Когда умер Адам?

мит­ро­по­лит Калуж­ский и Боров­ский Кли­мент

«В день, в кото­рый ты вку­сишь от него (от дерева позна­ния добра и зла), смер­тью умрешь» (Быт. 2:17) – слово Гос­подне бук­вально испол­ни­лось на Адаме: чело­век умер.

Но из Свя­щен­ного Писа­ния известно, что Адам жил 930 лет. Не ска­зано, сколько про­жила Ева, но, видимо, при­мерно столько же. Тогда как сов­ме­стить момен­таль­ную смерть и долгую жизнь Адама после гре­хо­па­де­ния?

Чтобы разо­браться в этом вопросе, надо знать, что словом «смерть» обо­зна­ча­ются разные реалии. Обычно смер­тью назы­вают окон­ча­ние суще­ство­ва­ния орга­низма в физи­че­ском мире, когда пре­кра­ща­ется его жиз­не­де­я­тель­ность и начи­на­ется распад. Этими пред­став­ле­ни­ями огра­ни­чи­ва­ются био­ло­гия как наука и мате­ри­а­ли­сты, не при­зна­ю­щие суще­ство­ва­ние души.

По учению Церкви, в момент смерти душа поки­дает тело, и оно пре­вра­ща­ется в то, чем явля­ется от сотво­ре­ния, – в земной прах, лишен­ный чувств, жела­ний, воли, неспо­соб­ный дви­гаться, мыс­лить и вообще само­сто­я­тельно суще­ство­вать. Все это спо­соб­но­сти живой души, кото­рая сооб­щает их телу. Утра­тив связь с душой, тело ста­но­вится мерт­вым и под­ле­жит раз­ло­же­нию.

Но и душа, подобно телу, может уме­реть. Чело­ве­че­ской душе жизнь дает Бог, и ее смерть заклю­ча­ется в раз­лу­че­нии с Ним. При этом она не пре­кра­щает своей жиз­не­де­я­тель­но­сти, как это про­ис­хо­дит с телом. Ведь душа чело­века создана вечной. Но вне Бога она исполь­зует свои спо­соб­но­сти совсем не в тех целях, для кото­рых была сотво­рена. Как только душа утра­чи­вает связь с Богом, начи­на­ется ее уми­ра­ние.

В книге Бытия ска­зано, что био­ло­ги­че­ская смерть Адама насту­пила в воз­расте 930 лет (Быт. 5:5). А для един­ства с Богом он умер сразу же, вкусив плод запрет­ного дерева. С этого момента Адам, кото­рый «был создан по подо­бию Творца бес­смерт­ным, вслед­ствие того, что более силь­ный Дух (Божий) отде­лился от него, ста­но­вится смерт­ным», – пояс­нял во II веке хри­сти­ан­ский писа­тель Татиан.

Так чело­век начал каче­ственно новое суще­ство­ва­ние, в кото­ром соче­та­ется био­ло­ги­че­ская жизнь и духов­ная смерть. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) писал, что все потомки Адама рож­да­ются «уби­тыми» вечной смер­тью, но не ощу­щают этого, так как ни один мерт­вец не чув­ствует своей мерт­вен­но­сти. При этом чело­век может раз­ви­вать кипу­чую дея­тель­ность, отта­чи­вать свой интел­лект или твор­че­ские спо­соб­но­сти, но все это не реа­ли­зует его как бого­по­доб­ную лич­ность, как образ Божий, как источ­ник сакраль­ного веде­ния для всего тво­ре­ния.

Это неесте­ствен­ное для чело­века суще­ство­ва­ние святые отцы назы­вают смерт­но­стью. В Свя­щен­ном Писа­нии оно пере­дано под обра­зом кожа­ной одежды, по-цер­ков­но­сла­вян­ски – ризы. Читая, что Бог одел Адама и Еву в «одежды кожа­ные» (Быт. 3:21), надо пони­мать, что речь идет не о той верх­ней одежде, кото­рую мы носим, и не о зве­ри­ных шкурах, в кото­рых изоб­ра­жают пер­во­быт­ных людей. Этими сло­вами изоб­ра­жена изуро­до­ван­ная грехом чело­ве­че­ская при­рода. Подобно одежде, она закрыла собой то есте­ство, кото­рым обла­дал пер­во­здан­ный Адам: бес­смерт­ное, тон­чай­шее, испол­нен­ное славой Божией, оза­рен­ное светом бого­ве­де­ния.

Почему она названа кожей, а не другим мате­ри­а­лом? Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский писал, что в Библии не слу­чайно упо­ми­на­ются одежды из мерт­вых шкур: тем самым изоб­ра­жа­ется, что смерт­ность была взята от при­роды нера­зум­ных живот­ных и наки­нута на при­роду чело­ве­че­скую, сотво­рен­ную для бес­смер­тия. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) пояс­няет, что в итоге гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ское тело ока­за­лось в одном раз­ряде с телами живот­ных, стало суще­ство­вать их жизнью и пре­вра­ти­лось в гроб и тем­ницу для души.

Но образ кожа­ных риз отра­жает состо­я­ние не только тела, а всего чело­ве­че­ского есте­ства, вклю­чая душу. Создан­ный из без­жиз­нен­ного веще­ства Адам стал живой душой, будучи ожив­лен бла­го­дат­ным дыха­нием Божиим. Отпав от Гос­пода, он вновь обра­ща­ется в мерт­вен­ный прах. В его теле запус­ка­ется про­цесс тления, кото­рый завер­ша­ется физи­че­ской смер­тью. Его душа начи­нает жить чув­ствен­ными, живот­ными удо­воль­стви­ями. И даже разум­ная часть души – высшее, духов­ное начало чело­века, вместо устрем­ле­ния к Творцу опус­ка­ется до обслу­жи­ва­ния телес­ных и душев­ных стрем­ле­ний к насла­жде­нию мате­ри­аль­ным миром.

Очень трудно пере­дать, насколько неесте­ствен­ным для чело­века явля­ется его нынеш­нее состо­я­ние, насколько оно не похоже на ту при­роду, кото­рую Творец изна­чально дал чело­веку. Эта раз­ница откры­ва­ется только святым подвиж­ни­кам, кото­рые путем пока­я­ния дости­гают высот духов­ного состо­я­ния.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки