Святитель Николай

Статус
Эта запись является частью серии записей Святые
С днем памяти Святителя Николая!

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с днем памяти великого святого, святителя Николая Чудотворца.
Кроме нескольких снимков моего друга, Максима Смолякова, который только этим летом посетил Бари и молился у мощей святителя Николая, предлагаю посмотреть и альбом БАРИ (https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=150), созданный из моих фотографий. Совсем недавно, в мае этого года, я также был в Бари. Молился, служил там. И полюбил это место и увез его в своем сердце.
Скоро на нашем сайте будет размещена последняя часть Дневника. Фотоальбом БАРИ – один из нескольких десятков фоторассказов.
Но не буду забегать вперед. Сегодня смотрите БАРИ. А остальное – в свое время.
Еще раз с праздником великого и любимого нашего святого, святителя Николая.

Посмотреть вложение 4937
Причал древнего города Бари.

Посмотреть вложение 4938
Входим в собор, которому тысяча лет. Здесь, в крипте (подземной церкви), покоятся мощи святителя Николая.

Посмотреть вложение 4939
Под полом этой гробницы, под золотым медальоном, который виден сквозь решетку,
находятся мощи святителя Николая.

Посмотреть вложение 4940
Вечерняя улочка старинного города Бари.

Посмотреть вложение 4941
Маленькие паломники к мощам святителя Николая.

Для тех, кто не просто смотрит фотографии, а что-то и читает :), предлагаю свою проповедь, произнесенную аккурат в этот день три года назад.

Память святителя Николая Чудотворца

Милость Божия, дорогие братья и сестры, и помощь cвятителя Николая Чудотворца да пребудет со всеми вами.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дважды в год, в мае и в декабре, мы вспоминаем великого подвижника, который жил в четвертом столетии, – святителя Николая. Едва ли найдется дом, в котором не было бы иконы святителя Николая. Скажу больше, не найти ни одного христианина, в жизни которого святитель Николай не совершил бы какого-то чуда. Каждый может рассказать о каких-то семейных преданиях или засвидетельствовать о том, как великий древний чудотворец участвует в нашей с вами жизни.

И, конечно, мы задаемся вопросами: почему? откуда такие благодатные дары? откуда такие духовные силы? откуда такие способности духоносные – ведь много было подвижников разного уровня, и даже самого высокого. Были и библейские герои, были и монахи-отшельники, и невероятно одаренные, гениальные богословы, и, тем не менее, какой-то провинциальный епископ, епископ Мир, приморского городка в Малой Азии, выделяется из ряда всех святых и, наверное, условно так можно говорить, становится одной из самых крупных звезд на небосклоне христианской святости... Что же привлекло столь обильные благодеяния к святителю Николаю?

Об этом мы много думаем. Мне кажется, что отгадкой в этом вопросе – что же столь обильно привлекло благодать Божию к этому обычному человеку, отгадкой может послужить то Евангельское чтение, которое мы слышим в день памяти святителя. И вчера вечером на Всенощном бдении оно звучало, и сегодня, здесь, на молебне, оно читалось. Там говорилось, что истинный пастырь полагает душу свою за овец своих! Истинный пастырь – это не наёмник, который думает о том, как бы только денег заработать, как бы только уютно устроиться, прожить поудобней. Истинный пастырь – он готов жизнь свою, душу свою положить за своих овец. И вот, как ни высоко и торжественно звучат эти слова, а если мы с вами начнем знакомиться с жизнью святителя Николая, то придем в изумление, от того, насколько точно эти Евангельские слова описывают нам подвиги святителя Николая.

Вы знаете много таких подвигов, мы о них говорить сегодня не будем, потому что вы их знаете прекрасно. А я сегодня расскажу о наименее известных подвигах, которые ученые, тем не менее, считают подлинными. Дело в том, что около девятого столетия произошло смешение двух подвижников: святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и еще одного Николая, Пинарского святителя. И очень часто, почти во всех дореволюционных житиях, чудеса святителя Николая Пинарского приписываются Николаю Чудотворцу. Но уже с конца девятнадцатого века существует направление в исторической науке, николоведение, или николаеведение, которое изучает, что же подлинно принадлежит самому святителю Николаю, а что – его святому тёзке, который жил, скажем, через двести лет. И на сегодняшний день эта отрасль науки проделала огромную работу по восстановлению подлинного жития святителя Николая.

Святейший патриарх Алексий дал указания рабочей группе – а это группа российских ученых, работающая вместе с итальянскими, французскими, немецкими специалистами, – составить полный свод подлинного жития святителя Николая. Собрать по крупицам из археологических раскопок, из каких-то иных отраслей вот этих наук, изучающих жизнь святителя Николая и его эпоху, собрать все, что будет интересно, составить и опубликовать исследование, из которого каждый мог бы узнать и представить еще ближе, полюбить еще больше этого прекрасного человека.

Я слежу за публикациями на эту тему, за работой ученых, которые занимаются этими вопросами. Сегодня, в день святителя Николая, мне хотелось бы коснуться малоизвестных чудес его жизни, которые современными учеными считаются подлинными, но которые по ряду причин не вошли в его древние жития. Я объясню, по ряду каких причин не вошли в жития. Я начал с того, что святитель Николай полагает жизнь свою за овец своих. И, действительно, знакомство с жизнью этого удивительного человека приводит в изумление и восхищение перед тем, как этот хрупкий, ростом 167 сантиметров, изможденный и больной (ученые исследовали останки святителя Николая, и оказалось, что это был человек очень больной, причем болезни святителя характерны для людей, которые долгое время находились в заточении, в сырой темнице) человек сделал так много.

Святой Николай всю энергию, всю силу свою направил на то, чтобы защищать жителей своей родной Ликии, этой малоазийской провинции Византийской империи. Сейчас это территория Турции.
И вот я хочу рассказать вам о некоторых удивительных примерах этой самоотверженной защиты, из каковых вам станет ясно, как любила его паства. Когда он умер, то плакала вся Ликия – область, в которой был город Миры, все люди рыдали, потому что такого епископа, который бы готов был жизнь свою отдать за каждого из них, больше не было. И слава о святителе Николае очень быстро достигла Запада. Недаром в одиннадцатом веке мощи святителя Николая были похищены и привезены в город Бари.

Святитель Николай родился примерно в 260-м году в Патрах. Когда ему было сорок лет, он стал епископом. И он стал епископом Мир Ликийских. Проходят годы, гонения сменяются спокойной для христиан жизнью. К власти приходит святой Константин Великий.
И, как всякий император, призванный контролировать жизнь большой Империи, Константин посылает войска для того, чтобы утихомирить вестготов, которые начинают на окраинах Империи волноваться и нападать на римо-византийские гарнизоны. Константин Великий посылает туда армию. Эта армия продвигается мимо Ликии, останавливается в городе Миры, и там на рынке происходит стычка солдат и местных жителей. История умалчивает, по какой причине произошел беспорядок, может быть, солдаты кого-то обидели, может быть, жители кого-то обидели, в результате на рынке происходит драка. Но об этой драке узнает святитель Николай, быстро приходит в это место и, хватая этих дерущихся людей, утихомиривает их. Наступает мир. Святитель Николай приглашает трех военачальников – стратилатов этой армии – к себе в дом, пообедать с ним и побеседовать, известны даже их имена, это деятели времен эпохи Константина.

И вот эти люди к святителю Николаю пришли в дом и там с ним трапезничают. В это время вдруг прибегает какой-то человек и рассказывает, что правитель городка, боясь наказания императора за то, что местные жители побили солдат на рынке, и желая выслужиться, решил устроить вот что: трем участникам этой стычки, трем ее зачинщикам из местных жителей, отрубить головы. И сделать это на горе, которая находилась в четырех километрах от Мир. И, узнав об этом, святитель Николай бросает трапезу и бежит – уже преклонных лет человек, он через несколько лет уже умер, – бежит в гору. Его догоняют стратилаты. Задыхаясь, святитель просит, чтобы они приказали остановить казнь. Потом он разберется, в чем дело, а сейчас – остановить. Стратилаты поспешают вперед. Палач уже обнажил меч, чтобы привести приговор в исполнение. Все готово к казни. Приказывают повременить. И тут появляется святитель Николай и просит правителя города отпустить приговоренных. Не просто просит, а требует, идет на прямой конфликт. Он обличает этого правителя в коррупции, нечестности, говорит, что лично поедет к императору и расскажет, как правитель перед ним выслуживается.
Этот случай знаменит, есть даже замечательная картина Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». У нас изображают трех изможденных, закованных в кандалы людей, как будто они много дней сидели в тюрьме. На самом деле они не сидели в тюрьме, их тут же схватили и тут же хотели казнить. И казнили бы – если бы не святитель Николай.
И вот стратилаты буквально влюбляются в святителя Николая. Они видят то, что и сегодня нечасто увидишь, – как епископ защищает людей, видят, что он готов идти на любые конфликты с властью, чтобы только спасти невинных. И военачальники просят, чтобы он стал их духовным наставником. Святитель Николай соглашается, благословляет их и отправляет на войну, сказав, чтобы они не беспокоились, что все будет в порядке.
Они поехали, одержали победу, на обратном пути заехали к святителю Николаю, а потом возвратились в Константинополь – тогда этот город назывался Византий.

Прошел год или два, по клеветническому доносу каких-то людей эти стратилаты были посажены в темницу. И им тоже вынесли смертный приговор. И вот они сидели в этой тюрьме и вспоминали про святителя Николая, и думали, что, если бы он здесь был, он, конечно, умолил бы императора отпустить их на волю. И тут они вспомнили, что, когда святитель Николай с ними прощался, он сказал, чтобы они не грешили, вели праведную жизнь, были благочестивыми людьми и ничего не боялись: даже если и будут искушения, ничего с ними плохого не случится. И вот, это вспомнив, они укрепились. И стали усердно молиться Богу об избавлении от напасти. И в это время во сне Константину Великому является святитель Николай, он еще был жив тогда, и говорит императору, что эти люди оклеветаны, что это хорошие, честные люди. И Константин наутро их отпускает. Этот рассказ, который так и называется – «Деяния о стратилатах», – один из самых ранних и подлинных в житийном корпусе. Можно даже говорить – самое что ни на есть историческое событие...
Вышедшие из тюрьмы воины поспешили к святителю Николаю и благодарили его за спасение.

Или другой эпизод. Желая выслужиться перед императором Константином (святитель Николай и Константин Великий, как вы уже поняли, жили в одно и то же время), местные власти облагали Ликию непомерными налогами. И вот святитель Николай собрался и сам поехал в Константинополь, к Константину, чтобы просить о снижении этих налогов. И действительно, он упросил Константина, рассказав, кто его паства. Это обычные пастухи, это бедные ремесленники, это простые домохозяйки. И можете себе представить, Константин во много раз снизил налог, которым Ликия была обложена. Это давало людям возможность нормально жить.
Император написал документ и отдал его святителю Николаю. Но существовал такой закон, что, если этот договор будет прочитан, он этим самым, через прочитывание, через доведение до людей, вступит в свое действие, а если Константин отменит его до того, как этот Указ будет прочитан, то тогда он будет аннулирован. Святитель Николай знал, что будет очень много неприятностей, что недобрые люди будут пытаться Константина настроить против него, будут говорить, что Николай – это клеветник, обманщик, что на самом деле Ликия – богатая область и собрать налога там можно очень много. И святитель Николай всю ночь на коленях перед закрытым ларцом с этим документом молился, чтобы Господь выручил его жителей, и когда наутро он открыл ларец – ларец оказался пуст. Эта грамота была чудесным образом перенесена в Ликию. И там в городе Миры, когда пришли утром на богослужение, на престоле обнаружили эту грамоту, и в этот же день ее в храме зачитали.
Днем Константин вызывает святителя Николая к себе и говорит, что по тщательном исследовании вопроса он отменяет свой Указ. А святитель Николай говорит, что это невозможно сделать, потому что Указ вступил в силу. Константин приходит в ярость: что его дурачат, от Константинополя до Ликии семь дней пути на корабле. Святитель Николай говорит, что Ангелы доставили этот Указ и он уже был зачитан.
Тогда Константин приказывает святителя Николая посадить под замок, а сам снаряжает скороходный корабль, чтобы исследовать, правда это или нет. И оказывается, что это правда. После этого святителя Николая отпустили с великими почестями, наградили его всевозможно и весьма щедро. А Константин понял, что Сам Господь показывает, что святитель Николай – это истинный избранник Божий.
Когда в десятом веке писалось житие святителя Николая, то из него этот момент убрали, чтобы другим было неповадно каким-то образом обманывать государственную власть, выпрашивать себе снижение налогов и тому подобное. И вот только теперь, тысячу лет спустя, этот эпизод опять занял место в житии.

Или другая история. В Византии был голод, голодали и столица, и все области, и вместе со всеми – Ликийские земли. По указу Константина Великого из Египта везут огромные корабли, наполненные зерном. И для того чтобы набрать воды, или для чего другого, баржи с зерном на время пристали в город Миры. Святитель Николай пришел к капитану и умолял отгрузить для голодающих Мир и для голодающих Ликии какое-то количество зерна. И хотя это было невозможно: под страхом смертной казни капитану было запрещено отгружать кому бы то ни было зерно, – но зерно было отгружено, и люди были спасены от голодной смерти. О чем говорил святитель Николай с капитаном, мы не знаем, какие знаки того, что это Богоугодное дело, какие доказательства приводил, история до нас не донесла. Но около десятого века и этот случай из жития святителя Николая был убран, чтобы другим ретивым епископам не было повадно отменять царские указы.

Эти истории, братья и сестры, – малая толика подлинных (во всяком случае, это самые древнейшие истории, записанные практически в то же время, что и произошли) историй о жизни святителя Николая, которые позволяют нам с вами увидеть, что это был за человек. Человек, который жизни своей не щадил, сил, всей своей энергии, чтобы служить людям, пастве своей.
И как он при жизни помогал всем нуждающимся в помощи, так и после смерти помогает всем, кто просит его об этом.

Скорый на помощь, изобильный в милостях, святителю отче Николае, не оставляй ты и нас, грешных! Аминь.
2007

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
3.853
Последнее обновление
Сверху