Часто приходится быть свидетелем ситуации: на форуме регистрируется участник, задаёт непростой вопрос из области православного богословия и устраивает бурную дискуссию, не слушая ответы участников и пытаясь доказать, что только его размышления истинны.
Сначала я списывал это на эмоциональность вопрошавших, на их крайнюю самоуверенность, на нежелание заглянуть чуть выше привычных стереотипов. Да, это всё присутствует, но есть и главная причина.
Большинство из нас задумалось о Боге и Церкви уже в сознательном возрасте, не будучи воспитанными в вере и не знающими основ христианского богословия. С одной стороны, у моего поколения нарушена последовательность Богопознания, знакомства с миром духовным. С другой стороны, любой человек, не зная даже основ православного вероучения и не имеющий никакого религиозного опыта, благодаря интернету включается в дискуссии на религиозные темы, самостоятельно пытается толковать Священное Писание, анализировать догматы исходя из собственных представлений о правильности и справедливости.
Отсюда и масса вопросов, недоумений и вероучительных искажений. Люди, не прочитав даже Закона Божьего для детей, искренне не могут уразуметь истин, о которых им и размышлять-то ещё совсем рано. У них ещё нет никакого духовного опыта, они не молятся, не прибегают к Церковным Таинствам, но уже попали в сети падшего разума и пытаются строить логические конструкции там, где для разумения требуется Божественная благодать..
Т.е. получается картина, когда человек, не пройдя первого класса, сразу пытается разобраться и сделать выводы по программе класса девятого.
Рассмотрим простой пример: зашёл человек в храм "поставить свечку". Кажется, простое действие, совершаемое многими. А теперь попробуем поставить перед этим человеком вопросы:
1) Для чего в Церкви продают свечи?
2) Зачем Богу нужны наши свечи?
3) Свечи ставят и перед Крестом. Почему Богочеловек Христос распят?
4) Кто такие святые, какой силой они помогают?
5) Зачем вообще нужен храм, только ли для того, чтобы ветер свечи не задул?
6) Уместно ли во время богослужений ходить по храму и расставлять свечи у икон?
Многие ли способны внятно ответить на них?... Многие ли знают, что церковного богослужения "поставить свечку" не существует и заходить в храм только для того, чтобы приобрести и затеплить свечи - это всё равно, что прийти на важную встречу, поздороваться и уйти...
Получается, что большинство заходящих в храм совершают некий обряд, смысл которого более подобает огнепоклонникам, чем христианам, так как их представление о совершаемом ими к христианству имеет весьма косвенное отношение.
Почему-то богословие представляется многим чем-то элементарным, постигаемым на ходу из источников любого сорта (газет, форумов, "авторитетных мнений" юмористов и телеведущих). Более того, большинство людей, не имеющих знаний на уровне первого класса церковно-приходской школы, имеет твёрдые убеждения по многим богословским вопросам на основании своего житейского опыта и "здравого смысла". Как говорит протоиерей Димитрий Смирнов: "Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: "Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю". Если спросить о кулинарии, он скажет: "Я даже супа не умею варить, это не в моей компетенции". Но, когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так....".
Однако богословие – это и практика духовной жизни и научная дисциплина. Практика без знаний возможна лишь в исключительных случаях, на грани чуда. При этом любят вспоминать св. Марию Египетскую, которая, не учась, наизусть цитировала Св. Писание. Правда, при этом забывают, что её покаяние – это подвиг веры в одиночестве, в пустыне на протяжении 47 лет! Или благоразумный разбойник, исповедавший Христа Спасителем. Ну, говорят, так легко в Царство Небесное попал. Легко? Так могут говорить только люди, не читавшие описания казни через распятие, тех нечеловеческих мук, которые испытывал обречённый на смерть.
И получается, что человек, не зная даже основ сотериологии, начинает развивать на форуме собственную модель спасения Богом падшего человечества. И каков итог? Десять страниц полемики – и никаких плодов.
Я сделал эту запись не для того, чтобы свысока поучать или наставлять "заблудших". Я сам некоторое время черпал свои знания из разных случайных источников, пока духовник не посоветовал упорядочить знания и поступить на епархиальные богословские курсы. Только там я почувствовал, насколько отличаются системные знания от "интуитивных". Имея возможность сравнивать, могу рекомендовать всем желающим осознать глубину нашей веры, записаться в ближайшую воскресную школу, или, в крайнем случае, пройти программу самокатехизации на портале "Азбука веры".
Также рекомедую статью прот. Константина Пархоменко, которая посвящена вопросу оглашения: Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?
И несколько практических советов:
1) Если вам что-то непонятно в Библии, то посмотрите сначала толкования. Они составлены святыми, или на основании опыта святых, т.е. людей просвещённых Божественной благодатью.
2) Если есть вопросы по молитвам, то пользуйтесь Толковым молитвословом (вверху списка).
3) Духовное чтение имеет свои правила и особенности. См. подробнее.
4) Мы не первые христиане, поэтому практически любой наш вопрос уже возникал у наших предшественников и имеет множество ответов и комментариев. Попробуйте начать с поиска по "Азбуке веры". См. Древо сайта, Алфавитный раздел. Или пользуйтесь окном поиска на Главной странице.
5) Не фантазируйте попусту. Христианское богословие основано не на догадках, пусть даже святых людей, а на Божественном Откровении.
6) Начните с простого: Закона Божьего, Катехизиса, несложного пособия по Догматическому богословию. Очень важно изучать книги последовательно, а не перепрыгивать с одной на другую; Божественное Домостроительство мудро и системно, фрагментарное чтение различных книг не даст цельной картины.
Например, бесплодно размышлять о том, каким образом Господь спас падшее человечество, если не знать, Кто есть Христос.
7) Молитесь к Богу о вразумлении в познании Его истин. Мы ничего не можем уразуметь без Божественной благодати, но и от нас требуется настойчивость и воля в стремлении к Богу. Это называется синергией.
Сначала я списывал это на эмоциональность вопрошавших, на их крайнюю самоуверенность, на нежелание заглянуть чуть выше привычных стереотипов. Да, это всё присутствует, но есть и главная причина.
Большинство из нас задумалось о Боге и Церкви уже в сознательном возрасте, не будучи воспитанными в вере и не знающими основ христианского богословия. С одной стороны, у моего поколения нарушена последовательность Богопознания, знакомства с миром духовным. С другой стороны, любой человек, не зная даже основ православного вероучения и не имеющий никакого религиозного опыта, благодаря интернету включается в дискуссии на религиозные темы, самостоятельно пытается толковать Священное Писание, анализировать догматы исходя из собственных представлений о правильности и справедливости.
Отсюда и масса вопросов, недоумений и вероучительных искажений. Люди, не прочитав даже Закона Божьего для детей, искренне не могут уразуметь истин, о которых им и размышлять-то ещё совсем рано. У них ещё нет никакого духовного опыта, они не молятся, не прибегают к Церковным Таинствам, но уже попали в сети падшего разума и пытаются строить логические конструкции там, где для разумения требуется Божественная благодать..
Т.е. получается картина, когда человек, не пройдя первого класса, сразу пытается разобраться и сделать выводы по программе класса девятого.
Рассмотрим простой пример: зашёл человек в храм "поставить свечку". Кажется, простое действие, совершаемое многими. А теперь попробуем поставить перед этим человеком вопросы:
1) Для чего в Церкви продают свечи?
2) Зачем Богу нужны наши свечи?
3) Свечи ставят и перед Крестом. Почему Богочеловек Христос распят?
4) Кто такие святые, какой силой они помогают?
5) Зачем вообще нужен храм, только ли для того, чтобы ветер свечи не задул?
6) Уместно ли во время богослужений ходить по храму и расставлять свечи у икон?
Многие ли способны внятно ответить на них?... Многие ли знают, что церковного богослужения "поставить свечку" не существует и заходить в храм только для того, чтобы приобрести и затеплить свечи - это всё равно, что прийти на важную встречу, поздороваться и уйти...
Получается, что большинство заходящих в храм совершают некий обряд, смысл которого более подобает огнепоклонникам, чем христианам, так как их представление о совершаемом ими к христианству имеет весьма косвенное отношение.
Почему-то богословие представляется многим чем-то элементарным, постигаемым на ходу из источников любого сорта (газет, форумов, "авторитетных мнений" юмористов и телеведущих). Более того, большинство людей, не имеющих знаний на уровне первого класса церковно-приходской школы, имеет твёрдые убеждения по многим богословским вопросам на основании своего житейского опыта и "здравого смысла". Как говорит протоиерей Димитрий Смирнов: "Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: "Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю". Если спросить о кулинарии, он скажет: "Я даже супа не умею варить, это не в моей компетенции". Но, когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так....".
Однако богословие – это и практика духовной жизни и научная дисциплина. Практика без знаний возможна лишь в исключительных случаях, на грани чуда. При этом любят вспоминать св. Марию Египетскую, которая, не учась, наизусть цитировала Св. Писание. Правда, при этом забывают, что её покаяние – это подвиг веры в одиночестве, в пустыне на протяжении 47 лет! Или благоразумный разбойник, исповедавший Христа Спасителем. Ну, говорят, так легко в Царство Небесное попал. Легко? Так могут говорить только люди, не читавшие описания казни через распятие, тех нечеловеческих мук, которые испытывал обречённый на смерть.
И получается, что человек, не зная даже основ сотериологии, начинает развивать на форуме собственную модель спасения Богом падшего человечества. И каков итог? Десять страниц полемики – и никаких плодов.
Я сделал эту запись не для того, чтобы свысока поучать или наставлять "заблудших". Я сам некоторое время черпал свои знания из разных случайных источников, пока духовник не посоветовал упорядочить знания и поступить на епархиальные богословские курсы. Только там я почувствовал, насколько отличаются системные знания от "интуитивных". Имея возможность сравнивать, могу рекомендовать всем желающим осознать глубину нашей веры, записаться в ближайшую воскресную школу, или, в крайнем случае, пройти программу самокатехизации на портале "Азбука веры".
Также рекомедую статью прот. Константина Пархоменко, которая посвящена вопросу оглашения: Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?
И несколько практических советов:
1) Если вам что-то непонятно в Библии, то посмотрите сначала толкования. Они составлены святыми, или на основании опыта святых, т.е. людей просвещённых Божественной благодатью.
2) Если есть вопросы по молитвам, то пользуйтесь Толковым молитвословом (вверху списка).
3) Духовное чтение имеет свои правила и особенности. См. подробнее.
4) Мы не первые христиане, поэтому практически любой наш вопрос уже возникал у наших предшественников и имеет множество ответов и комментариев. Попробуйте начать с поиска по "Азбуке веры". См. Древо сайта, Алфавитный раздел. Или пользуйтесь окном поиска на Главной странице.
5) Не фантазируйте попусту. Христианское богословие основано не на догадках, пусть даже святых людей, а на Божественном Откровении.
6) Начните с простого: Закона Божьего, Катехизиса, несложного пособия по Догматическому богословию. Очень важно изучать книги последовательно, а не перепрыгивать с одной на другую; Божественное Домостроительство мудро и системно, фрагментарное чтение различных книг не даст цельной картины.
Например, бесплодно размышлять о том, каким образом Господь спас падшее человечество, если не знать, Кто есть Христос.
7) Молитесь к Богу о вразумлении в познании Его истин. Мы ничего не можем уразуметь без Божественной благодати, но и от нас требуется настойчивость и воля в стремлении к Богу. Это называется синергией.