Икона “Сошествие во ад” как традиционное изображение Воскресения Христа

Юлия Сево­стья­нова
10 класс, Анич­ков лицей

Русь, приняв кре­ще­ние от Визан­тии, уна­сле­до­вала от нее пред­став­ле­ние о том, что задача живо­писи – вопло­тить в образы хри­сти­ан­ское веро­уче­ние. Цер­ков­ное искус­ство пра­во­слав­ных госу­дарств, вхо­дя­щих в сферу куль­тур­ного вли­я­ния Визан­тии спра­ви­лось с такой зада­чей. Система восточ­но­пра­во­слав­ной эсте­тики поз­во­лила полно и ясно изло­жить хри­сти­ан­ское веро­уче­ние в живо­пис­ных обра­зах.

Насто­я­щая работа посвя­щена сюжету Соше­ствие Христа во ад, его изоб­ра­же­нию в рус­ской ико­но­писи. Этот сюжет еван­ге­ли­сты не опи­сы­вают, а только сооб­щают о Вос­кре­се­нии Гос­пода, кото­рому не было сви­де­те­лей. В рос­пи­сях рим­ских ката­комб Вос­кре­се­ние Хри­стово изоб­ра­жа­лось через вет­хо­за­вет­ный про­об­раз исхож­де­ния Ионы из чрева кита (на осно­ва­нии слов Спа­си­теля о зна­ме­нии про­рока Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Чело­ве­че­ский будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–42; 16,4; Лк. 11:29–32 ).

В визан­тий­ском литур­ги­че­ском пони­ма­нии Вос­кре­се­ние Христа обо­зна­ча­лось изоб­ра­же­нием женщин, при­шед­ших к гробу Иисуса Христа и ангела, сооб­ща­ю­щего, что Иисус вос­крес.

Во II веке новой эры стал изве­стен апо­криф, полу­чив­ший впо­след­ствии назва­ние Еван­ге­лие от Нико­дима (тай­ного уче­ника Иисуса Христа). Тексты апо­крифа и повли­яли на сло­же­ние ико­но­гра­фии “Соше­ствия во ад”, кото­рая служит идее изоб­ра­же­ния Вос­кре­се­ния Христа как победы над смер­тью, выз­во­ле­ние пра­вед­ни­ков из ада, спа­се­ния уве­ро­вав­ших в него “от тлена в адской бездне”. С тече­нием вре­мени визан­тий­ское искус­ство раз­ра­бо­тало приемы, поз­во­ля­ю­щие пере­дать суть рас­сказа в едином живо­пис­ном образе, в кото­ром это собы­тие пред­ста­вало таким, каким оно должно соот­вет­ство­вать визан­тий­скому бого­сло­вию.

Иисус Хри­стос на иконах обычно изоб­ра­жа­ется как солнце спу­стив­ше­еся во ад. Все в нем испол­нено стре­ми­тель­ного дви­же­ния. Он попи­рает сокру­шен­ные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку про­тя­ги­вает Адаму. Спа­си­тель с силой выры­вает обес­си­лен­ного Адама из гроба, за Адамом встает, про­тя­ги­вая к Спа­си­телю руки, с надеж­дой вгля­ды­ва­ясь в него, Ева. С правой сто­роны от Христа стоят, под­няв­ши­еся в гробах, во главе с Иоан­ном Пред­те­чей вет­хо­за­вет­ные цари и про­роки. С левой сто­роны от Него рас­по­ло­жен сонм пра­от­цов. Горы, в верх­ней части, сужа­ясь и схо­дясь друг к другу, обра­зуют вход в пре­ис­под­нюю. Над ними два ангела, воз­но­ся­щие орудия стра­стей: Крест, трость с губкой, напол­нен­ной уксу­сом и желчью, и копье. Это лишь общее опи­са­ние изоб­ра­же­ния дан­ного сюжета.

Глав­ные черты первых рус­ских икон “Вос­кре­се­ния Хри­стова”, имев­ших основ­ным изоб­ра­же­нием Христа, сошед­шего во Ад, оста­ва­лись без изме­не­ний, но к ним добав­ля­лись другие, почерп­ну­тые из пре­да­ний детали. Тогда в каждой иконе сюжет изоб­ра­жался по-осо­бен­ному.

При­ме­ром могут слу­жить псков­ские иконы “Соше­ствия во ад”. Для них харак­терна сим­мет­рич­ная схема рас­по­ло­же­ния коле­но­пре­кло­нен­ных фигур Адама и Евы отно­си­тельно Спа­си­теля, кото­рых он, держа за руки, выво­дит из “смерт­ной сени”. Такая схема доста­точно редка для визан­тий­ской и древ­не­рус­ской ико­но­гра­фии. Еще одной осо­бен­но­стью псков­ской ико­но­гра­фии явля­ется то, что Адам, Ева, все вет­хо­за­вет­ные цари и про­роки изоб­ра­жены на них с ним­бами. Среди визан­тий­ских икон такие изоб­ра­же­ния встре­ча­ются, но редко. Знак свя­то­сти – нимб сви­де­тель­ствует об уже совер­шив­шемся искуп­ле­нии греха первых людей, их вос­кре­ше­нии, но их коле­но­пре­кло­нен­ные позы отчет­ливо напо­ми­нают ком­по­зи­ции “Страш­ного суда”, где пра­ро­ди­тели стоят в том же поло­же­нии перед “Пре­сто­лом Уго­то­ван­ным”.

Тра­ди­ци­он­ная форма изоб­ра­же­ния Вос­кре­се­ния Христа как “Соше­ствия во ад” всегда сохра­ня­лась в древ­не­рус­ском искус­стве, но с XVII века на рус­ских иконах полу­чило рас­про­стра­не­ние изоб­ра­же­ние шествия пра­вед­ни­ков в рай. В это время Еван­ге­лие Нико­дима было вклю­чено в состав сбор­ника “Стра­сти Хри­стовы”. В XVII веке была вве­дена спе­ци­аль­ная вечер­няя вели­ко­пост­ная служба Стра­стям Хри­сто­вым (Пассии). Под вли­я­нием запад­ной тра­ди­ции, Вос­кре­се­ние Хри­стово стали рисо­вать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изоб­ра­же­ния не удо­вле­тво­рял рус­ских ико­но­пис­цев и они соеди­нили его с при­выч­ным им обра­зом “Соше­ствия во ад”. Такую ком­по­зи­цию можно видеть на при­мере иконы “Вос­кре­се­ние. Соше­ствие во ад” из церкви Ильи Про­рока в Яро­славле (1680 г.) В верх­ней части иконы, в центре, из гроба под­ни­ма­ется Иисус Хри­стос. Перед гробом – отва­лен­ный камень. Внизу, окру­жен­ный ман­дор­лой Иисус Хри­стос спус­ка­ется в ад, попи­рая его врата, и выво­дит из гроба Адама. Вслед за Адамом из адской бездны под­ни­ма­ется толпа пра­вед­ни­ков, идущих в рай. Ико­но­пи­сец, кроме этих двух сюже­тов, изоб­ра­жал и собы­тия из жизни Иисуса Христа: в левом верх­нем углу – Рас­пя­тие, а вверху в центре – Воз­не­се­ние Хри­стово. Такие иконы полу­ча­лись очень подроб­ными, и за мел­кими подроб­но­стями утра­чи­вали глу­бину образа, кото­рая была при­суща ранним спис­кам Вос­кре­се­ния Христа.

Икона “Соше­ствие во ад” с пер­во­хри­сти­ан­ских времен сохра­няет основ­ное зна­че­ние как изоб­ра­же­ние празд­ника Вос­кре­се­ния Хри­стова, и в рус­ских ико­но­ста­сах она поме­ща­ется в празд­нич­ном ряду. Если же храм освя­щен в память Вос­кре­се­ния Христа, икона поме­ща­ется второй справа от Цар­ских врат.

Лите­ра­тура:

  1. Бар­ская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древ­не­рус­ской живо­писи. Москва: Про­све­ще­ние.
  2. Гри­го­рий (Круг). 1998. Соше­ствие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
  3. Шил­лина Н. Н. 1999. Псков­ские иконы “Соше­ствие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
  4. Чуг­ре­ева Н. Н. 1998. “Трид­не­вен вос­кресл еси, Адама воз­двиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки