Как открыть им красоту Православия?

Ната­лья Ада­менко

Мало кто в наше время не слышал о сви­де­те­лях Иеговы. После­до­ва­тели этого рели­ги­оз­ного дви­же­ния весьма активны в про­по­веди своего спе­ци­фи­че­ского учения по всему миру. Напри­мер, рас­про­стра­ня­е­мый ими еже­ме­сяч­ный журнал «Сто­ро­же­вая башня» изда­ется на 169 языках тира­жом более 37 млн. шт.1), журнал «Про­бу­ди­тесь» – на 81 языке тира­жом более 36.5 млн. шт.2), а также на аудио­кас­се­тах, на CD; с их сайта можно ска­чать ауди­о­за­писи статей в фор­мате mp3. Свое рели­ги­оз­ное дви­же­ние они назы­вают «Орга­ни­за­ция Иеговы» и не исполь­зуют по отно­ше­нию к себе слово «цер­ковь», кото­рое счи­тают непра­виль­ным. Офи­ци­аль­ное назва­ние этой орга­ни­за­ции – «Биб­лей­ское и Трак­тат­ное Обще­ство Сто­ро­же­вой Башни Нью-Йорка», глав­ный центр нахо­дится в районе Бруклин, г.Нью-Йорк, США. «Сви­де­тели Иеговы не при­знают ни одну хри­сти­ан­скую кон­фес­сию досто­вер­ной, будь то тра­ди­ци­онно-исто­ри­че­ские или про­те­стант­ские. В их поня­тии все церкви, кроме орга­ни­за­ции сви­де­те­лей Иеговы, – это Вави­лон, а их веро­уче­ния – заблуж­де­ние. По этой при­чине Обще­ство Сто­ро­же­вой Башни всегда рас­смат­ри­вало и рас­смат­ри­вает слу­жи­те­лей хри­сти­ан­ских церк­вей как лже­учи­те­лей и основ­ных про­тив­ни­ков Бога»3). Их пред­став­ле­ния о Боге дог­ма­ти­че­ски ближе всего к дина­ми­сти­че­скому монар­хи­ан­ству (или к ари­ан­ству), они не веруют в Бого­во­пло­ще­ние и Троицу, отвер­гают прак­ти­че­ски всю хри­сти­ан­скую тра­ди­цию и прак­тику, про­из­вольно тол­куют Свя­щен­ное Писа­ние для под­твер­жде­ния своих учений. Обще­ство Сто­ро­же­вой Башни (ОСБ) и его после­до­ва­тели ведут актив­ную про­по­ведь своих учений и пред­став­ляют собой серьёз­ный вызов для хри­стиан нашего вре­мени.

Более 3‑х лет я участ­вую в Интер­нет-форуме «Откры­тый диалог о сви­де­те­лях Иеговы» (jwforum.ru). Этот форум был осно­ван в 2005 году груп­пой бывших Сви­де­те­лей Иеговы (СИ) для обще­ния и под­держки друг друга после выхода из «Обще­ства Сто­ро­же­вой Башни», когда бывшие СИ «лишены обще­ния» с чле­нами ОСБ (дей­ству­ю­щим СИ запре­щено общаться с быв­шими СИ, даже род­ствен­ни­ками и дру­зьями), а также для попу­ля­ри­за­ции книг Рей­монда Френца (быв­шего члена Руко­во­дя­щего Совета ОСБ) и для раз­об­ла­че­ния ложных учений Обще­ства. За первые пол­года работы на форуме заре­ги­стри­ро­ва­лось около 150 участ­ни­ков, сейчас их более 1100, и число участ­ни­ков про­дол­жает расти. Причем многие дей­ству­ю­щие СИ не реги­стри­ру­ются, а просто долго (меся­цами) читают форум, т.к. опа­са­ются, что их могут «вычис­лить» на форуме ста­рей­шины в собра­нии или над­зи­ра­тели и «лишить обще­ния». Так что на самом деле «чита­те­лей» на форуме гораздо больше (мини­мум раза в 2), чем «писа­те­лей». Боль­шин­ство участ­ни­ков (при­мерно 34) – бывшие СИ, есть неболь­шая часть дей­ству­ю­щих СИ, кото­рые или защи­щают учения ОСБ, или уже сомне­ва­ются в них, но пока из Орга­ни­за­ции не выхо­дят. Также есть хри­сти­ане разных кон­фес­сий (в основ­ном пра­во­слав­ные и раз­лич­ные про­те­станты), вне­кон­фес­си­о­налы (ищущие люди, про­шед­шие «сквозь» несколько дено­ми­на­ций), члены разных рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций (адвен­ти­сты-уни­та­рии, хри­сто­дель­фи­ане, аль­тер­на­тив­ные СИ, мес­си­ан­ские евреи), есть мусуль­мане и иуда­и­сты, ате­и­сты и агно­стики.

Форум с самого начала был откры­тый, т.е. на нем мог заре­ги­стри­ро­ваться любой, но в основ­ном это были именно бывшие и дей­ству­ю­щие СИ. В начале работы форума дис­кус­сии раз­во­ра­чи­ва­лись только между быв­шими и дей­ству­ю­щими СИ и каса­лись кон­крет­ных учений ОСБ, Св. Писа­ния и жизни в Орга­ни­за­ции. По мере роста числа участ­ни­ков и уча­стия на форуме хри­стиан разных кон­фес­сий (и не только хри­стиан), дис­кус­сии стали при­ни­мать более общий харак­тер и касаться всех сторон жизни. Боль­шин­ство форум­чан довольно долго были в Орга­ни­за­ции, неко­то­рые по 10–15 лет, хорошо знают Писа­ние, но их не удо­вле­тво­ряет при­ми­тив­ное и пред­взя­тое тол­ко­ва­ние его в ОСБ, и они сами активно ищут ответы на свои вопросы. Бывшие СИ ищут истину, и часто ищут «истин­ную Цер­ковь». Неко­то­рые из них само­сто­я­тельно читают святых отцов (осо­бенно ранних), книги по пра­во­слав­ной дог­ма­тике, литур­гике, по исто­рии церкви, пыта­ясь либо лучше понять пра­во­слав­ных, либо найти больше «ошибок» и «несты­ко­вок» для поле­мики. Читают разные пере­воды Св. Писа­ния и книги по биб­ле­и­стике, само­сто­я­тельно учат древ­ние языки, обсуж­дают соот­вет­ству­ю­щие вопросы. При­мерно два года назад на форуме был открыт спе­ци­аль­ный раздел «Меж­кон­фес­си­о­наль­ный диалог», где обсуж­да­ются уже цер­ков­ные и внут­ри­цер­ков­ные вопросы, учения разных кон­фес­сий и рели­гий, собы­тия из рели­ги­оз­ной жизни. Более года назад был открыт спе­ци­аль­ный под­фо­рум «Пра­во­сла­вие», что свя­зано с повы­сив­шимся инте­ре­сом бывших СИ к пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Появи­лось много тем, так или иначе свя­зан­ных с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью и кафо­ли­че­ской тра­ди­цией. В основ­ном инте­рес бывших сви­де­те­лей к Пра­во­слав­ной Церкви окра­шен кри­ти­че­ски, каса­ется раз­лич­ных рас­про­стра­нен­ных суе­ве­рий и иска­же­ний цер­ков­ной жизни (наци­о­на­лизма, фун­да­мен­та­лизма, кле­ри­ка­лизма), раз­лич­ных скан­да­лов и «раз­об­ла­че­ний», а не самой сути хри­сти­ан­ства. Поэтому подав­ля­ю­щую часть вре­мени обще­ния на форуме при­хо­дится уде­лять апо­ло­ге­тике раз­лич­ных сторон учения и жизни Церкви. При­хо­дится пока­зы­вать, как в Церкви про­ис­хо­дило и про­ис­хо­дит пре­одо­ле­ние раз­лич­ных про­блем и иска­же­ний, при­во­дить поло­жи­тель­ные при­меры из совре­мен­ной цер­ков­ной жизни.

Выход из ОСБ у бывших сви­де­те­лей часто связан с кри­зи­сом веры, с пере­оцен­кой всех учений ОСБ, а также с пре­одо­ле­нием силь­ного пси­хо­ло­ги­че­ского дав­ле­ния, кото­рому под­вер­га­ются члены этой рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции. Когда сви­де­тель нахо­дится внутри Орга­ни­за­ции – жизнь его выстра­и­ва­ется в опре­де­лен­ном порядке: он посто­янно читает лите­ра­туру ОСБ, посе­щает особое заня­тие по изу­че­нию книг и дважды в неделю бывает в «Зале Цар­ства». Кроме того, участ­вует в летнем мно­го­днев­ном кон­грессе и в несколь­ких более мелких на про­тя­же­нии года. Многие из них посе­щают «тео­кра­ти­че­скую школу», в кото­рой их учат про­по­ве­до­вать и отста­и­вать точку зрения Обще­ства при помощи лите­ра­туры. И, конечно же, – про­по­ведь по домам. Чем больше уча­стия в про­по­веди, тем лучше: спа­се­ние по учению ОСБ невоз­можно без про­по­веди. Жизнь сви­де­теля посто­янно напол­нена какими-то важ­ными делами, и просто неко­гда оста­но­виться и заду­маться. Были случаи, когда люди ухо­дили из ОСБ после того, как месяц или два про­во­дили в боль­нице, в неко­то­рой изо­ля­ции – и там у них появ­ля­лось время спо­койно пораз­мыш­лять, осмыс­лить свою жизнь, отдох­нуть, и тогда они при­ни­мали реше­ние поки­нуть Орга­ни­за­цию. Посто­ян­ное изу­че­ние и заучи­ва­ние лите­ра­туры ОСБ отучает сви­де­те­лей думать само­сто­я­тельно и ответ­ственно при­ни­мать реше­ния. Но после выхода из «Орга­ни­за­ции» вместе с появ­ле­нием сво­бод­ного вре­мени появ­ля­ется чув­ство «пустоты» и разо­ча­ро­ва­ния, и часто – депрес­сия, чув­ство вины. По наблю­де­ниям пси­хо­ло­гов, зани­ма­ю­щихся помо­щью бывшим сви­де­те­лям, «Сви­де­тели Иеговы отли­ча­ются от прочих рели­гий по ряду осно­во­по­ла­га­ю­щих момен­тов, и их пси­хика также имеет фун­да­мен­таль­ное отли­чие от пси­хики всех осталь­ных веру­ю­щих»4). И если чело­век поки­дает «Орга­ни­за­цию», то «он уже больше не Сви­де­тель Иеговы, и это значит, что он больше не про­по­ве­дует, не ходит на собра­ния, кон­грессы и т.п. Он больше не член общины. Отныне он не спо­со­бен видеть в лите­ра­туре Сто­ро­же­вой Башни тот смысл, кото­рый вло­жили в нее Бог и орга­ни­за­ция. Сле­до­ва­тельно, этот чело­век уже не хри­сти­а­нин (так он сам это вос­при­ни­мает!) А это, в свою оче­редь, озна­чает, что наш герой не может при­дер­жи­ваться убеж­де­ний, кото­рые бы не про­ти­во­ре­чили поли­тике Сто­ро­же­вой Башни. «Отпав» от орга­ни­за­ции, он стал невер­ным и без­нрав­ствен­ным чело­ве­ком, лишен­ным вся­кого поня­тия о Боге и о соб­ствен­ном досто­ин­стве, ибо Сви­де­тели Иеговы верят, что чело­век может иметь досто­ин­ство, только будучи внутри Обще­ства»5). Веруют они также в то, что Бог при­сут­ствует только в «Орга­ни­за­ции», а все осталь­ные люди и весь мир – под вла­стью сатаны. Через лите­ра­туру и речи ста­рей­шин СИ вну­ша­ется, что все т.н. «отступ­ники» – люди без­нрав­ствен­ные, погряз­шие в поро­ках, пья­ницы, нар­ко­маны, извра­щенцы, лжецы, что они рас­про­стра­няют лже­уче­ния и раз­врат. И поэтому под стра­хом «лише­ния обще­ния» (изгна­ния) дей­ству­ю­щим СИ запре­щено общаться с «отступ­ни­ками», ну и отно­ше­ние к бывшим СИ в Орга­ни­за­ции куль­ти­ви­ру­ется соот­вет­ству­ю­щее. И поэтому в обще­нии с быв­шими СИ очень важно пока­зать, что можно жить нор­маль­ной, здо­ро­вой, нрав­ствен­ной и даже хри­сти­ан­ской жизнью, не явля­ясь при этом членом Обще­ства Сто­ро­же­вой Башни. То есть он должен уви­деть, понять и почув­ство­вать, что его жизнь имеет цен­ность просто потому, что он – чело­век, а вовсе не потому, что он состоит в какой-то Орга­ни­за­ции. И что жизнь не кон­ча­ется с выхо­дом из Орга­ни­за­ции, а начи­на­ется, и что есть (и всегда были) и другие хри­сти­ане в мире, кото­рые тоже хотят жить вместе по Еван­ге­лию, что есть Цер­ковь в мире, и Бог дей­ствует через неё. И в этом обще­нии на форуме и при личных встре­чах друг с другом у бывших СИ посте­пенно вос­ста­нав­ли­ва­ется созна­ние соб­ствен­ной цен­но­сти, про­хо­дит чув­ство вины, появ­ля­ется инте­рес к жизни, к другим людям. «Посте­пенно в нем появ­ля­ется ува­же­ние к себе, затем – ува­же­ние к другим и уве­рен­ность в себе и, нако­нец, спо­соб­ность неза­ви­симо мыс­лить»6).     

Были случаи, когда после обще­ния на форуме, если во время апо­ло­ге­тики уда­ва­лось пре­одо­леть пред­рас­судки и ложные пред­став­ле­ния о хри­сти­ан­стве и пра­во­сла­вии, бывшие сви­де­тели «откры­вали» для себя Пра­во­сла­вие, его глу­бину, его тайну. Начи­нали читать что-то с пра­во­слав­ных сайтов, выве­ши­вать статьи оттуда, обсуж­дать их. Или «откры­вали» для себя святых отцов, или молитву, или кра­соту бого­слу­же­ния. Или гово­рили, что до этих «споров о вере» они к пра­во­сла­вию отно­си­лись крайне отри­ца­тельно, а потом стали сомне­ваться, а потом их отно­ше­ние изме­ни­лось. Неко­то­рые начи­нали в молитве обра­щаться прямо к Иисусу Христу (что СИ нико­гда не делают) или обре­тали веру в Бога-Троицу. В личной пере­писке бывшие СИ, инте­ре­су­ю­щи­еся пра­во­сла­вием, часто просят кон­крет­ной помощи, напри­мер, посо­ве­то­вать: какие книги почи­тать для более глу­бо­кого зна­ком­ства с пра­во­слав­ной верой и жизнью, в какой храм в их городе лучше пойти, с каким свя­щен­ни­ком пооб­щаться, где про­хо­дит кате­хи­за­ция или про­све­ти­тель­ские встречи и проч.

К сожа­ле­нию, за три года на форуме так и не уда­лось создать посто­ян­ной «команды» пра­во­слав­ных участ­ни­ков из разных горо­дов, что помогло бы дей­ство­вать более согла­со­ванно. Это свя­зано с общей про­бле­мой раз­об­щен­но­сти пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров7), а также со спе­ци­фи­че­скими труд­но­стями общего и цер­ков­ного харак­тера. И в заклю­че­ние своего доклада я поста­ра­юсь обо­зна­чить эти труд­но­сти, меша­ю­щие и апо­ло­ге­тике, и миссии, и воцер­ко­в­ле­нию бывших Сви­де­те­лей Иеговы, все­рьёз заин­те­ре­со­вав­шихся пра­во­сла­вием. Итак, труд­но­сти общего харак­тера:

  • Про­ти­во­сто­я­ние «биб­лей­ским уче­ниям» ОСБ тре­бует хоро­шего знания пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Нужно хорошо знать Свя­щен­ное Писа­ние и смеж­ные дис­ци­плины, пра­во­слав­ное Пре­да­ние и истоки наблю­да­е­мых в нашей Церкви нестро­е­ний, а также знать «биб­лей­ские учения», прак­тику и исто­рию ОСБ (причем в тон­ко­стях). К сожа­ле­нию, у боль­шин­ства пра­во­слав­ных участ­ни­ков форума таких знаний не хва­тает.
  • Раз­лич­ные дог­ма­ти­че­ские и эккле­зио­ло­ги­че­ские иска­же­ния, кото­рые есть у СИ, нужно уметь не просто опро­вер­гать (при хоро­шем знании основ хри­сти­ан­ства это нетрудно), но уметь пере­да­вать им то истин­ное учение, что есть в Пра­во­слав­ной Церкви по мило­сти Божьей. Причем давать на понят­ном для них, т.е. на совре­мен­ном про­стом языке – а это очень трудно сде­лать, потому что такого бого­слов­ского языка (с учетом ОСБ-спе­ци­фики) попро­сту нет, его ещё нужно выра­ба­ты­вать.
  • У СИ почти пол­но­стью отсут­ствует мисте­ри­аль­ный план духов­ной жизни, область таинств закрыта для них, и сви­де­тель­ство­вать им о бла­го­дат­ной цер­ков­ной жизни в таин­ствах чрез­вы­чайно трудно – этому мешает их вос­при­я­тие Церкви как оче­ред­ной «рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции», а также спе­ци­фи­че­ские учения ОСБ, напри­мер, о «2‑х клас­сах» хри­стиан, о невоз­мож­но­сти личной Пяти­де­сят­ницы, другие дог­ма­ти­че­ские иска­же­ния и др. Иногда при­хо­дится фор­мально нару­шать прин­ципы миссии и кате­хи­за­ции в обще­нии с быв­шими и дей­ству­ю­щими СИ. Напри­мер, прин­цип после­до­ва­тель­но­сти. Если в нор­маль­ном случае во время кате­хи­за­ции мы гово­рим о дог­ма­тах и таин­ствах ближе к её окон­ча­нию, то здесь часто при­хо­дится начи­нать с дог­мата о Пре­свя­той Троице, и это – допол­ни­тель­ная труд­ность.
  • Кроме всего, нужно уметь про­ти­во­сто­ять анти­пра­во­слав­ной контр­мис­сии пред­ста­ви­те­лей других кон­фес­сий (като­лики, про­те­станты) и других рели­гий (иуда­изм, ислам). Причем делать это с любо­вью и тер­пи­мо­стью, а это непро­сто в такой слож­ной и агрес­сив­ной обста­новке, не «выпа­дая» и самим в контр­мис­сию, про­зе­ли­тизм и проч. Это значит, что нужно сви­де­тель­ство­вать ино­слав­ным хри­сти­а­нам о том, что наша Цер­ковь жива, что именно в Пра­во­сла­вии нам откры­ва­ется путь через Крест и Вос­кре­се­ние Хри­стовы к пол­ноте хри­сти­ан­ской жизни, а ино­вер­ным – о Едином Боге и о спа­се­нии через Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Основ­ные труд­но­сти цер­ков­ного харак­тера:

  • Бывшие СИ вос­при­ни­мают Пра­во­слав­ную Цер­ковь сугубо внешне, как «орга­ни­за­цию РПЦ МП» и, надо ска­зать честно, мы сами порой даем для этого неко­то­рые осно­ва­ния. Сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти боль­шин­ства наших «кре­ще­ных, но не про­све­щен­ных» при­хо­жан далека от нормы, и тут нужно ещё многое сде­лать. Именно неве­же­ство в вопро­сах веры и низкий уро­вень знаний её у обыч­ных при­хо­жан (а уж тем более у «захо­жан» и «про­хо­жан»), а также несо­от­вет­ствие веры и жизни часто оттал­ки­вают от Пра­во­слав­ной Церкви бывших сви­де­те­лей Иеговы.
  • Раз­лич­ные совер­шенно нехри­сти­ан­ские «народ­ные» язы­че­ские обычаи, суе­ве­рия, недолж­ное пове­де­ние свя­щен­ни­ков и мирян, про­яв­ле­ния нетер­пи­мо­сти и вражды, наци­о­на­лизма, контр­мис­сия и прочие анти­мис­си­о­нер­ские явле­ния в цер­ков­ной ограде.
  • Отсут­ствие евха­ри­сти­че­ских общин на боль­шин­стве пра­во­слав­ных при­хо­дов тоже явля­ется про­бле­мой. Бывшим сви­де­те­лям не нужна «пра­виль­ная орга­ни­за­ция» с «пра­виль­ными уче­ни­ями», они ищут ту Цер­ковь, о кото­рой гово­рится на стра­ни­цах Нового завета, где есть братья и сестры, где есть обще­ние в любви, где есть стрем­ле­ние вместе жить по Еван­ге­лию, вза­и­мо­по­мощь и откры­тость. И чаще всего, к сожа­ле­нию, нахо­дят это всё у про­те­стан­тов, а не у пра­во­слав­ных.
  • Отсут­ствие кате­хи­за­ции на боль­шин­стве при­хо­дов – и поэтому бывает некуда напра­вить инте­ре­су­ю­щихся пра­во­сла­вием бывших СИ в других горо­дах. Ведь в боль­шин­стве пра­во­слав­ных при­хо­дов им, в лучшем случае, рас­ска­жут, как пра­вильно вести себя в храме да, может быть, ещё посо­ве­туют что-нибудь почи­тать. А им нужна дли­тель­ная и осно­ва­тель­ная, м.б., мно­го­лет­няя кате­хи­за­ция. Осо­бенно это каса­ется людей, кото­рые были в Орга­ни­за­ции более 10 лет.

При­ме­ча­ния:

1. «Сто­ро­же­вая башня», декабрь, 2008.
2. «Про­бу­ди­тесь», январь, 2009.
3. Поруб­лев Н.В. Орга­ни­за­ция сви­де­те­лей Иеговы в свете исто­рии и учения Библии», С. 3.
4. Сирил Р. Малка. Они ждут обе­щан­ного рая в аду. – http://www.cdrm.ru/iegova/raznoe/rayvadu.htm
5. Там же.
6. Там же.
7. О. Димит­рий Кар­пенко, заме­сти­тель глав­ного редак­тора жур­нала «Новый Ковчег»: «одна из основ­ных про­блем, причем не только миссии, – это раз­об­щен­ность. Те люди, кото­рые реально чем-то зани­ма­ются в нашей церкви (их не так много), к сожа­ле­нию, раз­биты на разные «партии»: кон­сер­ва­торы, либе­ралы и т.д. Они между собой посто­янно воюют, обви­няют друг друга в ереси, монар­хизме, эку­ме­низме – в чем угодно». – «Совре­мен­ный про­по­вед­ник должен иметь блог в Интер­нете», «Кифа», N9(67) июль 2007 года.

тезисы доклада Ната­льи Ада­менко «Опыт апо­ло­ге­тики и миссии на Интер­нет-форуме «Откры­тый диалог о сви­де­те­лях Иеговы»». Доклад был про­чи­тан на мис­си­о­нер­ской секции Рож­де­ствен­ских чтений 2009 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки