Гоми́лия

Гоми́лия (от греч. ὁμιλία — гомилия, беседа, обще­ние, обще­ство) — одна из форм хри­сти­ан­ской про­по­веди, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая углуб­лен­ное объ­яс­не­ние мест Свя­щен­ного Писа­ния.

Гомилия явля­ется древ­ней­шей (времен апо­столь­ских) формой хри­сти­ан­ской про­по­веди. Гомилия вве­дена в упо­треб­ле­ние Ори­ге­ном. Древ­ней­шая сохра­нив­ша­яся гомилия при­над­ле­жит Кли­менту, епи­скопу рим­скому. Гомилии встре­ча­ются в насле­дии боль­шин­ства Отцов Церкви.

Беседа (гомилия). Для опре­де­ле­ния пер­во­на­чаль­ной формы цер­ков­ной про­по­веди обра­тимся к Свя­щен­ному Писа­нию. Все речи апо­сто­лов, запе­чат­лен­ные в Дея­ниях, имеют моно­ло­ги­че­скую форму. Осо­бен­ное зна­че­ние для гомиле­ти­че­ской науки имеет про­по­ведь свя­того апо­стола Павла в Троаде: «Пре­ло­мив хлеб и вкусив, бесе­до­вал довольно, даже до рас­света и потом вышел» (Деян. 20:11). Согласно гре­че­скому под­лин­нику слово omilias (бесе­до­вал) – вид моно­ло­ги­че­ской речи, кото­рая сопро­вож­дала таин­ство Евха­ри­стии. Гре­че­ское слово omilias послу­жило осно­ва­нием для тер­ми­но­ло­ги­че­ского обо­зна­че­ния первой формы цер­ков­ной про­по­веди – гомилии, или беседы. Слово гомилия обо­зна­чает, с одной сто­роны, про­стоту, обще­по­нят­ность, с другой, полную искрен­ность, заду­шев­ность речи про­по­вед­ника.

В конце II — начале III века, вслед­ствие обра­зо­ва­ния канона книг Свя­щен­ного Писа­ния, за цер­ков­ным бого­слу­же­нием акти­ви­зи­ру­ется упо­треб­ле­ние свя­щен­ных тек­стов. Это обсто­я­тель­ство имело прямое отно­ше­ние к цер­ков­ной про­по­веди, ибо в задачу пас­тыря вхо­дило объ­яс­не­ние биб­лей­ского текста, про­чи­тан­ного за бого­слу­же­нием. Так воз­никла раз­но­вид­ность про­по­веди – гомилия изъ­яс­ни­тель­ная, кото­рая даль­ней­шее раз­ви­тие полу­чила бла­го­даря экзе­ге­ти­че­ским трудам Ори­гена. Им были уста­нов­лены пра­вила тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния в гомилии, согласно кото­рым про­по­вед­ник изъ­яс­нял про­чи­тан­ный текст стих за стихом, слово за словом, иссле­дуя каждую фразу с раз­лич­ных точек зрения: текст мог изъ­яс­няться фило­ло­ги­че­ски, исто­ри­че­ски, этно­гра­фи­че­ски и т.д. После подроб­ного раз­бора ука­зы­вался смысл нра­во­учи­тель­ный, а затем алле­го­ри­че­ский или таин­ствен­ный. Ориген создал особый тип проповеди—экзегетическую гомилию. Сле­ду­ю­щей важной сту­пе­нью в раз­ви­тии гомилии яви­лись беседы свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста. Беседы свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста состав­ляют золо­той фонд цер­ков­ной про­по­вед­ни­че­ской лите­ра­туры. Экзе­ге­ти­че­ская беседа, бла­го­даря сло­вес­ному твор­че­ству вели­кого учи­теля, из отвле­чен­ного и строго науч­ного типа про­по­веди пре­об­ра­зо­ва­лась в пас­тыр­скую беседу о мно­го­раз­лич­ных сто­ро­нах хри­сти­ан­ской жизни. Появив­шись на Востоке, изъ­яс­ни­тель­ная гомилия пере­шла на Запад, кото­рый внес свой вклад в раз­ви­тие этой формы цер­ков­ной про­по­веди. Здесь эта форма про­по­веди стала известна под наиме­но­ва­нием «постилла», кото­рое ука­зы­вало на все­це­лую обу­слов­лен­ность про­по­веди биб­лей­ским тек­стом.

Мате­ри­а­лом для бесед могут слу­жить тексты Свя­щен­ного Писа­ния, чино­по­сле­до­ва­ния цер­ков­ного бого­слу­же­ния, цер­ков­ные Таин­ства и обряды, и многое другое. Беседа может иметь одну или несколько тем. Наи­бо­лее харак­тер­ным при­зна­ком беседы явля­ется ее мно­го­тем­ность. Изъ­яс­ни­тель­ный текст делится на части и постро­е­ние беседы осу­ществ­ля­ется ана­ли­ти­че­ским путем: каждая часть имеет свою глав­ную мысль, свою тему. Связь между темами беседы должна быть внут­рен­няя, осу­ществ­ля­е­мая какой-либо общей идеей. Состав­ными эле­мен­тами беседы явля­ются основ­ная часть (изъ­яс­не­ние) и нрав­ствен­ное при­ло­же­ние, кото­рое обычно состоит из прак­ти­че­ских сове­тов и настав­ле­ний на ту или иную тему.

Беседы, посвя­щен­ные после­до­ва­тель­ному раз­бору и разъ­яс­не­нию того или иного текста, име­ну­ются ана­ли­тико-экзе­ге­ти­че­скими. Кате­хи­зи­че­ские беседы посвя­ща­ются изло­же­нию и разъ­яс­не­нию истин хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Для них харак­терна вопросно-ответ­ная форма. Обыч­ная беседа имеет харак­тер про­стого собе­се­до­ва­ния об одном или несколь­ких пред­ме­тах, но име­ю­щих в осно­ва­нии одну какую-либо рели­ги­озно-нрав­ствен­ную идею. Речь про­по­вед­ника в данном случае обу­слов­лена только дви­же­ни­ями его души, после­до­ва­тель­но­стью воз­ни­ка­ю­щих мыслей.

***

См. ГОМИЛЕ­ТИКА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки