Ну давайте как простой человек, поясните мне вот эту фразу в самом начале.
А что исповедует Армянская Церковь?
— Мы же считаем, что невозможно говорить о природе или понимать природу без лица. По этой причине надо по двум природам два лица называть или же по одному лицу одну природу, или же ни одну из этих, а искать нечто среднее, которая есть доброде- тель и озарение истины.
Переводим
невозможно говорить о природе или понимать природу без лица
отсюда – индивидуальность есть некоторый признак личности, лица, и без него природа не существует.
По этой причине надо по двум природам два лица называть или же по одному лицу одну природу,
Кто бы спорил, одна природа-одно лицо, две природы-два лица, арифметика простая.
Дальше то идет текст,совершено перечеркивающий всё о чем говорилось выше.
или же ни одну из этих, а искать нечто среднее, которая есть доброде- тель и озарение истины.
Итак появляется средняя природа у которой нет своего лица.Нет индивидуальности и эта природа есть добродетель и озарение истины.Тут просто метаморфозы.Добродетель никогда не была природой, а была свойством характера индивидума, а озарение это интеллектуальное явление в индивидуме.И озарение тоже не является природой.Значит эту среднюю природу, найти никогда невозможно.Её нет и никогда не было.
Слово восприняло от Девы как человеческую природу, так и человеческое лицо. И как лицо Слова и лицо человека посредством соединения исповедовать как одно лицо, так и природы — Божественную и человеческую исповедовать, как одну — в несказуемом единении, и животворное и спасительное тело исповедовать с утробы Девы до вечности как страдаемым и смертным по природе, и нестрадаемым и бессмертным по соединению со Сло- вом, и божественные называть человеческими и одновременно человеческие — божественными по несказуемому соединению, как то учат нас слова Святых Отцов. Это и есть средний путь спасения.
Далее основываясь на этом ложном понятии средней природы, ведется путанный логически неверный ход мысли, где в одном предложении лицо Слова, как личностность бытия Логоса в Троице, сводится на уровень анатомического лица человека, в онтологическом равенстве.У нас в таком случае говорят- "В огороде бузина, в Киеве дядька."
Подразумевая несоотносимость событий и понятий.
Понимаете анатомичекое лицо человека, это не природа человека.Это часть тела.Природа человека это дух-душа- тело, именно в такой иерархической последовательности.Когда душа на чувственной почве отторгла дух, тогда тело стало во главе этой пирамиды.Тело требует чтобы его кормили, обували, одевали, доставляли удовольствия и так далее.Наша же аскетика, возвращает дух на своё место, изначально для него предназначенное.И он ограничивает тело и душу в их стремлениях ко греху.
Поэтому не могло человеческое лицо соединится с Божественным Логосом, оторвано от своей природы.
— Тогда не значит ли, что Дева восприняла некого человека?
— Если бы Он не был неким, то и не был бы истинным, или исходя из твоего вопроса, нетварное Слово должно было превратиться в тело и явиться кажущимся образом, а не истинно.
— Извините, не понял.
— Лицо есть нечто преобладающее в человеке, которое собирательно содержит все чувственные части, без которых человек не может быть или считаться ни человеком, ни живым. Если Христос не есть некто, следовательно Он — безликий, но будучи, безликим, не может быть назван ни человеком, ни живым. Почему тогда о Том, Кто не был человеком, нужно говорить, что Он имел человеческую природу, так как человеческая природа видится в человеческом лице и человеческом подобии, в отсутствии, которых природа не может существовать и называться человеческой природой?
— Сейчас становится понятнее.
Здесь вообще человеческое лицо исчезает, в тексте просто идет непрерывная манипуляция этим понятием, как анатомическим, так и онтологическим.
Что значит преобладающим в человеке.Как лицо анатомически, так и лицо-личность может быть преобладающим, в самом себе?
О Том Кто не был человеком, и стал Сыном Человеческим (стал иметь человеческую природу в вашем изложении) нужно говорить только в рамках догмата Воплощения.Но у вас в тексте, опять идет речь об анатомическом лице человека.Наличие которого, автоматически утверждает наличие всей человеческой природы, а это совсем не так как говорилось выше.
Эта путаница позволяет вам, религиозно придумывать среднюю природу, где есть с одной стороны Логос, с другой анатомическое человеческое лицо.Но тогда это что-то среднее в этой природе от ереси Апполинария и ереси докетов.
Выше приводил Вам учение И.Дамаскина, там всё понятно вне еретических платформ.
Привожу еще иной его текст, на эту же тему.В нем слово природа, выражается терминологически как естество.
"Ибо естества соединились друг с другом непреложно и неизменно, между тем как ни Божественное естество не лишилось своей собственной простоты, ни человеческое, конечно, как не изменилось в естество Божества, так и не перешло
в несуществование в действительности, и из двух не образовалось одно сложное естество.
Ибо сложное естество не может быть единосущно ни с одним из тех двух естеств, из которых оно сложено, будучи соделанным из иного, как нечто новое сравнительно с тем. Как, например, тело, сложенное из четырех стихий, не называется единосущным с огнем, не именуется огнем, не называется воздухом, ни водою, ни землею, и не единосущно ни с чем из этого. Следовательно, если, согласно с мнением еретиков, Христос после соединения принял одно сложное естество, то Он изменился из простого естества в сложное, и Он не единосущен ни с Отцом, Который имеет простое естество, ни с Матерью, ибо Она не сложена из Божества и человечества. И Он не будет существовать, конечно, в Божестве и человечестве; и называться Он будет не Богом, не человеком, а только Христом; и слово Христос будет имя не ипостаси, а одного, согласно с их мнением, естества.
Мы же постановляем, что Христос был не с одним сложным естеством и что Он не был чем-то новым сравнительно с тем другим, из чего Он образовался, подобно тому как человек состоит из души и тела или как тело – из четырех стихий; но [во Христе] было из иного то же самое [сравнительно с этим «иным"]. Ибо мы исповедуем, что из Божества и человечества совершенный Бог и совершенный человек и есть, и называется [тем и другим именем] Один и Тот же, и что Он –
из двух естеств и существует в двух естествах.
Словом же Христос называем имя Ипостаси, которое понимается не как что-либо одного рода, но как служащее для обозначения
двух естеств. Ибо Сам Он помазал Себя: помазывая Свое Тело Своим Божеством, как Бог; будучи же помазываем – как человек; ибо Сам Он есть это и то. Помазание же человечества – Божество. Ибо если Христос, будучи одной сложной природы, единосущен с Отцом, то, следовательно, и Отец будет сложен и единосущен с плотью, что совершенно нелепо и полно всякого богохульства.
Но также каким образом одно естество будет способно к принятию существенных различий – противоположных [одно другому]? Ибо каким образом возможно, чтобы одна и та же природа в одно и то же время была сотворенной и несозданной, смертной и бессмертной, описуемой и неописуемой?
Если же те, которые говорят, что во Христе – одно естество, назвали бы это простым, то они или будут согласны с тем, что Он – один только Бог, и введут призрак, а не [действительное] вочеловечение, или будут согласны с тем, что Он – один только человек, как говорил Несторий. И где то, что совершенно в Божестве и совершенно в человечестве? А также когда скажут о Христе, что Он был с двумя естествами, те, которые говорят, что после соединения Он был с единым сложным естеством? Ибо что Христос прежде соединения был с одним естеством, всякому, конечно, ясно.
Но это есть то, что для еретиков служит причиною их заблуждения: утверждение,
что естество и лицо – одно и то же. Ибо, хотя мы говорим, что естество людей – одно, однако, должно знать, что говорим это, не обращая своего взора на понятие души и тела, ибо невозможно говорить, что душа и тело, сравниваемые друг с другом, суть одного естества, но потому, что хотя существуют весьма многие лица людей, однако все люди владеют естеством, понимаемым в одном и том же смысле, ибо все сложены из души и тела и все получили естество души и владеют сущностью тела, также и общим видом. [Почему и] говорим, что естество весьма многих и различных лиц – одно, хотя каждое лицо, разумеется, имеет два естества и достигает полноты в двух естествах: в естестве души, то есть, и тела.
Но в Господе нашем Иисусе Христе нельзя допустить общего вида. Ибо и не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, состоящего как из Божества, так и человечества, пребывающего в Божестве и человечестве, Который Один и Тот же – совершенный Бог и совершенный человек. Поэтому нельзя сказать, что в Господе нашем Иисусе Христе – едино естество, так чтобы, подобно тому как говорим о неделимом, составленном из души и тела, так говорили и о Христе, Который состоит из Божества и человечества.
Ибо там – неделимое, а Христос – не неделимое, ибо Он не имеет и вида [или свойства] «Христовства», [подобно тому свойству], о котором говорилось [выше в отношении к людям]. Почему, конечно, и говорим, что из двух совершенных естеств: как Божеского, так и человеческого, произошло соединение, не по образу обагрения или не через слияние, или смешение, или растворение, как говорили отверженный Богом Диоскор, и Евтихий, и Север, и их беззаконное общество; и не личное или относительное, или в смысле достоинства, или в отношении к одинаковой воле, или равночестности, или одноименности, или благоизволению, как говорили богоненавистный Несторий, и Диодор, и Феодор Мопсуэтский, и бесовское их собрание;
но через сочетание, именно ипостасное, [которое произошло] непреложно и неслиянно, и неизменно, и нераздельно, и неразлучно; и в двух естествах, которые – совершенны, исповедуем одну Ипостась Сына Божия воплотившегося, одной и той же считая Ипостась Божества и человечества Его и исповедуя, что два естества в целости сохраняются в Нем после соединения; не полагая каждого естества отдельно и порознь, но соединенными друг с другом в одной сложной Ипостаси. Ибо мы говорим, что соединение есть существенное, то есть истинное и не в смысле призрака.
Существенным же считаем не потому, что два естества соделали одно сложное естество, но потому, что они поистине соединились друг с другом в одну сложную Ипостась Сына Божия и что существенное их различие сохраняется в целости. Ибо сотворенное пребыло сотворенным и несозданное – несозданным. Смертное осталось смертным и бессмертное – бессмертным; описуемое – описуемым; неописуемое – неописуемым; видимое – видимым и невидимое – невидимым. Одно блистает чудесами, другое подпало под оскорбления.
Далее, то, что свойственно человечеству, Слово присваивает Себе, ибо Ему принадлежит то, что принадлежит святой Его плоти; и плоти уделяет то, что ей принадлежит, по образу взаимного общения, по причине проникновения частей друг в друга и ипостасного соединения, и потому что был Один и Тот же Самый, в каждом из двух образов совершавший с участием другого и Божеское, и человеческое.
Почему именно и говорится, что был распят Господь славы (см.
1Кор. 2, 8), хотя Божеское Его естество не испытало страданий; и о Сыне Человеческом объявлено, что Он прежде страдания был на небе, как сказал Сам Господь (см.
Ин. 3, 13). Ибо был Один и Тот же Самый Господь славы, Который сделался по естеству и поистине Сыном Человеческим, то есть человеком; и мы знаем об Его чудесах и страданиях, хотя Он творил чудеса в одном отношении [т.е. одним Своим естеством] и Он же Сам терпел страдания в другом отношении [т.е. другим Своим естеством]. Ибо мы знаем, что как одна Его Ипостась, так и существенное различие естеств сохраняются в целости.
Но как было бы сохранено в целости различие, если бы не сохранялись в целости те, которые имели различие в отношении друг к другу. Ибо различие есть различие тех вещей, которые – различны. Итак, в том отношении, в каком различаются друг от друга [два] естества Христа, то есть в отношении сущности, Он, говорим мы, соприкасается с краями, [т.е.] насколько дело идет о Божестве, то с Отцом и Духом, а насколько – о человечестве, то с Матерью и всеми людьми. А в каком отношении естества Его соприкасаются, в том Он, говорим мы, различается и от Отца, и от Духа, и от Матери, и от остальных людей; ибо естества Его соприкасаются через Ипостась, имея одну сложную Ипостась, в отношении к которой Он различается от Отца, от Духа, от Матери и от нас."