Искупле́ние (греч. ἀπολύτρωσις (аполитросис) – освобождение за выкуп, выкуп; λύτρωσις (литросис) – выкуп – действие Божье (совокупность Божественных действий), направленное на Спасение человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Понятие «искупление» тесно связано с понятием спасения. Спасение включает в себя как объективную (то, что сделал для нас Бог), так и субъективную сторону (что должен сделать человек, чтобы усвоить плоды искупления). Объективный аспект спасения людей, совершенного Богом через Иисуса Христа (Его служение, Крестные Страдания и смерть), называется искуплением (или домостроительством спасения). Одно из имен Господа Иисуса Христа – Искупитель.
Господь Иисус Христос свидетельствовал, что пришел «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Св. Иоанн Креститель говорил о Христе своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира» (Ин.1:29).
О том, что Мессия станет Жертвой для искупления грехов всего мира, предсказывал пророк Исаия: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:5-11).
Ветхозаветные жертвоприношения животных служили прообразом добровольной искупительной Жертвы, однажды принесенной Иисусом Христом (см.: Евр.9:11-14).
Подробно учение об искуплении раскрывается в апостольских посланиях, более всего, у апостола Павла. В частности, апостолы свидетельствуют о том, что Христос стал искупительной Жертвой, принесенной Богу за грехи мира.
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин.2:2).
«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:18-19).
«Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:2).
«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).
«Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15:3).
«Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (2Кор.5:21).
«Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28).
Главная суть православного учения об искуплении человечества через Страдания, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа выражена в Символе веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».
Православное учение об искуплении также изложено в томосе Константинопольского собора 1157 года: «Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа».
Неоднократно в истории православное учение об искуплении подвергалось критике и предпринимались попытки убрать из него юридический аспект, выражаемый при помощи таких терминов как «удовлетворение», «цена», «Жертва умилостивления» и т. п.
В отечественной богословской школе в XIX–XX веке критикой этого положения занимались такие богословы как протоиерей Павел Светлов, митрополит Антоний (Храповицкий), патриарх Сергий (Страгородский), архиепископ Иларион (Троицкий) и другие. Вместо традиционного учения об искуплении, включающего в себя разные аспекты и грани, предлагались различные «теории искупления», в которых абсолютизировался какой-то отдельный аспект, а юридический аспект исключался в принципе (например, «ограническая теория искупления», «нравственная теория искупления»). Это привело к ответной реакции, традиционное учение об искуплении (которое некоторые несправедливо называли специфически латинским и даже языческим) защищали такие богословы как свт. Серафим (Соболев), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Феофан (Быстров) и другие.
В действительности, православное учение об искуплении не может быть сведено к какому-то отдельному аспекту. В кратком виде учение о домостроительстве спасения изложено свт. Феофаном Затворником следующим образом:
«Для спасения нашего потребны две вещи: снять с нас клятву за грехопадение и обновить естество наше, чтоб оно было безгрешно. То и другое Господь Иисус Христос совершил в Себе: снял клятву, быв по нас клятва в крестной смерти Своей, и в Своем лице явил естество наше безгрешным, чистым и совершенным. Таким образом все существенно потребное для нашего спасения совмещается в лице Господа Иисуса Христа, – в каком смысле говорится, что в лице Господа спасено человечество. Но для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещенные в лице Господа потребности спасения перешли в каждого и им были усвоены. Сие последнее совершает Дух Святый».
Таким образом, учение об искуплении включает в себя как юридический аспект (снятие проклятья за грехи через принесение искупительной жертвы), так и органический (обновление и прославление естества человеческого), и нравственный. Исключение одного из аспектов делает спасение человека невозможным. Вместе с тем, тайна искупления настолько многогранна, что не может быть исчерпана сполна ограниченным человеческим умом. Всю земную жизнь Спасителя, начиная с момента Боговоплощения, следует рассматривать как совершение дела искупления рода человеческого.
Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Иисус Христос:
- явил совершенное послушание Богу, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8); продемонстрировав нам образцовый пример правильного отношения к воле Божьей: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21);
- добровольно принес Себя в жертву Богу (Еф.5:2) ради искупления, спасения людей: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:18-19);
- явил любовь Божию к человеку, призвав (и призывая) людей на ответную любовь: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16);
- сошёл душой в преисподнюю (Еф.4:9), сокрушив врата адовы, победил ад и вывел оттуда души всех праведных людей;
- одолел диавола (См.: Откр.20:1-3);
- способствовал примирению человека с Богом: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:19-20);
- победил смерть и воскрес (Рим.8:34); что служит основанием для будущего всеобщего воскресения мертвых: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:20-21);
Победив смерть и воскреснув, Иисус Христос:
- прославил в Себе человеческое естество (Фил.3:21); на верующих в Него это обстоятельство отражается, в частности, в том, что в Таинстве Евхаристии они причащаются Его прославленных Тела и Крови, во оставление грехов и жизнь вечную (1Кор.10:16);
- вознёсся, как Человек, в самое Небо, к Престолу благодати (Еф.2:5-6), умолил Отца ниспослать Святого Духа на апостолов, согласно Своему обетованию: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16);
- образовал Церковь, став Её неизменным Главой;
- даровал нам причащаться Своей воскресшей Плоти (Тела и Крови) во оставление грехов и жизнь вечную (1Кор.10:16);
- подтвердил истинность Своего учения (Мф.12:38-39; 1Кор.15:14).
Несмотря на то, что в святоотеческом богословии применительно к Жертве Христа используются такие термины и выражения как «искупление», «цена», «дорогая цена» (ср.: «вы куплены [дорогою] ценою» (1Кор.6:20)), и т. п.. эти слови не следует понимать в грубо-юридическом смысле, подобно тому, как такие термины и выражения интерпретируют многие представители католической или протестантской теологии.
Еще свт. Григорий Богослов подчеркивал, что Бог принимает жертву Сына Божия «не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе через Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим».
Свт. Кирилл Иерусалимский объясняет, как была явлена премудрость Божия в деле искупления: «Мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос "грехи наши... телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1Пет.2:24)».
О том же самом говорит и свт. Прокл Константинопольский: «Все люди в Адаме дали на себя рукописание в грехе и диавол нас сделал своими рабами; употребляя немощное наше тело как рукописание, он напоминал нам, что мы продали себя ему, и становясь перед нами, он, лукавый изобретатель страстей, указывал нам на тот наш долг и требовал с нас уплаты его. Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам чрез грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческого рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших… Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властиюдиавола: присносущий пришел и дал в уплату свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал свое тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть своею смертью».
Смерть Христова демонстрирует Божию любовь к человеку: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). В связи с этим св. Николай Кавасила пишет об Иисусе Христе: «Будучи человеколюбив, Он мог благодетельствовать человеку, а терпеть за него раны не мог; а так как любовь Его была чрезмерна, а знака, коим бы выразить ее, не доставало, а надлежало не скрывать, как сильно любит Он, но дать нам доказательство самой высшей любви, и показать самую крайнюю любовь, Он измышляет сие истощение, делает и совершает то, через что соделался бы способным терпеть жестокости и страдания, и тем, что претерпел, доказать, как чрезмерно любит».
Однако подвиг Спасителя не может быть сведен лишь к нравственному назиданию личным примером любви и страданий, как об этом учили древние и новые лжеучители. Иисус Христос не просто Учитель, но и Искупитель. Его пример и учение необходимы для спасения людей, но сводить значимость Крестной Жертвы исключительно к нравственному аспекту – значит обеднять и искажать православное учение об искуплении.
Свт. Иоанн Златоуст говорит об искуплении так: «Это подобно тому, как если бы кто за десять оволов вверг какого-нибудь должника в темницу, и не только его самого, но, по вине его, и жену его и детей и слуг, а другой, прийдя, не только внес бы те десять оволов, но и еще подарил десять тысяч талантов золота, привел узника в царский дворец, посадил на месте самой высокой власти и сделал бы его участником самой высокой чести и других отличий – тогда давший в заем не мог бы и вспомнить о десяти оволах. Так же случилось и с нами. Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплею. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, когда на нее излито целое море благодатных даров».
Принимая верой Иисуса Христа как Господа и Спасителя, присоединившись через Крещение к Церкви Христовой, участвуя в церковных Таинствах, исполняя заповеди Божьи, и совершая другие благочестивые дела, каждый христианин при содействии благодати Святого Духа усваивает плоды совершенного через Христа искупления, так что они становятся актуальными и полезными конкретно для него. Результаты искупления в полной мере проявятся для верующих в Него в жизни будущего века.
Некоторые особенности лжеучений, связанных с темой искупления
- Отрицание действительности вочеловечения Сына Божия, утверждение, что Иисус Христос не был человеком, но только казался таковым и, как следствие, отрицание реальности Его страданий и смерти (докеты).
- Допущение неполноты человечества во Христе (Арий, Апполинарий Лаодикийский).
- Иисус не был вочеловечившимся Богом, но был благочестивым человеком, на которого после Крещения сошел «от превысшего первого начала» Христос; Иисус страдал один: Христос, будучи духовен, был чужд страданий и удалился от него (Керинф).
- Страдания Иисуса Христа – способ его самосовершенствования (Феодор Мопсуестийский, Несторий).
- Сведение смысла страданий Христа к нравственному примеру (многие гностики, ариане, пелагиане).
- Отрицание реального искупительного значения Страданий и смерти Христа (социниане и некоторые другие протестантские секты).
- Искупительная Жертва принесена только Богу Отцу (Сотирих Пантевген).
- Искупительная Жертва принесена диаволу (предположение Оригена).
- Искупительная Жертва принесена не только за людей, но и за падших ангелов (Ориген).
- Прямое назначение и «эффективное» действие искупления направлено только на избранных (кальвинисты).
- Центр искупления – Гефсиманское моление Христа, выражающее сострадательную любовь к человечеству (митр. Антоний (Храповицкий)).
Искупление: был ли выкуп?
На протяжении всего времени существования и развития христианства отношение к термину «искупление» со стороны разных мыслителей и толкователей Откровения интерпретировалось различно.
Одна из попыток раскрыть значение этого глубокого богословского понятия сводилась к задаче увязать его смысл с буквальным значением термина «искупление» – освобождение, избавление за выкуп; выкуп.
Вставал вопрос: «кому был принесён этот выкуп?». В этом отношении мнения разделялись.
Так, один из известнейших христианских философов III века, Ориген, полагал, что Бог Слово, отдав Свою жизнь ради Спасения человека, принёс выкуп диаволу, ведь именно у него люди были в плену. Эта точка зрения была отвергнута Церковью как не соответствующая духу православного учения.
В недрах средневековой схоластической теологии получила распространение точка зрения Ансельма Кентерберийского, согласно которой, человеческий грех явился оскорблением и поруганием чести Бога, и требовал сообразного этому оскорблению удовлетворения Божественному правосудию. Поскольку простой человек не мог принести такой сатисфакции, Сам Господь взял на Себя сатисфакционные обязательства, и, вочеловечившись, принёс Себя в Жертву на Кресте, выплатив надлежащий долг Своей смертью на Кресте. Таким образом, удовлетворение Богу принёс человек, но поскольку Господь Иисус Христос был не только Человеком, а и Богом, постольку эта Жертва гарантировала достаточность сатисфакции. Впоследствии данная точка зрения легла в основу так называемой юридической теории искупления. Крайности юридической теории искупления, не соответствующие учению Церкви, были подвергнуты православными богословами аргументированной критике.
Православная Церковь никогда не рассматривала Крестную Жертву, как юридическую или коммерческую сделку, осуществленную между Сыном и диаволом, либо между Сыном и Отцом, хотя и не исключала из объяснения понятия «искупление» понятия цены. Ведь Христос и действительно спас человека ценой Собственной жизни (1Пет.1:18).
Цитаты об искуплении
«Мы веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай,
Который, предав Себя для искупления всех, собственною Кровью сделался примирением между Богом и человеком, и что Он Сам, имея заботу о Своих [последователях], является Защитником и умилостивлением за наши грехи».
Исповедание православной веры Восточной Церкви
«Как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью».
Пространный христианский катихизис Православной Кафолической восточной Церкви
«Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, – анафема. Не принимающим благодати искупления, возвещенного Евангелием, как единственного средства нашего к оправданию перед Богом, – анафема».
анафематизмы Недели Православия
«Христос подверг Себя смерти, которой не был должен, но которой Он подвергся ради нас, дабы нас, подвергнувшихся смерти в силу долга освободить от рабства диаволу и смерти; смерти же, имею в виду, и по духу и по телу, во времени и в вечности; потому что за нас – повинных по причине греха, – дав в искупление Свою – невинную по причине безгрешности – Кровь, Он искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании диавола».
свт. Григорий Палама
«Люди были рабами греха: всяк творяй грех раб есть греха (Ин.8:34), и вместе рабами диавола, который, по сему самому, называется отцом грешников (Ин.8:44), миродержителем тмы века сего (Еф.6:12). Но Иисус Христос искупил нас из сего рабства Своей смертью; одно желание Божеское и человеческое к сему не привело, а требовался смертный выкуп. Кому уплачен сей выкуп? С первого раза кажется что диаволу, ибо люди у него были в плену. Это и может быть принято только в известном смысле. Хотя диавол сам не любит поступать праведно, но не умедлил бы клеветать на Бога, если бы заметил несоблюдение правосудия: он хочет, чтобы с ним поступали праведно. Итак, Поелику пленники должны быть им выпущены, то, дабы недаром область его была разоряема, он требовал выкупа. Выкуп сей дан не ему, а собственно Божию правосудию, впрочем так, что при уплате его имелся в виду и диавол: для того, то есть, принесена жертва правосудию Божию, дабы диавол не мог уже клеветать на Бога и людей; теперь он не может указать на нас как на недостойно пользующихся блаженством; он видит, что это блаженство заслуженное, – ибо за него пролита Кровь Спасителя».
свт. Иннокентий Херсонский
«Искупление Христа не отменяет необходимости наших дел, а наши дела не отвергают значение искупления Христа. Все эти действия исходят от Христа и от Него получают всю силу и похвалу. Он лоза, а мы ветви. Подобно тому, как ветвь не может сделать плод, если не будет расти на лозе, так и мы ничего не можем сделать без Христа. Кто же скажет, если не безумен, что похвала Лозы должна быть исключена, если ее ветви приносят много плодов? Столь же безумен и тот, кто говорит, что нет похвалы Христу там, где Его рабы делает добрые дела, Его же благодатью и Духом Христовым, вдохновленные Им, с верой и любовью».
митрополит Стефан (Яворский)
Литература по теме
- Соборные определения об искуплении
- Томос Константинопольского Собора 1157 г. об искуплении
- Об искупительной жертве Христовой Православное исповедание
- Учение Церкви о значении смерти Господа Иисуса Христа Пространный христианский катихизис
- Кратко об искуплении
- Искупление во Христе Иисусе С.Л. Худиев
- Об искуплении свящ. Даниил Сысоев
- Систематическое изложение учения об искуплении
- Учение св. апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании проф. Н.Н. Глубоковский
- Искупление и Искупитель: по Евр. 2 проф. Н.Н. Глубоковский
- Учение об искуплении свт. Феофан Затворник
- Иисус Христос – Искупитель человеческого рода свт. Иннокентий Херсонский
- О Боге, как Спасителе митр. Макарий (Булгаков)
- Догмат искупления в Православном богословии
- Об Искуплении митр. Вениамин (Федченков)
- Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа прот. Иоанн Орфанитский
- Искажение учения об искуплении в русской богословской мысли
- Об искуплении. Письма митр. Антонию (Храповицкому) митр. Елевферий (Богоявленский)
- Отрицание юридического взгляда на искупление свт. Серафим (Соболев)
- Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления архиеп. Феофан Полтавский
- О Тайне искупления архиеп. Никон (Рождественский)
- Догмат Искупления И.Г. Айвазов
- Пленение схоластикой и освобождение софистикой А. Буздалов
Комментировать