывал сильное услаждение и желание уединиться и пролить слёзы от умиления, но сдерживался, что бы другим не было видно. А потом уединялся для этого.

**Еще по поводу "самодвижности", у меня в начале был этот ориентир, все пытался у Евгения выпытать механизм данного явления на уровне психики, чтобы понять и по принципу подобия к подобному что-то воспроизвести. Отчасти наверное это было не лишено смысла, но в целом коренным образом пересмотрел теперь цели, "самодвижность" как бы не заботит вообще
Несколько раз меня это посещало после сильной молитвы во сне. Ты как бы находишься в некоем как будто чём-то светлом, а молитва сама творится и услаждает сердце, текут слёзы сами от умиления и любви к Богу. И просыпаешься в слезах и великой радости. Именно этого и подобного просил Паисий Святогорец не искать в молитве, а только покаяния. Лишь временно Господь подавал это раза три после каждого перерыва и возобновления молитвы, что бы показать плод молитвы и отсечь нашу жажду мирских утех, мол "вот, смотри, как хорошо со Мною быть. Будь со мной, терпи скорби и не падай. А земные блага в сравнении со Мной - ничто. Духа не угашайте."
 
Последнее редактирование:
Иисусова.рф
Православный христианин
Хорошо, пусть делание, суть не в названиях. Так почему вы против делания?
Я только за. Но мудрование о том, что мы не знаем по опыту, опасно.

Немного офтоп, прошу прощения.
Я однажды беседовал с иеромонахом, который молился ИМ. Он некоторое время жил отшельником, но по состоянию здоровья принял решение вести менее строгий образ жизни.

Мне было интересно, как он научился Иисусовой молитве. Он рассказал, что молитва далась ему очень легко, он просто начал молиться и Господь ему дал этот дар. И именно молитва подтолкнула его к отшельничеству.

Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Батюшка, благословите! Боже упаси иметь экстаз, мы всё таки православные.
 
Православный христианин
Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Видимо и интернет сети ему не надо, чтобы рассказывать о своих ощущениях на весь мир.., Найденное на поле сокровище утаи - да не расхитит дьявол.
 
Православный христианин
Немного офтоп, прошу прощения.
Я однажды беседовал с иеромонахом, который молился ИМ. Он некоторое время жил отшельником, но по состоянию здоровья принял решение вести менее строгий образ жизни.

Мне было интересно, как он научился Иисусовой молитве. Он рассказал, что молитва далась ему очень легко, он просто начал молиться и Господь ему дал этот дар. И именно молитва подтолкнула его к отшельничеству.

Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Разные бывают отцы. Я встречал человека-алтарника, который во время эпиклесиса заливался слезами и падал ниц. Я спросил его, что ты при этом чувствуешь? Я чувствую, как у меня открывается сердце. Так я научился сердечной молитве.

Духовный отец давал заповедь прп. Симеону: без слез никогда не причащайся.
И еще говорил ему: никогда я не литургисал прежде, чем видел Дух, сходящий на Дары.
 
Православный христианин
Молитва - не мантра

Помимо того, что молитва должна совершаться как можно чаще и со вниманием, очень важным условием в успешности всякой молитвы является:

1. Соблюдение Божьих заповедей:

Св. Игнатий (Брянчанинов): "
Необходимое, существенное условие преуспеяния в молитве Иисусовой есть пребывание в заповедях Господа Иисуса. «Будите в любви Моей» (Ин. 15:9), – сказал Он ученикам Своим. Что значит пребывать в любви ко Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу. Первое без последнего мертво и даже не может осуществиться. «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10); если будем постоянно соблюдать заповеди Господа, то духом нашим соединимся с Ним. Если соединимся с Ним духом, то устремимся к Нему всем существом нашим, будем непрестанно памятовать о Нем. Направь поступки твои, все поведение твое по заповедям Господа Иисуса, направь по ним слова твои, направь по ним мысли и чувствования твои – и познаешь свойства Иисуса. Ощутив в себе эти свойства действием Божественной благодати и из этого ощущения стяжав опытное познание их, ты усладишься сладостью нетленной, не принадлежащей миру и веку сему, сладостью тихой, но сильной, уничтожающей расположение сердца ко всем земным наслаждениям"

Далее его о том же, собственно, заповедях...


2. Соблюдение постов:

"
Благодатное утешение от молитвы может получить только предочищенный постом и может сохранить только поддерживающий чистоту свою постом.
...Как семена, посеянные на поле, не обработанном земледельческими орудиями, пропадают, не принеся никакого плода, так и молитва остается бесплодной, если для нее не приготовлена плоть, не приготовлено сердце постом.
...Все угодники Божий удостаиваются Божественных откровений, когда они благоразумным постом отрешают себя от вещества, а чистой молитвой, освобожденным умом, не засоренным никакой мечтой, не развлекаемым никакой постороннею мыслью, предстают в глубоком благоговении и мире невидимому и неведомому Богу
"

"
Пост есть основание всех... подвигов, без него невозможно ни сохранить уединения, ни обуздать языка, ни проводить трезвенной, внимательной жизни, ни преуспеть в молитве и бдении, ни стяжать воспоминания о смерти, ни узреть множества согрешений и немощей своих. Инок, небрегущий о посте, колеблет все здание добродетелей своих; не устоять этому зданию, если создатель не опомнится и не позаботится благовременно об укреплении основания"


3. Милостыня:

"Молитва подвижника, сопрягающая пост с милостью, будет немедленно услышана"


4. Примирение со всеми, оставление обид, сокрушение и смирение духа:

"По важному значению молитвы пред упражнением ею нужно приготовление себя к ней. Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано Самим Господом: «Егда стоите молящеся, – повелевает Он, – отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на Небесех, отпустит вам согрешения ваша: аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на Небесех, отпустит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 25–26). Дальнейшим приготовлением служат отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Видимо и интернет сети ему не надо, чтобы рассказывать о своих ощущениях на весь мир.., Найденное на поле сокровище утаи - да не расхитит дьявол.
По разному бывает. Рассказы о благодатных свойствах молитвы привели меня, когда-то отравленного всякого рода эзотерикой, к этому истинному пути. Святые прямо нередко говорили о сладости, какая бывает у них от молитвы и этим привлекали людей к истине. Да что там. Сам Бог особенно в начале, подаёт даром испытать эти духовные переживания, что бы привлечь. Говорить об этом можно и нужно, но с осторожностью, что бы не потщеславиться, что бывает обычно с новоначальными. Тогда Бог смиряет, отнимая дар.

"Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:13-16)
 
Православный христианин
Святые прямо нередко говорили о сладости, какая бывает у них от молитвы и этим привлекали людей к истине. Да что там. Сам Бог особенно в начале, подаёт даром испытать эти духовные переживания, что бы привлечь.
Вставали на площади и направо-налево рассказывали о своих чувствах, слезах и т.д.?? Мы в интернете!? Это вроде такая некая глобальная сеть. Или я что то не понимаю?
 
Православный христианин
Православный христианин
Вот еще про сладость...

Прп. Исаак Сирин: «Возлюбленные, поскольку я сделался безрассудным, то не могу удержаться и хранить молчание о тайне: я безумен ради блага моих братий. И вот истинная любовь — быть не в силах, когда дело касается любви, оставаться вдали от возлюбленных. Часто, когда я писал об этих вещах, мои пальцы неподвижно замирали над листом, неспособные вынести сладость, которая изливалась в сердце и приводила в молчание чувства …»

Любовь, преизливающаяся из сердца, иногда оставляет в стороне доводы разума.
 
Последнее редактирование:
Иисусова.рф
Православный христианин
Так и не мудрите, а я говорил об азах известных по опыту, духовное внимание - основа всего делания, внутрьпребывания и тп.
Вас же просил не мудровать, со своим "созерцанием". Я только в сторонке стою, восхищаясь вашими духовными состояниями. Простите.

Разные бывают отцы. Я встречал человека-алтарника, который во время эпиклесиса заливался слезами и падал ниц. Я спросил его, что ты при этом чувствуешь? Я чувствую, как у меня открывается сердце. Так я научился сердечной молитве.

Духовный отец давал заповедь прп. Симеону: без слез никогда не причащайся.
И еще говорил ему: никогда я не литургисал прежде, чем видел Дух, сходящий на Дары.
Вы лично научились?
А как сейчас тот алтарник, известно?
 
Православный христианин
Вот еще про сладость...

Прп. Исаак Сирин: «Возлюбленные, поскольку я сделался безрассудным, то не могу удержаться и хранить молчание о тайне: я безумен ради блага моих братий. И вот истинная любовь — быть не в силах, когда дело касается любви, оставаться вдали от возлюбленных. Часто, когда я писал об этих вещах, мои пальцы неподвижно замирали над листом, неспособные вынести сладость, которая изливалась в сердце и приводила в молчание чувства …»

Любовь, преизливающаяся из сердца, иногда оставляет в стороне доводы разума.
А « возлюбленные» это интернетовские юзеры?
 
Россия
Православный христианин
Отцы от своего опыта учат: “Когда увидишь новоначального, который по своей воле восходит на Небо, схвати его за ногу и стащи вниз, ибо то не будет ему полезно”.
"Отцы говорят, что тщеславие подобно предателю, тайно открывающему врата города, чтобы впустить врага внутрь. Тогда, каким бы прекрасным ни был город, как бы ни были сильны его защитники, каким бы хорошим оборонительным положением ни обладал, его занимает враг. То же случается и в духовной жизни. Какие бы добродетели мы ни имели, какой бы силой ни располагали, тщеславие предаст нас лукавому. Отцы советуют никогда не приниматься за дело, которое предположительно ведет к тщеславию."
Митрополит Иерофей (Влахос). "Одна ночь в пустыне Святой Горы".
почитайте для пользы дела...
 
Православный христианин
Вас же просил не мудровать, со своим "созерцанием". Я только в сторонке стою, восхищаясь вашими духовными состояниями. Простите.
В чем мудрование-то, в названии? Я ведь пояснил что имелось ввиду, ничего мудреного там нет. Бестолковые с вами разговоры какие-то... Еще одно свидетельство очевидному.
 
Православный христианин
Я как-то читал эту книгу: "Одна ночь в пустыне святой горы". Может я чего-то не понимаю, но на мой взгляд в ней содержится опасная практика, которая вызывает серьёзное сомнение, а именно представления и размышления, зрительные образы перед молитвой, хотя старец в начале говорит, что это нужно делать каким-то образом без представлений, как то разгорячать своё сердце представлениями, что практикуется в католических монастырях, от чего многие пали в прелесть, а католики их канонизировали в лике святых. Вот, что там сказано:

– Помимо чувства греховности, – продолжал старец, – есть и другие пути к возгреванию сердца (перед молитвой). Память о смерти. “Я помышляю, что это последние часы, которые я доживаю, и вскоре появятся бесы и заберут мою душу”... Противоположные мысли равным образом уместны – о сладости рая, славе святых и великой любви Божией. Особенно в тот день, когда совершалась Божественная литургия и ты приобщался Святых Тайн.

Далее его собеседник выражает сомнение в этой практике, противоречащая святоотеческому учению:

– Воспринимаю это как выражение Вашего смирения, – сказал я, побежденный его любовью и смирением. – Однако хочу вернуться к тому, о чем мы вели беседу ранее. Вы указали на возгревание сердца. На то, что оно бывает при мысли об аде, рае, своей греховности и тому подобное. Не создает ли это проблемы? Ведь до того вы говорили, что нам нужно творить молитву без образов. Ум должен быть нерассеянным. Не помешают ли такие мысли чистоте молитвы?

На это старец начинает оправдываться, мол это только в начале перед молитвой, а потом в молитве нужно отбросить все эти образы.

– Прежде всего хочу подчеркнуть, что они не являются мыслями... просто мыслями. Это не образная, но умная деятельность. Мы не просто размышляем. Мы живем. Например, размышляя как-то об аде и о том, что он – самое подходящее место для меня по причине бесчисленных моих грехов, я оказался в том беспросветном мраке. Я испытал его невыносимую тяжесть и непередаваемое страдание. Когда же я пришел в себя, вся моя келлия издавала зловоние... ?!!
_________________________________________

А вот, что говорит Св. Силуан Афонский об этом образе действия при молитве, свойственный новоначальным и не нужный тем, кто совершает молитву безобразно. Нельзя совмешать первый и второй образ молитвы с третьим, а лишь в начале это возможно, однако истинно нужно совсем отказаться от всех этих представлений и размышлений:

"Святые Отцы устанавливают три образа молитвы: первый, в силу неспособности еще ума непосредственно восходить к чистому богомыслию, характеризуется воображением, второй – размышлением, а третий – погружением в созерцание.

Действительно правильною, должною и плодотворною Отцы считают только молитву третьего образа, но учитывая невозможность для человека иметь такую молитву с самого начала его пути к Богу, и два первых образа молитвы считают явлением нормальным и в свое время полезным. Однако, они указывают на то, что если человек удовлетворится первым образом молитвы и будет его культивировать в своей молитвенной жизни, то помимо бесплодности возможны и глубокие духовные заболевания. Что же касается второго образа молитвы, то хотя он и превосходит во многом первый по своему достоинству, однако, тоже малоплоден и не выводит человека из постоянной борьбы помыслов и не дает достигнуть ни свободы от страстей, ни, тем более, чистого созерцания. Третий, наиболее совершенный образ молитвы – есть такое стояние ума в сердце, когда молящийся из глубины своего существа, вне образов, чистым умом предстоит Богу.

Первый вид молитвы держит человека в постоянном заблуждении, в мире воображаемом, в мире мечты и, если хотите, поэтического творчества, божественное и вообще все духовное представляется в различных фантастических образах, а затем и реальная человеческая жизнь постепенно тоже пронизывается элементами из сферы фантазии.

При втором образе молитвы – внутренние входы сердца и ума широко раскрыты для проникновения всего постороннего, в силу чего человек живет, постоянно подвергаясь самым разнородным влияниям извне; не разумея при этом, что же собственно происходит с ним объективно, т. е. каким образом возникают в нем все эти помыслы и брани, он оказывается бессильным противостоять натиску страстей как должно. При этом роде молитвы человек иногда получает благодать и приходит в доброе устроение, но в силу неправильности своей внутренней установки удержаться в нем не может."

_______________________________________

Лучше по добру по здорову не заниматься этими возгреваниями, а приступить сразу к безобразной молитве. Молитва сама разогреет сердце очень скоро, если молиться со вниманием, как известно на опыте. Только не стоит эти разогревания принимать за нечто благодатное, хотя они и будут способствовать вниманию на молитве. От этого так же часто впадают в прелесть, принимая кровяное движение за благодатное действие. Главное в начале - это внимание на молитве и смирение, а тепловые ощущения пусть приходят и уходят без нашего к ним внимания. Начнёшь концентрироваться на этом "разогревании сердца", то как известно на опыте, может возникнуть блудная брань, что происходит от невольного опускания внимания в нижнюю часть сердца.

Кроме того есть и более действенный и безопасный приём разогреть тело для молитвы, полезное для усиления внимания. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что нужно сделать кажется 12-20 поклонов. И всё.Вот его слова:

"Начинающему обучаться молитве Иисусовой очень вспомоществует к обучению ей ежедневное келейное правило из известного числа земных и поясных поклонов, соответственно силам. Полагаются поклоны неспешно, с чувством покаяния, и при каждом поклоне произносится молитва Иисусова... Число поклонов, на первый раз может быть ограничено двенадцатью... От поклонов тело согревается, несколько утомляется: такое состояние тела содействует вниманию и умилению. Остережемся, остережемся, чтоб это состояние не перешло в плотское разгорячение, чуждое духовных ощущений, развивающее ощущение естества падшего. Количество, столько полезное при правильности настроения и цели, может быть очень вредным, когда оно приводит к плотскому разгорячению"

"Этими поклонами поддерживается молитвенное настроение и распятие плоти, поддерживается и усиливается усердие к молитвенному подвигу"


Видите? И не надо там ничего себе воображать.

Вставали на площади и направо-налево рассказывали о своих чувствах, слезах и т.д.?? Мы в интернете!? Это вроде такая некая глобальная сеть. Или я что то не понимаю?
Не на площади, а просто в беседе с людьми, в своих трудах на пользу души, как сказано ещё в Писании, что для веры людям нужно иногда посылать некие чудеса, что Бог и делает, или рассказывать о чудесах, духовных явлениях, что есть и в Священном Писании и в Предании. В первые века, как известно, для скорейшего и удобнейшего распространения веры, Господь подавал Апостолам и другим видимые чудеса, множество духовных способностей, которые они не скрывали, а прямо использовали перед множеством зрителей, что бы как-то их вразумить хоть этим. И перед пришествием Христос пошлёт Илию и Еноха, что бы различными через них чудесными явлениями обратить хоть кого-то ещё ко сасению.
Я не говорю о том, что все должны сейчас трубить о том, что им Бог сделал, без должной скромности, но в кротости, кто может услышать. Так я брата и других привёл к вере, рассказывая о фактах божественной мне помощи, или явлений в жизни тем или иным образом. Это нормально и даже нужно делать.

«Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48)

«Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8:16)
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Первый вид молитвы держит человека в постоянном заблуждении, в мире воображаемом, в мире мечты и, если хотите, поэтического творчества, божественное и вообще все духовное представляется в различных фантастических образах, а затем и реальная человеческая жизнь постепенно тоже пронизывается элементами из сферы фантазии.
Согласен, держит. Меня лично точно держит в размышлениях о Боге и Его тварениях... Красота!
А дальше мне и ненужно. Что Бог дал!
----------------------------------------------------------------
Притча:
Как-то раз один монах спрашивает у другого: — Скажи, кто тебя обучил Иисусовой молитве? — Бесы, — отвечает тот. — Да как же так, разве это возможно? — Вот так: они всё беспокоили меня греховными помыслами, а я в это время творил Иисусову молитву. Так и выучился.

***
Послушник спросил у старца: «Отче, скажи мне, какая самая лучшая молитва Иисусова? С дыханием или без дыхания?» – «Самая лучшая молитва, отвечал старец, – это когда тебе вдруг придется выйти из кельи и ты увидишь, что человеку нужно помочь, и ты оставляешь путь свой и помогаешь ему, и Господь не оставит тебя! А если пройдешь мимо, то никакая молитва не поможет тебе, сын мой!»
Молитва сама приходит в то сердце, которое умеет любить.

2c3b54c343fb0e46b77fe1723e89ccb5_XL.jpg
 
Иисусова.рф
Православный христианин
Современным православным "созерцателям", а так же "владельцам" самодвижной молитвы, "свечам человечества" и духовным мудрователям рекомендуется. Смотреть до конца!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Согласен, держит. Меня лично точно держит в размышлениях о Боге и Его тварениях... Красота!
А дальше мне и ненужно. Что Бог дал!
Если мы говорим о новоначальном фантазировании, размышлении о адских муках и о рае, то в начале это имеет смысл и даже полезно, как говорит Силуан Афонский. Но в собственном смысле истинен только третий образ молитвы, только безмолвие ума, когда человек удаляет от себя всякий помысел и размышления в молитве. Один третий образ молитвы более собирает рассеянный ум человека, более всего согревает сердце, более всего хранит от греха. Всё остальное человеку просто напросто уже не нужно, но сама благодать, молитва безОбразно хранит человека от всякого греха. Это, что называется - третья ступень отношений с Богом - "сыновство". Первая ступень "раб", когда человек из страха ада и размышлений о нём хранит себя от греха, вторая "наёмник" - когда из страха потерять приобретённый духовный опыт рая, духовной радости.

Современным православным "созерцателям" и "владельцам" самодвижной молитвы посвящается. Смотреть до конца!
Помнится кажется из афонского патерика историю, как один монах ушёл в отшельники и там молил Бога дать ему своего личного руководителя, ангела. Очень стремился этот монах в созерцательные высоты. И попустил Господь не ангела ему явиться, а беса. И вот этот монах получил от беса всё знание Писание. Вернее бес ему внушал это знание, будучи сам хорошо его знал. И так возгордился этот монах, что уже считал себя великим святым. И многие вокруг тоже его считали святым. Бесы даже сделали так, что все видели некое светящееся одеяние на этом монахе, за особую "святость". А некоторые усомнились и попросили его навестить одного старца-настоятеля монастыря если я правильно помню. Тот был прозорлив и видел все козни вражьи. Увидев монаха, что им помыкают бесы, он молитвой своей изгнал бесов, а этот монах упал и стал как мёртвый. И одеяния уже никто не видел, и Библию, которую думал, что знает наизусть, всю позабыл. Этот монах покаялся, усвоив урок на всю жизнь, что бывает с теми, кто стремится ко всяким созерцаниям.
 
Иисусова.рф
Православный христианин
Помнится кажется из афонского патерика историю, как один монах ушёл в отшельники и там молил Бога дать ему своего личного руководителя, ангела. Очень стремился этот монах в созерцательные высоты. И попустил Господь не ангела ему явиться, а беса. И вот этот монах получил от беса всё знание Писание. Вернее бес ему внушал это знание, будучи сам хорошо его знал. И так возгордился этот монах, что уже считал себя великим святым. И многие вокруг тоже его считали святым. Бесы даже сделали так, что все видели некое светящееся одеяние на этом монахе, за особую "святость". А некоторые усомнились и попросили его навестить одного старца-настоятеля монастыря если я правильно помню. Тот был прозорлив и видел все козни вражьи. Увидев монаха, что им помыкают бесы, он молитвой своей изгнал бесов, а этот монах упал и стал как мёртвый. И одеяния уже никто не видел, и Библию, которую думал, что знает наизусть, всю позабыл. Этот монах покаялся, усвоив урок на всю жизнь, что бывает с теми, кто стремится ко всяким созерцаниям.
Это про (в последствии ставшим святым) Никиту Нижегородского (если не путаю). Его история, хороший пример для всех нас, до чего доводит своеволие в духовном делании, к тому же без присмотра духовника. В его случае он имел братьев монастыря, которые всё таки смотрели на него со стороны и помогли ему в конечном итоге. А вот кто поможет нам, много ли у кого есть опытные духовники?
 
Православный христианин
Это про (в последствии ставшим святым) Никиту Нижегородского (если не путаю). Его история, хороший пример для всех нас, до чего доводит своеволие в духовном делании, к тому же без присмотра духовника. В его случае он имел братьев монастыря, которые всё таки смотрели на него со стороны и помогли ему в конечном итоге. А вот кто поможет нам, много ли у кого есть опытные духовники?
Нам помогут труды Св. Игнатия (Брянчанинова) и других Святых о прелести, не стремиться к высотам, жить смиренно.
Ошибки будут, на них учимся. В своё время я так же сильно повредился, впал в прелесть. Но слава Богу, вывел и научил через хорошую литературу и общение с духовными людьми. Я всегда молил его спасти от прелести, показать мне мои ошибки.
 
Иисусова.рф
Православный христианин
Нам помогут труды Св. Игнатия (Брянчанинова) и других Святых о прелести, не стремиться к высотам, жить смиренно.
Ошибки будут, на них учимся. В своё время я так же сильно повредился, впал в прелесть. Но слава Богу, вывел и научил через хорошую литературу и общение с духовными людьми. Я всегда молил его спасти от прелести, показать мне мои ошибки.
Не факт. Труды святых сейчас часто каждый из нас воспринимает или толкует своим повреждённым умом на свой лад. Обязательно нужен духовник, а то "бог" напрямую шептать на ухо будет.
 
Сверху