Рас­ка­я­ние

Моменты обра­ще­ния греш­ника к Богу Кон­спект по нрав­ствен­ному бого­сло­вию

***

Раска́яние – 1) осо­зна­ние соб­ствен­ной вины; 2) сожа­ле­ние о соде­ян­ном (Быт.6:6); 3) сокру­ше­ние о совер­шен­ном грехе.

Рас­ка­я­ние есть сожа­ле­ние о том, что я посту­пил так-то, а не иначе. Сле­до­ва­тельно, оно есть неволь­ное при­зна­ние того, что я мог бы посту­пить и по дру­гому, пра­вильно. Рас­ка­я­ние – это первый этап пока­я­ния. Рас­ка­я­ние – сожа­ле­ние, что грех совер­шён, пока­я­ние – твёр­дая реши­мость оста­вить грех, борьба с ним, пере­мена жизни.

При рас­ка­я­нии чело­век не только осо­знает непра­виль­ность, оши­боч­ность, гре­хов­ность, но и горько сожа­леет о поступке (помыш­ле­нии, выска­зы­ва­нии), тос­кует, испы­ты­вает муки сове­сти, стра­дает, томится, каз­нится.

В рас­ка­я­нии нет еще отре­че­ния чело­века от себя преж­него, он рас­ка­и­ва­ется лишь в отдель­ном поступке. При рас­ка­я­нии разум при­зна­ется в том, что цель ока­за­лась непра­виль­ной, что сред­ства ока­за­лись не те, что резуль­тат полу­чился неожи­дан­ным. При этом испы­ты­ва­ются эмоции от сожа­ле­ния до стыда. Рас­ка­я­ние есть самая силь­ная форма созна­тель­ного само­осуж­де­ния. Рас­ка­я­ние есть сумма из логи­че­ской кон­ста­та­ции ошибки и отри­ца­тель­ных эмоций.

Тупи­ко­вые пути рас­ка­я­ния – уныние или попытка успо­ко­ить совесть в суете дел или само­оправ­да­нии. Само­убий­ство Иуды – край­ний случай рас­ка­я­ния без пока­я­ния.

***

В оби­ходе, как пра­вило, отож­деств­ля­ются сов­ме­сти­мые, но отнюдь не сино­ни­мич­ные тер­мины — пока­я­ние и рас­ка­я­ние. Если судить по про­изо­шед­шему с Иудой (см. Мф.27:3–5), рас­ка­я­ние может быть и без пока­я­ния, т. е. бес­по­лез­ным, а то и поги­бель­ным. Несмотря на свое созву­чие в рус­ском языке, в тексте Свя­щен­ного Писа­ния этим тер­ми­нам соот­вет­ствуют раз­но­ко­рен­ные слова μετάνοια (мета­ния) и μεταμέλεια (мета­ме­лия). Слово μετανοέω (мета­ноэо) значит «пере­ме­нять свой образ мыслей», изме­нять виде­ние, пони­ма­ние смысла жизни и ее цен­но­стей. А эти­мо­ло­гия слова μεταμέλεια (мета­ме­лия) (μέλομαι, меломэ — забо­титься) ука­зы­вает на изме­не­ние пред­мета заботы, устрем­ле­ний, попе­че­ний. Пока­я­ние в отли­чие от рас­ка­я­ния пред­по­ла­гает именно глу­бин­ное пере­осмыс­ле­ние всего в корне, пере­мену не только пред­мета стрем­ле­ний, забот, но каче­ствен­ную пере­мену самого ума.

***

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются, на первый взгляд, непо­нят­ные слова о рас­ка­я­нии Бога. Напри­мер: «И рас­ка­ялся Гос­подь, что создал чело­века на земле» (Бытие 6:6). «Гос­подь рас­ка­ялся, что воца­рил Саула над Изра­и­лем» (1Цар. 15:35), и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не рас­ка­ялся Верный Изра­и­лев: ибо не чело­век Он, чтобы рас­ка­яться Ему». Это клас­си­че­ский антро­по­мор­физм. Можно попы­таться пере­дать ука­зан­ное выра­же­ние, как состо­я­ние силь­ной скорби, но это тоже будет антро­по­мор­физ­мом. (См. Рас­ка­я­ние Божие)

***

Олеся Нико­ла­ева:
Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько (Мф. 26:75) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной.
Это гово­рит прежде всего о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1:29). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф. 4:17) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

***

См. РЕШИ­МОСТЬ, ВОЛЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки