Один час у Преподобного в Иудейской пустыне

Опубликовал Людмила Никеева в блоге «Людмила Никеева». Просмотры: 5695

Пылинки дальних стран...
Один час у Преподобного в Иудейской пустыне

Одной из самых первых книг, купленных мною после Крещения, была книга «Церковно-народный месяцеслов на Руси» Ивана Плакидыча Калинского, выпущенная в 1990 году «Художественной литературой» в серии «Забытая книга». Книга чрезвычайно интересная и, увы, как принято говорить, «несправедливо забытая». Я к ней вскоре собираюсь обратиться, сегодня же упоминаю о ней в связи с удивительной «триадой» святых, идущих один за другим в середине декабря.

Памяти этих известнейших и почитаемых святых совершаются одна за другой – 4 (17), 5 (18) и 6 (19) декабря, – и народное сознание объединило их в некое подобие семьи, где за каждым закреплена определенная «функция». «О свв. Варваре, Савве и Николае, – пишет И.П. Калинский в предисловии к своему труду, – болгары замечают: “Варвара вари, Сава меси, а Никола яде”». (О, славянская простота! – замечу я в скобках:))

«4-й день – св. великомученицы Варвары, – пишет Калинский в разделе своей книги «Декемврий – студень, студный». – Предки наши почитали ее хранительницею от внезапной смерти (то есть, смерти без покаяния и Причащения. Л.Н.), и потому в Сказании, «коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны», ей назначается особая молитва по этому случаю. Основание для указанного верования относительно св. Варвары заключается в сказании о жизни ее». (Его легко может найти каждый.) Что до меня, то, находясь в том возрасте, когда заступничество св. Варвары особенно насущно, молюсь ей каждое утро.

9882-0.jpg
Святая Великомученица Варвара Илиопольская (306).

«5-й день – св. Саввы Освященного, – читаем дальше. – День памяти этого угодника, или, как обыкновенно говорят, Саввин день, поселяне южной России считают довольно важным праздником и в этот день не берутся ни за какую работу. Таковое народное уважение ко дню св. Саввы объясняется тем, что простой народ здешний, по соседству дней памяти св. Саввы и св. Николая, считает Савву отцом весьма уважаемого повсюду на Руси Мирликийского чудотворца, несмотря на то, что св. Савва жил и действовал в VI в., а св. Николай Мирликийский в IV. Можно также думать, что особенное внимание ко дню св. Саввы в южной Руси есть остаток того почтения, каким он пользовался по своему значению для русского подвижничества».


Отдав дань своеобразной народной трактовке, обратимся к последнему объяснению как наиболее уместному в день почитания памяти преп. Саввы Освященного.

Савва.jpg
Преподобный Савва Освященный (439–532)

Чуть больше года назад я побывала в основанной преподобным Саввой Лавре. Было это 5 ноября 2010 года, на пятый день пребывания нашей паломнической группы на Святой Земле. И так и хочется сказать, от бедности языка человеческого: «Это был удивительный день...» Как будто хоть какой-то из тех десяти дней мог быть не удивительным! И все же: весь день, с утра, – в Хевроне (Махпела – Могила Святых Праотец, Гробница Авраама, Дуб Авраамов, Поле Пастухов...), а уже под вечер, около 16 часов, – Лавра преп. Саввы Освященного... Час спустя – снова в путь, к Киновии св. Феодосия Великого, оттуда – в великий Вифлеемский Храм Рождества Христова...

Поскольку, как сказано в одном источнике, «женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются», то и я могла видеть и снимать лишь то, что было доступно глазу снаружи. Но я помнила, что дома меня ждет прекрасный Православный календарь на 2010 год «Святыни Святой Земли» (составленный монахиней Иулианией (Самсоновой), издательство Саратовской епархии), который я изучила вдоль и поперек перед и после путешествия на Святую Землю в 2009-м, и что там очень подробно рассказано о преп. Савве и его Лавре. К нему я и обратилась снова спустя неделю после возвращения, в день памяти святого. И обратилась сейчас. Вот некоторые, наиболее интересные, выдержки оттуда (в сопровождении моих фотографий, по которым особенно советую путешествовать в увеличенном режиме, тогда будут видны детали, скрадываемые ослепительным солнцем):

DSC01547-1.jpg
Лавра святого Саввы Освященного лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км от него, в «юдоли плачевной», то есть в продолжении Кедронской долины, которую бывший поток прорыл вплоть до Мертвого моря...

DSC01551.JPG
Она не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник во Святую Землю считает долгом ее посетить, ибо это живой памятник древнего христианского благочестия, процветавшего в мире в V и VI вв. нашей истории.
В те времена вся окрестная пустыня и прилегающие горы были населены монашествующими, имена которых просияли по вселенной: прпп. Харитон Исповедник, Евфимий, Феоктист, Герасим, Феодосий Великий, Кириак и другие.
Они и их ученики основали свои Лавры и монастыри по всем окрестностям Иерусалима. ... С веками оскудевало это благочестие, а к XVI в., по выражению одного историка, «увял окончательно этот Духовный луг; исчезли цветы, а в глухой и немой пустыне поросли травой забвения и сами следы прежних высоких подвигов».
А Лавра прп. Саввы Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, претерпев немало испытаний за свое длительное существование, и стоит, как цитадель векового Православия, в своей дикой библейской «юдоли.
Преподобный Савва родился в Каппадокии, где с 8-летнего возраста начал иночествовать. Восемнадцати лет он отправился на поклонение в Палестину и поселился здесь, в Лавре прп. Евфимия, еще при жизни последнего; по смерти его, лет через 15, Савва уединился в пустынной пещере на берегу Кедронского потока, куда к нему начали собираться ищущие подвига. Так возникла обитель, где Савва был настоятелем, а, достигнув 48 лет, по настоянию Иерусалимского Патриарха, принял иерейский сан, почему и стал называться Освященным. Слава о великом подвижнике дошла до имп. Юстиниана, который весьма почитал преподобного, помогал ему в устройстве обители, возвел и башню сторожевую, которая до сих пор зовется Юстиниановой.
upload_2016-12-16_15-21-11.jpeg
...Снаружи обитель представляет собой неприступную крепость, не раз спасавшую иноков от набегов неверных. На Юстиниановой башне стоит сторож, извещающий братию о появлении посетителя, которого он видит издалека.

upload_2016-12-16_15-48-19.jpeg
Посетитель при входе в обитель попадает в целый лабиринт ходов и переходов, лестниц и площадок, на которых по правую и левую сторону то выше, то ниже расположены келии, малые с плоской крышей домики, тесно лепящиеся друг к другу. Чтобы обойти монастырь, нужно много раз подниматься и спускаться, идти по коридорам и ступенькам, проходить через часовни и церкви.
Сначала нужно поклониться гробнице преподобного, над которой воздвигнута шестиугольная часовня, с небольшим куполом над ней. Она стоит посреди двора, выложенного плитами, кругом застроенного.
upload_2016-12-16_15-23-16.jpeg

DSC01563.JPG
Наших мужчин повели в обитель, а паломницам было предложено отдохнуть в тени небольшой кущи...

DSC01564.JPG
...за чаем с сухариками. Несколько таких сухариков я привезла домой, раздарила, последний же, оставленный мной специально до сего дня, собираюсь потребить после Литургии. Как ни жаль. Но, как однажды сказал Патриарх Кирилл, негоже хранить подобные святыньки как сувениры.
А сейчас нам вынесут для поклонения мощи...

DSC01566.jpg
Вынесли...

DSC03667.jpg

И, когда мы поклонялись, каждой монах-савваит вручал репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» с благословением Лавры на обороте. Икона эта хранится в пещере-келье прп. Иоанна Дамаскина. Там хранятся еще икона Воскресения Христова, крест, а также камень, на котором преподобному Иоанну Дамаскину отрубили руку.
DSC01568.JPG
Пробыв в гостях у Саввы Освященного ровно час, уходим. Бросим прощальный взгляд на обманчиво гостеприимно открытый вход...

Сейчас отец Константин готовит фотоальбом «Паломничество во Святую Землю». Так что скоро и женская половина увидит то, что не дано было увидеть ей воочию.

Вложения:

  • Незарегистрированный
  • Елена Панцерева
  • К.Елена
  • Людмила Никеева
  • священник Константин Пархоменко
  • Людмила Никеева
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии