Миросозерцание

***

Миросозерца́ние — 1) глу­бо­кое, вни­ма­тель­ное, вдум­чи­вое наблю­де­ние за окру­жа­ю­щим миром; созер­ца­ние пред­ме­тов, про­цес­сов, явле­ний окру­жа­ю­щего мира в их цель­но­сти; 2) глу­бо­кие раз­мыш­ле­ния о смысле, про­ис­хож­де­нии, бытии мира; 3) миро­по­ни­ма­ние.

***

Чем христианское миросозерцание отличается от не христианского?

Будучи Божьим тво­ре­нием, мир отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Творца (см.: Тво­ре­ние из ничего). В этом смысле утвер­жда­ется, что он явля­ется про­по­вед­ни­ком есте­ствен­ного Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, Боже­ствен­ной Славы (Рим.1:20) (см. подроб­нее: Что такое есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие и есте­ствен­ное бого­по­зна­ние?).

Стало быть, пра­виль­ное созер­ца­ние мира, миро­устрой­ства спо­собно воз­ве­сти чело­ве­че­ский разум к зна­ниям о Творце. В прин­ципе эти знания доступны всем людям, всем наро­дам земли (Пс.96:6). Между тем, мы не видим, чтобы все люди равно испо­ве­до­вали веру в Бога.

Иудеям, а затем и хри­сти­а­нам, при­дер­жи­вав­шимся Божьего закона, миро­со­зер­ца­ние напо­ми­нало об Истин­ном Боге, Едином и Все­со­вер­шен­ном Творце (Иов.12:7–9).

В то же время языч­ники, иссле­дуя мир, обо­го­тво­ряли мате­ри­аль­ные объ­екты (стихии, дере­вья, живот­ных, людей), при­ду­мы­вали для себя фан­та­сти­че­ских, мифо­ло­ги­че­ских богов.

Мате­ри­а­ли­сты, созер­цая дей­стви­тель­ность, утвер­жда­лись во мнении, что Бога и вовсе не суще­ствует, что учение о Творце и тво­ре­нии — плод фан­та­зий цер­ков­ни­ков; мир сфор­ми­ро­вал себя сам из вечно суще­ству­ю­щей мате­рии, согласно сте­че­нию обсто­я­тельств и есте­ствен­ным, объ­ек­тив­ным зако­нам.

Но почему, наблю­де­ние за одной и той же все­лен­ной, за одними и теми же её про­яв­ле­ни­ями иногда при­во­дит людей к диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ным воз­зре­ниям на мир?

С одной сто­роны, это обу­слов­лено гре­хов­но­стью чело­ве­че­ской души, повре­жде­нием её сил и спо­соб­но­стей. С другой сто­роны, раз­ность во взгля­дах на мир объ­яс­ня­ется раз­но­стью инди­ви­ду­аль­ных миро­воз­зрен­че­ских осо­бен­но­стей.

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин взи­рает на мир в свете Еван­гель­ской про­по­веди, в свете Боже­ствен­ной бла­го­дати, смот­рит так, как ему запо­ве­до­вал смот­реть Гос­подь Иисус Хри­стос. Хри­сти­а­нин во всем добром видит Боже­ствен­ный Про­мысл, дес­ницу Бла­гого Творца (Деян.17:28).

Языч­ник же взи­рает на мир по-дру­гому: через призму сфор­ми­ро­вав­шихся в его созна­нии язы­че­ских сте­рео­ти­пов, равно как мате­ри­а­лист — через призму своих. При этом и языч­ник, и мате­ри­а­лист нахо­дятся под гораздо боль­шим вли­я­нием падших духов, нежели хри­сти­а­нин.

Отка­заться от сло­жив­шихся и уко­ре­нив­шихся в разуме сте­рео­ти­пов не так-то и просто. Иногда апо­сто­лам, и даже Христу, при­хо­ди­лось при­кла­ды­вать немало усилий, чтобы научить чело­века смот­реть на мир по-дру­гому.

Наи­бо­лее чистое миро­со­зер­ца­ние свой­ственно хри­сти­ан­ским святым.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки