Как вы определяете - на каком языке благотворнее молитва?
Никак не определяю, так как молитва, это не язык и даже не слова.
Но давайте поразмышляем, что есть ЦСЯ.
Обратимся к "всеведущей" Википедии.
"Церковнославянский язык — традиционный славянский язык богослужения, употребляемый Православной церковью.........."
Теперь уточним, что значит слово традиция согласно той-же Викепидии.
"Традиция (от лат. traditio «предание»,
обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.....".
Вроде все верно и можно согласится - ЦСЯ есть традиция. Но так можно сказать, если забыть о том, что речь идет о Церкви, которая не является частью этого мира.
Если этого не забывать, то получается, что Церковь передает земным языком неописуемые земными словами образы. Образы, которые находятся вне человеческого разума.
Возникает парадокс, так как мы имеем дело с попыткой описания того, что не может быть описано земными словами. Вот тут давайте обратимся к фактам, которые говорят о том, что конкретная Церковь, славянская, изначально использовала конкретный язык для описания того, что не может быть передано земными словами. Хотя в то время было множество разнообразных славянских наречий, но Церковь использовала конкретный язык для описания неописуемых образов, которые священны. Бытовой язык, а вернее множество наречий которые существовали в то время, не использовались для действий именуемых священными и не имеющих аналогов в бытовой жизни, что значит не имеющих аналогов в миру.
Это одновременно и исторический факт и факт проявления веры, т.е. факты которые есть, они существуют. Их можно игнорировать, о них можно не знать, но они есть.
Молитва же, как на современном русском языке, так и на церковнославянском языке, может не являться таковой совсем.
Если верить святым, то молитва, на понятном по букве языке, имею в виду родной язык, может не являться молитвой.
Святой
Феофан Затворник писал.
"Не всякое, однако ж, совершение молитвы или молитвословие есть молитва. Стать пред иконою, дома или здесь, и класть поклоны — не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память или по книжке или слушать другого, читающего их, — еще не есть молитва, а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч........."
Молитва.
Не в языке дело и не в словах. Молится можно и без слов, Исх. 14:15, (Исх.14:13 - 16), но ведь это совершенно не дает повода утверждать, что вместо словесной молитвы нужно собраться и молча постоять, или о том, что словесная молитва не нужна, имею в виду и провожу параллель с тем утверждением, что ЦСЯ устарел и не нужен.