35

Правило 36

37

Об извержении клириков, верящих или занимающихся гаданиями, астрологией или носящих талисманы.

О том, что не должно священнослужителям или клирикам быть волшебниками, или чародеями, или числогадателями, или астрологами или изготавливать так называемые обереги, которые суть оковы для душ. А тех, которые их носят, мы повелели изгонять из Церкви.

Ὅτι οὐ δεῖ ἱερατικοὺς ἢ κληρικούς, μάγους ἢ ἐπαοιδοὺς εἶναι, ἢ μαθηματικούς, ἢ ἀστρολόγους, ἢ ποιεῖν τὰ λεγόμενα φυλακτήρια, ἅτινά ἐστι δεσμωτήρια τῶν ψυχῶν αὐτῶν. Τοὺς δὲ φοροῦντας, ῥίπτεσθαι ἐκ τῆς ἐκκλησίας ἐκελεύσαμεν.

Толкования

Зонара. Правило запрещает находящимся в клире заниматься волшебством, или обаянием; а обаяния (ἐπαοιδίαι) суть чарования (γοητεῖαι); ибо ἀοιδή – значит – печальная песнь (τραγῳδία). Итак, чарователи, говоря некоторые песни, то есть заклинания, привлекают демонов, или и связывают зверей и пресмыкающихся. Ибо есть некоторые такие, кои в случае, если скот оставлен где-нибудь вне своего двора, посредством чарований так связывают волков, что они не могут повредить животному, находясь вместе с ним, так что как бы исполняется слово Писания: пастися будет волк вкупе со агнцем: а другие заговаривают змей, и берут их в руки и остаются неуязвленными от них. Правило не хочет также, чтобы посвященные были числогадателями (μαϑηματιϰοί), или астрологами. Существуют четыре книги, так называемые математические: арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Думаю, что правило запрещает не читать сии книги, но с особенною заботливостью заниматься ими. Ибо если кто узнает, что единица (μονάς) не есть число, хотя и есть родоначальница всякого числа (ибо число определяют, как множество единиц, на каковом основании и число 2 (δυάς) не считается числом, потому что не имеет множества единиц); и что 2 и в сложении с 2‑мя и при умножении на 2 составляет число 4, a не что-нибудь более; (ибо сказав: 2‑жды 2, получишь 4; и сказавши: 2 и  2, получишь не другое число, но то же самое); и какие из чисел нечетные и какие четные; какие нечетно нечетные и какие четно четные, какие четно не четные и какие не четно четные; какие из чисел полные и какие не полные; какие квадратные числа и какие кубические; что называется четвероугольниками, и что – кубами; и что такое пропорция, и эти десять видов ее: арифметическая, геометрическая, какая-то гармоническая и обратная в отношении к этой и прочие; и все другое, что обнимается этою наукою. Если кто узнает по отношению к музыке, что такое звук, что значит расстояние звуков, что – связь звуков и что гармония; если узнает и наименования звуков: что такое нижняя струна (νήτη), что верхняя (ὑπάτη) и самая верхняя (παρυπάτη); если кто узнает все это, – то от сего не произойдет никакого вреда ни для его веры, ни для его жизни. Если же кто, зная это, пользуется и музыкальным инструментом, и играя на нем поет песни и услаждаясь сим веселится, то это недостойно освященных лиц. И в отношении к геометрии, опять, если кто узнает что такое точка, что – линия и что – плоскость, и что – фигура, и из линий какая – прямая, какая – кривая, какая – ломаная, какая – косвенная и какая – круглая, и какие из углов – прямолинейные, какие – не таковые, и что начальная из фигур на плоскости – трехсторонник, и насколько частей он делится и подразделяется, и что круг есть фигура на плоскости, а линия, описывающая его, – периферия, и что такое центр, что диаметр и что сектор круга, – что значит угломер, и каким образом круг есть начало всех фигур и причина всех и прочее, чтобы не перечислять всего порознь; и в астрономии если кто будет знать, что есть сфера, что – центр ее, и что центр тоже, что земля по отношению к небу: и что такое диаметр, и когда он называется осью, и каким образом зодиакальный круг относится к сфере, имея один центр с нею; и откуда происходит кажущееся не одинаковым и обращенным в противную сторону движение планет и все прочее, что следует за этим; если кто будет знать все это, от этого не будет для него никакого вреда в отношении к таинству веры. А если кто, зная это, без нужды пользуется этим знанием и веря, что вместе с движением небесных тел обращаются и наши тела, устанавливает центр и изучает возвышения и наклонения зодиакального круга, влияние и места фигур и пределы – какие из них лучше и какие хуже, и думает, что он предузнает чрез это и предсказывает нечто из будущего, которое будто бы необходимо должно случиться по причине такого движения звезд, – от этого должно отвращаться, и это справедливо запрещено собором.

Аристен. Давший обет священства не должен быть волшебником, или обаятелем, или числогадателем, или астрологом, или делателем хранилищ.
Если окажется, что кто-либо из посвященных лиц занимается каким-нибудь подобным злохудожеством, таковый извергается из церкви.

Вальсамон. Настоящее правило запрещает лицам посвященным быть волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами и осуждает на отлучение от общения тех, кто носит предохранилища. Итак волшебники суть те, кои по какой-нибудь причине прибегают к сатане; а обаятели, чарователи – те, которые говорят напевания и посредством их привлекают демонов в свои желания; числогадатели те, которые думают, что небесные тела имеют владычество над всем и что наши дела устрояются согласно с движением их; астрологи – те, которые с содействием демонов делают предсказания по звездам и верят им. А поскольку существуют четыре науки: арифметика, музыка, геометрия и астрономия; то не скажи, что правилом запрещаются все 4, но только астрономия. Прочти 22‑ю главу 39-го титула 10‑й книги Василик, где говорится: геометрия изучается открыто, а математика осуждается, как запрещенная; и древнего толкователя, который на поле против сего говорит: математикою назови астрономию. А о том, как наказываются законами волшебники и обаятели и подобные, прочти того же 39-го титула 60‑й книги, 23‑ю главу и далее до конца; ищи также 25‑ю главу 9‑го титула настоящего собрания.

Славянская кормчая. Волхв или обавник, или чародеец, или вещец, или звездочтец, или узолник, священник и всяк причетник, да не обрящется. (Никон. 47).

Толкование. Аще обрящется от священнического чина кто таковая злохитреная деяния научився и творя, или волхвуя, или обавая, или призванием нечистых дух, уведев нечто от них и прорицая; или звездословием рожество и счастие человеком поведая; или узлы творя, обязая ошиях человеческих, или о неких удех, таковый от церкви да изринется.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки