Грех осуждения

мит­ро­по­лит Эдес­ский Иоиль

“Даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего”

В заме­ча­тель­ной молитве свя­того Ефрема Сирина “Гос­поди и Вла­дыко живота моего” есть сле­ду­ю­щее про­ше­ние: “Даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего”, что значит – даруй мне Твою бла­го­дать, дабы узреть мне и судить мои соб­ствен­ные ошибки, а не осуж­дать брата моего. С одной сто­роны, святой просит Бога дать ему дар само­по­ри­ца­ния, а с другой – умо­ляет Его помочь не осуж­дать ближ­них.

Что такое осуж­де­ние? Осуж­де­ние и пори­ца­ние есть плод нена­ви­сти. Осуж­де­ние, по словам Иоанна Лествич­ника, болезнь тонкая, это состо­я­ние, устра­ня­ю­щее любовь, это нечи­стота сердца, утрата цело­муд­рия. Осуж­де­ние поис­тине страш­ная вещь. Выска­жем неко­то­рые мысли по этому поводу.

Гос­подь сказал: “Ибо от слов своих оправ­да­ешься и от слов своих осу­дишься”. Всякое слово будет сви­де­тель­ство­вать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуж­де­ние ближ­него достав­ляет нам боль­шое удо­воль­ствие. Когда люди полу­чают бла­го­склон­ность неко­его силь­ного мира сего или душа их полна нена­ви­сти, они с лег­ко­стью начи­нают пори­цать и осуж­дать других.

Древ­ний цер­ков­ный писа­тель Ерма, напи­сав­ший книгу “Пас­тырь”, гово­рил, что не сле­дует осуж­дать кого-либо, а также не надо слу­шать тех, кто осуж­дает других. Если мы с удо­воль­ствием слу­шаем тех, кто кле­ве­щет или обви­няет других, мы уже виновны в грехе осуж­де­ния.

Осуж­де­ние явля­ется демо­ни­че­ским состо­я­нием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и окле­ве­тал Бога перед пра­ро­ди­те­лями, а затем стал учить осуж­де­нию людей.

Обычно мы зло­сло­вим о ком-то, когда тот не при­сут­ствует при раз­го­воре. “И вос­сели вла­дыки и хулят против меня…” – гово­рит Давид. И дей­стви­тельно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахи­то­фел насме­ха­лись над Дави­дом. Стих этот имеет отно­ше­ние и ко Христу. Пер­во­свя­щен­ники Анна и Каиафа тайно встре­ча­лись и, в конце концов, обви­нили и решили убить Его. Иисус в то время нахо­дился в Саду и гово­рил о Боге, а те тайно ого­ва­ри­вали Его. Вот почему псал­мо­пе­вец вос­кли­цает: “Воздай им по делам их, по злым поступ­кам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслу­жен­ное ими”.

Этот грех про­ис­хо­дит от недо­статка любви к ближ­ним. Если бы мы любили своего ближ­него, мы бы засту­пи­лись за него. “Любовь все покры­вает”, – гово­рит апо­стол Павел. Осуж­де­ние застав­ляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непо­гре­шимы. Мы всегда оправ­ды­ваем самих себя, и, как пра­вило, видим недо­статки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем “пори­цал бра­тьев во плоти”, то есть вкушал бы плоть своего брата и изъ­едал его душу осуж­де­нием, как гово­рит Иоанн Дамас­кин.

Наблю­да­ется сле­ду­ю­щее явле­ние: люди, не имея на это ни власти, ни ком­пе­тен­ции, осуж­дают греш­ни­ков как сло­вами, так и мыс­ленно. В то время как только Бог может осу­дить, выне­сти при­го­вор и осу­ще­ствить его. Когда мы осуж­даем чело­века, мы узур­пи­руем права Бога. “А ты кто, кото­рый судишь дру­гого?” – гово­рит апо­стол Павел. Один Гос­подь может оправ­дать или осу­дить кого-то. Мы, люди, должны научиться “видеть свои пре­гре­ше­ния и не осуж­дать брата своего”.

Осуж­де­ние явля­ется пре­пят­ствием для нашей духов­ной жизни. Зача­стую, когда в тече­ние дня мы осу­дили или окле­ве­тали кого-то неспра­вед­ливо, вече­ром мы не в состо­я­нии молиться. Все это: насмешки, осуж­де­ние, зло­сло­вие, плохие мысли, злость, – вспо­ми­на­ется во время молитвы и загряз­няет нашу душу. Дьявол, зная, что тво­ре­ние молитвы идет на пользу чело­веку, пыта­ется вос­пре­пят­ство­вать этому. Таким обра­зом, осуж­де­ние явля­ется гран­ди­оз­ным ору­жием дья­вола. Оно насмерть пора­жает душу.

Исаак Сирин объ­яс­нял, что Бог допус­кает иску­ше­ния тому, кто под­вер­жен греху осуж­де­ния. Напри­мер, плот­ские иску­ше­ния, пора­жа­ю­щие чело­века, есть резуль­тат его осуж­де­ния ближ­них. Ибо тем, кто воз­гор­дился перед бра­тьями своими, Бог попус­кает плот­ские иску­ше­ния, чтобы мы сми­ри­лись, уви­дели свою ничтож­ность, и, таким обра­зом, пере­стали осуж­дать своих ближ­них.

Что однако должно делать нам, когда нас осуж­дают другие?

Здесь я хотел бы вспом­нить слова Иоанна Зла­то­уста. Святой гово­рит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуж­дает или не обви­няет, мы явля­емся самыми ничтож­ными среди людей. Напро­тив, когда мы пре­бы­ваем в при­леж­ной доб­ро­де­тели, “даже если против нас целая все­лен­ная”, т.е. даже тогда, когда весь мир осуж­дает нас, тогда мы “рев­ни­тели всего”, т.е. достой­ней­шие из всех.

Поэтому нам должно при­слу­ши­ваться не к тем, кто нас осуж­дает, а к доб­ро­де­тели жизни нашей.

Мит­ро­по­лит Эдес­ский, Пель­ский и Aль­мо­пий­ский, Иоиль. Жертва вечер­няя, стр. 161–166. интер­нет-изда­ние “Пемп­ту­сия”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки