Вот ответ:
Это просто поразительно, насколько сообщество старается обойти эту самую суть проблемы! Как Л.Н.Толстой, сочиняя евангелие от самого себя, старательно выплеснул оттуда всё самое ценное - ребенка с водой - так и сообщество тщательно старается не упоминать самое ядро данной проблемы. В этой теме, например, упоминались даже афонские монастыри, где есть древняя традиция монашества, но это, по-моему, первый пост (от
Марии свет Владимировны), в котором наконец-то дан ответ. Монашеская традиция на Афоне существует не просто в силу своей древности, а в силу того, что обладают они правильными методами молитвы, они знают КАК!
Знаете, один популярный российский учитель каратэ как-то сказал, что начинающие ученики ищут каких-то волшебных приемов и способов тренировки. Они открывают учебники и находят в них какие-то простые приемы и связки, и думают, что это какая-то ерунда. Но через много лет, став настоящими мастерами, они понимают, что в этих учебниках уже есть всё, что нужно, просто нужно это делать - год за годом, тренироваться, тренироваться... Точно так же и здесь - всё уже описано, просто нужно понять.
Откроем азбуку:
«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь!» (Марка 12:30). Все знают эти слова. Применительно к молитве они означают, что во время молитвы нужно сосредоточить всё сердце (эмоции, чувства), все ощущения, весь ум и интеллект, всю свою энергию (крепость) на процессе молитвы. Вплоть до того, чтобы ничего не видеть и не слышать, ни о чем не думать и ни о чем не помнить, кроме предмета молитвы. Это состояние православные святые, которые его достигали, описывают очень ярко и живо.
Но, опять же, при этом ум должен быть не возбужденным, а спокойным. Нельзя возбуждать ум. Пока ум возбужден и шумит, как забитый радиостанциями радиоэфир, мы не можем уловить умом тончайший "сигнал" духа. Ум должен оставаться спокойным и все 100% внимания должны быть направлены на предмет молитвы. Тогда мягкая сила воли (контролируемый целенаправленный ум) проводит внимание из привычного состояния болтовни и беспорядочного думания в тот отдел ума, который имеет прямой контакт с духом. И внезапно этот контакт наступает. Молитва становится сердечной. Бог видит это и может внезапно прийти "как тать".
Так вот, вся суть в глубине сосредоточенности. Первая Заповедь говорит: "всем, всею, всем, всею". То есть ум нужно сосредоточить как можно глубже. Поверхностное бормотание, даже длительное, не пройдет. Намного лучше с полным сосредоточением молиться по 15 минут в день, чем круглый день бубнить молитву в уме, думая при этом о чем-то другом.
Как же достичь сосредоточения ума? Одна девушка рассказывала: "пришла я как-то в церковь в воскресенье, батюшка ходил такой весь благостный и добродушный, всем улыбался, а тут я подошла к нему и говорю - хочу заняться исихазмом. Внезапно благодушное настроение батюшки пропало и он стал предельно серьезным"... Вот та волшебная серебряная пуля, которой владеют монахи Афона - исихазм. Исихазм это набор методов успокоения и сосредоточения ума. Некоторые поверхностные люди в древности и сейчас считали эти методы недостаточно возвышенными. Дескать, надобно прорваться в дух просто силой воли и милостью Божией. Но на самом деле на такое способны лишь единицы святых во всем мире, как это не печально. Для остальных методы исихастов будут крайне полезны.
И еще обратите внимание - в Первой заповеди не сказано, как именно нужно достичь сосредоточенности ума! Там нет никаких запретов на целенаправленное и сознательное управление своим умом с помощью психофизических методов исихазма. Любой способ, который позволяет прийти к Богу быстрее - духовен и полезен. Исихазм позволяет обрести контроль над умом на порядки быстрее, чем если пытаться этому научиться кустарно. Конечно, очень важно иметь хорошего наставника. Вот кое-какая информация:
http://www.portal-slovo.ru/theology/37588.php