Первородный грех

Санкт-Петербург
Православный христианин
вы сами привели слова Павла. И тут же : где свет там нет тьмы. Не сходятся концы с концами, не улавливаете?
Улавливают - темные силы.
А, Вы, будьте любезны не клеветать:
, то почему бы не предположить, что в человеке изначально борются две силы: светлая и темная, если так можно выразиться. Причем, обе божественные по происхождению.
Темные силы не могут быть божественными
 
Интересующийся
Улавливают - темные силы.
А, Вы, будьте любезны не клеветать:

Темные силы не могут быть божественными
да не переживайте так за меня - мне гореть в аду вечным огнем, какие проблемы! Моя клевета - моя и ответственность.

Но по сути вопроса интересно мнение людей более сведующих.
 
Православный христианин
да не переживайте так за меня - мне гореть в аду вечным огнем, какие проблемы! Моя клевета - моя и ответственность.

Но по сути вопроса интересно мнение людей более сведующих.
Евгений, посты где переходят на личности похожи на "Сам дурак".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
да не переживайте так за меня - мне гореть в аду вечным огнем, какие проблемы! Моя клевета - моя и ответственность.

Но по сути вопроса интересно мнение людей более сведующих.
А зачем,, нам тогда говорить с Вами?
Вы нарушаете правила форума, вот и вся ответственность
 
Интересующийся
А зачем,, нам тогда говорить с Вами?
Вы нарушаете правила форума, вот и вся ответственность
и не надо со мной говорить, Вы правы. )) Я уже понял, что от Вас ничего нового не услышу.
Что касается правил форума - на то есть модератор, напишите жалобу и меня забанят ))
 
сомневающийся
Процитируйте с указанием источника пожалуйста, если не иудейский пустобрех.


Древо жизни (Быт. 2:9)

Первый прообраз Таинства Евхаристии мы встречаем на первых страницах Библии, где описывается состояние мира, еще не поврежденного грехом прародителей. Там сказано: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9).
blockquote-red-top.png

Божественная Литургия, Таинство Причастия, есть средоточие всего христианства в целом
blockquote-red-bottom.png
Патриарх Герман Константинопольский в своей гимнографии предоставляет толкование термина древо жизни так: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради...»[4]. В данной стихире патриарх Герман показывает, что Христос для нас и есть Древо Жизни. А плоды этого Древа Жизни — Его Тело и Его Кровь, Которые становятся для нас плодами бессмертия. Именно так уже ранние Отцы Церкви видели в причащении Тела и Крови Христовых залог воскресения и жизни вечной. Дополняя последнюю мысль, отметим, что сщмч. Игнатий Богоносец в послании к Ефесянам называет Евхаристию «врачевством (или лекарством) бессмертия»[5]. Причащение, таким образом, сочетает аспекты сотериологический («врачевство») и эсхатологический («бессмертие»).
Подобно цареградскому святителю говорит и ученик Симеона Нового Богослова, преподобный Никита Стифат: «Итак, посредине его посажено Древо Жизни и другое насаждение, называемое Древом познания добра и зла. Какие же они? Внемли разумно. Древо Жизни это сам Бог, Создатель всего, как написано: Бог посреди его — он не поколеблется (Пс. 45:6)»[6].
Эту же мысль в своей проповеди очень поэтично излагает святитель Кирилл Иерусалимский: «Младенца вижу, приносящего законную Жертву на земле, но Его же вижу принимающим жертвы от всех на небесах... Сам Он — Дары, Сам — Архиерей, Сам — Жертвенник, Сам — Очистилище, Сам — Древо Жизни и Познания, Сам — Меч Духа, Сам —

 
Санкт-Петербург
Православный христианин
и не надо со мной говорить, Вы правы. )) Я уже понял, что от Вас ничего нового не услышу.
Что касается правил форума - на то есть модератор, напишите жалобу и меня забанят ))
Вряд ли Вы способны что то понять!
Но в одном правы. Будет клеветать, будем Вас останавливать.
 
Интересующийся
Вряд ли Вы способны что то понять!
Но в одном правы. Будет клеветать, будем Вас останавливать.
вы правы, я вообще мало что могу понять.
Что касается второго, то и подумать не мог, что мое предположение, (замечу, что это оговорено специально), кто то назовет клеветой. Это очень странно выглядит. Приношу свои глубокие извинения, если ваше религиозное чувство было незаслуженно оскорблено.
 
Украина
Православный христианин
Конечно в этой теме самым важным мне кажется непослушание. Непослушание произвело разрыв, смерть, потерю всех будущих возможностей. Почему о Христе в церковных песнопениях говорится: "послушлив был даже до смерти..." Эта тема не нова, созданные праотцы не были совершенными, так как не является совершенным ни одно создание. Совершенным является только Бог, а непослушание рождает такой разрыв, который невозможно преодолеть самому. Поэтому ни один человек не был способен спастись и войти в Рай, кроме воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа. Прощение же даётся только Богом и Он и говорит например кающемуся разбойнику:" Ныне же будешь со Мною в раи....." Тут именно со Мною, а не сам по себе. Адам И Ева не справились с главным , они не остались с Ним, а послушались иного. Именно вот это послушание иному послужило разрыву с Богом. Вот открылись у них глаза безконечных грехов, ошибок, потому что самостоятельный путь сотворённого существа без Бога это путь в геену огненную.
 
Крещён в Православии
1)Странная ситуация. 2)Центральная тема Старого и Нового завета - искупление первородного греха через жертву сына. В Старом завете - через жертву сына Авраама, в Новом - через жертву Сына божьего. По идее это должно быть просто и понятно сформулировано - что именно искупается. А в действительности - куча мнений и все очень смутно, на уровне версий.
2) Так у Вас тема искупление, или все таки конкретная деталь, "открытие глаз" ?)))
1) Почему? Так и должно быть. Повествования и должны отличаться. У атеиста свое повестоствование, у разных конфессий они отличаются( пусть не по каждому вопросу, но в целом), у каждой культуры и даже у отдельных лиц. У атеист повествует о том, что Бога нет, сатана - о том, что Бог есть зависть и защищает свою божественность от посягательств человеческих, у католиков свои заморочки, бэкграунд греков и сирийцев отличается настолько, что в рамках православия(и те и те православные) иногда кажется, что говорят противоположенное (правда результат показали греки, они таки продержались сильно дольше под куда большим давлением, сирийцы пали от первых же ударов). Это я молчу уже что кто-то остается в рамках православия а кто-то самозванец. ;)

Для примера, именно по Вашему вопросу, можете посмотреть о рае в Точном Изложении Православной веры(глава о рае) преп. Иоанна Дамаскина, и о рае преп. Ефрема Сирина.
И там и там будет по Вашей теме, открытие глаз, познание.
Но повествование будет сильно отличаться, пониманием психологии первозданных, отношением "к труду" и прочим.
Хотя формальный ответ есть и там и там(Сирийский - познать славу и бесславие, греческий - познать чувственное и собственную природу недолжным образом).
И это не два человека как личности отличаются. Эта отличаются две культуры.
Как в наше время, перед инженером там стоят одни задачи, возникают одни вопросы, и у него один набор аналогий - из мира айти, физики, математики; а у пастуха другие задачи вопрос и источник аналогий - мир живой природы, он уподобит что-либо ручью, но едва ли стеку, сущности, рекурсии.
Если мне не будет лень позже мож сам закопипастчу, там буквально по пять предложений из каждого труда.
 
Православный христианин

Древо жизни (Быт. 2:9)

Первый прообраз Таинства Евхаристии мы встречаем на первых страницах Библии, где описывается состояние мира, еще не поврежденного грехом прародителей. Там сказано: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9).

Патриарх Герман Константинопольский в своей гимнографии предоставляет толкование термина древо жизни так: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради...»[4]. В данной стихире патриарх Герман показывает, что Христос для нас и есть Древо Жизни. А плоды этого Древа Жизни — Его Тело и Его Кровь, Которые становятся для нас плодами бессмертия. Именно так уже ранние Отцы Церкви видели в причащении Тела и Крови Христовых залог воскресения и жизни вечной. Дополняя последнюю мысль, отметим, что сщмч. Игнатий Богоносец в послании к Ефесянам называет Евхаристию «врачевством (или лекарством) бессмертия»[5]. Причащение, таким образом, сочетает аспекты сотериологический («врачевство») и эсхатологический («бессмертие»).
Подобно цареградскому святителю говорит и ученик Симеона Нового Богослова, преподобный Никита Стифат: «Итак, посредине его посажено Древо Жизни и другое насаждение, называемое Древом познания добра и зла. Какие же они? Внемли разумно. Древо Жизни это сам Бог, Создатель всего, как написано: Бог посреди его — он не поколеблется (Пс. 45:6)»[6].
Эту же мысль в своей проповеди очень поэтично излагает святитель Кирилл Иерусалимский: «Младенца вижу, приносящего законную Жертву на земле, но Его же вижу принимающим жертвы от всех на небесах... Сам Он — Дары, Сам — Архиерей, Сам — Жертвенник, Сам — Очистилище, Сам — Древо Жизни и Познания, Сам — Меч Духа, Сам —


Таковы-то ваши источники? Это-то "многие святые"? Значит писали про много святых, а нагуглить получилось некоего Ярослава Мордовцева. У Я. Мордовцева про древо познания (оно ли древо познания добра и зла?) говорит своеобразное "Слово на Cретение Господа" (https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/na_sretenie/). Что это за слово? Это поэзия возвышенно горячего градуса, про видения в духе "Младенца вижу от Вифлеема во Иерусалим входящего", не слово толкования Бытия. Поэзию, которая, однако, заведомо лишь условно приписывается святителю Кириллу Иерусалимскому, но как подчеркнуто, не может принадлежать ему в действительности. Ну, такой себе ориентир, сомнительный фундамент для толкования Бытия. Хотя лучше Пастернака и Булгакова, конечно. И что же пишет анонимный поэт? Лира его называет Самого (Христа?) - Древом жизни и познания. Если бы не поэтичность, то это бы был просто горячечный бред, опровергающий св. Писание, потому что древо жизни и древо познания - это как известно из Бытия разные деревья, но еще более потому, что они сотворены, выращены из земли (Быт 2:9), тогда как Христос - рожден. Но с учетом поэтичности в словах "Сам - Древо" имеется возможность "внимать разумно" и под "Сам" понять Крест животворящий, - тогда не совсем бред. И объединение двух деревьев Эдема в одно было бы бредом, если только вновь не понимать поэтически как отсыл ко древу Креста и жертве Христовой. Согласно с этим и благоразумно толкующий суть дела (и отвечающий на все вопросы ТС) свт. Иоанн Златоуст пишет (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-knigu-bytija/16)

Но чтобы, рассматривая грех, совершенный человеком через вкушение от древа и преслушание, не сделать нам все слово печальным, переведем речь, если угодно, от этого древа к другому, к древу Креста, и посмотрим, какие бедствия причинило то и какие блага принесло это. Впрочем, бедствия произошли не собственно от дерева, но от беспечного произволения и презрения, какое (он) показал в отношении к заповеди. То древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это даровало бессмертие. То изгнало из Рая; это возвело нас на Небо.

То есть, конечно древо Креста согласно Златоустому святителю - это другое, нежели упомянутое познания. Вот и исследователь Я. Мордовцев, когда пишет "Христос для нас", больше речь об аллегориях и матафорах, но не о революционном прочтении Бытия. Тогда как клирик какой-то конфессии Лазарь рассказывает истории уже не об аллегориях, но рассказы, про коорые увы некогда ему квалифицированно указать откуда они взяты, про Эдемское дерево познания добра и зла без аллегорий, а что якобы - "это было древо Святого Причастия". Вау, такого у отцов не обнаружено.
 
Крещён в Православии
Если мне не будет лень позже мож сам закопипастчу, там буквально по пять предложений из каждого труда.
Насчет “пяти предложений” у преп. Ионна Дамаскина эт я конечно погорячился(просто не помнил), там их побольше. К тому же структура текста такова, что он говорит не столько об “открытии глаз”(однажды), сколько о древе познания добра и зла. Причем несколько раз, так что приходится “нарезать” из текста. О древе познания, о древе жизни, опять о древе познания, о “всяком древе”, опять о древе познания.
О рае, из ТИПВ
А в середине этого места Бог насадил древо жизни и древо познания (см. Быт. 2, 9). Древо познания – как некоторое испытание и пробу, и упражнение послушания и непослушания человека. Посему оно и названо древом разумения доброго и лукавого (Быт. 2, 9), или потому, что вкушавшим от него оно давало способность к познанию их собственной природы, что именно – прекрасно для людей совершенных, но худо – для очень несовершенных и для тех, которые в очень большой степени обладают сластолюбивым желанием, подобно тому как твердая пища – для тех, которые еще нежны [по возрасту] и нуждаются в молоке. Ибо сотворивший нас Бог не желал, чтобы мы заботились и суетились относительно многого, ни того, чтобы мы пеклись и промышляли о своей жизни, что именно подлинно и испытал Адам. Ибо вкусивши, он узнал, что был наг, и сделал себе пояс, потому что, взяв листья смоковницы, он препоясался. Прежде же вкушения беста оба нага, как Адам, так и Ева, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Бог желал, чтобы мы были такими же бесстрастными, ибо то свойственно высочайшему бесстрастию; еще же Он желал, чтобы мы были и свободными от забот, имеющими одно дело, дело Ангелов: неусыпно и непрестанно воспевать хвалы Творцу, и наслаждаться Его созерцанием, и на Него возлагать свою заботу, что именно Он и возвестил нам через пророка Давида, говоря: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23).
И в Евангелии, наставляя Своих учеников, Он говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте... ни телом вашим, во что облечетеся (Мф. 6, 25). И опять: ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). И к Марфе: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лк. 10, 41–42) именно: сидение у ног Его и слушание Его слов.

Древо же жизни было древом, имевшим силу, подававшую жизнь или годным для еды одним только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти. Некоторые, конечно, представляли себе рай чувственным, другие же – духовным. Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте Божественнейшем и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел, – и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни. Ибо сладость Божественного соединения сообщает тем, которые участвуют, жизнь, не прекращаемую смертью, что именно Бог назвал и всяким древом, сказавши: от всякого древа, еже в раи, снедию снесте (Быт. 2, 16; ср. 17). Ибо Сам Он – все, в Нем и через Него всяческая состоятся (Кол. 1, 17).
Древо же познания добра и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы, которое прекрасно для людей совершенных и твердо стоящих в Божественном созерцании, обнаруживая собою великолепие Творца; для людей, не боящихся перехода в другое [т.е. худшее] состояние вследствие того, что, в силу продолжительного упражнения они дошли до некоторого навыка к такого рода созерцанию; но не прекрасно для людей еще юных и в очень большой степени обладающих сластолюбивым желанием, которых обыкновенно влечет к себе и отвлекает попечение о собственном теле, вследствие нетвердости пребывания их в том, что более превосходно, и вследствие того что они еще некрепко утвердились в привязанности к одному только прекрасному.
Таким образом, Божественный рай, я думаю, был двойной, и истинно передали богоносные отцы, как те, которые учили одним образом, так и те, которые учили иным. Возможно же понять всякое древо, как познание Божественного могущества, возникающее благодаря сотворенным вещам, подобно тому как говорит божественный апостол: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть (Рим. 1, 20). Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное то, которое есть о нас; я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от Мене (Пс. 138, 6), то есть от моего устройства. Однако это познание для Адама, который был недавно сотворен, было не лишено опасности вследствие причин, о которых мы сказали.
Иначе древо жизни можно понять как ту весьма Божественную мысль, которая рождается из всех чувственных вещей, и как происходящее через посредство их возведение ума к Родоначальнику всего, и Творцу, и Причине, что именно Он назвал и всяким древом, полным и нераздельным, и приносящим одно только пользование прекрасным.
Древо же познания доброго и лукавого можно понять, как чувственную и доставляющую удовольствие пищу, которая хотя по-видимому и является приятной, однако на самом деле того, кто ее принимает, доставляет в общение со злом. Ибо Бог говорит: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси (Быт. 2, 16), объявляя, думаю [как бы так]: через посредство всех творений возвысься ко Мне, Творцу, и от всего собери себе один плод: Меня, Который есмь истинная жизнь; все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай себе началом собственного бытия. Ибо таким образом ты будешь бессмертным. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 17). Ибо чувственная пища, согласно с законами природы, есть дополнение того, что исчезло, и она удаляется в нижний проход и гибнет. И невозможно, чтобы оставался нетленным тот, кто питается чувственной пищей.

/ Под спойлерами невырезаемый контекст, но прямого отношения к теме не имеющий, читать необязательно. /

А вот преп. Ефрем Сирин

Посреди рая насадил Бог древо познания, окружил его страхом, оградил ужасом, чтобы, подобно ограде, охраняли они его окрестность. В одной заповеди, которая воспрещала вкушать плодов сего древа, Адам услышал две заповеди; надлежало ему бояться древа и почувствовать, что непозволительно даже подходить к нему.

Змию невозможно было войти в рай, потому что и животным, и птицам не позволялось приближаться к окрестностям рая. Когда же Адам вышел к змию, то коварными вопросами, предложенными Еве, доведался он, что такое и каков рай.

Узнал проклятый, каково это святилище, узнал, что от Адама и Евы слава его скрывается в древе познания, узнал, что вход в двери святилища прикрыт заповедью, и догадался тогда, что
в плоде древа – ключ к правде, и что у преступивших заповедь очи отверзутся, и они исполнятся раскаяния.

Отверсты были очи у прародителей, но вместе и закрыты, чтобы не видели они славы, не видели также и позора, чтобы не видели славы внутреннего святилища, не видели также и телесной своей наготы. Оба эти познания сокрыл Бог в древе и поставил древо как бы судьей двух сторон.

Как скоро Адам дерзнул, приступил и вкусил плода – вдруг, и в одно мгновение, излились в него оба познания, совлек и снял он оба покрывала с очей своих. Увидел человек славу Святая святых – и ужаснулся, увидел бесславие свое – и устыдился, восскорбел и восстонал, хотя оба приобретенные им познания ходатайствовали о его прощении.

Всякий, вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстонать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать. Блажен, кто видит и не вкушает, впрочем, не как этот отважный, у которого усугублялись мучения, когда он алкал, но не мог вкусить рожцы (выжимки для корма), которые видел.

Бог не дал Адаму видеть наготу, чтобы, если нарушит заповедь, тогда с наготой открылась вся гнусность его поступка, но не показал ему и Святая Святых, чтобы, если сохранит заповедь, тогда узрел – и больше возрадовался. Оба воздаяния сокрыл для того, чтобы Адам после борьбы за то и другое получил венец по трудам своим.

Бог поставил древо как бы судьей, чтобы оно, если человек вкусит плода его, показало ему достоинство, которое им утрачено по высокомерию, а равно показало и бесславие. какое нашел он в наказание себе, а если одержит победу и восторжествует, – облекло бы его славой и открыло ему, что такое стыд; и тогда человек, оставаясь здравым, имел бы познание и о болезни.

Человек сам по себе был бы здоров, а между тем в уме своем имел познание о том, что такое болезнь, и для него то, что имеет, было бы полезно, и то, что знает, служило бы приобретением. А когда человек в болезни и имеет в уме своем познание о том, что такое здоровье, тогда и болезнь тяготит его, и познание мучит его.

Если бы Адам одержал победу, то члены его покрылись бы славой, но умом своим познавал бы он, что такое страдание, тело его процветало бы и разумные силы его возвышались. Но змий извратил это, дал ему вкусить унижение на самом деле, а славу оставил только в воспоминании: что нашел человек, то покрыло его стыдом, а что утратил, о том должен плакать.

Древо то было для него образом двери, плод – завесой, закрывавшей храм. Адам сорвал плод, преступил заповедь – и едва увидел славу, которая лучами своими осияла его изнутри, как побежал прочь, и поспешил искать себе убежища под смиренными смоковницами.

Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее, и низшее, и святое, и Святая Святых. Адам приступил, дерзнул войти – и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказой, так обнажил себя Адам, а поскольку поражен был, подобно Озии, то спешил удалиться. Оба бежали и скрылись, потому что оба устыдились плоти своей.
 
сомневающийся
а что якобы - "это было древо Святого Причастия".
Не древо Святого Причастия, не передёргивайте. А прообраз Евхаристии, что, вполне может быть и уместно сравнению. Причастившись коим плодом в нужный срок Адам и достиг полного обОжения. Дело не в авторе материала, там ссылки есть в конце темы, мне казалось это Вас должно заинтересовать, на какие материалы ссылается автор, а не личность самого автора. Хотя впрочем с иудейского брехуна достаточно, и проделанной этой мной работы, Вас -же не переубедишь всё равно ни в чём, видно что, крепкая броня.
 
Интересующийся
Насчет “пяти предложений” у преп. Ионна Дамаскина эт я конечно погорячился(просто не помнил), там их побольше. К тому же структура текста такова, что он говорит не столько об “открытии глаз”(однажды), сколько о древе познания добра и зла. Причем несколько раз, так что приходится “нарезать” из текста. О древе познания, о древе жизни, опять о древе познания, о “всяком древе”, опять о древе познания.
О рае, из ТИПВ
А в середине этого места Бог насадил древо жизни и древо познания (см. Быт. 2, 9). Древо познания – как некоторое испытание и пробу, и упражнение послушания и непослушания человека. Посему оно и названо древом разумения доброго и лукавого (Быт. 2, 9), или потому, что вкушавшим от него оно давало способность к познанию их собственной природы, что именно – прекрасно для людей совершенных, но худо – для очень несовершенных и для тех, которые в очень большой степени обладают сластолюбивым желанием, подобно тому как твердая пища – для тех, которые еще нежны [по возрасту] и нуждаются в молоке. Ибо сотворивший нас Бог не желал, чтобы мы заботились и суетились относительно многого, ни того, чтобы мы пеклись и промышляли о своей жизни, что именно подлинно и испытал Адам. Ибо вкусивши, он узнал, что был наг, и сделал себе пояс, потому что, взяв листья смоковницы, он препоясался. Прежде же вкушения беста оба нага, как Адам, так и Ева, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Бог желал, чтобы мы были такими же бесстрастными, ибо то свойственно высочайшему бесстрастию; еще же Он желал, чтобы мы были и свободными от забот, имеющими одно дело, дело Ангелов: неусыпно и непрестанно воспевать хвалы Творцу, и наслаждаться Его созерцанием, и на Него возлагать свою заботу, что именно Он и возвестил нам через пророка Давида, говоря: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23).
И в Евангелии, наставляя Своих учеников, Он говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте... ни телом вашим, во что облечетеся (Мф. 6, 25). И опять: ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). И к Марфе: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лк. 10, 41–42) именно: сидение у ног Его и слушание Его слов.

Древо же жизни было древом, имевшим силу, подававшую жизнь или годным для еды одним только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти. Некоторые, конечно, представляли себе рай чувственным, другие же – духовным. Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте Божественнейшем и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел, – и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни. Ибо сладость Божественного соединения сообщает тем, которые участвуют, жизнь, не прекращаемую смертью, что именно Бог назвал и всяким древом, сказавши: от всякого древа, еже в раи, снедию снесте (Быт. 2, 16; ср. 17). Ибо Сам Он – все, в Нем и через Него всяческая состоятся (Кол. 1, 17).
Древо же познания добра и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы, которое прекрасно для людей совершенных и твердо стоящих в Божественном созерцании, обнаруживая собою великолепие Творца; для людей, не боящихся перехода в другое [т.е. худшее] состояние вследствие того, что, в силу продолжительного упражнения они дошли до некоторого навыка к такого рода созерцанию; но не прекрасно для людей еще юных и в очень большой степени обладающих сластолюбивым желанием, которых обыкновенно влечет к себе и отвлекает попечение о собственном теле, вследствие нетвердости пребывания их в том, что более превосходно, и вследствие того что они еще некрепко утвердились в привязанности к одному только прекрасному.
Таким образом, Божественный рай, я думаю, был двойной, и истинно передали богоносные отцы, как те, которые учили одним образом, так и те, которые учили иным. Возможно же понять всякое древо, как познание Божественного могущества, возникающее благодаря сотворенным вещам, подобно тому как говорит божественный апостол: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть (Рим. 1, 20). Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное то, которое есть о нас; я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от Мене (Пс. 138, 6), то есть от моего устройства. Однако это познание для Адама, который был недавно сотворен, было не лишено опасности вследствие причин, о которых мы сказали.
Иначе древо жизни можно понять как ту весьма Божественную мысль, которая рождается из всех чувственных вещей, и как происходящее через посредство их возведение ума к Родоначальнику всего, и Творцу, и Причине, что именно Он назвал и всяким древом, полным и нераздельным, и приносящим одно только пользование прекрасным.
Древо же познания доброго и лукавого можно понять, как чувственную и доставляющую удовольствие пищу, которая хотя по-видимому и является приятной, однако на самом деле того, кто ее принимает, доставляет в общение со злом. Ибо Бог говорит: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси (Быт. 2, 16), объявляя, думаю [как бы так]: через посредство всех творений возвысься ко Мне, Творцу, и от всего собери себе один плод: Меня, Который есмь истинная жизнь; все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай себе началом собственного бытия. Ибо таким образом ты будешь бессмертным. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 17). Ибо чувственная пища, согласно с законами природы, есть дополнение того, что исчезло, и она удаляется в нижний проход и гибнет. И невозможно, чтобы оставался нетленным тот, кто питается чувственной пищей.

/ Под спойлерами невырезаемый контекст, но прямого отношения к теме не имеющий, читать необязательно. /

А вот преп. Ефрем Сирин

Посреди рая насадил Бог древо познания, окружил его страхом, оградил ужасом, чтобы, подобно ограде, охраняли они его окрестность. В одной заповеди, которая воспрещала вкушать плодов сего древа, Адам услышал две заповеди; надлежало ему бояться древа и почувствовать, что непозволительно даже подходить к нему.

Змию невозможно было войти в рай, потому что и животным, и птицам не позволялось приближаться к окрестностям рая. Когда же Адам вышел к змию, то коварными вопросами, предложенными Еве, доведался он, что такое и каков рай.

Узнал проклятый, каково это святилище, узнал, что от Адама и Евы слава его скрывается в древе познания, узнал, что вход в двери святилища прикрыт заповедью, и догадался тогда, что
в плоде древа – ключ к правде, и что у преступивших заповедь очи отверзутся, и они исполнятся раскаяния.

Отверсты были очи у прародителей, но вместе и закрыты, чтобы не видели они славы, не видели также и позора, чтобы не видели славы внутреннего святилища, не видели также и телесной своей наготы. Оба эти познания сокрыл Бог в древе и поставил древо как бы судьей двух сторон.

Как скоро Адам дерзнул, приступил и вкусил плода – вдруг, и в одно мгновение, излились в него оба познания, совлек и снял он оба покрывала с очей своих. Увидел человек славу Святая святых – и ужаснулся, увидел бесславие свое – и устыдился, восскорбел и восстонал, хотя оба приобретенные им познания ходатайствовали о его прощении.

Всякий, вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстонать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать. Блажен, кто видит и не вкушает, впрочем, не как этот отважный, у которого усугублялись мучения, когда он алкал, но не мог вкусить рожцы (выжимки для корма), которые видел.

Бог не дал Адаму видеть наготу, чтобы, если нарушит заповедь, тогда с наготой открылась вся гнусность его поступка, но не показал ему и Святая Святых, чтобы, если сохранит заповедь, тогда узрел – и больше возрадовался. Оба воздаяния сокрыл для того, чтобы Адам после борьбы за то и другое получил венец по трудам своим.

Бог поставил древо как бы судьей, чтобы оно, если человек вкусит плода его, показало ему достоинство, которое им утрачено по высокомерию, а равно показало и бесславие. какое нашел он в наказание себе, а если одержит победу и восторжествует, – облекло бы его славой и открыло ему, что такое стыд; и тогда человек, оставаясь здравым, имел бы познание и о болезни.

Человек сам по себе был бы здоров, а между тем в уме своем имел познание о том, что такое болезнь, и для него то, что имеет, было бы полезно, и то, что знает, служило бы приобретением. А когда человек в болезни и имеет в уме своем познание о том, что такое здоровье, тогда и болезнь тяготит его, и познание мучит его.

Если бы Адам одержал победу, то члены его покрылись бы славой, но умом своим познавал бы он, что такое страдание, тело его процветало бы и разумные силы его возвышались. Но змий извратил это, дал ему вкусить унижение на самом деле, а славу оставил только в воспоминании: что нашел человек, то покрыло его стыдом, а что утратил, о том должен плакать.

Древо то было для него образом двери, плод – завесой, закрывавшей храм. Адам сорвал плод, преступил заповедь – и едва увидел славу, которая лучами своими осияла его изнутри, как побежал прочь, и поспешил искать себе убежища под смиренными смоковницами.

Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее, и низшее, и святое, и Святая Святых. Адам приступил, дерзнул войти – и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказой, так обнажил себя Адам, а поскольку поражен был, подобно Озии, то спешил удалиться. Оба бежали и скрылись, потому что оба устыдились плоти своей.
Спасибо, Виталич за информацию, все это очень ценно. Надо время чтобы все это хорошо обдумать
 
Крещён в Православии
Не древо Святого Причастия, не передёргивайте. А прообраз Евхаристии, что, вполне может быть и уместно сравнению. Причастившись коим плодом в нужный срок Адам и достиг полного обОжения.
Его надлежало съеъсть уже обоженному человеку, для единства всего со всем, а не для того, чтобы пройти последнюю ступеньку на пути к полному обожению. Но это а) оффтоп, б) мое ниначемнеоснованное мнение.
Вот как раз из всего, что есть в раю, только древо познания неуместно сравнивать с Евхаристией. Не скажу насколько корректно, но во у Иоанна можно всяоке древо(весь рай) назвать прообразом Евхаристии -
Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте Божественнейшем и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел, – и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни. Ибо сладость Божественного соединения сообщает тем, которые участвуют, жизнь, не прекращаемую смертью, что именно Бог назвал и всяким древом, сказавши: от всякого древа, еже в раи, снедию снесте (Быт. 2, 16; ср. 17). Ибо Сам Он – все, в Нем и через Него всяческая состоятся (Кол. 1, 17).
- при желании можно поробовать, ну раз Адам "причащался Богу" от всякого плода, значит всякий плод прообраз Евхаристии а Древо Жизни - кульминация. Вот только всякое древо кроме древа познания, запретного до времени.
А Ефрем и вовсе сравнивает Древо с дверью, за которой таинство, а не с прообразом таинства.
Древо то было для него образом двери, плод – завесой, закрывавшей храм.
---
Даже само древо познания уже немного меняет вопрос - Зачем запрещать вкушать от древа познания(если оно дает знание соответственно названию), если разум(способность к познанию) и отличает человека от бессловесных животных? - другие акценты.
Изначальный вопрос - Если то, что у прародителей открылись глаза(понимается в русском как избавиться от заблуждений, прозреть, узнать правду) не метафора, и они реально обогатились познанием, то это же хорошо, за что наказывать, или Бог хочет, чтобы были как бессловесные животные?
То есть как бы и про познание, но через "глаза", а не через древо познания.
 
Интересующийся
Изначальный вопрос - Если то, что у прародителей открылись глаза(понимается в русском как избавиться от заблуждений, прозреть, узнать правду) не метафора, и они реально обогатились познанием, то это же хорошо, за что наказывать, или Бог хочет, чтобы были как бессловесные животные?
ну ответ видимо примерно такой. Чтобы вкушать от дерева Жизни и иметь телесную вечную жизнь, нужно иметь совершенную духовную природу, а непослушание, которое выразилось через вкушение от дерева Познания, показывает несовершенство. От какого именно дерева вкусил - не имеет принципиального значения, важен сам факт непослушания. Т.е в этой притче важно было сделать акцент на послушании. А т.к деревьев всего два, и второе - дерево Жизни, то, если бы вкусил от него, то тогда УЖЕ получил бы телесную вечную жизнь, что методически было бы неверно.
 
Последнее редактирование:
Сверху