Воипостазирование

***

Воипостази́рование (от греч. ένυπόστατον — вои­по­стас­ность) – бого­слов­ский термин, вве­ден­ный Леон­тием Визан­тий­ским, напол­нен­ный пра­во­слав­ным содер­жа­нием Леон­тием Иеру­са­лим­ским, исполь­зо­ван­ный св. Иоан­ном Дамас­ки­ным, св. Мак­си­мом Испо­вед­ни­ком и иными отцами и учи­те­лями Церкви для более пол­ного рас­кры­тия поня­тий вопло­ще­ние и воче­ло­ве­чи­ва­ние.

Под вои­по­ста­зи­ро­ва­нием в пра­во­слав­ном бого­сло­вии пони­ма­ется вос­при­я­тие Второй Ипо­ста­сью Пре­свя­той Троицы Словом Божьим чело­ве­че­ского есте­ства, усво­е­ние твар­ной чело­ве­че­ской при­роды нетвар­ной Боже­ствен­ной Лич­но­стью (Ипо­ста­сью) Еди­но­род­ного Сына Божьего.

Вои­по­ста­зи­ро­ва­ние чело­ве­че­ской при­роды озна­чает, что в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе при­сут­ствуют две при­роды – Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская в един­стве Боже­ствен­ной Лич­но­сти Бога-Слова. Иными сло­вами, в Иисусе Христе пре­бы­вает вся пол­нота чело­ве­че­ского есте­ства, но при этом нет чело­ве­че­ской лич­но­сти, поскольку вместо нее есть Лич­ность (Ипо­стась) Еди­но­род­ного Сына Божьего.

Леон­тий Иеру­са­лим­ский писал: «Хри­стос не обла­дает некоей чело­ве­че­ской ипо­ста­сью, кото­рая обособ­лена подобно нашей. Но Ипо­стась Слова явля­ется общей, неот­де­ли­мой как от Его чело­ве­че­ской, так и от Его Боже­ствен­ной при­роды». Ипо­стась Сына Божьего име­ну­ется в пра­во­слав­ном бого­сло­вии слож­ной Ипо­ста­сью, поскольку соеди­няет в Себе две при­роды – Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую.

«Со смерти Фео­до­рита Кирр­ского (466 год) не было ни одного круп­ного бого­слова, пока, нако­нец, при дворе Юсти­ни­ана не появился Леон­тий Иеру­са­лим­ский (не путать с Леон­тием Визан­тий­ским!). Хри­сто­ло­ги­че­ские взгляды Леон­тия Иеру­са­лим­ского поз­во­лили уста­но­вить под­лин­ную связь между взгля­дами свя­того Кирилла и дог­ма­ти­че­скими поста­нов­ле­ни­ями Хал­ки­дон­ского собора, и бла­го­даря Леон­тию хал­ки­дон­ская партия нако­нец-то фор­мально согла­си­лась отож­де­ствить ипо­стась Христа с пред­су­ще­ству­ю­щей ипо­ста­сью Слова:

«В наше время Слово, облекши плотью Свою Ипо­стась и Свою при­роду, кото­рые суще­ство­вали прежде, чем Его чело­ве­че­ская при­рода, и кото­рые до созда­ния мира были бес­плотны, вои­по­ста­зи­ро­вало чело­ве­че­скую при­роду в Свою соб­ствен­ную Ипо­стась» (Леон­тий Иеру­са­лим­ский. «Против Несто­рия», 5, 28).

Таким обра­зом, согласно Леон­тию Иеру­са­лим­скому, Слово вос­при­няло не чело­ве­че­скую ипо­стась, а чело­ве­че­скую при­роду, общую для всех нас. Отли­чие Иисуса Христа от нас состо­яло в том, что в нашем случае общая всем людям чело­ве­че­ская при­рода всегда суще­ствует в кон­крет­ной и уни­каль­ной чело­ве­че­ской ипо­стаси. У Христа же такой ипо­стаси нет. Его Ипо­стась – Боже­ствен­ное Слово, по образу Кото­рого («по образу Божию») были сотво­рены все чело­ве­че­ские лич­но­сти. Поэтому Он есть Новый Адам, пред­став­ля­ю­щий Собой все чело­ве­че­ство.

Если, согласно Апо­столу Павлу, наше спа­се­ние состоит в том, чтобы «быть во Христе», то в таком случае Хри­стос должен объ­еди­нять в Себе все чело­ве­че­ство так, чтобы все люди могли «иметь часть в Нем».

***

См. ИПОСТАСЬ, ОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ, ПЕРИХОРЕЗИС, ХРИСТОЛОГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки