Рационализм

См. раздел НАУКА И РЕЛИГИЯ

***

Рационали́зм (от лат rationalis — разум­ный) — термин, исполь­зу­е­мый в бого­сло­вии (глав­ным обра­зом, в запад­ной тео­ло­гии), опре­де­ля­ю­щий способ позна­ния, пред­по­ла­га­ю­щий чрез­мерно силь­ную опору на сред­ства чело­ве­че­ского разума.

Раци­о­на­лизм стал одной из осо­бен­но­стей схо­ла­сти­че­ской тео­ло­гии, раз­ви­вав­шейся в Римо-Като­ли­че­ской церкви. При­зна­вая непо­гре­ши­мость Свя­щен­ного Свя­щен­ного Писа­ния, рим­ские бого­словы нашли, тем не менее, воз­мож­ность изме­нять содер­жа­ние пред­став­лен­ных в нём неиз­мен­ных веро­учи­тель­ных истин за счёт допол­не­ния или напол­не­ния их новым содер­жа­нием при помощи дово­дов разума. Бла­го­даря такому под­ходу Рим­ская цер­ковь не только пере­ина­чила ряд дог­ма­ти­че­ских истин, но и ввела в оборот несколько новых дог­ма­тов.

Так, попытка раци­о­на­ли­сти­че­ского объ­яс­не­ния Искуп­ле­ния при­вела к фор­ми­ро­ва­нию като­ли­че­скими бого­сло­вами юри­ди­че­ского учения об Искуп­ле­нии. В свою оче­редь при посред­стве юри­ди­че­ского под­хода сфор­ми­ро­ва­лось учение о чисти­лище, о сокро­вищ­нице сверх­долж­ных заслуг. Позже на базе этих учений было раз­вито учение об индуль­ген­циях. Среди дог­ма­тов, измыш­лен­ных Рим­ской цер­ко­вью, можно выде­лить: догмат об исхож­де­нии Свя­того Духа и от Сына, догмат о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии, догмат о гла­вен­стве и непо­гре­ши­мо­сти пап.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­дает высо­кое зна­че­ние разуму в деле Бого­по­зна­ния и спа­се­ния чело­века, но при этом под­чер­ки­вает, что доводы разума нельзя ста­вить выше, чем доводы Свя­щен­ного Писа­ния и Пре­да­ния Церкви.

***

прот. Васи­лий Зень­ков­ский:
«Конечно, законы логики оста­ются неиз­мен­ными и дважды два при всех усло­виях будет четыре, но позна­ние не состоит в авто­ма­ти­че­ском дей­ство­ва­нии логи­че­ских функ­ций духа, а свя­зано со всей жизнью лич­но­сти. То, что при­нято назы­вать раци­о­на­лиз­мом и в чем дей­стви­тельно ска­зы­ва­ется огра­ни­чен­ность нашего ума, часто неспо­соб­ного под­няться до пости­же­ния высших истин, кото­рые не под­да­ются упро­щен­ной раци­о­на­ли­за­ции, — есть как раз оста­новка духа на упро­щен­ных фор­му­лах мыш­ле­ния. Раци­о­на­лизм, несу­щий с собой извест­ные выгоды в смысле строй­но­сти в позна­нии, в то же время явля­ется огра­ни­че­нием силы пости­же­ния».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки