Ипо­стас­ные свой­ства

***

Ипоста́сные (личные) сво́йства – 1) свой­ства, при­над­ле­жа­щие ипо­стаси; 2) в отно­ше­нии Боже­ствен­ных Лиц: осо­бен­но­сти суще­ство­ва­ния Лиц Пре­свя­той Троицы, отли­ча­ю­щие Их Друг от Друга; образы бытия Боже­ствен­ных Лиц.

Все три Лица Пре­свя­той Троицы отли­ча­ются лич­ными (ипо­стас­ными) свой­ствами, кото­рые несо­об­щимы Друг Другу, при­над­ле­жат исклю­чи­тельно Боже­ствен­ному Лицу Отца, Сына или Свя­того Духа.

Свой­ство Ипо­стаси Отца – нерож­ден­ность. Свой­ство Ипо­стаси Сына – рож­ден­ность. Свой­ство Ипо­стаси Свя­того Духа – исхож­де­ние.

«Нерож­да­е­мость, рож­де­ние и исхож­де­ние – только этими ипо­стас­ными свой­ствами и раз­ли­ча­ются между собой три Святые Ипо­стаси, нераз­дельно раз­ли­ча­е­мые не по сущ­но­сти, а по отли­чи­тель­ному свой­ству каждой ипо­стаси», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин.

В порядке Боже­ствен­ных Лиц Ипо­стась Отца зани­мает первое место (Мф. 28:19), поскольку Он явля­ется еди­не­нием и связью для Лиц Пре­свя­той Троицы, рож­дает Сына (Ин. 5:26, Пс.2:7, Пс.109:3) и про­из­во­дит Свя­того Духа (Ин. 15:26, 1Кор. 2:12).

«Есте­ство в Трех, единое – учит св. Гри­го­рий Бого­слов, – Бог, еди­не­ние же – Отец, из кото­рого Другие, и к кото­рому Они воз­во­дятся, не сли­ва­ясь, а сопре­бы­вая с Ним». Такое учение полу­чило в Церкви наиме­но­ва­ние монар­хии (еди­но­на­ча­лия) Ипо­стаси Отца.

Воз­водя Сына и Свя­того Духа к еди­ному Винов­нику, пра­во­слав­ное бого­сло­вие учит, что Ипо­стась Отца как совер­шен­ное Начало рож­дает и про­из­во­дит столь же совер­шен­ную Боже­ствен­ную реаль­ность, рав­но­чест­ные с Собой След­ствия (В. Н. Лос­ский). Рождая Сына и изводя Свя­того Духа, Отец сооб­щает Им Свою единую при­роду (сущ­ность) в равной сте­пени, но чрез разные формы рож­де­ния и исхож­де­ния.

«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерож­ден­но­сти, кото­рая озна­чает не раз­ли­чие по сущ­но­сти, или в досто­ин­стве, а образ бытия», – учит св. Иоанн Дамас­кин. Отец рож­дает Сына и изво­дит Свя­того Духа от веч­но­сти, совер­шенно духовно и непо­сти­жимо для твар­ного бытия.

Рож­да­ясь от Ипо­стаси Отца, Сын рож­да­ется из Его суще­ства, по слову св. Иоанна Дамас­кина, из сущ­но­сти рож­да­е­мого. Ни Боже­ствен­ная Ипо­стась еди­но­род­ного Сына Божьего (Ин. 3:16, 18; 1:14), ни Боже­ствен­ная Ипо­стась Отца не ума­ля­ются рож­де­нием Сына: «Совер­шен Родив­ший, совер­шенно Рож­ден­ное. Родив­ший Бог, Бог и Рож­ден­ный» (св. Кирилл Иеру­са­лим­ский). Рож­де­ние Сына есть рож­де­ние вечное и нераз­луч­ное. Оно нико­гда не начи­на­лось и не закан­чи­ва­лось, не озна­чает отде­ле­ния Сына от Отца. Нераз­дельно и нераз­лучно рож­ден­ный Сын всегда суще­ствует (Ин. 1:18) и пре­бы­вает в Отце (Ин. 10:38).

Исхож­де­ние Свя­того Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и ипо­стас­ное исхож­де­ние. В изве­де­нии Свя­того Духа Отец «сопри­внес от Себя все силы, какие в Нем» (св. Васи­лий Вели­кий). Исходя от Отца, Святой Дух, по слову св. Васи­лия Вели­кого, во всем неот­лу­чен и неот­де­лим от Него. Посред­ством исхож­де­ния от Отца Святой Дух явля­ется «соб­ствен­ным» Духом Сына. Он соб­стве­нен Ему по суще­ству, еди­но­су­щен Ему через Ипо­стась Отчую. Ипо­стас­ные отно­ше­ния Сына и Духа явлены опо­сре­до­ванно, чрез Ипо­стась Отца. Ипо­стаси Сына и Духа не имеют непо­сред­ствен­ного ипо­стас­ного отно­ше­ния.

«Отец – Роди­тель и Изво­ди­тель, рож­да­ю­щий и изво­дя­щий бес­страстно, вне вре­мени, и без­те­лесно; Сын – рож­ден­ное; Дух – изве­ден­ное, – учит св. Гри­го­рий Бого­слов. – Не выходя из данных нам пре­де­лов, вводим Нерож­ден­ного, Рож­ден­ного и от Отца Исхо­дя­щего, как гово­рит в одном месте сам Бог – Слово» (Ин. 15:26).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки