Глава

***

Глава́ — 1) бого­слов­ский термин, одно из имен Божьих, под­чер­ки­ва­ю­щих исклю­чи­тель­ность роли Отца и Сына и Свя­того Духа в деле тво­ре­ния, без­гра­нич­ную власть и могу­ще­ство в деле осу­ществ­ле­ния Про­мысла, в част­но­сти — в деле Спа­се­ния чело­века; 2) биб­лей­ский термин, одно из имен Гос­пода Иисуса Христа, ука­зы­ва­ю­щее на Его глав­ную роль в деле Искуп­ле­ния чело­века, созда­ния Церкви и управ­ле­ния Цер­ко­вью.

***

Если Бог явля­ется Твор­цом всего и Главой мира, то не явля­ется ли Он Винов­ни­ком зла?

О том, что Бог явля­ется Главой мира, известно из Его откро­ве­ния. Он Сам назвал Себя Царем цар­ству­ю­щих, Гос­по­дом гос­под­ству­ю­щих (Пс.135:3). Что же каса­ется, зла, оно не имеет сущ­но­сти, а значит его нельзя отно­сить к твор­че­ской дея­тель­но­сти Созда­теля. Зло есть резуль­тат про­тив­ле­ния разумно-сво­бод­ных тво­ре­ний воле Отца и Сына и Свя­того Духа. Зло харак­те­ри­зу­ется не соб­ствен­ной сущ­но­стью, а тем ущер­бом, кото­рый греш­ники нано­сят добру.

Воз­мож­ность нару­шать волю Божью была зало­жена в анге­лов и людей не для того, чтобы они гре­шили, а для того, чтобы, имея спо­соб­ность к нрав­ствен­ному выбору, они имели воз­мож­ность осо­знанно и доб­ро­вольно скло­ниться к добру. В про­тив­ном случае, ни ангелы, ни люди не смогли бы стать доб­ро­де­тель­ными, ведь доб­ро­де­тель под­ра­зу­ме­вает не меха­ни­че­ское и насиль­ствен­ное, а именно сво­бод­ное устрем­ле­ние в сто­рону Добра.

Что значит выра­же­ние: «Хри­стос — Глава Церкви»?

О том, что Хри­стос явля­ется Главой веру­ю­щих не только по Боже­ствен­ной при­роде, но и по чело­ве­че­скому есте­ству, Писа­ние сооб­щает в ряде вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв и обра­зов, а также в поло­жи­тель­ных утвер­жде­ниях Самого Гос­пода Иисуса Христа и Его уче­ни­ков.

Во вре­мена Вет­хого Завета Спа­си­тель про­ро­че­ски пред­став­лялся под обра­зом камня, кото­рый отвергли стро­и­тели, но кото­рый, по Про­мыслу Божью, сде­лался Главою угла (Пс.117:22). Смысл этого сим­во­ли­че­ского образа состоит в том, что как кра­е­уголь­ный камень явля­ется опорой дома, так и Гос­подь Иисус Хри­стос явля­ется надёж­ной опорой хри­стиан.

Кроме того, Иисус назван Главою Церкви, как Пре­муд­рый и Пра­вед­ный Вла­дыка, духов­ный родо­на­чаль­ник хри­стиан (Еф.5:23). В этом отно­ше­нии Он нередко сопо­став­ля­ется с ветхим Адамом, родо­на­чаль­ни­ком всех людей вообще(1Кор.15:45).

Как тело не может жить без головы, так и ни один член Церкви, кото­рая есть Тело Хри­стово (1Кор.12:27), не спо­со­бен реа­ли­зо­вать своё при­зва­ние и пред­на­зна­че­ние без Главы (Ин.15:5).

Явля­ется ли Иисус Хри­стос Главою всего мира как Чело­век, или только как Бог?

Как по Боже­ствен­ной, так и по чело­ве­че­ской при­роде Спа­си­тель — Царь вся­кому созда­нию, Гос­подь всякой твари (Откр.17:14). Об даро­ва­нии Христу власти, как Чело­веку, задолго до вопло­ще­ния Сына воз­ве­стил пророк Даниил (Дан.7:14). Явив­шись же уче­ни­кам после Вос­кре­се­ния, Спа­си­тель под­твер­дил эти слова, кон­ста­ти­руя: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Во второе При­ше­ствие Сын явится именно как Вели­кий Вла­сти­тель, Вели­кий Судья (Ин.5:22) (см.: Страш­ный суд ).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки