Умное делание

См. раздел: ИСИХАЗМ (ИИСУСОВА МОЛИТВА)

***

У́мное де́лание — выра­же­ние, исполь­зу­е­мое в Пра­во­сла­вии для обо­зна­че­ния формы аске­ти­че­ского дела­ния, заклю­ча­ю­ще­гося в непре­стан­ной молитве «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного».

Следуя свв. Отцам, Богу в чело­веке должны быть под­чи­нены основ­ные части души – ум и сердце. При их под­чи­не­нии Богу вся душа и даже тело пре­вра­ща­ются в оби­тель Свя­того Духа. Под­чи­не­ние Богу ума, а через него сердца – залог соеди­не­ния с Богом, усло­вие непре­стан­ного пре­бы­ва­ния в чело­веке Боже­ствен­ной бла­го­дати, обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство…

Под умным дела­нием в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской лите­ра­туре при­нято пони­мать внут­рен­ний (душев­ный) подвиг хри­сти­а­нина, заклю­ча­ю­щийся в непре­стан­ной молитве «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного».

Следуя свв. Отцам, Богу в чело­веке должны быть под­чи­нены основ­ные части души – ум и сердце. При их под­чи­не­нии Богу вся душа и даже тело пре­вра­ща­ются в оби­тель Свя­того Духа. Под­чи­не­ние Богу ума, а через него сердца – залог соеди­не­ния с Богом, усло­вие непре­стан­ного пре­бы­ва­ния в чело­веке Боже­ствен­ной бла­го­дати, обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство. Такое под­чи­не­ние тре­бует непре­стан­ного упраж­не­ния, чтобы ум и сердце были «все­цело устрем­лены к Богу», «при­няли и усво­или себе Еван­ге­лие», слу­жили «выра­же­нием Еван­ге­лия всеми поступ­ками, всеми дви­же­ни­ями, тай­ными и явными» (св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов). Если же не дать уму и сердцу такого бого­угод­ного упраж­не­ния, то душа чело­века «будет непре­станно упраж­няться в тех мыслях и чув­ство­ва­ниях, кото­рые родятся в ней самой, иначе, она будет раз­ви­вать свое паде­ние, раз­ви­вать в себе ложь и зло, кото­рыми она зара­жена» (св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов). Таким бого­угод­ным упраж­не­нием и явля­ется непре­стан­ная молитва Иису­сова. Она – «лег­чай­шее сред­ство вос­хож­де­ния к непре­рыв­но­сти в молитве», «про­стое и вместе все­дей­ствен­ное сред­ство к утвер­жде­нию духа во всех духов­ных дела­ниях, равно как и во всей духов­ной подвиж­ни­че­ской жизни», она «про­све­щает, укреп­ляет, ожив­ляет, всех врагов, види­мых и неви­ди­мых, побеж­дает и к Богу воз­во­дит» (св. Феофан Затвор­ник).

Молитва Иису­сова, как наи­бо­лее про­стое и дей­ствен­ное сред­ство, имеет осно­во­по­ла­га­ю­щее зна­че­ние в аске­ти­че­ской прак­тике хра­не­ния ума и сердца, в борьбе с гре­хов­ными помыс­лами. Именно поэтому за ней по пре­иму­ще­ству закреп­лено назва­ние умного дела­ния. Молитва Иису­сова также назы­ва­ется умно-сер­деч­ным дела­нием, поскольку тре­бует объ­еди­не­ния ума и сердца в при­зы­ва­нии имени Иисуса Христа. Она име­ну­ется сокро­вен­ным дела­нием сердца, умной молит­вой, тайной молит­вой, свя­щен­ной молит­вой, сер­деч­ной молит­вой, затво­ром ума и сердца, трез­ве­нием, хра­не­нием ума.

***

У Святых Отцов встречается такое понятие — умное делание. Что это такое, и нужно ли это простому христианину, живущему не в монастыре, а в миру?

Конечно, если речь идет о тех высо­тах духов­ного дела­ния, кото­рые свой­ственны уже пре­успев­шим мона­хам, то при­сту­пать к такому дела­нию про­стому хри­сти­а­нину, то есть в реаль­но­сти всем нам, не стоит. Осо­бенно если это каса­ется пси­хо­фи­зи­че­ских при­е­мов, поиска места сер­деч­ного и низ­ве­де­ния туда ума, соеди­не­ния слов молитвы с дыха­нием и т. п. — не пони­мая, о чем идет речь, мы просто загу­бим свое пусть и не очень совер­шен­ное дела­ние. Каж­дому хри­сти­а­нину необ­хо­димо шество­вать по тому пути, кото­рый соот­вет­ствует его духов­ному уровню, чтобы не раз­биться, дерзко устре­мив­шись к маня­щим высо­там духов­ного совер­шен­ства. Кстати, свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов в этом отно­ше­нии вообще не реко­мен­до­вал читать даже очень бла­го­че­сти­вым миря­нам свя­то­оте­че­ские книги, посвя­щен­ные воз­вы­шен­ным сто­ро­нам умного дела­ния.

Впро­чем, тот же свя­ти­тель Игна­тий учил о необ­хо­ди­мо­сти умного дела­ния, конечно, в его самых первых осно­вах, вообще для всех хри­стиан. Почему так? Дело в том, что Бог вложил в есте­ство чело­века не только потреб­ность актив­ной внеш­ней дея­тель­но­сти, но и потреб­ность дея­тель­но­сти внут­рен­ней, мыс­лен­ного твор­че­ства, созер­ца­ния. Если мы не будем в нашей духов­ной жизни реа­ли­зо­вы­вать вторую потреб­ность, направ­лять ее к Богу, то она выро­дится в хао­тич­ные меч­та­ния, в гре­хов­ные фан­та­зи­ро­ва­ния, неудер­жимо охва­ты­ва­ю­щие наш внут­рен­ний мир, вле­ку­щие в сферу греха и порока, что навер­няка под­твер­дит каждый из соб­ствен­ного опыта. Вот здесь-то упо­ря­до­чить про­ис­хо­дя­щее внутри и помо­жет умное дела­ние.

Умное дела­ние по самой сути своей есть как можно более частое обра­ще­ние к Богу умом и серд­цем при трез­вен­ном хра­не­нии души от всего гре­хов­ного и сквер­ного. Умное дела­ние есть вни­ма­тель­ное про­из­не­се­ние молитвы Иису­со­вой: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» с теплым, бла­го­го­вей­ным и пока­ян­ным чув­ством, что спо­собно огра­дить от многих внут­рен­них бед и иску­ше­ний, а глав­ное — при­об­щить к бла­го­дати Спа­си­теля. Умное дела­ние есть глу­бо­кое вни­ма­ние к тому, что про­ис­хо­дит в нашей душе. Конечно, не всегда нам нра­вится загля­ды­вать внутрь соб­ствен­ного сердца. Ведь когда дом запол­нен всяким хламом и мусо­ром, когда в нем давно не наво­дили уборки, то пре­бы­вать внутри бывает скучно и неуютно, и хочется побольше быть вне его. Но если мы наво­дим поря­док в наших домах и квар­ти­рах, то разве, как хри­сти­ане, мы не должны бла­го­устра­и­вать храм соб­ствен­ной души?

Именно умное дела­ние, как посто­ян­ная бди­тель­ность души, как трез­ве­ние нашего сердца, спо­собно иско­ре­нить грех в его самых исто­ках — помысле и чув­стве. Обра­щая взор вглубь нашей души, мы можем заме­тить, что начало любого гре­хов­ного помысла или чув­ства сопро­вож­да­ется ощу­ще­нием сму­ще­ния, дис­ком­форта, нечи­стоты. Тем самым мы можем вовремя заме­чать начало гре­хов­ного дей­ствия и сразу же отка­зы­ваться от него, обра­ща­ясь умом и серд­цем к Гос­поду. В этом смысле умное дела­ние подобно воз­де­лы­ва­нию земли — сколько бы ни появ­ля­лось сор­ня­ков, необ­хо­димо их все выпа­лы­вать, иначе не пожать бла­гого плода. Каждый из нас навер­няка заме­чал и то, что отка­зы­ва­ясь от злых мыслей или нечи­стых обра­зов, не допус­кая их внут­рен­него в нас раз­ви­тия, при искрен­ней молитве к Богу душа обре­тала спо­кой­ные, ясные чув­ства, чистые и мирные мысли.

И еще раз обра­тим вни­ма­ние, что наш ум не суще­ствует без мыслей, также как и сердце — без чувств. Поэтому если не понуж­дать свой ум к спа­си­тель­ному дела­нию, если не ста­раться хра­нить душу от гре­хов­ных чувств и ощу­ще­ний, то наше падшее есте­ство станет порож­дать гре­хов­ные пле­велы. Иными сло­вами, не будь в душе умного дела­ния, в ней воца­рится безум­ное дела­ние, хао­ти­че­ское дви­же­ние помыс­лов, обра­зов, впе­чат­ле­ний, жела­ний, без порядка и смысла, без цели и пользы.

Умное дела­ние есть посто­ян­ное памя­то­ва­ние Гос­пода и хож­де­ние пред Ним в своем сердце. И если всегда и везде мы будем пом­нить и чув­ство­вать, что нас видит Бог, что Он рядом с каждым из нас, что мы всегда в своих поступ­ках, словах и даже тайных помыс­лах и чув­ствах открыты пред Ним, то как бы мы реши­лись посту­пать? — Так, как бы от этого зави­села наша вечная участь! Умное дела­ние помо­жет убе­речься от плот­ских паде­ний, потому что пре­пят­ствует началу блуда — сквер­ным помыс­лам, но про­го­няет уныние, печаль и леность, так как испол­няет душу надеж­дой на Все­силь­ного Бога. Умное дела­ние помо­гает вовремя пога­сить гнев, раз­дра­же­ние, ярость, оно рож­дает в душе уми­ле­ние и тихие, мирные чув­ства. Лишь бла­го­даря этому дела­нию наши разум, чув­ство и воля спо­собны обре­сти дивную гар­мо­нию не раз­ры­ва­ясь, словно лебедь, щука и рак, по многим сует­ным целям. Мы не спо­собны сами пол­но­стью бла­го­устро­ить свой внут­рен­ний мир, но вни­ма­тель­ное уча­стие в бого­слу­же­нии и искрен­няя молитва к Богу, про­из­но­си­мая нерас­се­ян­ным умом с теплым сер­деч­ным чув­ством, спо­собны при­об­щить душу к бла­го­дати Духа Свя­того, Кото­рый изго­нит рой бес­по­ря­доч­ных помыс­лов, исце­лит чув­ства, очи­стит вооб­ра­же­ние. Бла­го­даря умному дела­нию хри­сти­а­нин еще здесь, на земле, своими умом и серд­цем ста­но­вится при­част­ни­ком вечных благ Небес­ного Цар­ства. И потому умное дела­ние — неотъ­ем­ле­мая при­над­леж­ность духов­ной жизни хри­сти­а­нина, кото­рый должен забо­титься не только о внеш­ней бла­го­по­ря­доч­но­сти, но, еще более, о внут­рен­нем бла­го­устро­е­нии своей души.

свя­щен­ник Вале­рий Духа­нин
Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2015

***

См. ИСИХАЗМ, УМ, СЕРДЦЕ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки