Главные различия светских и Церковных праздников

Любой свет­ский празд­ник – это под­спуд­ное стрем­ле­ние к чему-то иному, луч­шему и более свет­лому. Неда­ром в любой празд­ник люди ста­ра­ются быть «мягче» по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим. Стрем­ле­ние к пре­крас­ному выли­ва­ется порой в мно­го­ча­со­вые уборки своего жилища нака­нуне завет­ного дня. И, тем не менее, в обще­на­род­ном созна­нии все это вели­ко­лепно соче­та­ется с непре­мен­ным объ­еде­нием и пьян­ством. В лучшем случае «весе­лие» заклю­ча­ется в мно­го­ча­со­вом про­смотре огром­ного коли­че­ства сомни­тель­ного каче­ства кон­цер­тов и раз­вле­ка­тель­ных шоу, кото­рые вместе со все­про­ни­ка­ю­щей рекла­мой навя­зы­вают нам взгляд на жизнь как на сплош­ной празд­ник потреб­ле­ния. Лишь где-то в самой глу­бине души слабо теп­лится вос­по­ми­на­ние о том, что собой пред­став­ляет под­лин­ный празд­ник. И все встает на свои места при ясном пони­ма­нии того, что свет­ский празд­ник – лишь иска­жен­ная копия рели­ги­оз­ного, цер­ков­ного; итог мно­го­лет­них заблуж­де­ний и отсут­ствия соот­вет­ству­ю­щей куль­туры.

В своем «Слове на Святую Пяти­де­сят­ницу» свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов объ­яс­няет, что значит истин­ный, цер­ков­ный празд­ник: «… празд­но­вать значит у нас при­об­ре­тать для души блага посто­ян­ные и вечно обла­да­е­мые, а не пре­хо­дя­щие и скоро гиб­ну­щие, кото­рые… мало услаж­дают чув­ство, а более рас­тле­вают его и вредят ему».

Но, не отде­ляя в чело­веке тело от души, Святая Цер­ковь не отвер­гает, в извест­ной сте­пени, и уте­ше­ния плоти: «Итак, никто да не осуж­дает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь празд­ник… « (Кол. 2:16–17). Не воз­бра­ня­ется радо­ваться телесно, посто­янно памя­туя о духов­ном и вечном, кото­рое во главе угла.

Важен и еще один аспект празд­ника, чти­мого Цер­ко­вью, в отли­чие от празд­но­ва­ния свет­ского. Цер­ков­ный празд­ник оли­це­тво­ряет собы­тие, кото­рое про­ис­хо­дит здесь и сейчас, поз­во­ляет реально участ­во­вать в нем, погру­жая нас в ткань вре­мени. И поэтому день празд­ника – это не день вос­по­ми­на­ния, как, напри­мер, годов­щина рево­лю­ции. Это – день сопри­сут­ствия и соуча­стия. День, когда Небо близко земле.

Празд­ники регу­ли­руют, сораз­ме­ряют цер­ков­ный год, при­да­вая ему смысл посто­ян­ной соот­не­сен­но­стью с собы­ти­ями, про­те­ка­ю­щими в веч­но­сти. И жизнь веру­ю­щего хри­сти­а­нина бла­го­даря этому про­хо­дит не «из ниот­куда в никуда», а в посто­ян­ном окру­же­нии свя­щен­ными собы­ти­ями, при­но­ся­щими покой и уми­ро­тво­ре­ние душе.

Глав­ным содер­жа­нием хри­сти­ан­ского празд­ника явля­ется не без­дей­ствие, а тор­же­ство бла­го­да­ре­ния Бога. Чтобы чело­век мог с чистой сове­стью и без обы­ден­ной суеты с радо­стью побла­го­да­рить Творца по поводу одного из собы­тий в исто­рии нашего спа­се­ния. Куль­ми­на­цией празд­ника ста­но­вится Боже­ствен­ная Литур­гия за кото­рой совер­ша­ется таин­ство При­ча­стия.

Празд­нич­ный пода­рок – это пред­мет­ное выра­же­ние нашей любви и очень важно, чтобы он как можно более полно отра­жал нашу любовь к кон­крет­ному чело­веку, по-насто­я­щему его обра­до­вал.

В хри­сти­ан­ском мире суще­ствует древ­няя тра­ди­ция поздрав­лять с празд­ни­ком не только род­ствен­ни­ков и зна­ко­мых, но и тех, кто не может раз­де­лить с нами тор­же­ство: тяжело боль­ных, оди­но­ких, немощ­ных.

См. ПРАЗД­НИКИ ЦЕР­КОВ­НЫЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки