Про­све­щен­ство

***

Просвеще́нство – вера во все­си­лие чело­ве­че­ского рас­судка и пре­кло­не­ние, дохо­дя­щее до идо­ло­по­клон­ства, перед дости­же­ни­ями и выво­дами есте­ствен­ных наук. Автор тер­мина – фило­соф Н.Н. Стра­хов (1828–96).

«Про­све­щен­ство» озна­чает наив­ную веру в разум, науку, про­гресс, веру во все­силь­ность эко­но­мики, тех­ники, сов­ме­ща­е­мую с пре­зре­нием к рели­гии, фило­со­фии, чистому искус­ству за их якобы бес­по­лез­ность или даже вред­ность. В исто­рии рус­ской интел­ли­ген­ции «про­све­щен­ство», с легкой руки Белин­ского, уко­ре­ни­лось и дало свои плоды в лице позд­ней­ших шести­де­сят­ни­ков и отча­сти в лице боль­ше­визма.…

«Про­све­щен­ство» есть отри­ца­ние глу­бин­но­сти, мно­го­этаж­но­сти мира. «Про­све­щенцу» мир кажется рас­по­ло­жен­ным как бы в одной плос­ко­сти. В основе «про­све­щен­ства» лежит слепая вера в науку, кото­рая ничего общего не имеет с под­лин­ной науч­но­стью, раз­ре­ша­ю­щей про­блемы с тем, чтобы поста­вить новую про­блему. Оно есть слепая вера во все­мо­гу­ще­ство чело­ве­че­ского рас­судка, кото­рая опять-таки ничего не имеет общего с верой в разум. Разум сознает, что кар­тина мира не исчер­пы­ва­ется раци­о­на­ли­сти­че­скими схе­мами, в то время как рас­су­док не сознает своих соб­ствен­ных границ…».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки