Искупление

Искупле́ние (греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις (апо­лит­ро­сис, лит­ро­сис)) —

1) дей­ствие Божье, направ­лен­ное на Спа­се­ние мира и чело­века, осу­ществ­лен­ное через жерт­вен­ные Крест­ные Стра­да­ния и смерть Гос­пода Иисуса Христа;

2) сово­куп­ность всех вообще дей­ствий, направ­лен­ных на наше Спа­се­ние, осу­ществ­лен­ных Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом (с бла­го­сло­ве­ния Отца при содей­ствии Духа Свя­того) за время Его обще­ствен­ного слу­же­ния.

Искуп­ле­ние – объ­ек­тив­ная сто­рона спа­се­ния – то, что сде­лано для нашего спа­се­ния Богом. (Субъ­ек­тив­ная сто­рона – это те усилия, кото­рые нам необ­хо­димо при­ло­жить, чтобы этим даром вос­поль­зо­ваться, усво­ить его.)

В пра­во­слав­ном бого­сло­вии биб­лей­ский термин искуп­ле­ние пони­ма­ется не как акт юри­ди­че­ского выкупа, а как акт бытий­ного, бла­го­дат­ного, сверхъ­есте­ствен­ного осво­бож­де­ния Бого­че­ло­ве­ком Иису­сом Хри­стом пад­шего чело­ве­че­ства от раб­ства греху и смерти.

«Искуп­ле­ние … опре­де­ля­ется несколь­кими момен­тами, все более и более рас­кры­ва­ю­щими пол­ноту Боже­ствен­ного при­сут­ствия. Это прежде всего устра­не­ние ради­каль­ных пре­град, отде­ля­ю­щих чело­века от Бога, и, глав­ным обра­зом, того греха, кото­рый под­чи­няет чело­ве­че­ство диа­волу и делает воз­мож­ным вла­ды­че­ство падших анге­лов над земным кос­мо­сом. Осво­бож­де­ние пле­нен­ной твари сопро­вож­да­ется, далее, вос­ста­нов­ле­нием ее при­роды, кото­рая снова ста­но­вится спо­соб­ной вос­при­ни­мать бла­го­дать и шество­вать «от славы в славу», вплоть до упо­доб­ле­ния, в кото­ром она вос­при­ни­мает при­роду Боже­ствен­ную и дела­ется спо­соб­ной пре­об­ра­зить весь космос»…
(В.Н. Лос­ский)

Искуп­ле­ние: был ли выкуп?

На про­тя­же­нии всего вре­мени суще­ство­ва­ния и раз­ви­тия хри­сти­ан­ства отно­ше­ние к тер­мину «искуп­ле­ние» со сто­роны разных мыс­ли­те­лей и тол­ко­ва­те­лей Откро­ве­ния интер­пре­ти­ро­ва­лось раз­лично.

Одна из попы­ток рас­крыть зна­че­ние этого глу­бо­кого бого­слов­ского поня­тия сво­ди­лась к задаче увя­зать его смысл с бук­валь­ным зна­че­нием тер­мина «искуп­ле­ние» — осво­бож­де­ние, избав­ле­ние за выкуп.

Как резуль­тат, полу­ча­лось, что Вопло­тив­шийся Сын Божий и дей­стви­тельно принёс на Кресте выкуп за людей. Вста­вал вопрос: «кому?». В этом отно­ше­нии мнения раз­де­ля­лись.

Так, один из извест­ней­ших хри­сти­ан­ских фило­со­фов III века, Ориген, пола­гал, что Бог Слово, отдав Свою жизнь ради Спа­се­ния чело­века, принёс выкуп диа­волу, ведь именно у него люди были в плену.

По мнению пред­ста­ви­те­лей Запад­ной бого­слов­ской школы, сфор­ми­ро­вав­ше­муся и уко­ре­нив­ше­муся среди римо-като­ли­ков в сред­ние века, целе­со­об­раз­ность Крест­ной Жертвы Спа­си­теля состо­яла в том, что посред­ством Своих Стра­да­ний и смерти Он удо­вле­тво­рил Боже­ствен­ному пра­во­су­дию. Согласно этому мнению, Гос­подь Все­дер­жи­тель был про­гне­ван и оскорб­лен чело­ве­че­ским грехом. Поскольку Бог не только мило­сер­ден, но и пра­во­су­ден, пору­ган­ная Правда Божья тре­бо­вала непре­мен­ного воз­да­я­ния.

Так как Бог велик и бес­ко­не­чен в Своих совер­шен­ствах, то и воз­да­я­ние за нане­сен­ное оскорб­ле­ние дол­жен­ство­вало быть бес­ко­неч­ной цены. Ввиду того, что Хри­стос был не просто Чело­ве­ком, но Вопло­тив­шимся Сыном Божьим, Его Жертва имела именно такую — бес­ко­неч­ную — цену.

Иначе учит об Искуп­ле­нии Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Мнение Ори­гена о выкупе диа­волу не полу­чило при­зна­ния изна­чально, как чуждое духу Еван­ге­лия. Но и мнение римо-като­ли­ков было отверг­нуто.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не рас­смат­ри­вала Крест­ную Жертву, как юри­ди­че­скую или ком­мер­че­скую сделку, осу­ществ­лен­ную между Сыном и диа­во­лом, либо между Сыном и Отцом, хотя и не исклю­чало из объ­яс­не­ния поня­тия цены. Ведь Хри­стос и дей­стви­тельно спас чело­века ценой Соб­ствен­ной жизни (1Пет.1:18).

Доб­ро­вольно приняв Крест­ные Стра­да­ния и смерть, Он выпол­нил послу­ша­ние Богу (Флп.2:8), сошёл душой в пре­ис­под­нюю (Еф.4:9), сокру­шил врата адовы, вывел оттуда души всех пра­вед­ных людей, одолел диа­вола, побе­дил смерть и вос­крес (Рим.8:34), про­сла­вил чело­ве­че­ское есте­ство, вознёс его в самое Небо, к Пре­столу бла­го­дати, обра­зо­вал Цер­ковь, став Её неиз­мен­ным Главой, нис­по­слал на апо­сто­лов Духа Истины (Деян.2:3-4). В этом, а не в юри­ди­че­ской или ком­мер­че­ской изво­рот­ли­во­сти Мессии состо­яло Спа­се­ние чело­века.

Цитаты об искуплении/h2>

«Мы веруем, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос есть един­ствен­ный Хода­тай,
Кото­рый, предав Себя для искуп­ле­ния всех, соб­ствен­ною Кровью сде­лался при­ми­ре­нием между Богом и чело­ве­ком, и что Он Сам, имея заботу о Своих [после­до­ва­те­лях], явля­ется Защит­ни­ком и уми­ло­стив­ле­нием за наши грехи».
Испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры Восточ­ной Церкви

«Как через Адама мы под­пали под власть греха, про­кля­тия и смерти, так избав­ля­емся от греха, про­кля­тия и смерти через Иисуса Христа. Его воль­ные стра­да­ния и крест­ная смерть за нас, будучи бес­ко­неч­ной цены и досто­ин­ства, как смерть Без­греш­ного и Бого­че­ло­века, есть и совер­шен­ное удо­вле­тво­ре­ние пра­во­су­дию Божию, осу­див­шему нас за грех на смерть, и без­мер­ная заслуга, при­об­рет­шая Ему право, без оскорб­ле­ния пра­во­су­дия, пода­вать нам, греш­ным, про­ще­ние грехов и бла­го­дать для победы над грехом и смер­тью».
Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кати­хи­зис Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской восточ­ной Церкви

«Безумно гово­ря­щим, что для нашего спа­се­ния и очи­ще­ния грехов не нужно было при­ше­ствие в мир Сына Божия во плоти и Его воль­ное стра­да­ние, смерть и вос­кре­се­ние, — ана­фема. Не при­ни­ма­ю­щим бла­го­дати искуп­ле­ния, воз­ве­щен­ного Еван­ге­лием, как един­ствен­ного сред­ства нашего к оправ­да­нию перед Богом, — ана­фема».
ана­фе­ма­тизмы Недели Пра­во­сла­вия

«Хри­стос под­верг Себя смерти, кото­рой не был должен, но кото­рой Он под­вергся ради нас, дабы нас, под­верг­нув­шихся смерти в силу долга осво­бо­дить от раб­ства диа­волу и смерти; смерти же, имею в виду, и по духу и по телу, во вре­мени и в веч­но­сти; потому что за нас – повин­ных по при­чине греха, – дав в искуп­ле­ние Свою – невин­ную по при­чине без­греш­но­сти – Кровь, Он иску­пил нас от вины, отпу­стив нам грехи и руко­пи­са­ние их на Кресте разо­рвав, иску­пил нас от тира­нии диа­вола».
свт. Гри­го­рий Палама

«Люди были рабами греха: всяк творяй грех раб есть греха (Ин.8:34), и вместе рабами диа­вола, кото­рый, по сему самому, назы­ва­ется отцом греш­ни­ков (Ин.8:44), миро­дер­жи­те­лем тмы века сего (Еф.6:12). Но Иисус Хри­стос иску­пил нас из сего раб­ства Своей смер­тью; одно жела­ние Боже­ское и чело­ве­че­ское к сему не при­вело, а тре­бо­вался смерт­ный выкуп. Кому упла­чен сей выкуп? С пер­вого раза кажется что диа­волу, ибо люди у него были в плену. Это и может быть при­нято только в извест­ном смысле. Хотя диавол сам не любит посту­пать пра­ведно, но не умед­лил бы кле­ве­тать на Бога, если бы заме­тил несо­блю­де­ние пра­во­су­дия: он хочет, чтобы с ним посту­пали пра­ведно. Итак, Поелику плен­ники должны быть им выпу­щены, то, дабы неда­ром область его была разо­ря­ема, он тре­бо­вал выкупа. Выкуп сей дан не ему, а соб­ственно Божию пра­во­су­дию, впро­чем так, что при уплате его имелся в виду и диавол: для того, то есть, при­не­сена жертва пра­во­су­дию Божию, дабы диавол не мог уже кле­ве­тать на Бога и людей; теперь он не может ука­зать на нас как на недо­стойно поль­зу­ю­щихся бла­жен­ством; он видит, что это бла­жен­ство заслу­жен­ное, – ибо за него про­лита Кровь Спа­си­теля».
свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский

«Искуп­ле­ние Христа не отме­няет необ­хо­ди­мо­сти наших дел, а наши дела не отвер­гают зна­че­ние искуп­ле­ния Христа. Все эти дей­ствия исхо­дят от Христа и от Него полу­чают всю силу и похвалу. Он лоза, а мы ветви. Подобно тому, как ветвь не может сде­лать плод, если не будет расти на лозе, так и мы ничего не можем сде­лать без Христа. Кто же скажет, если не безу­мен, что похвала Лозы должна быть исклю­чена, если ее ветви при­но­сят много плодов? Столь же безу­мен и тот, кто гово­рит, что нет похвалы Христу там, где Его рабы делает добрые дела, Его же бла­го­да­тью и Духом Хри­сто­вым, вдох­нов­лен­ные Им, с верой и любо­вью».
мит­ро­по­лит Стефан (Явор­ский)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки