- Православный христианин
"Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь" Пс.15
"Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" Пс.33
"Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день." Пс.85,5.
"Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!» И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день." Пс.34
"Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»" Пс.39
"Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой." Ин.7.38
"Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать" Лк.18.1
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» ап. Павел
«Всяким молением и прошением молитесь на всякое время Духом» Ефес.6.8.
«Молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» Иуд.1.20
Предание о свмч. Игнатии Богоносце: "Когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел в устах имя Иисуса Христа, то спросили его нечестивые: для чего он непрестанно воспоминает это имя? Святой отвечал, что он, имея в сердце своем имя Иисуса Христа написанным, устами исповедует Того, Кого в сердце всегда носит."
«Рече же старец паки: Аще хощеши служити Богу в сей плоти по образу подобно ангелу, имей чистую молитву в сердце твоем втайне, и душа твоя еще прежде смерти станет подобной ангелу» (из древнего патерика, V век)
Брат спрашивает авву Макария: «Какое делание самое лучшее в подвижничестве и воздержании?». Ответ: «Блажен иже обрящется содержащий благословенное имя Господа нашего Иисуса Христа непрестанно и с сокрушением сердечным. Ибо воистину, во всей жизни деятельной нет лучшего делания, нежели сия блаженная пища, если ты пережевываешь ее непрестанно, как делает овца, когда она отрыгает (жвачку) и ощущает сладость от пережевывания, дондеже пережевываемое внидет во внутренняя сердца ея и распространит тамо сладость и помазание, пользующия вся составы ея и внутренняя <...>. Да подаст и нам Господь наш Иисус Христос благодать в имени своем сладком и помазанном». (из сборника "Добродетели аввы Макария", предположительно V век)
«Без непрестанной молитвы невозможно приблизится к Богу» преп. Исаак Сирин
«Достигший непрестанного пребывания в молитве достиг высшего предела всех добродетелей и отселе делается жилищем Святого Духа. Если кто не принял действительно благодати Утешителя, тот не может со свободою и радостью совершать этого пребывания в молитве. Дух, как сказано, когда вселится в человека, не престаёт от молитвы, ибо сам Дух непрестанно молится.» преп. Исаак Сирин
«Молитва есть непрерывное самоотречение души» преп. Исаак Сирин
«Любовь к Богу возжигается в душе только одной непрестанной молитвой» преп. Парфений Киевский
"Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без неё нельзя войти в Царство Небесное." преп. Варсонофий Оптинский
"Умная молитва для всех христиан обязательна, а если обязательна, то нельзя говорить, что едва ли возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает" Свт. Феофан Затворник
"Никто Богу так не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умно-сердечной молитвой" Свт. Феофан Затворник
"Отлучается от Бога всякий человек, который не хочет привести себя в единение с Богом молитвой" преп. Нил Синайский
"Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем" преп. Варсонофий Великий
«Начнём дело молитвы, и, преуспевая постепенно, найдём, что не только надежда на Бога, но и твёрдая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ведение внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слёзы – через молитву подаются верным. И не только сие, но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и познание духовного закона, и обретение правды Божией, и наитие Духа Святого, и подаяние духовных сокровищ, и всё, что Бог обетовал даровать верным здесь и в будущем веке. Одним словом, невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божией, и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлечённой молитве» св. Марк Подвижник
"Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться' только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет." Преп. Григорий Синаит
"Телесное делание - внешняя молитва - есть не более чем лист, внутреннее же - умная молитва - есть плод, а, по страшному речению Господа, всякое древо, не творящее плода, то есть умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо" преп. Авва Агафон
"Без деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и приятия лукавых помыслов" преп. Паисий Молдавский
"Кто не взойдёт в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по отшествии душёю из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим Небесный" свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов)
Св. Григорий Синаит: "принятое нами о Христе Иисусе во св. крещении не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю. И благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и привесть в явность. К этому ведут следующие способы: во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Господа Иисуса, или что тоже, непрестанною памятью о Боге. И первое средство могущественно, но второе могущественнее, так что и первое от него получает полную свою силу. Посему, если искренне хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сердечному упражнению, и иметь всегда в сердце это одно дело молитвы, безвидно и не воображенно, пока оно согреет сердце наше и распалить его до неизреченной любви ко Господу"
"Всякому христианину чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. ... Повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молитсья, но и других всех учить тому же, всех вообще: монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей и жён, и детей, - и побуждать их молиться непрестанно" (свт. Григорий Богослов)
"Не говори мне, что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно, и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль, не воздеяние рук, но воздеяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой"
свт. Иоанн Златоуст
"Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко: благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими, если только мы бдительны; стало быть, молиться везде весьма легко. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только добрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все, нужное для молитвы. Можно и жене, сидя за работой или занимаясь на кухне, когда нельзя пойти в церковь, совершать искреннюю и усердную молитву. Можно и мужу, выходя на площадь или идучи по своим делам, совершать усердные молитвы. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души. А чтобы увериться тебе, что для молитвы требуется не известное положение тела, место или время, но мысль добрая и бодрая, послушай, как Павел, лежа в темнице, распростертый, а не стоя прямо, потому что не позволяла ему этого колода, в которую забиты были ноги его, как он, помолившись с усердием, лежа, потряс темницу и поколебал ее основание, устрашил темничного стража и затем привел его к святому Таинству крещения."
Свт. Иоанн Златоуст
«монах должен, - ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, - непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя! да имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащаго тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии во едино» свт. Иоанн Златоуст
«Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое храните всегда с памятованием господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет, - да возвеличится Христос в вас». свт. Иоанн Златоуст
"А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее с трудом и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения и не искал сего усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью: а таким же образом надобно принуждать себя к УНИЧИЖЕНИЮ, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному "всяка горесть, и гнев, и клич да возмется от вас со всякою злобою" (Еф.4:31). Чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все сии начинания добродетели обратятся для него как бы в природу, потому что приходит к нему, наконец, Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов. ... Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою, то самая молитва, лучше же сказать - эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и труде, девстве или посте, или бдении, или псалмопении, или служении, или о каком бы то ни было делании, совершаемом ради добродетели. Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно, великодушия, дружелюбия, - то трудились мы без пользы, потому что для того и предприемлем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно." Прп. Макарий Египетский
"....надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда, при всяком случае. Сидишь ли за столом - молись; вкушая хлеб - воздай благодарение давшему Господу; подкрепляя немощь тела вином - помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в обличение недугов. Миновалась ли потребность в снедях - да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон - благодари Давшего; облекаешься в одежду - усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, охраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день - благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на высоту звёзд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который "вся премудростию сотворил" (Пс.103, 24). Когда увидишь, что вся животная природа обьята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна и против воли нашей разрешает нас от непрерывности трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость силы. Поэтому ночь не вся да будет у тебя уделом сна, - не попускай, чтобы от сонного бесчувствия сделалась бесполезною половина жизни; напротив, ночное время да разделится у тебя на сон и на молитву. Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез всё течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою." Св. Василий Великий
"Сподвижник свт. Григория Паламы старец Иов не соглашался с мнением святителя, полагая, что "молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел". Тогда свершилось явление ангела, "посланного от Бога", который укорил Иова в том, что тот "противится явному делу от коего зависит спасение христиан, и возвестил ему от лица Божия, чтобы впредь остерегался говорить что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своём не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разное с тем, что сказал святой Григорий (Палама)" (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)
На вопрос одного священника "Мне, как мирскому священнику, нужно знать, все ли православные христиане, по учению старцев, могут заниматься Иисусовой молитвой, или только те, которые очистили своё сердце от страстей" игумен Харитон (Дунаев) ответил: "у старцев имеется совершенно ясный и и определённый ответ. По учению отцов именно молитва Иисусова и помогает очищению сердца от страстей, а потому необходима не только бесстрастным, но и тем, кто ещё не освободился от страстей." (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)
"Вы пишете мне, что есть у вас желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: в прелесть попадёшь от Иисусовой молитвы. Вот ещё, нашлись новые хулители Иисусовой молитвы, не понимают сами, что говорят. В прелесть попадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния" (схигумен Иоанн Валаамский)
"Старец Николай (Гурьянов) считал Иисусову молитву чуть ли не единственным в современных условиях средством, безошибочно поставляющим и удерживающим человека на пути спасения. ... Отец Николай всецело доверялся водительству Божию и полагал, что тот кто совершает молитву Иисусову в простоте и смирении сердца, находится вне духовной опасности. ... Однажды на просьбу благословить семилетнюю девочку на обучение в музыкальной школе старец дал наказ повергший всех в изумление: "Пусть лучше творит молитву Иисусову". Такое благословение он послал несмышлёной девочке в деревню, где никто и понятия не имел о том что это такое. ... Иисусову молитву отец Николай считал первым и главным орудием в духовной жизни, данным Церковью на все времена, а для нашего времени - в особенности ... Однажды во время встречи я спросил его о том, какое делание лучше всего поставляет человека на путь спасения ... Он, выслушав меня, стал очень серьёзным ... Обратившись ко мне, твёрдо сказал: "Творить молитву Иисусову". "А как?" - спросил я у батюшки и пожаловался, что всё время окрадываюсь помыслами при её проговаривании. Но старец мне не дал никаких конкретных указаний. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного - и добавил, - а больше я тебе ничего не скажу". ... Этими словами, сказанными твердо и непреложно на мой вопрос, как мне кажется, старец оставил своё духовное завещание всем ревнующим о своём спасении и ищущим духовного совершенства в современном мире"
(Из воспоминаний иеромонаха Нестора об о. Николае (Гурьянове))
"В самые тяжёлые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божиего к молитве непрестанной" (старец Серафим Вырицкий)
"Сделай своей заботой непрестанную молитву, поскольку молитва есть свет для души и охранник для тела. Молись не только когда стоишь на молитве, но также когда идёшь куда-либо, или делаешь что-либо, когда ешь и даже когда спишь. Когда твой рот занят едой, пусть сердце твое будет занято молитвой, а ум твой предаётся хвале и благодарению Тому Кто даёт нам всё необходимое.
...
Пусть мысль о Боге вращается в твоём сердце чаще чем дыхание в твоих ноздрях. Внимательно позаботься чтобы любое воспоминание или образ, будь он добрый или недобрый, или любая мысль, не сосредоточенные на Боге, были тобой отсечены. Взгляд твоего ума должен быть всегда устремлён только на Бога." Бабай (Сирия, 4 век?)
"Мужество души состоит в непрерывной молитве которая покрывает ум силой исходящей от созерцания Бога. ... И чтение Писания, и пост, и опустошение мыслей совершается для достижения чистой молитвы. ... Собеседование со Святым Духом пребывающим в нас есть цель всех аскетических трудов и конец пути праведности. Пока мы не увидим в себе "духовного человека" со всеми его органами, война против "ветхого человека" (Ефес.4.22, Кол.3.9), которого Христос умерщвил на кресте, не окончится в нас." Филоксен (Сирия, 5 век)
"Молитва есть лестница ведущая к Богу. ... Молитва есть ключ в Царство в которое ты желаешь войти, без неё ты не можешь стать его наследником, тем "чьи имена написаны в книге жизни" (Дан.12.1). Молитва есть узкие и тесные врата через которые святые входят в небесный Иерусалим.
Непреывная молитва есть свет души, через неё душа радуется с том светлом месте славы которое есть истинная любовь к Богу и ближнему. Она совершает все заповеди. Вот почему наш Господь заповедовал нам "что должно всегда молиться и не унывать" (Лк.18.1) и "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение"(Мф.26.41). Так Господь заповедал тем кто желает идти путём совершенства который ведёт в город расположенный в небесах, который есть любовь.
Я не говорю не только о молитве в предписанное время, но говорю о непрерывной молитве которая не имеет остановки. Потому что в момент когда наши мысли и сердце не сосредоточены на Боге, мы не пребываем с Ним. Постоянство в молитве есть исполнение заповедей и тот метафорический крест о котором Господь сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16.24)." (Неизвестный сирийский автор, предположительно Иоанн Апамейский)
"Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" Пс.33
"Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день." Пс.85,5.
"Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!» И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день." Пс.34
"Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»" Пс.39
"Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой." Ин.7.38
"Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать" Лк.18.1
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» ап. Павел
«Всяким молением и прошением молитесь на всякое время Духом» Ефес.6.8.
«Молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» Иуд.1.20
Предание о свмч. Игнатии Богоносце: "Когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел в устах имя Иисуса Христа, то спросили его нечестивые: для чего он непрестанно воспоминает это имя? Святой отвечал, что он, имея в сердце своем имя Иисуса Христа написанным, устами исповедует Того, Кого в сердце всегда носит."
«Рече же старец паки: Аще хощеши служити Богу в сей плоти по образу подобно ангелу, имей чистую молитву в сердце твоем втайне, и душа твоя еще прежде смерти станет подобной ангелу» (из древнего патерика, V век)
Брат спрашивает авву Макария: «Какое делание самое лучшее в подвижничестве и воздержании?». Ответ: «Блажен иже обрящется содержащий благословенное имя Господа нашего Иисуса Христа непрестанно и с сокрушением сердечным. Ибо воистину, во всей жизни деятельной нет лучшего делания, нежели сия блаженная пища, если ты пережевываешь ее непрестанно, как делает овца, когда она отрыгает (жвачку) и ощущает сладость от пережевывания, дондеже пережевываемое внидет во внутренняя сердца ея и распространит тамо сладость и помазание, пользующия вся составы ея и внутренняя <...>. Да подаст и нам Господь наш Иисус Христос благодать в имени своем сладком и помазанном». (из сборника "Добродетели аввы Макария", предположительно V век)
«Без непрестанной молитвы невозможно приблизится к Богу» преп. Исаак Сирин
«Достигший непрестанного пребывания в молитве достиг высшего предела всех добродетелей и отселе делается жилищем Святого Духа. Если кто не принял действительно благодати Утешителя, тот не может со свободою и радостью совершать этого пребывания в молитве. Дух, как сказано, когда вселится в человека, не престаёт от молитвы, ибо сам Дух непрестанно молится.» преп. Исаак Сирин
«Молитва есть непрерывное самоотречение души» преп. Исаак Сирин
«Любовь к Богу возжигается в душе только одной непрестанной молитвой» преп. Парфений Киевский
"Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без неё нельзя войти в Царство Небесное." преп. Варсонофий Оптинский
"Умная молитва для всех христиан обязательна, а если обязательна, то нельзя говорить, что едва ли возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает" Свт. Феофан Затворник
"Никто Богу так не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умно-сердечной молитвой" Свт. Феофан Затворник
"Отлучается от Бога всякий человек, который не хочет привести себя в единение с Богом молитвой" преп. Нил Синайский
"Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем" преп. Варсонофий Великий
«Начнём дело молитвы, и, преуспевая постепенно, найдём, что не только надежда на Бога, но и твёрдая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ведение внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слёзы – через молитву подаются верным. И не только сие, но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и познание духовного закона, и обретение правды Божией, и наитие Духа Святого, и подаяние духовных сокровищ, и всё, что Бог обетовал даровать верным здесь и в будущем веке. Одним словом, невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божией, и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлечённой молитве» св. Марк Подвижник
"Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться' только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет." Преп. Григорий Синаит
"Телесное делание - внешняя молитва - есть не более чем лист, внутреннее же - умная молитва - есть плод, а, по страшному речению Господа, всякое древо, не творящее плода, то есть умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо" преп. Авва Агафон
"Без деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и приятия лукавых помыслов" преп. Паисий Молдавский
"Кто не взойдёт в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по отшествии душёю из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим Небесный" свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов)
Св. Григорий Синаит: "принятое нами о Христе Иисусе во св. крещении не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю. И благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и привесть в явность. К этому ведут следующие способы: во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Господа Иисуса, или что тоже, непрестанною памятью о Боге. И первое средство могущественно, но второе могущественнее, так что и первое от него получает полную свою силу. Посему, если искренне хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сердечному упражнению, и иметь всегда в сердце это одно дело молитвы, безвидно и не воображенно, пока оно согреет сердце наше и распалить его до неизреченной любви ко Господу"
"Всякому христианину чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. ... Повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молитсья, но и других всех учить тому же, всех вообще: монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей и жён, и детей, - и побуждать их молиться непрестанно" (свт. Григорий Богослов)
"Не говори мне, что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно, и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль, не воздеяние рук, но воздеяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой"
свт. Иоанн Златоуст
"Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко: благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими, если только мы бдительны; стало быть, молиться везде весьма легко. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только добрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все, нужное для молитвы. Можно и жене, сидя за работой или занимаясь на кухне, когда нельзя пойти в церковь, совершать искреннюю и усердную молитву. Можно и мужу, выходя на площадь или идучи по своим делам, совершать усердные молитвы. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души. А чтобы увериться тебе, что для молитвы требуется не известное положение тела, место или время, но мысль добрая и бодрая, послушай, как Павел, лежа в темнице, распростертый, а не стоя прямо, потому что не позволяла ему этого колода, в которую забиты были ноги его, как он, помолившись с усердием, лежа, потряс темницу и поколебал ее основание, устрашил темничного стража и затем привел его к святому Таинству крещения."
Свт. Иоанн Златоуст
«монах должен, - ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, - непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя! да имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащаго тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии во едино» свт. Иоанн Златоуст
«Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое храните всегда с памятованием господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет, - да возвеличится Христос в вас». свт. Иоанн Златоуст
"А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее с трудом и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения и не искал сего усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью: а таким же образом надобно принуждать себя к УНИЧИЖЕНИЮ, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному "всяка горесть, и гнев, и клич да возмется от вас со всякою злобою" (Еф.4:31). Чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все сии начинания добродетели обратятся для него как бы в природу, потому что приходит к нему, наконец, Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов. ... Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою, то самая молитва, лучше же сказать - эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и труде, девстве или посте, или бдении, или псалмопении, или служении, или о каком бы то ни было делании, совершаемом ради добродетели. Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно, великодушия, дружелюбия, - то трудились мы без пользы, потому что для того и предприемлем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно." Прп. Макарий Египетский
"....надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда, при всяком случае. Сидишь ли за столом - молись; вкушая хлеб - воздай благодарение давшему Господу; подкрепляя немощь тела вином - помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в обличение недугов. Миновалась ли потребность в снедях - да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон - благодари Давшего; облекаешься в одежду - усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, охраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день - благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на высоту звёзд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который "вся премудростию сотворил" (Пс.103, 24). Когда увидишь, что вся животная природа обьята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна и против воли нашей разрешает нас от непрерывности трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость силы. Поэтому ночь не вся да будет у тебя уделом сна, - не попускай, чтобы от сонного бесчувствия сделалась бесполезною половина жизни; напротив, ночное время да разделится у тебя на сон и на молитву. Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез всё течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою." Св. Василий Великий
"Сподвижник свт. Григория Паламы старец Иов не соглашался с мнением святителя, полагая, что "молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел". Тогда свершилось явление ангела, "посланного от Бога", который укорил Иова в том, что тот "противится явному делу от коего зависит спасение христиан, и возвестил ему от лица Божия, чтобы впредь остерегался говорить что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своём не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разное с тем, что сказал святой Григорий (Палама)" (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)
На вопрос одного священника "Мне, как мирскому священнику, нужно знать, все ли православные христиане, по учению старцев, могут заниматься Иисусовой молитвой, или только те, которые очистили своё сердце от страстей" игумен Харитон (Дунаев) ответил: "у старцев имеется совершенно ясный и и определённый ответ. По учению отцов именно молитва Иисусова и помогает очищению сердца от страстей, а потому необходима не только бесстрастным, но и тем, кто ещё не освободился от страстей." (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)
"Вы пишете мне, что есть у вас желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: в прелесть попадёшь от Иисусовой молитвы. Вот ещё, нашлись новые хулители Иисусовой молитвы, не понимают сами, что говорят. В прелесть попадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния" (схигумен Иоанн Валаамский)
"Старец Николай (Гурьянов) считал Иисусову молитву чуть ли не единственным в современных условиях средством, безошибочно поставляющим и удерживающим человека на пути спасения. ... Отец Николай всецело доверялся водительству Божию и полагал, что тот кто совершает молитву Иисусову в простоте и смирении сердца, находится вне духовной опасности. ... Однажды на просьбу благословить семилетнюю девочку на обучение в музыкальной школе старец дал наказ повергший всех в изумление: "Пусть лучше творит молитву Иисусову". Такое благословение он послал несмышлёной девочке в деревню, где никто и понятия не имел о том что это такое. ... Иисусову молитву отец Николай считал первым и главным орудием в духовной жизни, данным Церковью на все времена, а для нашего времени - в особенности ... Однажды во время встречи я спросил его о том, какое делание лучше всего поставляет человека на путь спасения ... Он, выслушав меня, стал очень серьёзным ... Обратившись ко мне, твёрдо сказал: "Творить молитву Иисусову". "А как?" - спросил я у батюшки и пожаловался, что всё время окрадываюсь помыслами при её проговаривании. Но старец мне не дал никаких конкретных указаний. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного - и добавил, - а больше я тебе ничего не скажу". ... Этими словами, сказанными твердо и непреложно на мой вопрос, как мне кажется, старец оставил своё духовное завещание всем ревнующим о своём спасении и ищущим духовного совершенства в современном мире"
(Из воспоминаний иеромонаха Нестора об о. Николае (Гурьянове))
"В самые тяжёлые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божиего к молитве непрестанной" (старец Серафим Вырицкий)
"Сделай своей заботой непрестанную молитву, поскольку молитва есть свет для души и охранник для тела. Молись не только когда стоишь на молитве, но также когда идёшь куда-либо, или делаешь что-либо, когда ешь и даже когда спишь. Когда твой рот занят едой, пусть сердце твое будет занято молитвой, а ум твой предаётся хвале и благодарению Тому Кто даёт нам всё необходимое.
...
Пусть мысль о Боге вращается в твоём сердце чаще чем дыхание в твоих ноздрях. Внимательно позаботься чтобы любое воспоминание или образ, будь он добрый или недобрый, или любая мысль, не сосредоточенные на Боге, были тобой отсечены. Взгляд твоего ума должен быть всегда устремлён только на Бога." Бабай (Сирия, 4 век?)
"Мужество души состоит в непрерывной молитве которая покрывает ум силой исходящей от созерцания Бога. ... И чтение Писания, и пост, и опустошение мыслей совершается для достижения чистой молитвы. ... Собеседование со Святым Духом пребывающим в нас есть цель всех аскетических трудов и конец пути праведности. Пока мы не увидим в себе "духовного человека" со всеми его органами, война против "ветхого человека" (Ефес.4.22, Кол.3.9), которого Христос умерщвил на кресте, не окончится в нас." Филоксен (Сирия, 5 век)
"Молитва есть лестница ведущая к Богу. ... Молитва есть ключ в Царство в которое ты желаешь войти, без неё ты не можешь стать его наследником, тем "чьи имена написаны в книге жизни" (Дан.12.1). Молитва есть узкие и тесные врата через которые святые входят в небесный Иерусалим.
Непреывная молитва есть свет души, через неё душа радуется с том светлом месте славы которое есть истинная любовь к Богу и ближнему. Она совершает все заповеди. Вот почему наш Господь заповедовал нам "что должно всегда молиться и не унывать" (Лк.18.1) и "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение"(Мф.26.41). Так Господь заповедал тем кто желает идти путём совершенства который ведёт в город расположенный в небесах, который есть любовь.
Я не говорю не только о молитве в предписанное время, но говорю о непрерывной молитве которая не имеет остановки. Потому что в момент когда наши мысли и сердце не сосредоточены на Боге, мы не пребываем с Ним. Постоянство в молитве есть исполнение заповедей и тот метафорический крест о котором Господь сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16.24)." (Неизвестный сирийский автор, предположительно Иоанн Апамейский)