Когда креститься, когда кланяться?..

Эта запись является частью серии записей Когда креститься, когда кланяться…
Когда креститься, когда кланяться?..
Вдогонку


Хотя тему Когда креститься, когда кланяться мы закрыли, одна наша читательница прислала несколько новых, на мой взгляд интересных, вопросов. А это значит, что можно еще раз вернуться к этой теме.

Здравствуйте, батюшка! Простите меня, такую "почемучку":), но после второй части Ваших ответов у меня родилось много новых вопросов…

1. Когда прихожанам нужно петь во время причастного стиха, а когда нет? В Никольском соборе священнослужители заметно напрягаются, если прихожане не поют "Тело Христово", и всякий раз стимулируют их к пению (самостоятельно задавая тон, запевая громко). Хор при этом молчит. А в Троицком соборе – когда как. По субботам, мне показалось даже, считается плохим тоном, если кто-то из прихожан запоёт "Тело Христово", да и хор всё поёт сам и в высокой тональности (обычно для приходского пения тональность снижают). А по воскресеньям, когда народу много, пение позволяется. Какими соображениями руководствуются сами батюшки, чему всё-таки полагается отдавать приоритет: приходскому пению причастна или беспрерывному звучанию причастна (не важно, кто поёт, лишь бы только не прерывалось)?

Считается хорошим тоном, если «Тело Христово примите», во время Причастия, поет народ. Но сам народ не справится, поэтому обычно выходят несколько чтецов, пономарей и запевают.
Но в некоторых храмах настоятели считают, что лучше, чтобы всё пел хор. Что так будет благолепней и красивей.
Поэтому рекомендую смотреть по ситуации. Чаще всего, как я сказал, поет народ.

2. Обязательно ли налагать на себя крестное знамение, если проходишь по улице мимо храма или проезжаешь мимо него в общественном транспорте. Из Ваших ответов я поняла, что таиться не стоит, что о своей вере надо как-то свидетельствовать посторонним людям. Но я не могу преодолеть стеснение. Боюсь, напротив, смутить людей своим поведением. А если быть еще честнее – не хочу выглядеть фанатичной верующей в глазах неверующих людей.

Налагать или нет крестное знамение, проходя (проезжая) мимо храма, – решение самого человека. Когда меня спрашивают об этом я отвечаю, что человек должен сам для себя это решить. Кто-то молится в душе, а кто-то готов осенить себя и знаком креста. Но главное: чтобы тот, кто не крестится перед храмом, не боялся это сделать. Если он не осеняет себя крестом «страха ради иудейска» (это из Евангелия; там назван так страх некоторых людей, которые боялись демонстрировать любовь ко Христу из-за отрицательного отношения окружающих иудеев. С тех пор это выражение используется в Церкви часто и обозначает страх исповедания своей веры), то такой страх надо победить.
Лично у меня нежелание креститься, скажем, когда я еду в транспорте, связывается с тем, что мне не хочется профанировать крестное знамение неподходящей обстановкой. Но если вдруг такое желание возникает – тогда сдерживать себя не стоит.

Вопрос, близкий к предыдущему:

3. Иногда мне на мобильный, когда я бываю на работе, в окружении рядом сидящих коллег (им не помешает мой разговор, но они слышат каждое моё слово), звонит знакомый батюшка. Сам он разрешил себя называть в неудобные моменты просто Володей ("Здравствуйте, Володя"), но я всякий раз думаю, что это как-то нечестно перед Господом... Ведь что стеснительного может быть в том, что один из моих друзей – священник и что у меня с ним есть какие-то общие темы для разговора? Что бы Вы посоветовали? Однозначно учиться преодолевать стеснение?

Как раз вчера был в магазине. Настойчиво звонит телефон. Я стою рядом с продавцами, которые упаковывают товар. Мой абонент восклицает: «Батюшка, благословите!» Я мысленно отмечаю, что это не совсем уместно, но благословляю. Потом разговор идет на церковную тематику.
После звонка молодой менеджер спрашивает: «А Вы в церкви служите?» Отвечаю, что да. Завязывается легкий разговор, в котором удается провести катехизацию.
Выхожу на улицу и думаю: вот как Господь устроил… Может быть, это был для этих людей важный разговор.
Убежден, что не надо скрывать имя Вашего собеседника. Преодолевайте стеснение.

4. Как лучше поступить, если во время многолюдной службы тебя просят передать вперёд свечи? Я сама очень не люблю беспокоить людей во время молитвы и не прошу передать свои свечи, если не удаётся их поставить. А если кто-то другой просит – как не обидеть просящего человека и деликатно отказать ему?

Смотреть по ситуации. Если это несколько свечей за службу, то можно и отвлечься, но если добрый десяток, то отказаться. Сказать желающему передать свечу: «Лучше потом сами поставите, давайте не будем отвлекать людей от молитвы».

И еще, самое важное: Всякие свечи, хождения прекращаются во время Евхаристического канона, то есть от Херувимской песни до Освящения Даров. Во время самой Херувимской об этом говорят слова: «всякое ныне житейское отложим попечение».

5. Нужно ли поворачиваться в сторону диакона, когда он обходит храм и кадит иконы на стене, противоположной алтарной? Мне кажется, я где-то читала, что это лишнее. Однако большинство прихожан разворачивается в этот момент лицом к диакону и... спиной к алтарю. И еще меня очень смущает, что при этом мы отвлекаемся от службы, от действий в алтаре.

Лучше поворачиваться. Каждение людям – это древний ритуал приветствия почетных гостей, принятый на Востоке с дохристианских времен. И сегодня диакон приветствует святых (кадит иконы) и нас своим каждением и поклоном. А алтарь – это не такое место, к которому спиной нельзя поворачиваться. Вот если Царские врата раскрыты и на престоле Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, – тогда поворачиваться спиной к алтарю не следует, а в другое время можно.

И еще один вопрос. Я прошу прощения у читательницы, приславшей его и, может быть, желавшей, чтобы я не оглашал его, но вопрос правильный и, думаю, полезный многим!

…Я не совсем понимаю, где правильнее об этом написать или как лучше сказать Вам. Но в Троицком соборе я практически на всех службах не чувствую подчёркнутой значимости момента чтения Евангелия. Из-за этого (ну, и по своему невниманию, конечно – каюсь, за ходом службы не всегда слежу) часто отвлекаюсь во время этого чтения и пропускаю мимо ушей весь текст Евангелия, оба чтения, вообще даже не понимаю, о чём была речь... Потом ужасно стыжусь... Возможно, я привыкла к службе в Никольском соборе. Там Евангелие выносилось не просто на солею, а прямо в центр храма. Прихожане расступались; для чтеца стелили специальную широкую ковровую дорожку; на неё торжественно устанавливали аналой; процессией, чинно, выносили Евангелие, и читающий его протодиакон громогласно воспевал сегодняшнее чтение в полной тишине и как бы от имени всего народа (мы чувствовали, что он рядом с нами, среди нас, а не в алтаре, не алтарю читает, а всему храму). При этом читал с возвышением громкости и тональности – не заметить было невозможно, все слова слышались отчётливо. Я, даже когда еще совсем церковнославянского языка не знала, многое понимала из этого чтения. А пение с модуляциями и форсированием звука меня иногда словно "пробивало"прямо до мозга костей, через такое чтение я часто получала от Господа вразумления, помощь в понимании Евангелия... Ничего никогда не скажу плохого про нашего дорогого диакона Сергия – очень его уважаю, и не считаю его ничуть виноватым в том, как мы воспринимаем чтение Евангелия. Но... возможно ли что-то изменить в самом чине чтения? Так же, например, как в Никольском соборе, выносить Евангелие "глубже" в храм, в народ, чтобы мы лучше слышали, чтобы приходилось слегка расступаться (что пробуждает даже самых "спящих" прихожан). Или, может быть, микрофон в этот момент включать, как на проповеди?.. Простите ради Христа, что позволила себе высказать такое замечание. Быть может, это только у меня такая проблема и Господь специально побуждает меня в этой ситуации отнестись с бОльшим вниманием к чинопоследованию службы...

Выносить Евангелие на середину храма не положено. Так читают Евангелие только во время архиерейской службы. Хотя я согласен – это очень удобно и красиво. Может быть, когда-нибудь это будет благословлено и всем большим соборам, где огромное пространство «съедает» голос диакона.
А вот насчет микрофона я поговорю с отцом Настоятелем. Это хорошее предложение.

От себя добавлю, что я за то, чтобы Священное Писание читалось на русском (или русифицированном) языке. Это еще дискуссионно для Евангелия, а вот Апостольское чтение точно надо читать на русском.

Важный совет: имейте дома книжечку Евангелия, где делайте закладки тех чтений, которые будут читаться в этот день. Приходите на службу со своим Евангелием и читайте параллельно. Или, в крайнем случае, ознакомьтесь с чтениями дома. Сейчас на многих Интернет-сайтах предлагаются ежедневные чтения Священного Писания.
Перейти к предыдущей записи Когда креститься, когда кланяться... Часть 2

Комментарии

В Князь-Владимрском соборе Царские врата открыты большую часть богослужения. Поясните, пожалуйста, отец Константин, как поступать при каждении в этом храме?
 
Так ведь на всенощной Евангелие часто читают из центра храма. Хотя в нашем храме раньше читали из центра, сейчас - из алтаря.

На литургии у нас Евангелие раньше читали из алтаря лицом к людям. Сейчас - перед алтарем лицом к алтарю.
 
Здравствуйте отец Константин
У меня возник вопрос.
Когда я прихожу в храм с совсем маленьким ребенком или новорожденным , обязательно ли осенять его крестным знамением при входе в храм или когда мы прикладываемся к святыне , и в другие моменты богослужения.
И еще один момент- мы были в часовне у Серафима Вырицкого и я наблюдала как одна женщина положила на надгробие святого своего спящего ребеночка ,я не знаю можно так делать или нет но поймала себя на мысли, что хочу и своего ребеночка положить, как будто бы дать святому его на руках подержать.
Заранее спасибо за ответ.
И простите если мои вопросы покажутся глупыми и недалекими.
 
А если еще будут вопросы, и новые тоже, будем возвращаться, это правильно, можно посмотреть и тот материал бывший прежде, и новый - все нужно, все идет на пользу. С уважением, спасибо.
 
Незарегистрированный написал(а):
Здравствуйте отец Константин
У меня возник вопрос.
Когда я прихожу в храм с совсем маленьким ребенком или новорожденным , обязательно ли осенять его крестным знамением при входе в храм или когда мы прикладываемся к святыне , и в другие моменты богослужения.
И еще один момент- мы были в часовне у Серафима Вырицкого и я наблюдала как одна женщина положила на надгробие святого своего спящего ребеночка ,я не знаю можно так делать или нет но поймала себя на мысли, что хочу и своего ребеночка положить, как будто бы дать святому его на руках подержать.
Заранее спасибо за ответ.
И простите если мои вопросы покажутся глупыми и недалекими.

Малыша осенять крестным знамением не обязательно. Это можно иногда делать, но не часто. При входе в храм и при прикладывании к святыне, если есть желание, можно осенить.
Также можно малыша на секунду положить на гробницу. Мы можем выражать как хотим свои религиозные чувства, главное, чтобы это было благоговейно и не мешало другим.
С любовью...
 
Татьяна Анатольевна (СПб) написал(а):
В Князь-Владимрском соборе Царские врата открыты большую часть богослужения. Поясните, пожалуйста, отец Константин, как поступать при каждении в этом храме?

Дорогая Т.А.
В Князь-Владимирском соборе есть старое благословение, еще данное митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым) в 1970-е: Всю Божественную Литургию Царские врата могут быть открыты.
Кстати, когда служат заслуженные протоиереи, Царские врата тоже всю Литургию остаются открытыми (правильно говорить отверстыми).
Я говорил немного о другом: о том времени, когда Святые Дары на Престоле. Это время, условно говоря от пения Милость Мира и до окончания причащения верующих. После причащения Дары уносят на жертвенник.
В это время на Престоле Тело и Кровь Христовы, и поворачиваться спиной к ним не принято.
 
Последнее редактирование модератором:
Пользуясь случаем , спрошу - батюшка, с какого возраста на ребенка надевают крестик? Мы доченьку покрестили, сейчас ей 5 месяцев, а крестик висит над изголовьем в кроватке. Днем одевать, на ночь снимать? или можно уже носить? Мысли все время такие, что крестик же на веревочке, не опасно ли?
 
У нас батюшка тоже читает Евангелие, становясь лицом к прихожанам. Вначале на церковнославянском, а затем на русском.
 
для Светлас.после крещения батюшка сразу одел крестик на моего сыночка и я не снимаю его!!!и все в порядке!!никогда веревочка не стесняла шейку малыша!!!оставьте эти мысли,что опасно!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
14.205
Комментарии
9
Последнее обновление
Сверху