Как провести Петров пост

Оглав­ле­ние


Виньетка

Когда был уста­нов­лен Петров пост

Уста­нов­ле­ние Пет­рова поста отно­сится к первым вре­ме­нам Пра­во­слав­ной Церкви.

О цер­ков­ном уста­нов­ле­нии этого поста упо­ми­на­ется в поста­нов­ле­ниях апо­столь­ских:

«После Пяти­де­сят­ницы празд­нуйте одну сед­мицу, а потом пости­тесь; спра­вед­ли­вость тре­бует и радо­ваться по при­ня­тии даров от Бога, и поститься после облег­че­ния плоти».

Но осо­бенно этот пост утвер­дился, когда в Кон­стан­ти­но­поле и Риме, тогда еще не отпав­шем от Пра­во­сла­вия, были постро­ены храмы во имя пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла. Освя­ще­ние кон­стан­ти­но­поль­ского храма совер­ши­лось в день памяти апо­сто­лов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал осо­бенно тор­же­ствен­ным и на Востоке и на Западе. В Пра­во­слав­ной Церкви утвер­ди­лось при­го­тов­ле­ние бла­го­че­сти­вых хри­стиан к этому празд­нику постом и молит­вой.

С IV века сви­де­тель­ства отцов Церкви об апо­столь­ском посте ста­но­вятся все чаще, о нем упо­ми­нают св. Афа­на­сий Вели­кий, Амвро­сий Медио­лан­ский, а в V веке – Лев Вели­кий и Фео­до­рит Кир­ский.

Св. Афа­на­сий Вели­кий, опи­сы­вая в своей защи­ти­тель­ной речи к импе­ра­тору Кон­стан­цию бед­ствия, при­чи­нен­ные пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам от ариан, гово­рит: «Народ, постив­шийся в неделю, сле­ду­ю­щую за св. Пяти­де­сят­ни­цею, отошел для молитвы на клад­бище».

Почему этот пост назван апо­столь­ским

Этот летний пост, кото­рый сейчас мы назы­ваем Пет­ро­вым, или апо­столь­ским, раньше назы­вали постом Пяти­де­сят­ницы.

Цер­ковь при­зы­вает нас к этому посту по при­меру святых апо­сто­лов, кото­рые, приняв Свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, в посте и молитве (в труде и в изну­ре­нии, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2Кор.11:27) гото­ви­лись ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия.

Апо­столы Хри­стовы всегда при­го­тов­ляли себя к службе постом и молит­вой – они, совер­шив пост и молитву и воз­ло­жив на них руки, отпу­стили их (Деян. 13:3).

По словам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста «пост с верою много при­дает кре­по­сти; ибо научает вели­кому любо­муд­рию, чело­века соде­лы­вает Анге­лом, да еще укреп­ляет против сил бес­те­лес­ных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немно­гого тре­бует; а кто тре­бует немно­гого, тот не будет среб­ро­лю­бив; а кто не среб­ро­лю­бив, тот любит пода­вать мило­стыню. Кто постится, тот ста­но­вится легким и окры­ля­ется, и с бодрым духом молится, уга­шает злые похоти, уми­ло­стив­ляет Бога и сми­ряет над­мен­ный дух свой. Поэтому-то апо­столы всегда почти пости­лись».

Почему Петров пост сле­дует за днем Пяти­де­сят­ницы

День Пяти­де­сят­ницы, когда в пяти­де­ся­тый день после исше­ствия Своего из гроба и в деся­тый день по воз­не­се­нии Своем Гос­подь, вос­сев­ший одес­ную Отца, нис­по­слал Пре­свя­того Духа на всех Своих уче­ни­ков и апо­сто­лов, — один из вели­чай­ших празд­ни­ков. Это совер­ше­ние нового веч­ного завета с людьми, о кото­ром пред­ска­зал пророк Иере­мия: «Вот насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, когда Я заключу с домом Изра­иля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заклю­чил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы выве­сти их из земли Еги­пет­ской; тот завет Мой они нару­шили, хотя Я оста­вался в союзе с ними, гово­рит Гос­подь. Но вот завет, кото­рый Я заключу с домом Изра­и­ле­вым после тех дней, гово­рит Гос­подь: вложу закон Мой во внут­рен­ность их и на серд­цах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим наро­дом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и гово­рить: «познайте Гос­пода», ибо все сами будут знать Меня, от малого до боль­шого, гово­рит Гос­подь, потому что Я прощу без­за­ко­ния их и грехов их уже не вос­по­мяну более» (Иер. 31:31–34).

Дух Святой, сошед­ший на апо­сто­лов, Дух истины, Дух пре­муд­ро­сти и откро­ве­ния начер­тал вместо Синай­ского новый Сион­ский закон, не на скри­жа­лях камен­ных, но на пло­тя­ных скри­жа­лях сердца (2Кор. 3:3). Место Синай­ского закона засту­пила бла­го­дать Свя­того Духа, зако­но­по­ла­га­ю­щего, пода­ю­щего силы к испол­не­нию Закона Божи­его, изре­ка­ю­щего оправ­да­ние не по делам, а по бла­го­дати.

Мы не постимся в Пяти­де­сят­ницу, потому что в эти дни Гос­подь пре­бы­вал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заста­вить сынов чер­тога брач­ного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5:34). Обще­ние с Гос­по­дом есть как бы пища для хри­сти­а­нина. Итак, во время Пяти­де­сят­ницы мы пита­емся Гос­по­дом, с нами обра­ща­ю­щимся.

«После про­дол­жи­тель­ного празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост осо­бенно необ­хо­дим, чтобы подви­гом его очи­стить нам мысли и соде­латься достой­ными даров Свя­того Духа,- пишет св. Лев Вели­кий. — За насто­я­щим празд­не­ством, кото­рое Дух Святой освя­тил Своим соше­ствием, обык­но­венно сле­дует все­на­род­ный пост, бла­го­де­тельно уста­нов­лен­ный для вра­че­ва­ния души и тела, и потому тре­бу­ю­щий, чтобы мы про­вож­дали его с долж­ным бла­го­во­ле­нием. Ибо мы не сомне­ва­емся, что после того, как апо­столы испол­ни­лись обе­то­ван­ною свыше силой, и Дух истины все­лился в сердца их, между про­чими тай­нами небес­ного учения, по вну­ше­нию Уте­ши­теля, пре­по­дано также учение и о духов­ном воз­дер­жа­нии, чтобы сердца, очи­ща­ясь постом, дела­лись спо­соб­ней­шими к при­ня­тию бла­го­дат­ных даро­ва­ний, …нельзя сра­жаться с пред­сто­я­щими уси­ли­ями гони­те­лей и ярост­ными угро­зами нече­сти­вых в изне­жен­ном теле и утуч­нен­ной плоти, поскольку то, что услаж­дает нашего внеш­него чело­века, раз­ру­шает внут­рен­него, и напро­тив, разум­ная душа тем больше очи­ща­ется, чем больше умертв­ля­ется плоть.

Поэтому-то учи­тели, про­све­тив­шие при­ме­ром и настав­ле­нием всех чад Церкви, начало брани за Христа озна­ме­но­вали святым постом, чтобы, выходя на брань против духов­ного раз­вра­ще­ния, иметь для этого оружие в воз­дер­жа­нии, кото­рым можно было бы умерт­вить гре­хов­ные вожде­ле­ния, ибо неви­ди­мые наши про­тив­ники и бес­плот­ные враги не одо­леют нас, если мы не будем пре­да­ваться плот­ским похо­тям. Хотя в иску­си­теле жела­ние вре­дить нам посто­янно и неиз­менно, но оно оста­ется бес­силь­ным и без­дей­ствен­ным, когда он не найдет в нас сто­роны, с кото­рой ему можно напасть…

По этой-то при­чине уста­нов­лен неиз­мен­ный и спа­си­тель­ный обычай – после святых и радост­ных дней, празд­ну­е­мых нами в честь Гос­пода, вос­крес­шего из мерт­вых и потом воз­нес­ше­гося на небеса, и после при­ня­тия дара Свя­того Духа, про­хо­дить поприще поста.

Этот обычай необ­хо­димо, усердно соблю­дать и для того, чтобы в нас пре­бы­вали те дары, кото­рые сооб­щены ныне Церкви от Бога. Соде­лав­шись хра­мами Свя­того Духа и, более чем когда-либо, быв напо­ены Боже­ствен­ными водами, мы не должны покор­ство­вать ника­ким вожде­ле­ниям, не должны слу­жить ника­ким поро­кам, чтобы жилище доб­ро­де­тели не осквер­ни­лось ничем нече­сти­вым.

При помощи и содей­ствии Божием мы все можем достиг­нуть этого, если только, очищая себя постом и мило­сты­ней, будем ста­раться осво­бо­дить себя от скверн гре­хов­ных и при­но­сить обиль­ные плоды любви». Далее св. Лев Рим­ский пишет: «Из апо­столь­ских правил, кото­рые внушил Сам Бог, пер­во­сто­я­тели цер­ков­ные, по вну­ше­нию Свя­того Духа, первым поста­вили то, чтобы все подвиги доб­ро­де­тели начи­нать с поста.

Это они сде­лали потому, что запо­веди Божии можно испол­нить хорошо только тогда, когда воин­ство Хри­стово ограж­дено от всех соблаз­нов греха святым воз­дер­жа­нием.

Итак, воз­люб­лен­ные, должны мы упраж­няться в посте пре­иму­ще­ственно в насто­я­щее время, в кото­рое запо­ве­ду­ется нам пост, по окон­ча­нии пяти­де­сяти дней, про­тек­ших от вос­кре­се­ния Хри­стова до соше­ствия Свя­того Духа и про­ве­ден­ных нами в особом тор­же­стве.

Этот пост запо­ве­дан, чтобы предо­хра­нить нас от бес­печ­но­сти, в кото­рую очень легко впасть из-за дол­го­вре­мен­ного раз­ре­ше­ния на пищу, кото­рым мы поль­зо­ва­лись. Если ниву нашей плоти не воз­де­лы­вать непре­станно, на ней легко воз­рас­тают терние и вол­чицы, и при­но­сится такой плод, кото­рый не соби­рают в жит­ницу, а обре­кают на сожже­ние.

Поэтому мы обя­заны ныне со всем тща­нием хра­нить те семена, кото­рые при­няли в наши сердца от небес­ного Сея­теля, и осте­ре­гаться, чтобы завист­ли­вый враг как-нибудь не испор­тил даро­ван­ного Богом, и в раю доб­ро­де­те­лей не взросли терние поро­ков.

Отвра­тить же это зло можно только мило­стию и постом».

Бл. Семион Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет, что пост уста­нов­лен в честь апо­сто­лов, «потому что через них мы спо­до­би­лись многих благ и они яви­лись для нас дея­те­лями и учи­те­лями поста, послу­ша­ния… и воз­дер­жа­ния. Это против воли сви­де­тель­ствуют и лати­няне, чествуя апо­сто­лов постом в их память. Но мы, согласно с поста­нов­ле­ни­ями апо­столь­скими, состав­лен­ными Кли­мен­том, после соше­ствия Свя­того Духа одну неделю тор­же­ствуем, а потом, со сле­ду­ю­щей за тем, чествуем пре­дав­ших нам поститься апо­сто­лов».

Почему апо­столы Петр и Павел назы­ва­ются пер­во­вер­хов­ными

По сви­де­тель­ству слова Божия, апо­столы зани­мают особое место в Церкви – каждый должен разу­меть нас, как слу­жи­те­лей Хри­сто­вых и домо­стро­и­те­лей тайн Божиих (1Кор. 4:1).

Обле­чен­ные равной силой свыше и оди­на­ко­вой вла­стью раз­ре­шать грехи, все апо­столы сядут на две­на­дцати пре­сто­лах возле Сына Чело­ве­че­ского (Мф. 19:28).

Хотя неко­то­рые апо­столы и отли­чены в Писа­нии и пре­да­нии, напри­мер Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был глав­ным и даже пре­вос­хо­дя­щим честью осталь­ных.

Но так как в Дея­ниях апо­столь­ских пре­иму­ще­ственно повест­ву­ется о трудах апо­сто­лов Петра и Павла, то Цер­ковь и святые отцы, бла­го­го­вея при имени каж­дого из апо­сто­лов, этих двоих назы­вают пер­во­вер­хов­ными.

Цер­ковь про­слав­ляет апо­стола Петра как пред­на­чав­шего из лика апо­сто­лов испо­ве­дать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потру­див­ше­гося и при­чис­лен­ного к высшим из апо­сто­лов Духом Святым (2Кор. 2:5); одного – за твер­дость, дру­гого – за свет­лую муд­рость.

Назы­вая двоих апо­сто­лов вер­хов­ными, по пер­вен­ству порядка и трудов. Цер­ковь вну­шает, что глава ее есть один только Иисус Хри­стос, а все апо­столы – слу­жи­тели Его (Кол. 1:18).

Святой апо­стол Петр, до при­зва­ния своего носив­ший имя Симон, стар­ший брат апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выра­же­нию св. Иоанна Зла­то­уста, это был чело­век пла­мен­ный, некниж­ный, про­стой, бедный и бого­бо­яз­нен­ный. Он был при­ве­ден к Гос­поду своим братом Андреем, и при первом же взгляде на про­стого рыбака Гос­подь пред­на­рек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гре­че­ски – Петр, то есть камень. По избра­нии Петра в число апо­сто­лов Гос­подь посе­тил его убогий дом и исце­лил тещу от горячки (Мк. 1:29–31).

В числе трех уче­ни­ков Своих Гос­подь удо­стоил Петра быть сви­де­те­лем Своей Боже­ствен­ной славы на Фаворе, Своей Боже­ствен­ной силы при вос­кре­ше­нии дочери Иаира (Мк. 5:37) и Своего по чело­ве­че­ству уни­чи­же­ния в саду Геф­си­ман­ском.

Петр горь­кими сле­зами рас­ка­я­ния омыл свое отре­че­ние от Христа, и первым из апо­сто­лов вошел в гроб Спа­си­теля по вос­кре­се­нии Его, и первым из апо­сто­лов удо­сто­ился узреть Вос­крес­шего.

Апо­стол Петр был выда­ю­щимся про­по­вед­ни­ком. Сила его слова была столько велика, что он обра­щал ко Христу по три, по пять тысяч чело­век. По слову апо­стола Петра обли­ча­е­мые в пре­ступ­ле­нии падали мерт­выми (Деян. 5:5,10), мерт­вые вос­кре­сали (Деян. 9:40), боль­ные исце­ля­лись (Деян. 9:3–34) даже от при­кос­но­ве­ния к ним одной тени про­хо­дя­щего апо­стола (Деян. 5:15).

Но у него не было пер­вен­ства власти. Все цер­ков­ные дела реша­лись общим голо­сом апо­сто­лов и пре­сви­те­ров со всей Цер­ко­вью.

Апо­стол Павел, говоря об апо­сто­лах, почи­та­е­мых стол­пами, постав­ляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2:9), себя же при­чис­ляет к ним (2Кор. 11:5)

и срав­ни­вает с Петром. Собор посы­лает Петра на дело слу­же­ния так же, как и других уче­ни­ков Хри­сто­вых.

Апо­стол Петр совер­шил пять путе­ше­ствий, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и многих обра­щая ко Гос­поду. Послед­нее путе­ше­ствие окон­чил в Риме, где с вели­ким усер­дием бла­го­вест­во­вал веру Хри­стову, умно­жая число уче­ни­ков. В Риме апо­стол Петр обли­чил обман Симона волхва, кото­рый выда­вал себя за Христа, обра­тил ко Христу двух жен, люби­мых Неро­ном.

По пове­ле­нию Нерона 29 июня 67 года апо­стол Петр был распят. Он просил мучи­те­лей рас­пять себя голо­вой вниз, желая этим пока­зать раз­ли­чие между своими стра­да­ни­ями и стра­да­ни­ями своего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Чудесна исто­рия обра­ще­ния свя­того апо­стола Павла, до этого носив­шего еврей­ское имя Савл.

Савл, вос­пи­тан­ный в законе иудей­ском, нена­ви­дел и терзал Цер­ковь Хри­стову, и даже выпро­сил у синед­ри­она власть всюду нахо­дить и пре­сле­до­вать хри­стиан. Савл терзал цер­ковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отда­вал в тем­ницу (Деян. 8:3). Одна­жды «Савл же, еще дыша угро­зами и убий­ством на уче­ни­ков Гос­пода, пришел к пер­во­свя­щен­нику и выпро­сил у него письма в Дамаск к сина­го­гам, чтобы, кого найдет после­ду­ю­щих сему учению, и мужчин и женщин, связав, при­во­дить в Иеру­са­лим. Когда же он шел и при­бли­жался к Дамаску, вне­запно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Гос­поди? Гос­подь же сказал: Я Иисус, Кото­рого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в тре­пете и ужасе сказал: Гос­поди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь сказал ему: встань и иди в город; и ска­зано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оце­пе­не­нии, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с откры­тыми гла­зами никого не видел. И повели его за руки, и при­вели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9:1–9).

Упор­ный гони­тель хри­сти­ан­ства ста­но­вится неуто­ми­мым про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия. Жизнь, поступки, слова, посла­ния Павла – все сви­де­тель­ствует о нем, как избран­ном сосуде бла­го­дати Божией. Ни скорбь, ни тес­нота, ни гоне­ние, ни голод, ни нагота, ни опас­но­сти, ни меч, ни смерть не могли осла­бить в сердце Павла любви к Богу.

Он совер­шал непре­стан­ные путе­ше­ствия в разные страны для про­по­веди Еван­ге­лия иудеям и осо­бенно языч­ни­кам. Эти путе­ше­ствия сопро­вож­да­лись необы­чай­ным могу­ще­ством про­по­веди, чуде­сами, неусып­ным трудом, неис­то­щи­мым тер­пе­нием и высо­кой свя­то­стью жизни. Труды апо­столь­ского слу­же­ния Павла были бес­при­мерны. Он сам о себе гово­рил: более всех их потру­дился (1Кор. 15:10). За свои труды апо­стол пре­тер­пел неис­чис­ли­мые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апо­сто­лом Петром он принял муче­ни­че­скую кон­чину в Риме. Как рим­ский граж­да­нин он был обез­глав­лен мечом.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь почи­тает апо­сто­лов Петра и Павла как про­све­тив­ших запад­ный мрак, про­слав­ляет Пет­рову твер­дость и Павлов разум и созер­цает в них образ обра­ще­ния согре­ша­ю­щих и исправ­ля­ю­щихся в апо­столе Петре – образ отверг­ше­гося от Гос­пода и пока­яв­ше­гося, в апо­столе Павле – образ сопро­тив­ляв­ше­гося про­по­веди Гос­под­ней и потом уве­ро­вав­шего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зави­сит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому про­дол­жи­тель­ность его раз­лична. Он всегда начи­на­ется с окон­ча­нием Триоди, или после недели Пяти­де­сят­ницы, и пре­кра­ща­ется 12 июля (29 июня по ст. стилю), если празд­ник святых апо­сто­лов Петра и Павла будет не в среду и не в пят­ницу.

Самый про­дол­жи­тель­ный пост заклю­чает в себе шесть недель, а самый корот­кий – неделю и один день.

Антио­хий­ский пат­ри­арх Феодор Валь­са­мон (XII век) гово­рит: «За семь дней и больше до празд­ника Петра и Павла все верные, то есть мир­ские и монахи, обя­заны поститься, а непо­стя­щи­еся да будут отлу­чены от сооб­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан».

Как пра­вильно питаться в дни Пет­рова поста

Подвиг Пет­рова поста менее строг, чем Четы­ре­де­сят­ница: во время Пет­рова поста устав Церкви пред­пи­сы­вает еже­не­дельно, по три дня – по поне­дель­ни­кам, средам и пят­ни­цам – воз­дер­жи­ваться от рыбы, вина и масла, и сухо­ясти в девя­тый час после вечерни; в осталь­ные же дни сле­дует воз­дер­жи­ваться только от рыбы.

В суб­бот­ние, вос­крес­ные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо вели­кого свя­того или дни хра­мо­вого празд­ника также раз­ре­ша­ется рыба.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки