Келейник

Литература по теме

Келе́йник / келейница (келейник женского пола) происходит от ср.-греч. κελλίον, – келлия, келья

1) жилое помещение в монастыре;
2) место жительства монаха. Как правило, келья рассчитана на небольшое количество человек, часто одного или двух.

Монашество-келлиотство как зарождение практики «келейничества»

Святоотеческая письменность сообщает нам, что келейники появились на самой заре монашества. Так, уже у св. Макария Великого было двое особо приближенных учеников, один из которых выполнял обыкновенные для нашего времени обязанности келейника.

Условно говоря, келейник – это слуга у монаха и/или священника более высокого звания, который осознанно и свободно, по христианской любви, во благо спасения исполняет довольно широкий спектр различных обязанностей. Повторим, по отношению к самому келейнику главная цель совместного проживания – духовное воспитание и передача определенной духовной традиции от учителя к ученику.

Вследствие такой важной цели иногда жизнь келлиотов регламентировалась, например, устав св. Саввы Освященного предписывал не оставлять келлию ученику (т. е. келейнику) без благословения на то игумена. В житии св. Стефана Савваита († 794) мы встречаем упоминание о «чине ученика», то есть особом разряде монашеского служения, что показывает постепенное оформление института келейничества в христианской Церкви в VIII в. Аналогично и в житии прп. Иоанна Дамаскина мы встречаем упоминание о том, что свой монашеский путь святой начинает на послушании келейника.

«Келейничество» в общежительных монастырях

В редких случаях богатые насельники монастыря могли иметь келейников, не из числа послушников, а, например, рабов или слуг. Однако, в рамках общежительной традиции с такой практикой боролись. В частности, Типикон грузинского монастыря в Болгарии, основанный доместиком и византийским полководцем Григорием Пакурианом в 1083 году запрещает такую практику: «Если кто из мтаваров (т. е. князей) или живущих в роскоши прибудет сюда для монашествования и таковые будут требовать предоставить им специально слугу или ученика, то [этого] не допускаем, ибо если кто допустит и уступит им, то через это не только возникнут неравенство и разделение среди братьев и изменение правил общежития, но и последуют даже большой вред и новшество».

В монашеской культуре келейник нередко становился преемником игумена или старца. Например, прп. Никон, келейник прп. Сергия Радонежского, стал игуменом после смерти своего аввы.

Митрополит Антоний
Митрополит Антоний (Храповицкий) и его келейник архимандрит Феодосий в монастыре Высокие Дечаны

«Келейничество» как образ жизни

Понятие «келейничество», происходящее от «келейник», имеет значение не только особого института монашеской жизни в Православии, но и особый тип русской религиозности в XIX веке – отход от мирской жизни без монастыря и монашеского пострига, но с соблюдением нормативов монашеской жизни и безбрачием. Данный тип религиозной практики по преимуществу встречался в сельской местности центральной России. «Келейниками» (или иначе, «черничками») становились, как правило, в пожилом возрасте, выстраивали небольшую хатку («келлию»), в которой жили. Помимо активной церковной жизни на приходе «келейник» изучал, по возможности, духовную литературу дома и молился. Подчас келейничество деревенских благочестивых верующих заканчивалось их уходом в монастырь, в некоторых случаях из «келейников» в одном месте могла сложиться община, которая затем становилась монастырем (например, Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской области, основанный бывшей «келейницей» игуменьей Евгенией).

Келейники как личные помощники церковных должностных лиц

Сегодня понятие «келейник» имеет и «внемонастырское» употребление. Так, если для монашеской традиции келейничество первоочередно было способом духовного наставления и воспитания, то сегодня келейничество, особенно вне монастыря, становится усечённой своего рода должностью личного помощника. Келейница проживает и обслуживает монахиню-старицу или наместницу монастыря, игуменью и пр., келейник, соответственно, обслуживает монаха мужского пола, а также должностных и сановных лиц духовного звания, например, наместников монастырей, архиереев и пр. Однако, в современной Русской Церкви келейница / келейник чаще всего не проживает со своим «наставником» совместно в одной келье, квартире или доме. Подчас проживает рядом, то есть соседствует.

Келейник имеет широкий спектр обязанностей, по сути, объединяя в себе должность личного секретаря (письмоводительство, составление графика должностного лица), уборщика (следит за чистотой кельи), горничного (организует быт проживающего в келье старца, например, стирает и гладит его одежду, и пр.), водителя, повара и пр.

Нередко, келейник церковного должностного лица является послушником монастыря или даже монахом и, как следствие, носит соответствующую одежду. Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, долгие годы имел келейника-мирянина Иакова Полозова, который был убит во время покушения на своего руководителя в 1924 году.

Цитаты о келейнике

«Все, что мы сказали об имеющих женщин-сожительниц, подходит и к тем, кто держат в домах безбородых юношей и живут вместе с ними. Поэтому великий Григорий в своих стихах советует не только невинному юноше, но и всякому, а особенно клирику или монаху, избегать сожительства с такими молодыми людьми: Мужа всякого избегай, сожителя же – более всех (Greg. Nazianz. Carm. moral. 2 // PG 37, 586A). А Василий Великий в подвижническом слове об отречении говорит: Если ты молод телом или хотя стар телом, но молод умом, избегай как огня близких отношений с юными. Ибо многих враг, попалив огнем похоти к таким юношам, предал огню вечному, под предлогом духовной любви низринув их в пропасть содомлян (Basil. Magn. De renuntiat. saec. 5 // PG 31, 637B). Ведь те, кто имеют таких юношей (как говорит тот же Василий в слове о девстве), приходя в возбуждение при воображении того предмета, к которому по природе восприняли любовное устремление, т. е. при воображении женщины, в дальнейшем из-за своей естественной наклонности принуждаются совершать противоестественное беззаконие, отыскивая женщину в мужчине (Idem. De virgin. 45 // PG 30, 757C). А поскольку у них нет возможности унять свою неуместную любовь через противоестественное соитие с мужчиной, они претерпевают то же, что и имеющие женщин-сожительниц. Они, устремляя взоры, – говорит тот же Василий в вышеупомянутом слове об отречении, – на лица безбородых и получив семя похоти от врага и сеятеля зол диавола, пожинают снопы растления и погибели (Basil. Маgn. De renuntiat. saec. 5 // PG 31, 637C). Любителям истории хорошо известны достойные многих слез несчастья, которые в разные времена произошли в мире от безбородых юношей: много погибло великих лавр и монастырей, и много душ людских попало в адовы силки».
Прп. Никодим Святогорец. Примечание к толкованию 3-го канона I Вселенского собора

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka