Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева

Оглав­ле­ние


К вопросу о лока­ли­за­ции места погре­бе­ния пра­отца Адама

Веро­ятно, боль­шин­ство пра­во­слав­ных людей, при­кла­ды­ва­ясь к Рас­пя­тию Христа Спа­си­теля, обра­щали вни­ма­ние на ико­но­гра­фию этого образа, а именно – в нижней части, под осно­ва­нием Гол­гоф­ского Креста, тра­ди­ци­онно изоб­ра­жа­ется череп и две пере­кре­щен­ные кости.

Пре­да­ние сохра­нило рас­сказ, согласно кото­рому Спа­си­тель мира Гос­подь Иисус Хри­стос был распят на месте древ­ней могилы пра­отца Адама, и кровь Бого­че­ло­века, сте­ка­ю­щая по осно­ва­нию Креста, попала на главу погре­бен­ного здесь пер­вого чело­века, чем и был смыт грех пра­отца, совер­шен­ный в Эдем­ском саду.

С повест­во­ва­нием этого пре­да­ния знаком, навер­няка, любой воцер­ко­в­лен­ный чело­век, вни­ма­тельно вслу­ши­ва­ю­щийся в бого­слу­жеб­ные тексты празд­ника Воз­дви­же­ния Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста, Кре­сто­по­клон­ной Недели (3‑е вос­кре­се­нье Вели­кого Поста) и Страст­ной Сед­мицы.

Но с опре­де­лен­ным недо­уме­нием я столк­нулся тогда, когда первую книгу-путе­во­ди­тель о Святой Земле, напи­сан­ную после неод­но­крат­ных поез­док в Изра­иль, только забрав из типо­гра­фии, я пода­рил своему учи­телю – про­фес­сору Киев­ской духов­ной ака­де­мии. Его вни­ма­ние при­ко­вала фото­гра­фия, сде­лан­ная мной в Хев­роне на могиле пра­от­цев, точнее не фото­гра­фия, а под­пись к ней, кото­рая сооб­щала: «Бал­да­хин над местом погре­бе­ния Адама».

«А кто тогда погре­бен на Гол­гофе, под тем местом, где был распят Спа­си­тель?» – этот вопрос почтен­ного про­фес­сора подвиг меня к созда­нию опре­де­лен­ного ком­мен­та­рия к этой под­писи, так как инфор­ма­ция о захо­ро­не­нии пра­отца Адама в Хев­роне явля­ется мало­до­ступ­ной в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Хотя, с другой сто­роны, для моно­те­и­сти­че­ского иуда­изма именно пещера пра­от­цев в Хев­роне явля­ется тем местом, где по сей день нахо­дятся останки пер­вого чело­века.

Как согла­со­вать хри­сти­ан­скую тра­ди­цию и пре­да­ние Мид­ра­шей (Мидраш – מִדְרָשׁ, бук­вально «изу­че­ние», «тол­ко­ва­ние», жанр лите­ра­туры гомиле­ти­че­ского харак­тера, пред­став­лен­ный в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под назва­нием мид­раши име­ется в виду собра­ние тек­стов, кото­рое вклю­чает биб­лей­ские экзе­гезы, пуб­лич­ные про­по­веди и т.д., обра­зу­ю­щие после­до­ва­тель­ный ком­мен­та­рий к книгам Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета).

Для этого мы пред­ло­жим посе­тить древ­ний Хеврон и при­от­крыть тайну Пещеры Пра­от­цев – Меарат ха-Мах­пела.

Ulicy Hevrona 2 - Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева
Улицы Хев­рона

«Ворота юга»

«Ворота юга» – именно такое назва­ние Хеврон полу­чил у коче­вых семит­ских кланов, кото­рые, пере­го­няя свои стада в поис­ках новых паст­бищ, обя­за­тельно попа­дали по дороге из Иеру­са­лима, направ­ля­ясь в Вир­са­вию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашке­лон, в этот древ­ний мега­по­лис с гаран­ти­ро­ван­ной ком­форт­ной сто­ян­кой для кочев­ни­ков с мно­го­чис­лен­ными колод­цами, необ­хо­ди­мыми для скота.

Хеврон рас­по­ло­жен в южной части горной Иудеи в цве­ту­щей горной долине, нахо­дя­щейся на высоте 925 м над уров­нем моря и окру­жен­ной высо­кими горами. Вокруг совре­мен­ного Хев­рона много мусуль­ман­ских дере­вень, жители кото­рых зани­ма­ются, как и в дале­ком про­шлом, зем­ле­де­лием и ско­то­вод­ством. Добраться до Хев­рона сего­дня можно из Иеру­са­лима по шоссе «ха-Минаро», минуя Виф­леем, а затем, про­дол­жая путь по маги­страли «Океф Хал­хуль», через 16 км вас встре­тит седой Хеврон.


Под снай­пер­ским при­це­лом

Посе­ще­ние этого города сего­дня сопря­жено с опре­де­лен­ными труд­но­стями. В совре­мен­ном Хев­роне очень часто слу­ча­ются столк­но­ве­ния между еврей­скими посе­лен­цами и ара­бами. Нахо­дясь в адми­ни­стра­тив­ном под­чи­не­нии Пале­стин­ской Авто­но­мии, город окру­жен изра­иль­скими армей­скими блок­по­стами, что ослож­няет его посе­ще­ние. Хеврон явно не то место, где можно бли­стать зна­нием иврита. Более того, «это един­ствен­ное место на Запад­ном берегу, где не стоит оста­нав­ли­ваться с ночев­кой», о чем пре­ду­пре­ждают многие путе­во­ди­тели бес­страш­ных тури­стов и палом­ни­ков в этот биб­лей­ский город.

Если согласно совре­мен­ной идиоме «Изра­иль – это лак­му­со­вая бумажка для всего мира», то совре­мен­ный Хеврон – это лак­му­со­вая бумажка арабо-изра­иль­ского про­ти­во­сто­я­ния. Сего­дня город раз­де­лен на две части: араб­ский квар­тал и квар­тал, где про­жи­вают еврей­ские посе­ленцы.

Когда дви­жемся от КПП к зна­ме­ни­той Пещере Пра­от­цев, нас немного тре­во­жит при­сталь­ное вни­ма­ние за любыми пере­дви­же­ни­ями (в данном случае, за вашими) изра­иль­ских пат­ру­лей, рас­по­ло­жен­ных почти через каждые 50 метров. Подняв голову, нетрудно заме­тить снай­пе­ров на крышах домов и на наблю­да­тель­ных вышках. Стоит вам откло­ниться от марш­рута, как, откуда ни возь­мись, появ­ля­ется пуле­не­про­би­ва­е­мый джип или запы­лен­ный воен­ный «Hummer» с тор­ча­щими антен­нами, из кото­рого вас обя­за­тельно попро­сят предъ­явить доку­менты. В целом, все при­звано намек­нуть гостю Хев­рона о том, что в целях его же без­опас­но­сти марш­рут палом­ника или тури­ста про­ду­ман до мело­чей, и поэтому не стоит импро­ви­зи­ро­вать.

При­ме­ча­тельно, что между квар­та­лами евреев и арабов нет сво­бод­ного сооб­ще­ния, и только ино­стра­нец, поль­зу­ясь своим ней­траль­ным поло­же­нием, может посе­тить обе части Хев­рона. Причем, попав в пале­стин­скую часть города, он обра­щает вни­ма­ние на то, что здесь Хеврон живет при­выч­ной жизнью ближ­не­во­сточ­ных араб­ских горо­дов с тра­ди­ци­он­ными авто­мо­биль­ными проб­ками, шумом клак­со­нов машин, запе­вом муэд­зи­нов, зазы­ва­нием улич­ных тор­гов­цев и т. д. Куда-то про­пали бетон­ные заграж­де­ния, пат­рули, снай­перы и кило­метры колю­чей про­во­локи…


Первая недви­жи­мость на Святой Земле

Среди четы­рех биб­лей­ских горо­дов Изра­иля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иеру­са­лим, Хеврон), сохра­нив­шихся до сего дня, Хеврон – самый древ­ний. Пат­ри­арх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу в каче­стве пер­вого места для посе­ле­ния на тер­ри­то­рии Святой Земли. Именно в Хев­роне он купил первый земель­ный надел – пещеру Мах­пела – для погре­бе­ния своей жены Сарры (Быт.23:8–17). В этой пещере Авраам заве­щал похо­ро­нить и себя.

Текст Свя­щен­ного Писа­ния пере­дает детально про­цесс при­об­ре­те­ния в соб­ствен­ность именно этого участка с гротом в Хев­роне. Для пат­ри­арха Авра­ама было прин­ци­пи­ально важным при­об­ре­сти именно эту пещеру для погре­бе­ния Сарры. Почему?

Kenotaf nad grobnicei pramateri Sarry small - Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева
Кено­таф над гроб­ни­цей пра­ма­тери Сарры

Мидраш – Устная Тора, допол­няет биб­лей­ское повест­во­ва­ние: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, кото­рого хотел зако­лоть для трех своих таин­ствен­ных гостей – анге­лов. Вол привел его прямо к пещере Мах­пела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того пер­во­здан­ного света, кото­рый Бог уго­то­вал для пра­вед­ни­ков и вдох­нул сла­дост­ный аромат, исхо­дя­щий из Эдем­ского сада. Авраам услы­шал голоса анге­лов: «Здесь захо­ро­нен Адам. Здесь также упо­ко­ятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера явля­ется входом в Эдем­ский сад, и именно с тех пор он хотел полу­чить её для захо­ро­не­ния».

Книга «Зоар» под­твер­ждает повест­во­ва­ния Мид­ра­шей, сооб­щая о том, как пра­о­тец Адам после изгна­ния из Эдем­ского сада одна­жды про­хо­дил мимо и узнал в свете, исхо­дя­щем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь нахо­дится тун­нель, соеди­ня­ю­щий наш земной мир и мир Горний, тун­нель, по кото­рому под­ни­ма­ются к Богу наши молитвы, а души попа­дают в Веч­ность после смерти тела. Поэтому заве­щал Адам похо­ро­нить себя только в этой пещере.

Про­да­вая пещеру Мах­пела, хет­тиец Эфрон не дога­ды­вался о её свя­то­сти. Он не видел в этой пещере ничего цен­ного и пер­во­на­чально даже хотел отдать её Авра­аму даром, без всякой оплаты. Но при­об­ре­тен­ная соб­ствен­ность была наде­лена гаран­тией того, что в буду­щем потомки Авра­ама смогут вла­деть этим местом и счи­таться пол­но­прав­ными хозя­е­вами. В при­сут­ствии всех хет­тий­цев Авраам под­пи­сал дого­вор с Эфро­ном, причем было опре­де­лено точное рас­по­ло­же­ние земель­ного участка и его гра­ницы.

Лишь после того, как сделка была оформ­лена пись­менно, и закон­ное право соб­ствен­но­сти на пещеру было опре­де­лено на все гря­ду­щие вре­мена, Авраам похо­ро­нил жену. Причем, Мидраш подробно опи­сы­вает погре­бе­ние Сарры, кото­рое сопро­вож­да­лось чудес­ными явле­ни­ями: «Стоило Авра­аму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева под­ня­лись из своих могил и напра­ви­лись на встречу. При этом они ска­зали, что чув­ствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои доб­ро­де­тели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучи­лись больше от стыда», – сказал им Авраам. Услы­шав эти слова, Адам успо­ко­ился и вер­нулся в свою могилу, но Ева упи­ра­лась до тех пор, пока Авраам не захо­ро­нил её снова».

Interer Mearat ha Mahpela - Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева
Инте­рьер Меарат ха-Мах­пела

Тайна пещеры Мах­пела

Древ­не­ев­рей­ское назва­ние מַּכְפֵּלָה «Мах­пела» интер­пре­ти­ру­ется в рав­ви­ни­сти­че­ской лите­ра­туре, как ука­зы­ва­ю­щее на двой­ную пещеру или отно­ся­ще­еся к парам, похо­ро­нен­ным там.

В погре­баль­ном гроте Мах­пела, согласно тал­му­ди­че­ским источ­ни­кам (Вави­лон­ский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Бере­шит-рабба, 58), были погре­бены пра­о­тец Адам и Ева, а также пат­ри­архи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захо­ро­не­ние в Хев­роне четы­рех пар пра­от­цев выра­жено ещё в одном древ­не­ев­рей­ском назва­нии Хев­рона – קִרְיַת־אַרְבַּע «Кирьят-Арба».

А само слово חֶבְרוֹן «Хеврон» вос­хо­дит к корню, состо­я­щему из букв хет, бет, реш. Из тех же букв обра­зу­ются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и озна­чают – «объ­еди­не­ние». То есть, полу­ча­ется, что Кирьят-Арба – место объ­еди­не­ния четы­рех пар (на иврите אַרְבַּע «арба» – четыре). Таким обра­зом, изна­чально Хеврон в созна­нии изра­иль­тян утвер­дился как «город Пра­от­цев».

Когда мы гово­рим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела», или в рус­ской тра­ди­ции – Пещера Пра­от­цев, как пра­вило, мы имеем в виду гран­ди­оз­ное соору­же­ние над самими пеще­рами. Спу­ститься же во внутрь, в сами пещеры, где погре­бены биб­лей­ские пат­ри­архи, за всю исто­рию Хев­рона дове­лось всего несколь­ким людям.

При­ме­ча­тельно, что воз­ве­де­ние этого мону­мен­таль­ного соору­же­ния, нахо­дя­ще­гося в цен­траль­ной части совре­мен­ного Хев­рона со сте­нами высо­той 12 м, при­над­ле­жит царю Иудеи – Ироду Вели­кому. Это вели­че­ствен­ное стро­е­ние состоит из камен­ных блоков (наи­боль­ший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый после­ду­ю­щий блок нави­сает на преды­ду­щий всего лишь на 1,5 см. Верх­няя грань блоков шире нижней. Поверх­ность стен Меарат ха–Махпела напо­ми­нает Запад­ную Стену Хра­мо­вой горы (Стену Плача) в Иеру­са­лиме.

Изна­чально стро­е­ние было, по всей веро­ят­но­сти, без крыши. В визан­тий­скую эпоху южная око­неч­ность здания была пре­вра­щена в цер­ковь, освя­щен­ную в честь пат­ри­арха Авра­ама. Это никак не ска­за­лось на воз­мож­но­сти евреев посе­щать эту свя­тыню. Хри­сти­ане вхо­дили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четы­рех сторон были постро­ены гале­реи. Заво­е­вав Пале­стину, арабы пору­чили евреям, в бла­го­дар­ность за их под­держку, надзор за пеще­рой. Над­зи­ра­тель за свя­ты­ней полу­чил титул «слу­жи­тель отцов мира».

В период араб­ского заво­е­ва­ния Хеврон пере­име­но­вы­вают в «Масджид Ибра­гим» (Мечеть Авра­ама). Пещеру Мах­пела мусуль­мане до сего­дняш­него дня почи­тают не только как могилу Авра­ама, но и как место, над кото­рым про­ле­тал пророк Мухам­мед во время своего путе­ше­ствия на небо. Согласно араб­ской легенде, когда пророк Мухам­мед летел на коне в Иеру­са­лим, над Хев­ро­ном он услы­шал голос архан­гела Джеб­рила (Гав­ри­ила): «Сойди и помо­лись, ибо здесь могила отца твоего Авра­ама».

Kenotaf nad mogiloi patriarha Avraama - Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева
Кено­таф над моги­лой пат­ри­арха Авра­ама

В IX в. по Р.Х. здание кено­тафа Иосифа (согласно мусуль­ман­ской тра­ди­ции в Пещере Пра­от­цев был также захо­ро­нен и Иосиф Пре­крас­ный, тело кото­рого было выве­зено из Египта во время Исхода) забло­ки­ро­вало цен­траль­ный вход, а впо­след­ствии он был про­ре­зан с восточ­ной сто­роны стены. Время суще­ству­ю­щего стро­е­ния дати­ру­ется 1118–1131 гг. по Р.Х. (прав­ле­ние Бал­ду­ина II).

До наших дней сохра­ни­лись неко­то­рые записи палом­ни­ков, посе­щав­ших Хеврон в раннем сред­не­ве­ко­вье. Вот, напри­мер, что запи­сал палом­ник-иудей Бинья­мин из Туделлы в 1173 г.: «А в долине нахо­дится воз­вы­ше­ние, назы­ва­е­мое Авраам. Ино­верцы воз­двигли там шесть гроб­ниц, назвав их име­нами Авра­ама, Сарры, Исаака, Ревеки, Иакова и Лии, и гово­рят заблуж­да­ю­щимся, что это и есть гроб­ницы пра­от­цев. Если еврей запла­тит сто­рожу исма­иль­тя­нину, тот откроет для него желез­ные ворота в пещеру. Оттуда нужно спус­каться со свечой в руке до тре­тьей пещеры, где нахо­дятся шесть могил. С одной сто­роны могилы Авра­ама, Исаака и Иакова, а напро­тив могилы Сарры, Ревеки и Леи».

О том, что за «бакшиш» суще­ство­вала воз­мож­ность про­ник­нуть в сам погре­баль­ный склеп пра­от­цев, сви­де­тель­ствуют Петахья из Регенс­бурга, а также Яаков бен Ната­ни­эль Кохен. Бла­го­даря запи­сям палом­ни­ков можно заклю­чить, что погре­баль­ный склеп пра­от­цев пред­став­лял собой двой­ную пещеру, соеди­нен­ную про­хо­дом, воз­можно, что име­ется ещё одна, внут­рен­няя пещера.

Но в 1267 г. мам­люк­ский султан Бей­барс I запре­тил хри­сти­а­нам и евреям вход в молит­вен­ные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было доз­во­лено под­ни­маться на пять, а позд­нее – на семь сту­пе­ней по внеш­ней сто­роне восточ­ной стены и опус­кать записки с прось­бами к Богу в отвер­стие в стене возле чет­вер­той сту­пени. Это отвер­стие, про­хо­дя­щее через всю толщу стены в 2,25 м и веду­щее внутрь пещер под полом стро­е­ния, впер­вые упо­ми­на­ется в 1521 г. и, по всей види­мо­сти, было про­де­лано по просьбе евреев Хев­рона по уплате ими зна­чи­тель­ной суммы.

Декрет сул­тана Бей­барса I о запрете на посе­ще­ние невер­ными-ино­слав­ными Меарат ха–Махпела соблю­дался до ХХ сто­ле­тия. Хотя были и исклю­че­ния, так в 1862 г. бла­го­даря спе­ци­фи­че­ским отно­ше­ниям Турции и Вели­ко­бри­та­нии осман­ские власти Хев­рона раз­ре­шили посе­тить пещеру Мах­пела принцу Уэль­скому Эду­арду, кото­рый имел личное раз­ре­ше­ние самого сул­тана Абдул-Азиса I. Таким обра­зом, он стал первым хри­сти­а­ни­ном, кото­рый спустя шесть сто­ле­тий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.

Kenotaf nad grobnicei Revekki small - Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева
Кено­таф над гроб­ни­цей Ревекки

Только в 1967 году, после Шести­днев­ной войны, доступ ино­слав­ных (евреев и хри­стиан) был вновь офи­ци­ально открыт после 700-лет­него пере­рыва. Сего­дня тер­ри­то­рия памят­ника нахо­дится в веде­нии мусуль­ман­ской общины, однако часть ком­плекса функ­ци­о­ни­рует как сина­гога.

Сам погре­баль­ный склеп биб­лей­ских пат­ри­ар­хов с арха­ич­ных времен был окру­жен загад­ками. Рас­сказы и легенды, кото­рые начали сла­гаться вокруг пещеры пра­от­цев в Хев­роне, про­ни­заны мисти­кой и таин­ствен­но­стью.

Так, в одном из рас­ска­зов сооб­ща­ется о том, что после паде­ния Пер­вого Храма в Иеру­са­лиме Гос­подь послал про­рока Иере­мию в Хеврон на могилу пра­от­цев с вестью о слу­чив­шемся, и тогда, узнав о паде­нии Храма, пра­отцы разо­рвали на себе одежду и горько запла­кали.

В 1643 году Мах­пелу посе­тил султан Отто­ман­ской импе­рии. При осмотре мечети султан слу­чайно уронил свою саблю в отвер­стие в полу, через кото­рое она попала в погре­баль­ный грот пат­ри­ар­хов. По при­казу сул­тана за саблей были на верев­ках спу­щены несколько слуг, но всех их извле­кали из пещеры мерт­выми. Мест­ные жители-мусуль­мане даже под стра­хом смерт­ной казни отка­зы­ва­лись спус­каться в грот. Тогда один из совет­ни­ков сул­тана посо­ве­то­вал ему потре­бо­вать от евреев достать саблю.

Аврам Азулай (автор несколь­ких книг, вклю­чая наи­бо­лее извест­ную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спу­стился в пещеру. Там он встре­тил Адама с Евой, Авра­ама с Саррой и других пра­от­цев, кото­рые объ­явили ему, что он должен поки­нуть земной мир. Однако для того, чтобы гнев сул­тана не спро­во­ци­ро­вал пре­сле­до­ва­ние евреев Хев­рона, Авра­аму Азалаю было поз­во­лено быть первым в исто­рии чело­ве­ком, вер­нув­шимся из пещеры пра­от­цев. Сабля была воз­вра­щена сул­тану, а спустя сутки Авраам Азулай умер.

Тер­ри­то­ри­ально Хеврон входит в так назы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский спе­лео­район». Этот регион впе­чат­ляет своим раз­но­об­ра­зием спе­лео­форм. Так, извест­няки Офры – это огром­ные каро­вые поля, про­ре­зан­ные вер­ти­каль­ными ками­нами глу­би­ной до 50 метров, извест­няки Бейт-Шемеша – раз­ви­тые гори­зон­таль­ные пещеры, район Виф­ле­ема и Хев­рона – целые кар­сто­вые системы, часто обвод­нен­ные под­зем­ным кол­лек­то­ром.

С древ­них времен пещеры в этом районе исполь­зо­ва­лись чело­ве­ком как склады, поме­ще­ния для жилья, загоны для скота, мастер­ские и т. д. Сего­дня на углу вели­че­ствен­ной Меарат ха–Махпела можно уви­деть клас­си­че­ский кар­сто­вый провал диа­мет­ром в 6 метров и глу­би­ной в 5 метров. Дно про­вала заце­мен­ти­ро­вано, а экс­кур­со­воды на вопрос, что это за углуб­ле­ние, уже несколько десят­ков лет отве­чают, что это – «бас­сейн». На самом деле, по гео­ло­ги­че­ской карте это – обна­жен­ный фраг­мент раз­лома, кото­рый в 30 км восточ­нее закан­чи­ва­ется актив­ным ручьем, впа­да­ю­щим в Мерт­вое море.

После того, как 8 июня 1967 года в ходе Шести­днев­ной войны Хеврон был захва­чен Армией Обо­роны Изра­иля, и вход в здание над погре­баль­ным скле­пом пат­ри­ар­хов был вновь раз­ре­шен не мусуль­ма­нам, мно­гими пред­по­ла­га­лись попытки про­ник­нуть в погре­баль­ную камеру через узкий проем в полу мечети (в кото­рый когда-то упала сабля сул­тана). Диа­метр проема не пре­вы­шал 30 см.

О первом после 700-лет­него пере­рыва посе­ще­нии погре­баль­ного склепа повест­вует Моше Даян (экс-министр обо­роны Изра­иля) в своей книге «Жить с Биб­лией»: «Первой спу­сти­лась по нему Михаль, дочь одного из наших офи­це­ров, тонень­кая две­на­дца­ти­лет­няя девочка, отваж­ная и смет­ли­вая, не побо­яв­ша­яся не только духов и бесов, суще­ство­ва­ние кото­рых не дока­зано, но и змей и скор­пи­о­нов, кото­рые явля­ются вполне реаль­ной опас­но­стью. …Спу­стив­шись в пещеру с фона­рем и фото­ап­па­ра­том она сде­лала фото­снимки и наброски уви­ден­ного каран­да­шом. Выяс­ни­лось, что в под­зе­ме­лье име­ются над­гро­бия, араб­ские над­писи Х в. по Р.Х., ниши, сту­пеньки, кото­рые ведут наверх, хотя вход заде­лан, мало того, на фото­сним­ках не было видно следов двери».

Сама Михаль позд­нее опи­сала свою спе­лео­ло­ги­че­скую экс­пе­ди­цию: «В среду, 9 октября 1968 года, мама спро­сила меня, не согла­шусь ли я спу­ститься в под­зе­ме­лье под Меарат ха-Мах­пела. …Машина тро­ну­лась, и вскоре мы были в Хев­роне… Я вылезла из машины, и мы пошли в мечеть. Я уви­дела проем, через кото­рый должна была спу­ститься. Его выме­рили, его диа­метр рав­нялся 28 см. Меня пере­вя­зали верев­ками, дали фонарь и спички (чтобы опре­де­лить состав воз­духа внизу) и начали спус­кать. При­зем­ли­лась я на кучу бумаг и бумаж­ных денег. Я ока­за­лась в квад­рат­ной ком­нате. Напро­тив меня были три над­гро­бия, сред­нее более высо­кое и более разу­кра­шен­ное, чем два других. В стене напро­тив был неболь­шой квад­рат­ный проем. Наверху немного отпу­стили веревку, я про­лезла через него и очу­ти­лась в низком, узком кори­доре, стены кото­рого были высе­чены в скале. Кори­дор имел форму пря­мо­уголь­ной коробки. В конце его была лест­ница, и её сту­пеньки упи­ра­лись в заде­лан­ную стенку… Я выме­рила шагами узкий кори­дор: он рав­нялся 34 шагам. При спуске я насчи­тала 16 сту­пе­нек, а при подъ­еме только пят­на­дцать. Я под­ни­ма­лась и опус­ка­лась пять раз, но резуль­тат оста­вался тем же. Каждая сту­пенька была высо­той 25 см. Я взошла по сту­пень­кам в шестой раз и посту­чала в пото­лок. Раз­дался ответ­ный стук. Вер­ну­лась назад. Мне дали фото­ап­па­рат, и я спу­сти­лась снова и сфо­то­гра­фи­ро­вала квад­рат­ное поме­ще­ние, над­гро­бия, кори­дор и лест­ницу. Снова под­ня­лась, взяла каран­даш и бумагу и снова спу­сти­лась и сде­лала наброски. Выме­рила ком­нату шагами: шесть на пять. Ширина каж­дого над­гро­бия рав­ня­лась одному шагу и рас­сто­я­ние между над­гро­би­ями тоже одному шагу. Ширина кори­дора рав­ня­лась одному шагу, а его высота – при­мерно одному метру.

Меня выта­щили. При подъ­еме я обро­нила фонарь. При­шлось снова спус­каться, снова под­ни­маться. Михаль».

Кроме этого опи­са­ния погре­баль­ного склепа под Меарат ха-Мах­пела, более подроб­ного просто не суще­ствует. Бла­го­даря этому скром­ному опи­са­нию мы, хоть при­бли­зи­тельно, сможем пред­ста­вить внут­рен­нее поме­ще­ние погре­баль­ного грота пат­ри­ар­хов.

Сего­дня проем, по кото­рому спус­ка­лась в склеп Михаль, закрыт камен­ной плитой, больше в под­зе­ме­лье никто не спус­кался, за этим при­стально следят над­зи­ра­тели мечети и изра­иль­ская поли­ция. Един­ствен­ное отвер­стие в грот, кото­рое открыто, – это отвер­стие, нахо­дя­ще­еся под бал­да­хи­ном на четы­рех стол­бах, в кото­рое опус­кают по мусуль­ман­скому обычаю неуга­си­мую лам­паду. Мер­ца­ние горя­щей лам­пады можно уви­деть, загля­нув внутрь отвер­стия. Свет лам­пады при­зван напо­ми­нать всем посе­ти­те­лям Меарат ха-Мах­пела о том свете рай­ского сада, кото­рый, по пре­да­нию, именно здесь увидел пра­о­тец Адам.

Baldahin nad grobnicei Adama - Хеврон – путешествие под прицелом, или Тайна пещеры, где погребены Адам и Ева
Бал­да­хин над гроб­ни­цей Адама

Поле­мика вокруг места захо­ро­не­ния пра­отца Адама

Пер­во­хри­сти­ан­ское пре­да­ние о погре­бе­нии Адама, как мы ука­зы­вали выше, свя­зано с воз­вы­ше­нием за Иеру­са­лим­ской кре­пост­ной стеной, где был распят Гос­подь Иисус Хри­стос. Это место назы­ва­лось горой Гол­го­фой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что «на Лобном месте, где иудеи рас­пяли Христа, поко­и­лось тело Адама, и про­ли­тая кровь Спа­си­теля омыла кости Адама, ожи­во­тво­рив в его лице весь чело­ве­че­ский род».

В IV в. по Р.Х. это пре­да­ние стало почти обще­при­ня­тым. У Псевдо-Афа­на­сия мы можем про­честь, что Хри­стос постра­дал на том месте, «где, как гово­рят еврей­ские учи­теля, была могила Адама». Св. Епи­фа­ний в Пана­ри­оне указал даже, что на Гол­гофе дей­стви­тельно был найден череп Адама. Эту же тра­ди­цию под­дер­жи­вали св. Васи­лий Вели­кий и св. Иоанн Зла­то­уст и многие другие отцы Церкви.

В Еван­ге­лии Гос­подь часто назы­вает Себя Сыном Чело­ве­че­ским, что на древ­не­ев­рей­ском звучит как בֵן‑אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви раз­ви­ва­ется учение о Христе как типо­ло­ги­че­ском соот­вет­ствии пер­вому чело­веку. Апо­стол Павел гово­рит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «Первый Адам был создан душой живою – писал св. Амвро­сий Медио­лан­ский, –второй же есть Дух живо­тво­ря­щий. Сей второй Адам – Хри­стос». Гос­подь Иисус Хри­стос осмыс­ли­вался в свя­то­оте­че­ском учении как своего рода анти­тип Адама. Если биб­лей­ский пра­о­тец впал в пер­во­род­ный грех и обрек чело­ве­че­ство на смерть, то Хри­стос, второй Адам, очи­стил людей от греха и изба­вил от смерти.

Типо­ло­ги­че­ское сбли­же­ние Христа и пра­отца Адама повлекло за собой и сбли­же­ние, а также отож­деств­ле­ние святых мест, свя­зан­ных с ними. Парал­лельно начали суще­ство­вать две тра­ди­ции, каждая из кото­рой утвер­ждала, что биб­лей­ский пра­о­тец Адам погре­бен по одной версии в Хев­роне, а по другой – в Иеру­са­лиме на горе Гол­гофа. Мало того, блаж. Иеро­ним Стри­дон­ский в ком­мен­та­рии на посла­ние к Ефе­ся­нам (5:14) выска­зы­вал даже сомне­ние в том, что могила Адама нахо­ди­лась на месте рас­пя­тия Христа. Столь же кри­тично отно­си­лись к этой версии и другие цер­ков­ные писа­тели. Англий­ский палом­ник Зевульф, посе­тив­ший Иеру­са­лим в эпоху кре­сто­нос­цев, а также Иоанн Вюрц­бург­ский, опи­сав­ший святые места Пале­стины, кото­рые, несо­мненно, были зна­комы с тра­ди­цией почи­та­ния Гол­гофы как могилы Адама, тем не менее, утвер­ждали, что Адам погре­бен в Хев­роне.

Как при­ми­рить эти две име­ю­щие право на суще­ство­ва­ние тра­ди­ции? Свет про­ли­вает апо­кри­фи­че­ская руко­пись «Пещера сокро­вищ», дати­ро­ван­ная VII в. по Р.Х., напи­сан­ная на сирий­ском языке. В этом ману­скрипте рас­ска­зы­ва­ется о том, что пат­ри­арх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завер­ше­ния потопа они вновь были погре­бены в Хев­роне. Только череп и две кости пат­ри­арх Ной заве­щал Симу – своему сыну, захо­ро­нить в Иеру­са­лиме, где по арха­ич­ному пред­став­ле­нию нахо­дился центр земли.

Сле­дует отме­тить, что тал­му­ди­че­ские источ­ники отож­деств­ляют сына Ноя Сима и Мел­хи­се­дека, царя Салим­ского, утвер­ждая, что это одно и то же лицо (на языке ори­ги­нала מלכי-צדק «Малки-Цедек» озна­чает «царь мой пра­вед­ный» или «царь пра­вед­но­сти», что по утвер­жде­нию неко­то­рых экзе­ге­тов не может являться именем соб­ствен­ным). Ну а если срав­нить годы жизни Сима и Авра­ама, то можно уви­деть, что Сим дей­стви­тельно мог жить во вре­мена Авра­ама, что поз­во­ляло иметь место их леген­дар­ной встрече после победы Авра­ама над коа­ли­цией монар­хов Меж­ду­ре­чья.

А этот факт допус­кает гипо­тезу, согласно кото­рой Сим лично под­твер­дил Авра­аму с одной сто­роны факт воз­вра­ще­ния после Потопа остан­ков Адама и Евы в погре­баль­ный грот Мах­пела, а с другой сто­роны – пере­не­се­ние, согласно заве­ща­нию отца – пат­ри­арха Ноя, главы и двух костей в древ­ний Салим (Иеру­са­лим), где он сам посе­лился после Потопа и был «свя­щен­ни­ком Бога Все­выш­него (Быт.14:18)».

Таким обра­зом, объ­яс­ня­ется и древ­нее назва­ние горы «Гол­гофа», кото­рая на иврите звучит как «Гуль­го­лет» (גוּלגוֹלֶת), что пере­во­дится как «череп». Сле­до­ва­тельно, два пре­да­ния не про­ти­во­ре­чат одно дру­гому – будучи погре­бен­ным в Хев­роне, глава пра­отца Адама была пере­не­сена в Иеру­са­лим и пре­дана земле на том месте, где впо­след­ствии будет распят Гос­подь Иисус Хри­стос, Кровь Кото­рого попав на останки биб­лей­ского пра­отца смоет пер­во­род­ный грех.

Фак­ти­че­ски этим мало­из­вест­ным сирий­ским апо­кри­фом объ­яс­ня­ется, откуда ико­но­пис­ная тра­ди­ция Пра­во­слав­ной Церкви вос­при­няла изоб­ра­же­ние черепа и костей в осно­ва­нии Гол­гоф­ского Креста.

Сего­дня в Храме Гроба Гос­подня в Иеру­са­лиме в при­деле Рас­пя­тия в скаль­ной породе можно уви­деть рас­ще­лину (след­ствие зем­ле­тря­се­ния, кото­рое сопро­вож­дало смерть Спа­си­теля), по кото­рой Кровь Сына Божия, согласно Пре­да­нию, попав на череп пра­отца Адама омыла грех пер­вого чело­века. Именно здесь, еще во вре­мена кре­сто­нос­цев, в Храме Вос­кре­се­ния на этом месте была освя­щена капелла-часовня в честь пра­отца Адама.

портал «Пра­во­сла­вие в Укра­ине»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки