Гадание

Литература по теме

Гада́ние – действие, направленное на приобретение знаний, касающихся прошлого, настоящего или будущего кого-либо, чего-либо, основанное на использовании специфических методов и приемов суеверного, религиозного, псевдорелигиозного, оккультного, магического характера.

В узком смысле под гаданием может пониматься способ установления связи посредством различных приемов с иной реальностью или сверхъестественными силами, которые, как считается, влияют на жизнь каждого человека и народа, и интерпретация получаемых в процессе совершения данного действия «подсказок» или «посланий» из потустороннего мира или от божества (под которыми могут подразумеваться знаки и символы, как то: значение карты, вытащенной из колоды «случайно»; образы, явленные в сновидении; рисунок, образованный кофейной гущей при опрокидывании чашки и пр.).

gada nie 1 - Гадание
Семён Кожин. Святочное гадание. 2008

История понятия

Гадание — одна из древнейших форм деятельности, направленной на получение знаний, и не в последнюю очередь – относительно будущего. Предиктивные практики были необходимы для планирования той или иной хозяйственной деятельности, войн, страхования от различных рисков. Это касалось не только обществ, но и отдельных судеб – люди хотели знать свое личное будущее или хотя бы представлять ограниченное число вариантов этого будущего, чтобы избежать страданий и опасностей.

Гадательные практики могут быть основаны на опыте наблюдения за окружающим миром и выявлении (угадывании) причинно-следственных связей между теми или иными типовыми событиями, явлениями и т. п. В этом случае одно событие (явление и т. п.) может рассматриваться как знак (примета) того, что за ним непременно  или с большой долей вероятности последует другое, определенное (заранее угаданное). Однако такие практики, уместно артикулировать как прогностические. В их основе может лежать и научное представление.

Другое дело, когда гадание основывается на магических, оккультных, ложных ритуально-религиозных практиках. Такие практики были запрещены во времена Ветхого Завета. Против таких практик выступает Церковь.

В древности от Рима и Греции до Дальнего Востока гадание происходило по какому-либо ограниченному символическому ряду. Таковой ряд мог быть выражен поведением птиц или особенностями их внутренностей (т. н. ауспи́ции, или гадание авгуров). Таковой ряд мог быть выражен в положении звезд и планет (астрология как способ предсказания). Такие способы гадания встречаются в древнем Шумере, Египте. Древний Египет также знал практики антропомантии – гадания на внутренностях человеческих трупов. Наконец, таковым символическим рядом могли быть сновидения. Так возникло гадание на снах, или онейромантия, которая в свою очередь иногда разделяется на онейроскопию, т. е. наблюдение за снами, их фиксацию и наблюдение за прочими знамениями, а также онейрокритию, то есть собственно толкование снов и знамений (как правило, для этого использовались специальные книги — сонники).

Невозможно перечислить все типы гадательных практик древности (помимо вышеприведенных): по лопаточной кости животного (скапулимантия), по форме пупка (омфаломантия), по линиям руки (хиромантия, или палмистрия), по старинным стихам (рапсодомантия), по цифрам (арифмомантия), по движению змей (офиомантия), через общение с духом умершего (некромантия), по названию или заголовкам книг (библиомантия), по таянию воска (керомантия), по бросанию жребия, камней (клеромантия), по отметкам на земле / почве (геомантия), по движению воды (гидромантия) и мн. др.

Шумерами практиковались и такие способы гаданий, как гадания по положению облаков (аэромантия и нефомантия), гадания по струйке дыма из курильницы (либаномантия), по пятнам масла, вылитого в воду (леканомантия).

«Профессионально» гаданием как в древности, так и в современности занимаются специально обученные, одаренные или поставленные на то люди – гадатели, жрецы, пророки, прорицатели. Однако это не исключало и не исключает возможности использования тех или иных гадательных практик широкими слоями населения.

Гадание в Священном Писании

В Священном Писании содержится множество упоминаний о гаданиях и гадателях, в том числе о способах гадания, например с использованием (серебряной) чаши (Быт.44:5), по приметам, путем толкования сновидений (Сир.34:5), через вопрошание «мертвых» (1Цар.28:7-12) и др.

В Законе Моисея содержится прямое запрещение гаданий и прорицаний будущего: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых… Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор.18:10-11, 14).

В Священном Писании гадатели порицаются многократно.

  1. «И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога» (Мих.3:7),
  2. «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью» (Ис.44:24-25),
  3. «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому» (Иер.27:9),
  4. «Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся;ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь» (Иер.29:8-9),
  5. «И оставили все заповеди Господа Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» (4Цар.17:16-17),
  6. «Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении» (Ис.2:6),

С языческими практиками гадания не следует путать практику вопрошания Бога с целью возможного получения от Него тех или иных знаний. Такая практика употреблялась, например, в среде израильского народа. Православная Церковь не воспрещает верующим обращаться с молитвенной просьбой ко Господу о просвещении разума, вразумлении и т. п. Подчеркнем: если Бог о чем-то возвещает, то возвещает не гадательно, а истинно. Другое дело, что в ряде случаев за Божественное Откровение человек может принять игру собственного воображения или же целенаправленное демоническое действие. Православная аскетическая литература содержит множество предостережений от совершения такого рода ошибок.

Гадание в русской народной традиции

В русской народной традиции гадания были довольно сильно распространены. По большей части народные гадания были отзвуком языческой религиозной традиции и представляли собой либо формы магических практик, либо формы суеверий. Разнообразие типов гаданий поражает, в частности исследователь А. Н. Караулов приводит значительный список (около 50 различных типов гадания) всего одного района Нижегородской области1. Все они относятся к периоду святок, вместе с тем не все гадания проводились на святках, во многих деревнях проживали профессиональные женщины-гадалки (в народе известные также как «бабки»), помимо этого существовали в большом количестве т. н. «девичьи» гадания, не привязанные к конкретному периоду года.

Современная наука о гадании

Современная наука строго различает прогнозы, основанные на рациональных, трезво обоснованных умозаключениях, и на гаданиях магического, астрологического, оккультного, эзотерического, (лже)религиозного толка. Такого рода способы добычи знаний наука относит к лженаучным.

Современные способы гадания

Современными наиболее распространенными гадательными практиками являются астрология, тарология и хиромантия, а также их производные, например т. н. human design – синтез астрологии, анатомии и некоторых естественно-научных дисциплин. Современные гадатели / гадалки могут декларировать как свою приверженность той или иной религии (даже Православию), так и отрицать таковую, декларируя некий якобы «научный» подход.

Отношение к гаданию в православной традиции

Любые формы гадания (не путать с рационально и трезво формируемыми прогнозами) противоречат практике христианского делания. Православные верят, что всё подчинено воле Бога, что Бог Промышляет о мире, и в то же время в жизни человека многое зависит от него самого (человек не подчинен року, фатуму, судьбе). Вместе с тем православные верят в существование демонических сил. В результате же того, что человек прибегает к гадательным практикам, он может стать послушным орудием этих темных сил.

Про́мысл Бо́жий – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божьей, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира в соответствии с замыслом Божьим. Промысл Божий — это действие абсолютно свободного Бога, не зависящего ни от того, как ляжет карта гадалки на стол, как растечется расплавленный гадателем воск, и т. п., ни от того, как именно они это истолкуют.

Согласно православному вероучению, злые силы (бесы, демоны) активно действуют в мире, соответственно, горделивая попытка узнать волю Божью через гадание вполне может привести к состоянию «прелести»: ситуации, когда человек принимает за откровение Божье действия бесов.

Прогнозирование будущего и планирование предполагаемого хода событий не опознаются априори как грех (здесь многое зависит от целей, обстоятельств, условий этих видов деятельности). Подчеркнем: святые отцы предостерегали единоверцев (и не только) от опрометчивого, безответственного, богопротивного стремления заглянуть в будущее. Вот, например, что по этому поводу говорил свт. Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Почему христианство отрицательно относится к гаданию

Отрицательное отношение христиан к гаданию связано с рядом причин, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, гадание подразумевает веру гадальщиков (если, конечно, они не откровенные мошенники, атеисты) и их клиентов в рок, фатум, предопределение; во-вторых, – стремление получать информацию при посредстве «потусторонних сил».

Вера в рок, фатум противоречит учению Церкви о Божественном Промысле и о свободной воле человека. Стремление же к сотрудничеству с тёмными «потусторонними силами» тоже пагубно отражается на человеке. Как известно, диавол – отец лжи, «когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин.8:44). Зная о человеке много «сокровенного» и используя эти знания со всей своей хитростью и коварством, бесы могут влиять на него таким образом, что он будет воспринимать гадание как надежный способ раскрытия интересующих его тайн или истин. На самом же деле бесы стремятся вовлечь человека в бездну погибели.

Человек, формирующий свои жизненные ориентиры исходя не из учения Церкви, а из подсказок со стороны диавола и его камарильи, да, собственно, и со стороны лукавых гадальщиков, подвергает себя серьезной опасности.

Каково отношение Церкви к гаданию по Библии?

В основе такого способа гадания лежит вера в то, что Священное Писание как откровение Божественной Премудрости содержит всю сумму знаний о прошлом, настоящем и будущем. Гадание совершается путем случайного выбора текста (раскрытие книги наугад), чтения и истолкования одного или нескольких стихов применительно к конкретным обстоятельствам.
Однако из того, что Священное Писание истинно, не следует, что оно может использоваться в качестве волшебного гадательного средства. Его следует изучать, изучать внимательно, вдумчиво, руководствуясь учением Церкви; выводы же из его положений следует делать сознательно, а не механически.

Заметим также, что гадание на святыне — это ещё и грех кощунства. Если человек совершил подобное кощунство над Священным Писанием, ему следует покаяться в своем грехе на исповеди и больше никогда не поддаваться искушению.

Что говорится в церковных канонах о гадании и гадателях?

Гадания в Православной традиции прямо воспрещаются церковными канонами. В соответствии с правилом 61 VI Вселенского Собора, обращающиеся к волшебникам и другим подобным, «дабы узнать от них, что восхотят им открыть», подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии, согласно этому правилу, «надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков… «Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов», следует «совсем извергать из Церкви». Согласно 24 правилу Анкирского собора, на гадающих налагается пятилетняя епитимия (3 года пребывания в чине припадающих и ещё 2 года без права причащения). 36‑е правило Лаодикийского собора запрещает быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами «освященным или причетникам». 83‑е правило свт. Василия Великого за гадание или обращение к гадателям назначает шестилетнюю епитимию (1 год в числе плачущих, 1 год – слушающих, 3 года – припадающих, 1 год – стоящих с верными). Согласно 13 правилу Номоканона при Большом Требнике, волхвы, чародеи и прорицатели подлежат отлучению от причастия на 20 лет. Тех, кто обращаются к цыганкам, Номоканон предписывает отлучать от причастия, гадающих на бобах или ячмене – на 6 лет (16 правило).

Как относиться к гадателям заповедовал Бог во времена Ветхого Завета?

Гаданием занимался нечестивейший иудейский царь Манассия (4Цар.21:6), греховные действия которого стали причиной вавилонского плена иудеев.

Гадание рассматривалось Творцом в единстве с такими явлениями, как колдовство, чародейство, волхвование, магия и т. п. (Исх.22:18; Лев.19:26, 31, 20:6, 27; Втор.18:9-12). Гадание воспринималось как измена Богу Единому, которая должна была караться смертью (Исх.22:18; Лев.20:6, 27).

Богоизбранный народ впадал в заблуждения в силу того, что жил в окружении языческих народов, обычаи которых он нередко перенимал. Это был длинный и трудный путь воспитания преданности истинному Богу.

Гаданию в Ветхом Завете противопоставляется действие слова Божия через пророков, которое созидает и определяет пути свершения Священной истории.

Цитаты о гадании

«Грешат против второй заповеди те, которые прибегают к магии и чародействам, те, которые признают неизменными и верными счастье и судьбу (εἱμαρμένη), занимаются гаданием, хиромантией (χειρομαντεία), некромантией (νεκρομαντεία), леканомантией (λεκανομαντεία)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».
свт. Василий Великий


Примечание:

1 Каракулов А. Н. Святочные гадания Сосновского района Нижегородской области (таблица-указатель) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук, №. 1, 2012. С. 196–210.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки