Канонические условия священства

чтец Вадим Уткин

Цер­ковь Хри­стова с первых веков своего устро­е­ния очень вни­ма­тельно сле­дила за избра­нием и постав­ле­нием на слу­же­ние в свя­щен­ном сане. Кано­ни­че­ские поста­нов­ле­ния Пра­во­слав­ной Церкви и учеб­ные посо­бия по кано­ни­че­скому праву боль­шое вни­ма­ние уде­ляют тре­бо­ва­ниям к кан­ди­да­там в свя­щен­ство. Этим вопро­сам кано­ни­сты при­дают пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние, т. к. свя­щен­но­слу­жи­тель должен обла­дать опре­де­лен­ными каче­ствами, чтобы пред­сто­ять перед Богом от лица всей Церкви, зани­мать пер­вен­ству­ю­щее место в общине и быть ее духовно-нрав­ствен­ным лиде­ром. Тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые Цер­ко­вью кан­ди­да­там в свя­щен­ство, направ­лены на то, чтобы скон­цен­три­ро­вать в клире лучшие силы хри­сти­ан­ского обще­ства. Апо­стол Павел тре­бо­вал, чтобы епи­скоп не воз­ла­гал поспешно рук ни на кого (1Тим. 5:22). В «Луге Духов­ном» повест­ву­ется о том, как свя­ти­тель Лев Вели­кий в тече­ние сорока дней пре­бы­вал в молитве к свя­тому апо­столу Петру, прося его, чтобы святой апо­стол своим пред­ста­тель­ством испро­сил ему отпу­ще­ние всех пре­гре­ше­ний. По про­ше­ствии этого срока апо­стол явился папе Льву и сказал: «Я молился о тебе и про­щены тебе твои грехи, кроме руко­по­ло­же­ния. В этом ты будешь давать ответ, пра­вильно ли ты руко­по­ла­гал постав­лен­ных тобою»1) (т. е. епи­скоп несет ответ­ствен­ность за дея­тель­ность тех, кото­рых он мог посвя­щать в цер­ков­ные сте­пени, не озна­ко­мив­шись тща­тельно с их пове­де­нием и обра­зом жизни).

За семи­де­ся­ти­лет­ний период насаж­де­ния ате­изма в нашей стране наи­бо­лее после­до­ва­тельно и жестоко истреб­ля­лись духо­вен­ство, храмы и научно-бого­слов­ская лите­ра­тура. Все это ска­за­лось на постав­ле­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Несмотря на актив­ный рост при­хо­дов, духов­ность не про­грес­си­рует. Скорее всего наобо­рот – это под­твер­ждает данные ста­ти­стики о заклю­чен­ных в тюрь­мах, воров­стве, наси­лии, кор­руп­ции и других пре­ступ­ле­ниях. Все это, кажется, от того, что «соль земли», о кото­рой гово­рил Спа­си­тель (а это, по тол­ко­ва­нию Церкви, в первую оче­редь пре­ем­ники апо­сто­лов – духо­вен­ство и весь народ Божий – все хри­сти­ане), утра­тила силу. Мы не только не предо­хра­няем обще­ство от загни­ва­ния и все­об­щего раз­ло­же­ния, но и сами иногда стра­даем теми же неду­гами. Выход из создав­ше­гося поло­же­ния видится в под­го­товке достой­ных кан­ди­да­тов в кли­рики. Очень многое в жизни и слу­же­нии пас­тыря опре­де­ля­ется пра­виль­ным руко­по­ло­же­нием. «И иных Бог поста­вил в Церкви…» (1Кор. 12:28). Сам Бог постав­ляет лиц, при­зы­ва­е­мых к особым слу­же­ниям в Церкви. Постав­ле­ние этих лиц совер­ша­ется в Церкви и через Цер­ковь. Мест­ная Цер­ковь изби­рала не тех, кто ей был угоден в чело­ве­че­ском порядке, а тех, кто пре­ды­з­бран был Богом. Начи­ная с апо­столь­ского вре­мени, опре­де­ля­лись те каче­ства, кото­рыми должны были обла­дать кан­ди­даты в свя­щен­но­слу­жи­тели. Они каса­лись неко­то­рых мораль­ных сторон их жизни, вре­мени их вступ­ле­ния в Цер­ковь и доб­рого сви­де­тель­ства у внеш­них. «Опре­де­ляя каче­ства кан­ди­да­тов, Цер­ковь стре­ми­лась уста­но­вить неко­то­рые эмпи­ри­че­ские при­знаки, по кото­рым можно было бы судить, дей­стви­тельно ли выбран­ное лицо соот­вет­ствует воле Божией»2).

Посте­пенно усло­вия, кото­рым должен отве­чать кан­ди­дат в свя­щен­ство, ста­но­вятся усло­ви­ями дей­стви­тель­но­сти самого постав­ле­ния. Если эти усло­вия выпол­нены, то таин­ство счи­та­ется дей­стви­тель­ным, а если нет, то таин­ство рас­смат­ри­ва­ется как недей­стви­тель­ное. «Кано­ни­че­ская дей­стви­тель­ность таинств начи­нает пре­ва­ли­ро­вать над дей­стви­тель­но­стью бла­го­дат­ной, затем совер­шенно ее засло­няет. Эмпи­ри­че­ские при­знаки, по кото­рым мест­ная цер­ковь судила о воле Божией, теряют свое преж­нее зна­че­ние и полу­чают цен­ность сами по себе»3).

В первом посла­нии апо­стола Петра гово­рится о том, что пре­сви­теры должны пасти стадо Божие, какое у них, «над­зи­рая за ним не при­нуж­денно, но охотно и бого­угодно, не для гнус­ной коры­сти, но из усер­дия; и не гос­под­ствуя над насле­дием Божиим, но пода­вая пример стаду» (1Пет. 5:2–3). Свя­щен­но­слу­жи­тели должны быть обра­зом для стада Божьего, кото­рое им вве­рено. Они должны быть личным при­ме­ром для того, чтобы им под­ра­жали осталь­ные члены Церкви. Это пред­по­ла­гает, что мораль­ный облик пас­тыря должен быть без­упреч­ным. В своем 21‑м слове архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, ука­зы­вая на недо­стой­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, гово­рит, что они явля­ются «про­из­ве­де­нием чело­ве­че­ской мило­сти, а не делом бла­го­дати Духа»4). Итак, что же необ­хо­димо для того, чтобы руко­по­ло­же­ние имело кано­ни­че­ский статус, было бы дей­стви­тельно делом Свя­таго Духа. Как бы отве­чая на этот вопрос, Цер­ковь с самого начала предъ­яв­ляла кан­ди­да­там на вступ­ле­ние в клир ряд тре­бо­ва­ний.

I. Физи­че­ские каче­ства.

В Ветхом Завете телес­ные недо­статки рас­смат­ри­ва­лись как нака­за­ние Божие, а потому к свя­щен­ству допус­ка­лись только те левиты, кото­рые не имели физи­че­ских недо­стат­ков (Лев. 21:21–23). В Церкви ново­за­вет­ной физи­че­ское несо­вер­шен­ство не явля­лось пре­пят­ствием к постав­ле­нию в свя­щен­ные сте­пени. Основ­ное отно­ше­ние к этому вопросу выра­жено в двух апо­столь­ских пра­ви­лах: «Аще кто лишен ока, или в ногах повре­жден, но достоин быть епи­ско­пом, да будет. Ибо телес­ный недо­ста­ток его не осквер­няет, но душев­ная скверна» (77‑е пра­вило). «Глухий же и слепый да не будет епи­скоп, не аки осквер­нен был, но да не будет пре­пят­ствия в делах цер­ков­ных» (78‑е пра­вило).

Цер­ковь в своих кано­ни­че­ских актах ука­зы­вает и на воз­раст руко­по­ла­га­е­мого. Первое пред­пи­са­ние отно­си­тельно воз­раста содер­жится в поста­нов­ле­нии Неоке­са­рий­ского собора: «Во пре­сви­тера прежде три­де­сяти лет, аще и во всем достой­ный чело­век, да не постав­ля­ется, но да оста­вится в ожи­да­нии. Ибо Гос­подь в три­де­ся­тое лето кре­стился и начал учить» (11‑е пра­вило). Наи­бо­лее точное ука­за­ние на воз­раст кли­ри­ков оста­вил Трулль­ский собор. В своем 14‑м пра­виле он под­твер­ждает 11‑е пра­вило Неоке­са­рий­ского собора, пред­пи­сав постав­лять во пре­сви­теры лиц, достиг­ших 30-лет­него воз­раста. Кроме того, тем же пра­ви­лом уста­нав­ли­ва­ется мини­маль­ный воз­раст для постав­ле­ния диа­кона – 25 лет. В опре­де­ле­нии воз­раста диа­кона несо­мненно ска­за­лось вли­я­ние Вет­хого Завета: левиты начи­нали свою службу в храме по дости­же­нии 25-лет­него воз­раста (Числ. 8:24). Однако зако­но­да­тель­ные пред­пи­са­ния отно­си­тельно воз­раста постав­ля­е­мых не были усво­ены цер­ков­ной прак­ти­кой. Фак­ти­че­ски все поста­нов­ле­ния о воз­расте не испол­ня­лись.

II. Духов­ные каче­ства

Цер­ковь постав­ляет на слу­же­ние тех, кто состоит в ней, то есть всту­пил в нее через пока­я­ние и веру. Вера явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием для при­зва­ния на слу­же­ние в Церкви. Однако, от при­зы­ва­е­мого на слу­же­ние тре­бу­ется такая вера, кото­рая могла бы слу­жить при­ме­ром для осталь­ных членов Церкви. Довольно тяжело судить о сте­пени и каче­стве веры. Но воз­можно опре­де­лить такого рода состо­я­ния веру­ю­щих, при кото­рых может явиться сомне­ние в доста­точ­ной твер­до­сти веры. В 1‑м посла­нии к Тимо­фею апо­стол Павел ука­зы­вает, что епи­скоп «не должен быть из ново­об­ра­щен­ных, чтобы не воз­гор­дился и не подпал в осуж­де­ние с диа­во­лом» (1Тим. 3:6). Первый Все­лен­ский Собор предал этой реко­мен­да­ции харак­тер цер­ков­ной нормы. Собор запре­щает «тотчас по кре­ще­нии воз­во­дить в епи­скоп­ство или пре­сви­тер­ство» (2‑е пра­вило). Воз­бра­ня­ется руко­по­ла­гать нео­фи­тов и 3‑м пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собора.

Цер­ков­ное право тре­бует, чтобы руко­по­ла­га­е­мый в свя­щен­ные сте­пени обла­дал в той или иной мере спе­ци­аль­ными бого­слов­скими зна­ни­ями. Это тре­бо­ва­ние не имеет харак­тера без­услов­ной кано­ни­че­ской нормы, так как отсут­ствие тре­бу­е­мых знаний не влечет за собой недей­стви­тель­но­сти руко­по­ло­же­ния. Апо­стол Павел пишет о том, что «епи­скоп должен быть… учи­те­лен» (1Тим. 3:2), то есть речь идет о спо­соб­но­сти поучать других, а это пред­по­ла­гает знание истин хри­сти­ан­ской веры. Однако, сам по себе обра­зо­ва­тель­ный уро­вень не дает право на постав­ле­ние в свя­щен­ство и не должен вызы­вать ослаб­ле­ния общих тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых кан­ди­да­там в свя­щен­ство. Фак­ти­че­ски же, в боль­шин­стве слу­чаев, вопрос о досто­ин­стве постав­ля­е­мых именно так и решался: окон­ча­ние бого­слов­ской школы почти авто­ма­ти­че­ски давало право на руко­по­ло­же­ние.

III. Мораль­ные каче­ства

Очень рано в Церкви уста­нав­ли­ва­ется прин­цип, по кото­рому обли­чен­ный в явном грехе, а потому состо­я­щий в раз­ряде каю­щихся, не может быть допу­щен в клир. Цер­ков­ное зако­но­да­тель­ство глав­ным обра­зом гово­рило о такого рода мораль­ных каче­ствах, кото­рые явля­лись необ­хо­ди­мыми для кан­ди­да­тов в клир. Так в посла­нии к Тимо­фею апо­стол Павел научает, что «епи­скоп должен быть непо­ро­чен, одной жены муж, трезв, цело­муд­рен, бла­го­чи­нен, честен, стран­но­лю­бив, учи­те­лен» (1Тим. 3:2). Кроме того епи­скоп должен быть «хорошо управ­ля­ю­щий домом своим, детей содер­жа­щий в послу­ша­нии со всякою чест­но­стью; ибо, кто не умеет управ­лять соб­ствен­ным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим. 3:4–5). В этом же посла­нии содер­жится другая группа тре­бо­ва­ний, кото­рая отно­сится к хоро­шей репу­та­ции кли­рика: «Епи­скоп должен быть… не пья­ница, не бийца, не свар­лив, не коры­сто­лю­бив, но тих, миро­лю­бив, не среб­ро­лю­бив» (1Тим. 3:23).

Убий­ство, умыш­лен­ное или неумыш­лен­ное, исклю­чало воз­мож­ность руко­по­ло­же­ния. Согласно 66-му апо­столь­скому пра­вилу, клирик, совер­шив­ший убий­ство, под­вер­га­ется извер­же­нию. Это озна­чает также, что и совер­шив­ший убий­ство не может быть допу­щен в клир. «Про­ли­тие чело­ве­че­ской крови явля­ется реша­ю­щим момен­том для духов­ного лица, невзи­рая на обсто­я­тель­ства и побуж­де­ния, вызвав­шие это про­ли­тие, и глав­ным обра­зом потому, что про­ли­тие чело­ве­че­ской крови стоит в реши­тель­ном про­ти­во­ре­чии со служ­бой, совер­ша­е­мой свя­щен­ни­ком вообще, глав­ным дей­ствием кото­рой служит при­не­се­ние Бес­кров­ной Жертвы в таин­стве Евха­ри­стии»5).

Миро­лю­бие, кото­рое тре­бу­ется от слу­жи­теля алтаря Гос­подня, исклю­чает не только убий­ство, но и вообще склон­ность к ссоре и драке. Это нашло свое кано­ни­че­ское выра­же­ние в том, что лица, име­ю­щие сте­пени свя­щен­ства, под­ле­жат извер­же­нию, если бьют верных (27‑е апо­столь­ское пра­вило).

Сле­ду­ю­щее тре­бо­ва­ние, кото­рое цер­ков­ные пра­вила предъ­яв­ляют к кан­ди­дату в свя­щен­но­слу­жи­тели, заклю­ча­ется в его неко­ры­сто­лю­бии и несреб­ро­лю­бии. Одним из выра­же­ний коры­сто­лю­бия, кото­рого не должно быть у став­лен­ника, явля­ется взы­ма­ние про­цен­тов, а осо­бенно ростов­щи­че­ство (44‑е апо­столь­ское пра­вило; 17‑е пра­вило Пер­вого Все­лен­ского Собора; 10‑е пра­вило Трулль­ского Собора). Необ­хо­димо также ска­зать о вели­чай­шем и страш­ном грехе симо­нии. «При­сут­ствие греха симо­нии при постав­ле­нии на свя­щен­ную сте­пень, согласно пра­ви­лам, явля­ется таким обсто­я­тель­ством, кото­рое упразд­няет дей­ствие бла­го­дати, делает руко­по­ло­же­ние недей­стви­тель­ным».6) 29‑е апо­столь­ское пра­вило гласит: «Аще кто, епи­скоп или пре­сви­тер, или диакон, день­гами сие досто­ин­ство полу­чит, да будет извер­жен и он, и поста­вив­ший, и от обще­ния совсем да отсе­чется». Согласно 30-му апо­столь­скому пра­вилу, епи­скопы, кото­рые полу­чили свой сан через мир­ских началь­ни­ков, под­вер­га­ются извер­же­нию и отлу­че­нию.

Согласно ново­за­вет­ным писа­ниям, чело­век, гото­вя­щийся к пас­тыр­скому слу­же­нию, должен быть без­упреч­ным, то есть не давать осно­ва­ния ни для каких напа­док. Это отно­сится ко всему мораль­ному облику, но глав­ным обра­зом к цело­муд­рию. Оно должно про­яв­ляться как в браке, так и вне брака. Хри­сти­ан­ское созна­ние всегда рас­смат­ри­вало пре­лю­бо­де­я­ние, любо­де­я­ние и осталь­ные плот­ские грехи тяж­кими мораль­ными пре­ступ­ле­ни­ями, кото­рые влекли за собой дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в состо­я­нии отлу­че­ния. Само собой разу­ме­ется, что лица, повин­ные в этих пре­ступ­ле­ниях, не могли быть кан­ди­да­тами на слу­же­ния свя­щен­ни­че­ские. Тяжкие грехи (блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, содо­мия, гада­ние и чаро­дей­ство, двое­жен­ство, свя­то­тат­ство, отре­че­ние от веры), винов­ные в кото­рых в Древ­ней Церкви под­ле­жали пуб­лич­ному пока­я­нию, состав­ляют пре­пят­ствие к свя­щен­ству. 61‑е апо­столь­ское пра­вило поста­нов­ляет: «Аще верный обви­няем будет в любо­дей­стве, или в пре­лю­бо­дей­стве, или во ином каком запре­щен­ном деле, и обли­чен будет, да не вво­дится в клир».

В пас­тыр­ских посла­ниях упо­ми­на­ется еще об одном тре­бо­ва­нии, предъ­яв­ля­е­мом кан­ди­да­там в свя­щен­ство, а именно отсут­ствие неуме­рен­ного при­стра­стия к спирт­ному. Не осуж­дая упо­треб­ле­ние вина, апо­стол Павел несколько раз повто­рял в своих посла­ниях, что пья­ницы не насле­дуют цар­ствия Божия (1Кор. 6, 10; Гал. 5, 21; Еф. 5, 17–18). Среди апо­столь­ских правил име­ется два ука­за­ния, кото­рые под­вер­гают извер­же­нию или отлу­че­нию кли­ри­ков и верных, пре­дан­ных этому пороку (42‑е и 43‑е апо­столь­ские пра­вила). Есте­ственно, что миря­нин, стра­да­ю­щий этим поро­ком, не может быть кан­ди­да­том в свя­щен­ство.

Для того, чтобы хиро­то­ния была дей­стви­тель­ной и закон­ной, необ­хо­димо выпол­не­ние ряда усло­вий, кото­рые каса­ются не только став­лен­ника, но и руко­по­ла­га­ю­щего.

Власть совер­шать руко­по­ло­же­ния при­над­ле­жат епи­ско­пам, и только им, как пре­ем­ни­кам апо­сто­лов. Руко­по­ла­га­ю­щий архи­ерей должен быть пра­во­слав­ным, не ере­ти­ком, кано­ни­че­ски верно постав­лен­ным епи­ско­пом, и руко­по­ла­гать в соот­вет­ствии с кано­нами Церкви по уста­нов­лен­ному чину. Викар­ные архи­ереи и епи­скопы, ушед­шие на покой, могут руко­по­ла­гать лишь по бла­го­сло­ве­нию пра­вя­щего епи­скопа.

Сам чин хиро­то­нии непо­вто­ряем. Руко­по­ло­же­ние, еди­но­жды пра­вильно совер­шен­ное, не повто­ря­ется ни при каких усло­виях.

Все выше­при­ве­ден­ные тре­бо­ва­ния, выдви­га­е­мые кан­ди­дату в свя­щен­ство, явля­ются про­яв­ле­нием мате­рин­ской любви Церкви к своим чадам. Тот, кто реально не соче­тался со Хри­стом, не стал сооб­раз­ным Христу, не сможет при­ве­сти народ в Цар­ствие Божие. Из этого ясно сле­дует, что необ­хо­ди­мей­шим актом под­го­товки к руко­по­ло­же­нию явля­ется стрем­ле­ние к соот­вет­ствию тем пра­ви­лам и нормам, кото­рые Цер­ковь предъ­яв­ляет жела­ю­щему всту­пить в клир. Конечно, в совре­мен­ных усло­виях воз­ни­кают недо­уме­ния и затруд­не­ния. Можно ли в наше слож­ное время при­ме­нять эти пра­вила к тем, кого кре­стили в мла­ден­че­стве и потом не учили хри­сти­ан­ской жизни, кто лишь впо­след­ствии, уже успев согре­шить, пришел к осо­знан­ной вере и реши­тельно отри­нул от себя эти грехи? Можно ли при­ме­нять стро­гость цер­ков­ных кано­нов и к тем, кто хотя и кре­стился в зрелом воз­расте, но не был научен не только пра­ви­лам жизни, но даже и исти­нам веры? Без­условно, реше­ние подоб­ных вопро­сов при­над­ле­жит в каждом отдель­ном случае епи­скопу, кото­рый должен руко­по­ла­гать чело­века слож­ной жизни. Однако оче­видно, что хри­сти­ан­ская жизнь такого чело­века начи­на­ется только тогда, когда он обра­тился ко Христу созна­тельно и узнал в доста­точ­ной мере и о веро­уче­нии, и о пра­ви­лах Церкви. Под­твер­жде­ние этого нахо­дим в эпи­сто­ляр­ном насле­дии вели­чай­шего подвиж­ника бла­го­че­стия свя­ти­теля Игна­тия Брян­ча­ни­нова. В одном из своих писем он ука­зы­вает на то, что «… когда чело­век обно­вится пока­я­нием, тогда грехи юности его не пре­пят­ствуют ему забо­титься о душах ближ­них. Так пони­мала Цер­ковь издревле; и святой Нифонт, епи­скоп Кеса­рии Кипр­ской, по откро­ве­нию Божию, принял на себя обя­зан­но­сти пас­тыря, хотя в юности и под­вер­гался тяжким пре­ткно­ве­ниям. Житие его 23-го декабря…».7)

Осо­бенно этой мыслью об обнов­ле­нии пока­я­нием необ­хо­димо про­ник­нуться пер­вей­шим кан­ди­да­там в свя­щен­но­слу­жи­тели – вос­пи­тан­ни­кам духов­ных школ. Позна­вая не только тео­ре­ти­че­ски, но и опытно Христа, уча­щи­еся духов­ных учеб­ных заве­де­ний должны осо­зна­вать, что снис­хож­де­ние к немо­щам чело­века не отме­няет кано­ни­че­ские усло­вия руко­по­ло­же­ния и даль­ней­шего слу­же­ния пас­тыря.

Вместе с соот­вет­ствием чело­века кано­ни­че­ским усло­виям руко­по­ло­же­ния есть еще неко­то­рые при­знаки Божьего избран­ни­че­ства. Прежде всего это некое глу­бо­кое чув­ство­ва­ние самого чело­века, под­ска­зы­ва­ю­щее ему, что он должен стать свя­щен­ни­ком. Иногда оно появ­ля­ется еще в раннем воз­расте, иногда в зрелом и неожи­данно. Нередко это чув­ство­ва­ние носит харак­тер непо­ко­ле­би­мой внут­рен­ней убеж­ден­но­сти.

Чело­век, искренне жела­ю­щий стать пас­ты­рем овец Хри­сто­вых, должен усво­ить, что только сер­деч­ное при­зва­ние и соот­вет­ствие Бого­уста­нов­лен­ным зако­нам жиз­не­де­я­тель­но­сти Церкви явля­ется зало­гом успеш­ного и пло­до­твор­ного про­хож­де­ния пас­тыр­ского пути.


При­ме­ча­ния:

1 Иоанн Мосх. Луг Духов­ный. Гл. 149: изда­тель­ство Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, 1896. С. 177.
2 Афа­на­сьев Н., прот. Еккле­зио­ло­гия вступ­ле­ния в клир. – Киев: това­ри­ще­ство «Зад­руга», 1997. С. 78.
3 Там же. С. 79.
4 Гри­го­рий Бого­слов, свт. Собра­ние тво­ре­ний. – Т. 1. – Сер­гиев Посад, 1994. С. 309.
5 Нико­дим (Милаш), еп. Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001. С. 144.
6 Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право / Курс лекций. – М., 1994. С. – 140.
7 Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свт. Письма о подвиж­ни­че­ской жизни. – М.: Кру­тиц­кое Пат­ри­ар­шее подво­рье, 1995. С. 146.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки