Св. Писание и св. отцы о непрестанной молитве

Православный христианин
"Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь" Пс.15

"Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" Пс.33

"Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день." Пс.85,5.

"Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!» И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день." Пс.34

"Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»" Пс.39

"Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой." Ин.7.38

"Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать" Лк.18.1

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» ап. Павел

«Всяким молением и прошением молитесь на всякое время Духом» Ефес.6.8.

«Молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» Иуд.1.20

Предание о свмч. Игнатии Богоносце: "Когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел в устах имя Иисуса Христа, то спросили его нечестивые: для чего он непрестанно воспоминает это имя? Святой отвечал, что он, имея в сердце своем имя Иисуса Христа написанным, устами исповедует Того, Кого в сердце всегда носит."

«Рече же старец паки: Аще хощеши служити Богу в сей плоти по образу подобно ангелу, имей чистую молитву в сердце твоем втайне, и душа твоя еще прежде смерти станет подобной ангелу» (из древнего патерика, V век)

Брат спрашивает авву Макария: «Какое делание самое лучшее в подвижничестве и воздержании?». Ответ: «Блажен иже обрящется содержащий благословенное имя Господа нашего Иисуса Христа непрестанно и с сокрушением сердечным. Ибо воистину, во всей жизни деятельной нет лучшего делания, нежели сия блаженная пища, если ты пережевываешь ее непрестанно, как делает овца, когда она отрыгает (жвачку) и ощущает сладость от пережевывания, дондеже пережевываемое внидет во внутренняя сердца ея и распространит тамо сладость и помазание, пользующия вся составы ея и внутренняя <...>. Да подаст и нам Господь наш Иисус Христос благодать в имени своем сладком и помазанном». (из сборника "Добродетели аввы Макария", предположительно V век)

«Без непрестанной молитвы невозможно приблизится к Богу» преп. Исаак Сирин

«Достигший непрестанного пребывания в молитве достиг высшего предела всех добродетелей и отселе делается жилищем Святого Духа. Если кто не принял действительно благодати Утешителя, тот не может со свободою и радостью совершать этого пребывания в молитве. Дух, как сказано, когда вселится в человека, не престаёт от молитвы, ибо сам Дух непрестанно молится.» преп. Исаак Сирин

«Молитва есть непрерывное самоотречение души» преп. Исаак Сирин

«Любовь к Богу возжигается в душе только одной непрестанной молитвой» преп. Парфений Киевский

"Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без неё нельзя войти в Царство Небесное." преп. Варсонофий Оптинский

"Умная молитва для всех христиан обязательна, а если обязательна, то нельзя говорить, что едва ли возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает" Свт. Феофан Затворник

"Никто Богу так не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умно-сердечной молитвой" Свт. Феофан Затворник

"Отлучается от Бога всякий человек, который не хочет привести себя в единение с Богом молитвой" преп. Нил Синайский

"Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем" преп. Варсонофий Великий

«Начнём дело молитвы, и, преуспевая постепенно, найдём, что не только надежда на Бога, но и твёрдая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ведение внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слёзы – через молитву подаются верным. И не только сие, но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и познание духовного закона, и обретение правды Божией, и наитие Духа Святого, и подаяние духовных сокровищ, и всё, что Бог обетовал даровать верным здесь и в будущем веке. Одним словом, невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божией, и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлечённой молитве» св. Марк Подвижник

"Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться' только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет." Преп. Григорий Синаит

"Телесное делание - внешняя молитва - есть не более чем лист, внутреннее же - умная молитва - есть плод, а, по страшному речению Господа, всякое древо, не творящее плода, то есть умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо" преп. Авва Агафон

"Без деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и приятия лукавых помыслов" преп. Паисий Молдавский

"Кто не взойдёт в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по отшествии душёю из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим Небесный" свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов)

Св. Григорий Синаит: "принятое нами о Христе Иисусе во св. крещении не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в землю. И благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и привесть в явность. К этому ведут следующие способы: во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Господа Иисуса, или что тоже, непрестанною памятью о Боге. И первое средство могущественно, но второе могущественнее, так что и первое от него получает полную свою силу. Посему, если искренне хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сердечному упражнению, и иметь всегда в сердце это одно дело молитвы, безвидно и не воображенно, пока оно согреет сердце наше и распалить его до неизреченной любви ко Господу"

"Всякому христианину чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. ... Повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молитсья, но и других всех учить тому же, всех вообще: монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей и жён, и детей, - и побуждать их молиться непрестанно" (свт. Григорий Богослов)

"Не говори мне, что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно, и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль, не воздеяние рук, но воздеяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой"
свт. Иоанн Златоуст

"Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко: благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими, если только мы бдительны; стало быть, молиться везде весьма легко. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только добрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все, нужное для молитвы. Можно и жене, сидя за работой или занимаясь на кухне, когда нельзя пойти в церковь, совершать искреннюю и усердную молитву. Можно и мужу, выходя на площадь или идучи по своим делам, совершать усердные молитвы. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души. А чтобы увериться тебе, что для молитвы требуется не известное положение тела, место или время, но мысль добрая и бодрая, послушай, как Павел, лежа в темнице, распростертый, а не стоя прямо, потому что не позволяла ему этого колода, в которую забиты были ноги его, как он, помолившись с усердием, лежа, потряс темницу и поколебал ее основание, устрашил темничного стража и затем привел его к святому Таинству крещения."
Свт. Иоанн Златоуст

«монах должен, - ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, - непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя! да имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащаго тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии во едино» свт. Иоанн Златоуст

«Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое храните всегда с памятованием господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет, - да возвеличится Христос в вас». свт. Иоанн Златоуст

"А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее с трудом и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения и не искал сего усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью: а таким же образом надобно принуждать себя к УНИЧИЖЕНИЮ, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному "всяка горесть, и гнев, и клич да возмется от вас со всякою злобою" (Еф.4:31). Чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все сии начинания добродетели обратятся для него как бы в природу, потому что приходит к нему, наконец, Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов. ... Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою, то самая молитва, лучше же сказать - эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и труде, девстве или посте, или бдении, или псалмопении, или служении, или о каком бы то ни было делании, совершаемом ради добродетели. Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно, великодушия, дружелюбия, - то трудились мы без пользы, потому что для того и предприемлем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно." Прп. Макарий Египетский

"....надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда, при всяком случае. Сидишь ли за столом - молись; вкушая хлеб - воздай благодарение давшему Господу; подкрепляя немощь тела вином - помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в обличение недугов. Миновалась ли потребность в снедях - да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон - благодари Давшего; облекаешься в одежду - усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, охраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день - благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на высоту звёзд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который "вся премудростию сотворил" (Пс.103, 24). Когда увидишь, что вся животная природа обьята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна и против воли нашей разрешает нас от непрерывности трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость силы. Поэтому ночь не вся да будет у тебя уделом сна, - не попускай, чтобы от сонного бесчувствия сделалась бесполезною половина жизни; напротив, ночное время да разделится у тебя на сон и на молитву. Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез всё течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою." Св. Василий Великий

"Сподвижник свт. Григория Паламы старец Иов не соглашался с мнением святителя, полагая, что "молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел". Тогда свершилось явление ангела, "посланного от Бога", который укорил Иова в том, что тот "противится явному делу от коего зависит спасение христиан, и возвестил ему от лица Божия, чтобы впредь остерегался говорить что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своём не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разное с тем, что сказал святой Григорий (Палама)" (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)

На вопрос одного священника "Мне, как мирскому священнику, нужно знать, все ли православные христиане, по учению старцев, могут заниматься Иисусовой молитвой, или только те, которые очистили своё сердце от страстей" игумен Харитон (Дунаев) ответил: "у старцев имеется совершенно ясный и и определённый ответ. По учению отцов именно молитва Иисусова и помогает очищению сердца от страстей, а потому необходима не только бесстрастным, но и тем, кто ещё не освободился от страстей." (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий)

"Вы пишете мне, что есть у вас желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: в прелесть попадёшь от Иисусовой молитвы. Вот ещё, нашлись новые хулители Иисусовой молитвы, не понимают сами, что говорят. В прелесть попадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния" (схигумен Иоанн Валаамский)

"Старец Николай (Гурьянов) считал Иисусову молитву чуть ли не единственным в современных условиях средством, безошибочно поставляющим и удерживающим человека на пути спасения. ... Отец Николай всецело доверялся водительству Божию и полагал, что тот кто совершает молитву Иисусову в простоте и смирении сердца, находится вне духовной опасности. ... Однажды на просьбу благословить семилетнюю девочку на обучение в музыкальной школе старец дал наказ повергший всех в изумление: "Пусть лучше творит молитву Иисусову". Такое благословение он послал несмышлёной девочке в деревню, где никто и понятия не имел о том что это такое. ... Иисусову молитву отец Николай считал первым и главным орудием в духовной жизни, данным Церковью на все времена, а для нашего времени - в особенности ... Однажды во время встречи я спросил его о том, какое делание лучше всего поставляет человека на путь спасения ... Он, выслушав меня, стал очень серьёзным ... Обратившись ко мне, твёрдо сказал: "Творить молитву Иисусову". "А как?" - спросил я у батюшки и пожаловался, что всё время окрадываюсь помыслами при её проговаривании. Но старец мне не дал никаких конкретных указаний. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного - и добавил, - а больше я тебе ничего не скажу". ... Этими словами, сказанными твердо и непреложно на мой вопрос, как мне кажется, старец оставил своё духовное завещание всем ревнующим о своём спасении и ищущим духовного совершенства в современном мире"
(Из воспоминаний иеромонаха Нестора об о. Николае (Гурьянове))

"В самые тяжёлые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божиего к молитве непрестанной" (старец Серафим Вырицкий)

"Сделай своей заботой непрестанную молитву, поскольку молитва есть свет для души и охранник для тела. Молись не только когда стоишь на молитве, но также когда идёшь куда-либо, или делаешь что-либо, когда ешь и даже когда спишь. Когда твой рот занят едой, пусть сердце твое будет занято молитвой, а ум твой предаётся хвале и благодарению Тому Кто даёт нам всё необходимое.
...
Пусть мысль о Боге вращается в твоём сердце чаще чем дыхание в твоих ноздрях. Внимательно позаботься чтобы любое воспоминание или образ, будь он добрый или недобрый, или любая мысль, не сосредоточенные на Боге, были тобой отсечены. Взгляд твоего ума должен быть всегда устремлён только на Бога." Бабай (Сирия, 4 век?)

"Мужество души состоит в непрерывной молитве которая покрывает ум силой исходящей от созерцания Бога. ... И чтение Писания, и пост, и опустошение мыслей совершается для достижения чистой молитвы. ... Собеседование со Святым Духом пребывающим в нас есть цель всех аскетических трудов и конец пути праведности. Пока мы не увидим в себе "духовного человека" со всеми его органами, война против "ветхого человека" (Ефес.4.22, Кол.3.9), которого Христос умерщвил на кресте, не окончится в нас." Филоксен (Сирия, 5 век)

"Молитва есть лестница ведущая к Богу. ... Молитва есть ключ в Царство в которое ты желаешь войти, без неё ты не можешь стать его наследником, тем "чьи имена написаны в книге жизни" (Дан.12.1). Молитва есть узкие и тесные врата через которые святые входят в небесный Иерусалим.
Непреывная молитва есть свет души, через неё душа радуется с том светлом месте славы которое есть истинная любовь к Богу и ближнему. Она совершает все заповеди. Вот почему наш Господь заповедовал нам "что должно всегда молиться и не унывать" (Лк.18.1) и "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение"(Мф.26.41). Так Господь заповедал тем кто желает идти путём совершенства который ведёт в город расположенный в небесах, который есть любовь.
Я не говорю не только о молитве в предписанное время, но говорю о непрерывной молитве которая не имеет остановки. Потому что в момент когда наши мысли и сердце не сосредоточены на Боге, мы не пребываем с Ним. Постоянство в молитве есть исполнение заповедей и тот метафорический крест о котором Господь сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16.24)." (Неизвестный сирийский автор, предположительно Иоанн Апамейский)
 
Православный христианин
Из жития святаго Григория Паламы Архиепископа, Солунскаго чудотворца.

Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священнаго сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве. Ибо смотрите, что святейший Патриарх Константинопольский Филофей пишет в житии св. Григория Солунскаго. – Имел святитель сей друга возлюбленнаго, Иова по имени, человека простейшаго, но многодобродетельнаго, с коим беседуя однажды, владыка сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда, и молится непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17), - и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: предзрех Господа предо мною выну (Пс. 15, 8), т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мною в молитве моей. И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Говоря это и многое другое другу своему Иову, святитель прибавил еще, что повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей, и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно.

Слышавшему сие старцу Иову показалось это новым делом, и он начал спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел. Святитель привел новыя свидетельства в подтверждение сей истины и новыя неопровержимыя ея доказательства, но старец Иов не убедился и ими. Тогда святый Григорий, избегая многословия и любопрепирательства, замолчал, после чего каждый пошел в келлию свою.
Когда потом Иов молился наедине в келлии своей, является ему Ангел, посланный от Бога, иже хощет всем спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4), и укорив его, зачем спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан, возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своем чтоб не держал противнаго сему помысла и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святый Григорий. Тогда простейший старец Иов тотчас поспешил к святому Григорию, и припадши к ногам, просил прощения в противоречии ему и любопрительности, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

Видите теперь, братия мои, как имеют долг все обще христиане, от мала до велика, молиться всегда умною молитвою: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! так, чтоб ум их и их сердце навык имели всегда изрекать священныя слова сии. Убедитесь же, сколько благоугождается сим Бог и сколько великое от сего происходит благо, как Он, по безмерному Своему человеколюбию, Ангела небеснаго послал объявить нам, чтоб никто более никакого не имел в сем сомнения.

Но что говорят миряне? – Мы обременены делами и заботами житейскими: как возможно нам молиться непрестанно?

Отвечаю им, - что Бог не заповедал нам ничего невозможнаго, а все только такое, что мы можем делать. Почему и это можно исполнить всякому, ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если б это было невозможно, то было бы невозможно для всех вообще мирян, и тогда не нашлось бы столько и столько лиц, кои среди мира исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святаго Григория Солунскаго, дивный оный Константин, который при всем том, что вращался в среде придворной жизни, назывался отцем и учителем царя Андроника, и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, - жену и детей, - при всем том столь был не отлучен от Бога, и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи о царственных делах, и н редко раза по два и более спрашивал об одном и томже; чем другие вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что так скоро забывает дело и повторительными вопросами обременяет царя. Но царь, зная причину того защищал его и говорил: «у Константина есть свои думы, которыя не дают ему иной раз со всем вниманием относиться к делам нашим».

Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мире, всецело были преданы умной молитве, как уверяют историческия о них записи. – Итак, братия мои христиане, умоляю вас и я вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Подражайте тем, о коих я сказывал, и сколько возможно последуйте им. Сначала это может показаться вам очень трудным, но будьте уверены, как бы от лица Вседержителя Бога, что самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть все затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне. Тогда опытно познаете, что дело сие не только не невозможно и не трудно, но и возможно и легко. Почему святый Павел, знавший лучше нас великое благо, какое доставит сия молитва, заповедал нам непрестанно молиться. Не стал бы он обязывать нас к сему, если б это было крайне трудно и невозможно, зная наперед, что в таком случае мы, не имея возможности исполнить то, неизбежно оказывались бы ослушниками его и преступниками заповеди его, и через то делались достойными осуждения и наказания. А это не могло быть в намерении Апостола.

Ктому же поимейте во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, - именно – молиться умом. А это мы всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душею молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесныя дела, а внутренний весь пусть будет посвящаем на служение Богу, и никогда не отстает от этого духовнаго дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря в святом Евангелии:ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне (Мф. 6, 6). Клеть души есть тело; двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мирским, но находится внутрь сердца нашего. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться к внешним чувственным вещам, и ум наш таким образом остается свободным от всякаго пристрастия мирскаго и сокровенною умною молитвою соединяется с Богом Отцом своим.

И Отец твой, видяй втайне воздаст тебе яве, прилагает Господь. Видит, ведающий все сокровенное, Бог умную молитву и воздает явными дарами великими. Ибо и эта молитва есть истинная и совершенная молитва, которая исполняет душу божественною благодатию и духовными дарами, подобно миру, которое чем крепче затыкаешь сосуд, тем благоуханнейшим делает сосуд сей. Так и молитва, чем крепче заключаешь ее внутрь сердца, тем более она обилует божественною благодатию.

Блаженны те, которые навыкают сему небесному деланию, потому что им они побеждают всякое искушение злых бесов, как Давид победил гордаго Голиафа. Им погашают безчинные пожелания плоти, как три отрока угасили пламень пещи. Сим деланием умной молитвы укрощаются страсти, как Даниил укротил диких зверей. Им низводят росу Духа Святаго в сердце свое, как Илия низвел дождь на гору Кармил. Сия умная молитва восходит до самого престола Божия и хранится в златых фиалах, и, как кадило, благоухает пред Господом, как видел Иоанн Богослов в откровении: двадесять четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, уже суть молитвы святых (Апок. 5, 8). Сия умная молитва есть свет просвещающий душу человека и сердце его воспламеняющий огнем любви к Богу. Она есть цепь, держащая в единении Бога с человеком и человека с Богом. О, ни с чем несравнимая благодать умной молитвы! – Она поставляет человека в положение всегдашняго собеседователя с Богом. О, дело, воистину дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом.

Ангелы не имеют чувственного гласа, но умом приносят Богу непрестанное славословие. В этом состоит все дело их и этому посвящается вся жизнь их. Так и ты, брате, когда входишь в клеть свою, и затворяешь дверь, т.е. когда ум твой не влается туда и сюда, но входит внутрь сердца твоего, и чувства твои заключены и отграждены от вещей мира сего, и таким образом всегда молишься, тогда ты бываешь подобен святым Ангелам, и Отец твой, видящий тайную молитву твою, которую приносишь ты Ему в сокровенности сердца своего, воздаст тебе яве великими духовными дарами.

Да и что еще большее лишшее желаешь ты от сего, когда, как я сказал, ты мысленно всегда находишься пред лицем Бога и беседуешь с Ним непрестанно, - беседуешь с Богом, без Коего никогда никакой человек не может быть блаженным ни здесь, ни в другой жизни.
 
Как Солнце встает на востоке, так и Господь одесную верующего в Него. Кто такие «благородные от востоков солнца»? (Ср. Иов. 1, 3.)
-----------------------
«Благородными от востоков солнца» можно назвать тех, кто стал благородным от восходов, а также просвещений и воссияний умного Солнца правды, и изменился к лучшему и душою, и мыслью, посредством ви́дения Бога и взирания на Него (прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае, 55).
-----------------------
Хорошо сказано! При этом , можно и так - от .Иоанна 20:29.
 
Православный христианин
Из соседней темы:
-----------------------
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
"Письма Валаамского старца"

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое...
---------------------------
Воображаемый диалог:
--А перед образАми можно молиться?
--Молиться можно, представлять нельзя.

Вспоминается когда-то читанная фраза: исихасты самые строгие иконопочитатели, но никогда не молятся перед образАми. Конечно, это преувеличение...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Обратил внимание тоже на эту историю. Немного критического рассмотрения. Если уж разбираться, то разбираться, здесь много всего можно откопать, есть в русском исихазме глубокий конфликт имхо, даже с этим примером, внеобразная молитва - это совлечение, для неё подходит бессловесное созерцание, но - нельзя) Нужно молиться смысловой молитвой, но образ - опять нельзя). Про повреждение от образа уже просто дежурная история. Думаю все это тянется от того что нет метода, а есть только поэзия. В прошлом году если помните человек рассказывал историю,, как впал в прелесть после двух месяцев(или около того) непрестанного моления, почувствовал себя святым и тп... мне трудно такое представить, есть же элементарный голос рационального разума, тут уже не прелесть а буйное помешательство тогда.. Иному и в голову бы не пришло... А от чего - все от того же, вместо метода высокопарная поэзия. Плохо что все это давно не проверяется на опыте, а тиражируется и надувается как пузырь.
 
Православный христианин
Обратил внимание тоже на эту историю. Немного критического рассмотрения. Если уж разбираться, то разбираться, здесь много всего можно откопать, есть в русском исихазме глубокий конфликт имхо, даже с этим примером, внеобразная молитва - это совлечение, для неё подходит бессловесное созерцание, но - нельзя) Нужно молиться смысловой молитвой, но образ - опять нельзя). Про повреждение от образа уже просто дежурная история. Думаю все это тянется от того что нет метода, а есть только поэзия. В прошлом году если помните человек рассказывал историю,, как впал в прелесть после двух месяцев(или около того) непрестанного моления, почувствовал себя святым и тп... мне трудно такое представить, есть же элементарный голос рационального разума, тут уже не прелесть а буйное помешательство тогда.. Иному и в голову бы не пришло... А от чего - все от того же, вместо метода высокопарная поэзия. Плохо что все это давно не проверяется на опыте, а тиражируется и надувается как пузырь.
В русском исихазме метод есть, и очень четко разработанный и изложенный - это книги по Иисусовой молитве свт. Игнатия (Брянчанинова). Другое дело что многие их не читают и берутся за молитву самочинно и не разобравшись.

Кроме того, есть некоторый процент людей с отклонениями психики среди воцерковленных и пытающихся творить Иисусову молитву, и у таких людей риск прелести или обострения заболеваний особенно высок. Для этого всегда и рекомендовалось проходить непрестанную молитву под присмотром духовника. Тут даже обычный приходской батюшка неискусный в исихазме может распознать что с человеком что-то не так и выправить ситуацию (посоветовать прекратить молитву, направить к врачу и проч)
 
Обратил внимание тоже на эту историю. Немного критического рассмотрения. Если уж разбираться, то разбираться, здесь много всего можно откопать, есть в русском исихазме глубокий конфликт имхо, даже с этим примером, внеобразная молитва - это совлечение, для неё подходит бессловесное созерцание, но - нельзя) Нужно молиться смысловой молитвой, но образ - опять нельзя). Про повреждение от образа уже просто дежурная история. Думаю все это тянется от того что нет метода, а есть только поэзия. В прошлом году если помните человек рассказывал историю,, как впал в прелесть после двух месяцев(или около того) непрестанного моления, почувствовал себя святым и тп... мне трудно такое представить, есть же элементарный голос рационального разума, тут уже не прелесть а буйное помешательство тогда.. Иному и в голову бы не пришло... А от чего - все от того же, вместо метода высокопарная поэзия. Плохо что все это давно не проверяется на опыте, а тиражируется и надувается как пузырь.
По идее , непрерывная молитва главное желание в монастырях . Под руководством и все такое. Все остальное прилагаемое. Ну , и некая гарантия не сойти с ума , например. Или впасть в прелесть. Хотя и там всякое бывало , Но я считаю , что самому всё-таки не стоит этим заниматься.
 
Православный христианин
Главный пример противоречия забыл назвать: есть идея обожения, но метод, с которого оно начинается - прямого назначения вобщем-то - созерцания образа (для приобретения качества, слияния), снова запрещен.
 
Православный христианин
Православный христианин
Главный пример противоречия забыл назвать: есть идея обожения, но метод, с которого оно начинается - прямого назначения вобщем-то - созерцания образа (для приобретения качества, слияния), снова запрещен.
Обожение - это слияние с внечувственными и внеобразными нетварными энергиями Бога и ничего общего не имеет с созерцаниями воображаемых образов (т.е. тварных, сотворенных нашим умом).
 
Православный христианин
Обожение - это слияние с внечувственными и внеобразными нетварными энергиями Бога и ничего общего не имеет с созерцаниями воображаемых образов (т.е. тварных, сотворенных нашим умом).
Общее здесь начало. От формы к содержанию. Как и исполнение заповедей до совершенства. Здесь простой принцип - сознание приобретает качества среды, в которую погружается. Потому и говорю, что это прямой метод.
Другое тоже работает, но запрет на образ - это именно конфликт внутри методологии.
 
Православный христианин
Другое тоже работает, но запрет на образ - это именно конфликт внутри методологии.
Это не конфликт, а инструкция по безопасности, поскольку уже древние молитвенники в монастырях быстро заметили, что при использовании образов в молитве было много случаев впадения в прелесть и умопомешательства (что многократно было описано в литературе).

А вобщем, если человек психически здоров, творит молитву с рассуждением, глубоким смирением и без воображения образов, ставя целью покаяние и спасение, а не получения духовных экстазов и ништяков, и сверяя свой опыт и методы с текстами св. отцов, то вероятность прелести практически крайне мала. Тем не менее руководство духовника также настоятельно рекомендуется как мера безопасности.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это не конфликт, а инструкция по безопасности, поскольку уже древние молитвенники в монастырях быстро заметили, что при использовании образов в молитве было много случаев впадения в прелесть и умопомешательства (что многократно было описано в литературе).
Вы как сами думаете, созерцание иконы чем отличается, тем что слова молитвы не произносятся при этом?


Следующее конфлиткующее противоречие, между тем: совлечение vs сердечный плач.
Хочу заметить, что все это разрешимо на внутреннем уровне, но как обучение - это два разных подхода, как и пары ранее описанных. В основм же современные батюшки просто повторяют эти поучения из разных источников, делая вид что они не разнятся.
 
Православный христианин
Вы как сами думаете, созерцание иконы чем отличается, тем что слова молитвы не произносятся при этом?

Когда идет созерцание иконы с открытыми глазами, возможность прелестных видений меньше, это должны быть уже или явные галлюцинации по причине психического заболевания, или сильное диавольское действие. При создании образов в воображении в обоих сценариях гораздо легче могут появиться внутренние прелестные видения или внутренние галлюцинации. В любом случае, происходит ли это в воображении или перед иконами, есть четкая инструкция св. отцов не принимать никакие видения, ни внутренние, ни внешние, даже если явится Христос, ангелы, святые или что-то подобное, и обязательно поделиться этим опытом с духовником.

"И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" 2 Кор. 11:14

"Возлюбленные, не всякому духу верьте, но проверяйте духов — от Бога ли они" 1 Ин.4:1
 
Православный христианин
Когда идет созерцание иконы с открытыми глазами, возможность прелестных видений меньше, это должны быть уже или явные галлюцинации по причине психического заболевания, или сильное диавольское действие. При создании образов в воображении в обоих сценариях гораздо легче могут появиться внутренние прелестные видения или внутренние галлюцинации.
Потянуть за ниточку и целый клубок там окажется) Вы созерцаете икону, закрываете глаза, воссоздаете образ, опишите типовую механику прелестного образа в вашем понимании, например спустился с неба Христос и сказал : бросся в фонтанку, и вы так и поступите? (былина из книги свт. Игнатия кажется)
 
Православный христианин
С этого места непонятно. Несвятоотеческий термин detected
Не представлять образов. Совлекаться всего телесного, мысленного и чувственного. Не понял что тут непонятно. Классика же.
Другая классика, когда священник на ютубе сначала говорит это, и тут же прибавляет: и непрестанно плачем, раскаиваемся в грехах и тп... c pockerface)
Ну это уже к слову о тех конфликтах
 
Последнее редактирование:
Сверху