«День рожденья - грустный праздник»?

«РАДОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ»
Мы торжественно празднуем День Рождения Девы Марии в начале православного церковного года (см. о нем), 8 сентября по юлианскому календарю. Это глубоко символично: явление в мир будущей Матери Господа открывает начало завершающего этапа долгой богочеловеческой истории нашего Спасения.
Краткое содержание апокрифических событий, положенных в основу праздника, можно найти здесь. Здесь же помещены богословские размышления о дне рождения». Вероятно, некоторые сталкивались с негативным отношением ко дню рождения как таковому. Христианская ли это позиция? Тема очень важная. Нужно ли праздновать день рождения по плоти человека (и даже Богочеловека), так патетически проклятый страдающим Иовом? Этот поучительный урок церковной истории мы «уже проходили». Подробнее см.


Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция




Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

Цикл Джотто, посвященный событию Рождества Богоматери:


Изгнание св. Иоакима из Храма.


Сон Иоакима


Видение св. Анны


Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот



Рождество Богоматери.


Есть обширная статья об иконографии праздника Рождества Богоматери, см. здесь.

P. S.
В дни, посвящённые празднованию Дня Рождения Богоматери или Её Сына, неизбежно возникает вопрос о богословском и богослужебном «статусе» собственного дня рождения. Недавно моя слушательница Епархиальных Иоанновских богословских курсов Ксения Бирюкова так ответила на предложенный ей вопрос:
«Что значит день рождения для ветхозаветного иудея и для новозаветного христианина?» Она пишет:
«Некоторые христиане отвергают празднование дня рождения как нечто языческое, некоторые из них вспоминают событие, связанное с днём рождения Ирода, когда был убит великий Пророк и Креститель Господень Иоанн.
"В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя..." – говорит святой царь Давид. ... Все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя... Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию" (Свт. Афанасий Великий). По сути здесь отображено негативное отношение к дню рождения ветхозаветного человека. В ветхозаветном мире греховность считалась врождённой. Нет человека без греха. А начало человеческой жизни – рождение. Святитель Лев Великий пишет: "Если бы Сам Создатель не снизошёл до общности с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то, начиная от Адама и вплоть до последних времён, царила бы смерть и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие, ибо одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели". Отсюда можно сделать вывод, что до прихода Спасителя в мир отношение к дню рождения оставалось негативным.
Но после прихода в мир Христа, нового Адама, это отношение кардинально изменилось. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский говорит о дне рождения следующее: "Все люди чтят этот великий для них день – день своего рождения, приведение из небытия, и непразднование, или, лучше, непочитание его, – есть неблагодарность пред Творцом за неоценённый дар жизни и неумение ценить его...". Так святой Иоанн Кронштадтский отражает новозаветный взгляд на отношение ко дню рождения.»
2018, декабрь
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

А с чем связана традиция празднования именин в день святого , ближайшего после дня рождения и совпадающего по имени ?
 
"Православная астрология", или День рождения и имя
Алексей! Думаю, в основе лежит многовековая жизненная практика, как и во многих других случаях церковной жизни. Никакого "соборного определения" не существует. Раньше в православной России имена выбирали строго "по Святцам", отсебятина не допускалась. Это естественно, никакой "астрологической магии" в этом нет.
Логика такова. Ребёнок рождается, его отец открывает святцы и смотрит, память каких святых приходится на день его рождения. (Как Вы понимаете, с УЗИ раньше было "проблематично" и выбрать имя заранее, не зная, родится мальчик или девочка, не представлялось возможным.) Грамотный человек сам смотрел в Святцы перед тем как нести сына или дочь крестить в церковь. Здесь его ожидали вполне понятные рифы: загляните в гоголевскую "Шинель" с колоритным описанием выбора имени сыну Акакия, поневоле ставшему Акакием Акакиевичем! (О преподобном Акакии Синайском см.: https://azbyka.ru/days/p-sinajskij-nezlobivec.) А неграмотный крестьянин просто шёл к батюшке и они вместе определяли имя, начиная от дня рождения и двигаясь далее вперёд. Это логично: человек сначала появляется на свет Божий, а уже потом получает имя. Если младенцу повезло и он родился, скажем, в день памяти равноапостольной Ольги или её внука Владимира, или святителя Николая Чудотворца, - то и выбирать нечего! Я знаю людей, у которых дни рождения и именины совпадают. Вероятно, у Вас тоже есть такие знакомые. Конечно, все дни Календаря заполнены именами, но далеко не всегда возможно механически перенести имя святого дня на ребёнка, в тот день родившегося.
Так, 19 июня / 2 июля и 30 июня / 13 июля – память апостола Иуды. Вряд ли даже зело благочестивый человек, у которого сын родится в этот день, сочтёт это знаком Свыше и даст ребёнку это славное (без кавычек) имя – к тому же не простого святого, а апостола от 12-ти и даже "брата Господня"! Немало мучеников носили теофорные (то есть несущие имя бога) языческие имена: Аполлон, Вакх, Меркурий, Кронид (то есть "сын Кроноса" – Зевс); других звали Коприй ("Навозный"), Фал(л) (16/29 марта, значение имени ясно без перевода), Павсикакий ("Прекращающий зло"), Пист ("Верный"). Они сохраняются в Святцах, и потому нет канонических препятствий к наречению наших детей именами этих святых. А девочку можно назвать Вевея, Голиндуха, Дуклида, Перпетуя, Пиама, Поплия, Проскудия (Просдока), Фёкла, Фотинья... Если нет смирения, то движемся по Календарю вперёд – до другого – более благозвучного – имени. Кроме того, у родителей может быть желание дать ребёнку имя в память дедушки, бабушки, благодетеля... Надо вновь двигаться вперед и искать день памяти соответствующего святого.
С другой стороны, до недавнего времени общечтимых святых в простом Календаре (научный "Полный Месяцеслов Востока" архиеп. Сергия не в счёт) было не так много, а имена некоторых – уникальны. (Посмотрите Православные церковные календари до 1980-х годов.) Потому все Ольги – вне зависимости от дня рождения в годовом цикле – праздновали именины 24 июля, все Нины – 27 января, все Татьяны – 25 января (по новому стилю), – то есть день рождения не был связан с днём именин. И это никого не смущало.
Видел в интернете хитроумный механический "определитель именин" по имени и дате. Посмеялись с женой и друзьями. Это уже какая-то "православная астрология": оказывается день рождения определяет имя и "судьбу" (от имени ведь многое зависит?) человека (суббота для человека или человек для субботы?). Его не Павел Глоба составлял?
Между астрологическим "расположением звёзд" такого-то числа месяца в таком-то знаке Водолея (или иного созвездия) и именем для христианина нет и быть не может никакой догматической связи. Человек сам вправе выбрать ребёнку Небесного покровителя по Святцам и согласовать день именин со священником при Крещении.
Наконец, приведу полезный пример. Известно, что многие люди хотели бы праздновать свои именины, но не знают, в честь какого святого им нарекли имя (в советское время многих крестили тайно). Как быть? С таким вопросом когда-то обратился ко мне знакомый журналист Василий, родившийся летом. Я стал традиционно просматривать ближайшие ко дню его рождения дни Православного календаря и нашел имя малоизвестного князя, житие которого нас «не вдохновило». Обратившись за помощью к учёному священнику из Синодальной комиссии по канонизации святых, я получил лаконичный ответ: "Да что вы голову ломаете: пусть празднует на святого Василия Великого!" (1/14 января, см. о нем.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/istorija-odnoj-druzhby.2100/). Мудро! Знакомясь с жизнью и трудами такого Небесного покровителя, человек много приобретёт и в духовном, и в интеллектуальном плане.
С тех пор я советую всем, оказавшимся в аналогичной ситуации: найдите – сами или с чьей-либо помощью – соимённого вам святого, в чьей жизни вы обнаружите лично для себя что-то особо поучительное или близкое вашему жизненному пути. Заручитесь благословением священника и празднуйте именины в день памяти этого святого. Он не откажется быть вашим Небесным покровителем!
Подробнее о выборе имени смотрите в моей статье:
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...schenii-nuzhny-li-svjatcy.2085/#comment-29408.
Пишите, если возникнут вопросы (не обязательно по именам).
 
Последнее редактирование:
Иминины мы празднуем в день святого своего имени . День ангела в день своего крещение ! Спаси Христос , очень интересно прочитать .
 
Александр! Рад, что Вам интересно и Вы способны учиться вне зависимости от возраста - ценнейшее качество! В отношении эортологии - учитесь у меня заочно, если уж не имеете возможности слушать мои лекции на Епархиальных богословских курсах в Александро-Невской лавре. Спасибо за напоминание понятий "кухонного богословия", которым нас в Духовной Академии по предмету Литургика не учили. Это - по части сектоведения. Повторяю: понятия "именины", "тезоименитство" и - народное, но общераспространённое - "день ангела" - синонимы! Никакого отдельного чествования безымянного ангела-хранителя с крылышками литургическое богословие не знает.
Но меня зело огорчило Ваше правописание (увы! поколение гаджетов). В слове "именины" вторая гласная - "е". В словосочетании "в день своего крещения" последняя гласная - "я" - в родительном падеже. Рекомендую повторить грамматику русского языка. Обращайтесь за рекомендациями. Готов рекомендовать репетитора.
 
Алексей! Белорусский священник, мой бывший ученик, сейчас написал, что вчера у него родилась уже третья дочь! Разумеется, на сей раз проблем с выбором имени, как Вы понимаете, не было!
 
«… Отверз Иов уста свои и проклял день свой. ...
"Да сгинет день, в который рождён я,
и ночь, что сказала: "зачат муж!"
День тот – да будет он тьма ...
Ночь та – да обладает ею мрак ...
Зачем не умер я при исходе из чрева
и не сгинул, выйдя из недр?"» (Иов. 3:1, 3–4,11, – пер. С. Аверинцева).
В дни, посвящённые празднованию Дня Рождения Богоматери или Её Сына, неизбежно возникает вопрос о богословском и богослужебном «статусе» собственного дня рождения. Недавно моя слушательница Епархиальных Иоанновских богословских курсов, отвечая на вопрос: «Что значит день рождения для ветхозаветного иудея и для новозаветного христианина?», процитировала мнение весьма авторитетного святого, отражающее новозаветную точку зрения на этот «больной» вопрос.
«Все люди чтят этот великий для них день – день своего рождения, приведение из небытия, и непразднование, или, лучше, непочитание его, – есть неблагодарность пред Творцом за неоценённый дар жизни и неумение ценить его...» (Св. Иоанн Кронштадтский). Подробнее см. выше в постскриптуме к статье.
Кстати, мой замечательный учитель догматического богословия в Духовной академии – профессор протоиерей Ливерий Воронов – приглашал меня к себе именно на день рождения (я учился у него и помимо аудитории). За праздничным столом с гостями, тортом, чаем и подарками они с матушкой вспоминали свою поучительную жизнь, начавшуюся с благословенного дня рождения...
Об исторических корнях ветхозаветного в своей основе воззрения на день рождения как на день начала скорбей см.:
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...dekabrja_i_ego_sudba_na_khristianskom_vostoke.
И далее: https://azbyka.ru/days/p-radost-vsey-vselennoy.
 
Последнее редактирование:
Сверху