Келейник

Аудио-версия статьи

***

Келе́йник. Поня­тие келей­ник / келей­ница (келей­ник жен­ского пола) про­ис­хо­дит от ср.-греч. κελλίον, – келлия, келья – 1) жилое поме­ще­ние в мона­стыре; 2) место житель­ства монаха. Как пра­вило, келья рас­счи­тана на неболь­шое коли­че­ство чело­век, часто одного или двух.

Мона­ше­ство-кел­ли­от­ство как зарож­де­ние прак­тики «келей­ни­че­ства»

Свя­то­оте­че­ская пись­мен­ность сооб­щает нам, что келей­ники появи­лись на самой заре мона­ше­ства. Так, уже у св. Мака­рия Вели­кого было двое особо при­бли­жен­ных уче­ни­ков, один из кото­рых выпол­нял обык­но­вен­ные для нашего вре­мени обя­зан­но­сти келей­ника.

Условно говоря, келей­ник — это слуга у монаха и/или свя­щен­ника более высо­кого звания, кото­рый осо­знанно и сво­бодно, по хри­сти­ан­ской любви, во благо спа­се­ния испол­няет довольно широ­кий спектр раз­лич­ных обя­зан­но­стей. Повто­рим, по отно­ше­нию к самому келей­нику глав­ная цель сов­мест­ного про­жи­ва­ния – духов­ное вос­пи­та­ние и пере­дача опре­де­лен­ной духов­ной тра­ди­ции от учи­теля к уче­нику.

Вслед­ствие такой важной цели иногда жизнь кел­лио­тов регла­мен­ти­ро­ва­лась, напри­мер, устав св. Саввы Освя­щен­ного пред­пи­сы­вал не остав­лять келлию уче­нику (т. е. келей­нику) без бла­го­сло­ве­ния на то игу­мена. В житии св. Сте­фана Сав­ва­ита († 794) мы встре­чаем упо­ми­на­ние о «чине уче­ника», то есть особом раз­ряде мона­ше­ского слу­же­ния, что пока­зы­вает посте­пен­ное оформ­ле­ние инсти­тута келей­ни­че­ства в хри­сти­ан­ской Церкви в VIII в. Ана­ло­гично и в житии прп. Иоанна Дамас­кина мы встре­чаем упо­ми­на­ние о том, что свой мона­ше­ский путь святой начи­нает на послу­ша­нии келей­ника.

«Келей­ни­че­ство» в обще­жи­тель­ных мона­сты­рях

В редких слу­чаях бога­тые насель­ники мона­стыря могли иметь келей­ни­ков, не из числа послуш­ни­ков, а, напри­мер, рабов или слуг. Однако, в рамках обще­жи­тель­ной тра­ди­ции с такой прак­ти­кой боро­лись. В част­но­сти, Типи­кон гру­зин­ского мона­стыря в Бол­га­рии, осно­ван­ный доме­сти­ком и визан­тий­ским пол­ко­вод­цем Гри­го­рием Паку­ри­а­ном в 1083 году запре­щает такую прак­тику: «Если кто из мта­ва­ров (т. е. князей) или живу­щих в рос­коши при­бу­дет сюда для мона­ше­ство­ва­ния и тако­вые будут тре­бо­вать предо­ста­вить им спе­ци­ально слугу или уче­ника, то [этого] не допус­каем, ибо если кто допу­стит и усту­пит им, то через это не только воз­ник­нут нера­вен­ство и раз­де­ле­ние среди бра­тьев и изме­не­ние правил обще­жи­тия, но и после­дуют даже боль­шой вред и нов­ше­ство».

В мона­ше­ской куль­туре келей­ник нередко ста­но­вился пре­ем­ни­ком игу­мена или старца. Напри­мер, прп. Никон, келей­ник прп. Сергия Радо­неж­ского, стал игу­ме­ном после смерти своего аввы.

«Келей­ни­че­ство» как образ жизни

Поня­тие «келей­ни­че­ство», про­ис­хо­дя­щее от «келей­ник», имеет зна­че­ние не только осо­бого инсти­тута мона­ше­ской жизни в Пра­во­сла­вии, но и особый тип рус­ской рели­ги­оз­но­сти в XIX веке – отход от мир­ской жизни без мона­стыря и мона­ше­ского пострига, но с соблю­де­нием нор­ма­ти­вов мона­ше­ской жизни и без­бра­чием. Данный тип рели­ги­оз­ной прак­тики по пре­иму­ще­ству встре­чался в сель­ской мест­но­сти цен­траль­ной России. «Келей­ни­ками» (или иначе, «чер­нич­ками») ста­но­ви­лись, как пра­вило, в пожи­лом воз­расте, выстра­и­вали неболь­шую хатку («келлию»), в кото­рой жили. Помимо актив­ной цер­ков­ной жизни на при­ходе «келей­ник» изучал, по воз­мож­но­сти, духов­ную лите­ра­туру дома и молился. Подчас келей­ни­че­ство дере­вен­ских бла­го­че­сти­вых веру­ю­щих закан­чи­ва­лось их уходом в мона­стырь, в неко­то­рых слу­чаях из «келей­ни­ков» в одном месте могла сло­житься община, кото­рая затем ста­но­ви­лась мона­сты­рем (напри­мер, Тих­вин­ский мона­стырь в г. Бузу­луке Орен­бург­ской обла­сти, осно­ван­ный бывшей «келей­ни­цей» игу­ме­ньей Евге­нией).

«Келей­ни­че­ство» в ста­ро­об­ряд­че­стве

Помимо этого, слово «келей­ник» исполь­зу­ется в каче­стве назва­ния ста­ро­спа­сов­ского толка Спа­сова согла­сия (нетов­цев) ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев, не име­ю­щих собор­ных молитв, но име­ю­щих молен­ные, в кото­рых молитва совер­ша­ется по келей­ному пра­вилу.

Келей­ники как личные помощ­ники цер­ков­ных долж­ност­ных лиц

Сего­дня поня­тие «келей­ник» имеет и «вне­мо­на­стыр­ское» упо­треб­ле­ние. Так, если для мона­ше­ской тра­ди­ции келей­ни­че­ство пер­во­оче­редно было спо­со­бом духов­ного настав­ле­ния и вос­пи­та­ния, то сего­дня келей­ни­че­ство, осо­бенно вне мона­стыря, ста­но­вится усе­чён­ной своего рода долж­но­стью лич­ного помощ­ника. Келей­ница про­жи­вает и обслу­жи­вает мона­хиню-ста­рицу или намест­ницу мона­стыря, игу­ме­нью и пр., келей­ник, соот­вет­ственно, обслу­жи­вает монаха муж­ского пола, а также долж­ност­ных и санов­ных лиц духов­ного звания, напри­мер, намест­ни­ков мона­сты­рей, архи­ереев и пр. Однако, в совре­мен­ной Рус­ской Церкви келей­ница / келей­ник чаще всего не про­жи­вает со своим «настав­ни­ком» сов­местно в одной келье, квар­тире или доме. Подчас про­жи­вает рядом, то есть сосед­ствует.

Келей­ник имеет широ­кий спектр обя­зан­но­стей, по сути, объ­еди­няя в себе долж­ность лич­ного сек­ре­таря (пись­мо­во­ди­тель­ство, состав­ле­ние гра­фика долж­ност­ного лица), убор­щика (следит за чисто­той кельи), гор­нич­ного (орга­ни­зует быт про­жи­ва­ю­щего в келье старца, напри­мер, сти­рает и гладит его одежду, и пр.), води­теля, повара и пр.

Нередко, келей­ник цер­ков­ного долж­ност­ного лица явля­ется послуш­ни­ком мона­стыря или даже мона­хом и, как след­ствие, носит соот­вет­ству­ю­щую одежду. Свя­ти­тель Тихон, пат­ри­арх Все­рос­сий­ский, долгие годы имел келей­ника-миря­нина Иакова Поло­зова, кото­рый был убит во время поку­ше­ния на своего руко­во­ди­теля в 1924 году.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки