Гадание

Гада́ние – дей­ствие, направ­лен­ное на при­об­ре­те­ние знаний, каса­ю­щихся про­шлого, насто­я­щего или буду­щего кого-либо, чего-либо, осно­ван­ное на исполь­зо­ва­нии спе­ци­фи­че­ских мето­дов и при­е­мов суе­вер­ного, рели­ги­оз­ного, псев­до­ре­ли­ги­оз­ного, оккульт­ного, маги­че­ского харак­тера.

В узком смысле под гада­нием может пони­маться способ уста­нов­ле­ния связи посред­ством раз­лич­ных при­е­мов с иной реаль­но­стью или сверхъ­есте­ствен­ными силами, кото­рые, как счи­та­ется, влияют на жизнь каж­дого чело­века и народа, и интер­пре­та­ция полу­ча­е­мых в про­цессе совер­ше­ния дан­ного дей­ствия «под­ска­зок» или «посла­ний» из поту­сто­рон­него мира или от Боже­ства (под кото­рыми могут под­ра­зу­ме­ваться знаки и сим­волы, как то: зна­че­ние карты, выта­щен­ной из колоды «слу­чай­ным обра­зом»; образы, явлен­ные в сно­ви­де­нии; рису­нок, обра­зо­ван­ный кофей­ной гущей при опро­ки­ды­ва­нии чашки и пр.).

Почему хри­сти­ан­ство отри­ца­тельно отно­сится к гада­нию

Отри­ца­тель­ное отно­ше­ние хри­стиан к гада­нию свя­зано с рядом причин, среди кото­рых можно выде­лить сле­ду­ю­щие.
Во-первых, гада­ние под­ра­зу­ме­вает веру гадаль­щи­ков (если, конечно, они не откро­вен­ные мошен­ники, ате­и­сты) и их кли­ен­тов в рок, фатум, пред­опре­де­ле­ние; во-вторых, – стрем­ле­ние полу­чать инфор­ма­цию при посред­стве «поту­сто­рон­них сил».

Вера в рок, фатум про­ти­во­ре­чит учению Церкви о Боже­ствен­ном Про­мысле и о сво­бод­ной воле чело­века. Стрем­ле­ние же к сотруд­ни­че­ству с тём­ными «поту­сто­рон­ними силами» тоже пагубно отра­жа­ется на чело­веке. Как известно, диавол – отец лжи, «когда гово­рит он ложь, гово­рит свое» (Ин.8:44). Зная о чело­веке много «сокро­вен­ного» и исполь­зуя эти знания со всей своей хит­ро­стью и ковар­ством, бесы могут влиять на него таким обра­зом, что он будет вос­при­ни­мать гада­ние как надеж­ный способ рас­кры­тия инте­ре­су­ю­щих его тайн или истин. На самом же деле бесы стре­мятся вовлечь чело­века в бездну поги­бели.

Чело­век, фор­ми­ру­ю­щий свои жиз­нен­ные ори­ен­тиры исходя не из учения Церкви, а из под­ска­зок со сто­роны диа­вола и его кама­ри­льи, да, соб­ственно, и со сто­роны лука­вых гадаль­щи­ков, под­вер­гает себя серьез­ной опас­но­сти.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные виды гада­ния

К наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным видам гада­ний отно­сятся: гада­ние на картах, на кофей­ной гуще; гада­ние по руке, по звез­дам; гада­ние на основе «тол­ко­ва­ний» сно­ви­де­ний,  пред­чув­ствий, «примет» и «зна­ме­ний»; гада­ние посред­ством «пря­мого обще­ния» с духами усоп­ших; гада­ние на основе интер­пре­та­ции пове­де­ния живот­ных и птиц; гада­ние посред­ством вытя­ги­ва­ния или мета­ния жребия (не путать с бла­го­че­сти­вым дей­ствием, направ­лен­ным на выяв­ле­ние Боже­ствен­ной воли через дей­ствие с исполь­зо­ва­нием жребия (Деян.1:26); гада­ние на основе трак­то­вок опре­де­лен­ных чис­ло­вых ком­би­на­ций и т. д.

Каково отно­ше­ние Церкви к гада­нию по Библии?

В основе такого спо­соба гада­ния лежит вера в то, что Свя­щен­ное Писа­ние как откро­ве­ние Боже­ствен­ной Пре­муд­ро­сти содер­жит всю сумму знаний о про­шлом, насто­я­щем и буду­щем. Гада­ние совер­ша­ется путем слу­чай­ного выбора текста (рас­кры­тие книги наугад), чтения и истол­ко­ва­ния одного или несколь­ких стихов при­ме­ни­тельно к кон­крет­ным обсто­я­тель­ствам.
Однако из того, что Свя­щен­ное Писа­ние истинно, не сле­дует, что оно может исполь­зо­ваться в каче­стве вол­шеб­ного гада­тель­ного сред­ства. Его сле­дует изу­чать, изу­чать вни­ма­тельно, вдум­чиво, руко­вод­ству­ясь уче­нием Церкви; выводы же из его поло­же­ний сле­дует делать созна­тельно, а не меха­ни­че­ски.

Заме­тим также, что гада­ние на свя­тыне, это ещё и грех кощун­ства. Если чело­век совер­шил подоб­ное кощун­ство над Свя­щен­ным Писа­нием, ему сле­дует пока­яться в своем грехе на испо­веди и больше нико­гда не под­да­ваться иску­ше­нию.

Что гово­рится в цер­ков­ных кано­нах о гада­нии и гада­те­лях?

Согласно 24 пра­вилу Анкир­ского Собора, на гада­ю­щих нала­га­ется пяти­лет­няя епи­ти­мия (3 года пре­бы­ва­ния в чине при­па­да­ю­щих и 2 года без при­ча­ще­ния).
36‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Собора строго-настрого запре­щает зани­маться гада­нием свя­щен­но­слу­жи­те­лям, кли­ри­кам (см. также 14 и 15 пра­вила Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).
Свт. Васи­лий Вели­кий в 83 пра­виле за гада­ние или обра­ще­ние к гада­те­лям назна­чает шести­лет­нюю епи­ти­мию (1 год в числе пла­чу­щих, 1 год – слу­ша­ю­щих, 3 года – при­па­да­ю­щих, 1 год – сто­я­щих с вер­ными), а в 72 пра­виле – равную с убий­цами.
Шести­лет­няя епи­ти­мия для зани­ма­ю­щихся гада­нием под­твер­жда­ется 61 пра­ви­лом Трулль­ского Собора и 15 пра­ви­лом Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике. Согласно 13 пра­вилу Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике, волхвы, чаро­деи и про­ри­ца­тели под­ле­жат отлу­че­нию от при­ча­стия на 20 лет. Тех, кто обра­ща­ются к цыган­кам, Номо­ка­нон пред­пи­сы­вает отлу­чать от при­ча­стия, гада­ю­щих на бобах или ячмене – на 6 лет (16 пра­вило).

Как отно­ситься к гада­те­лям запо­ве­до­вал Бог во вре­мена Вет­хого Завета?

Гада­нием зани­мался нече­сти­вей­ший иудей­ский царь Манас­сия (4Цар.21:6), гре­хов­ные дей­ствия кото­рого стали при­чи­ной вави­лон­ского плена иудеев.

Гада­ние рас­смат­ри­ва­лось Твор­цом в един­стве с такими явле­ни­ями, как кол­дов­ство, чаро­дей­ство, волх­во­ва­ние, магия и т. п. (Исх.22:18; Лев.19:26, 31, 20:6, 27; Втор.18:9-12). Гада­ние вос­при­ни­ма­лось как измена Богу Еди­ному, кото­рая должна была караться смер­тью (Исх.22:18; Лев.20:6, 27).

Бого­из­бран­ный народ впадал в заблуж­де­ния в силу того, что жил в окру­же­нии язы­че­ских наро­дов, обычаи кото­рых он нередко пере­ни­мал. Это был длин­ный и труд­ный путь вос­пи­та­ния пре­дан­но­сти истин­ному Богу.

Гада­нию в Ветхом Завете про­ти­во­по­став­ля­ется дей­ствие слова Божия через про­ро­ков, кото­рое сози­дает и опре­де­ляет пути свер­ше­ния Свя­щен­ной исто­рии.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки