Боже­ство

Боже­ство́ — 1) Божья Сущ­ность, При­рода, Есте­ство; 2) Боже­ствен­ная энер­гия; 3) назва­ние, при­ла­га­е­мое к ложным, язы­че­ским богам или идолам, оли­це­тво­ря­ю­щим этих богов.

Как известно, в Едином и Истин­ном Боге раз­ли­чают: Сущ­ность, Лица (Ипо­стаси), энер­гию.

1) Сущ­ность Божия заклю­чена в трёх Боже­ских Лицах — Отце, и Сыне, и Святом Духе — равным и неиз­мен­ным обра­зом; не частями, но все­цело в каждом из Лиц. Поэтому Каждое Лицо Пре­свя­той Троицы равно име­ну­ется Боже­ствен­ным. Все они еди­но­сущны и отли­ча­ются Одно от Дру­гого только ипо­стас­ными свой­ствами, или обра­зами Бытия.

2) Всякая реально суще­ству­ю­щая сущ­ность так или иначе про­яв­ляет себя, и в первую оче­редь, — Божья. Про­яв­ле­ние Божьей сущ­но­сти назы­ва­ется Боже­ствен­ным дей­ствием или энер­гией. Боже­ствен­ная энер­гия нераз­лучна с Боже­ской Сущ­но­стью и все­цело отоб­ра­жает Боже­ствен­ные совер­шен­ства. К Боже­ствен­ной энер­гии, как и к Сущ­но­сти Бога, при­ло­жимо име­но­ва­ние «Боже­ство». Между тем, Боже­ствен­ная энер­гия обу­слов­лена Сущ­но­стью, кото­рая и явля­ется Её При­чи­ной. С этим свя­зано одно из прин­ци­пи­аль­ных раз­ли­чий двух бого­слов­ских поня­тий: «Боже­ства», как тер­мина, обо­зна­ча­ю­щего Божью При­роду и «Боже­ства», как тер­мина, обо­зна­ча­ю­щего Боже­ствен­ную энер­гию.

— Для чело­века, и даже для анге­лов Божья Сущ­ность непо­сти­жима. Поэтому те биб­лей­ские стихи, в кото­рых сооб­ща­ется о воз­мож­но­сти тео­ре­ти­че­ского позна­ния Боже­ства посред­ством поло­жи­тель­ных пред­став­ле­ний, сле­дует вос­при­ни­мать не иначе как в зна­че­нии позна­ния Божьих энер­гий: «Ибо неви­ди­мое Его, вечная сила Его и Боже­ство, от созда­ния мира через рас­смат­ри­ва­ние тво­ре­ний видимы» (Рим. 1:20).

Позна­ние Бога через личный опыт обще­ния с Ним, в том числе через созер­ца­ние Боже­ствен­ного света, также связан с позна­нием Его дей­ствий.

— Онто­ло­ги­че­ское соеди­не­ние тво­ре­ний с Боже­ской Сущ­но­стью невоз­можно, а при­част­ность тво­ре­ний Боже­ствен­ным энер­гиям не только воз­можна, но и явля­ется глав­ным, необ­хо­ди­мым усло­вием их бытия. Поэтому те фраг­менты Писа­ния и свя­то­оте­че­ских про­из­ве­де­ний, где повест­ву­ется о при­част­но­сти тво­ре­ний Боже­ству, необ­хо­димо интер­пре­ти­ро­вать, как при­част­ность Боже­ствен­ным дей­ствиям, силам, энер­гиям (это каса­ется и тех мест, где гово­рится о при­част­но­сти Боже­скому есте­ству, ведь они ука­зы­вают на при­част­ность по бла­го­дати (2Пет. 1:4).

3) а) При­ме­рами исполь­зо­ва­ния тер­мина «боже­ство» в уни­чи­жи­тель­ном смысле служат назва­ния ложных, язы­че­ских богов, почи­тав­шихся в среде племён и наро­дов, окру­жав­ших Изра­иль­ское обще­ство, как то: боже­ство Сидон­ское (3Цар.11:5), боже­ство Акка­рон­ское (4Цар. 1:2) и др.

Поскольку язы­че­ские боги, как боги в дей­стви­тель­но­сти не суще­ствуют, а суть про­дукт выду­ман­ных людьми или наве­ян­ных пад­шими духами басен и мифов, постольку и при­ла­га­е­мое к ним поня­тие «боже­ство» нужно соот­но­сить не с дей­стви­тель­ным бытием, а с вооб­ра­жа­е­мым миром гре­хов­ных иллю­зий, фан­та­зий и грёз.

б) В слу­чаях, когда Боже­ство Пре­свя­той Троицы про­ти­во­по­став­ля­ется есте­ству, мате­ри­алу, из кото­рого и изго­тов­лены язы­че­ские идолы, напри­мер, золоту, серебру или камню, этим в оче­ред­ной раз изоб­ли­ча­ется ничтож­ность куми­ров: «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Боже­ство подобно золоту, или серебру, или камню, полу­чив­шему образ от искус­ства и вымысла» (Деян. 17:29).

Есте­ство мате­ри­аль­ного идола, несмотря на то, что и сам он назы­ва­ется богом, кото­рого оли­це­тво­ряет, не сле­дует назы­вать «боже­ством».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки