Адам

Ю. Рубан

АДАМ (букв. «чело­век», от евр. адама – «земля»), cогласно Библии – первый на земле чело­век, непо­сред­ственно сотво­рен­ный Богом. Автор «Шестод­нева» (Быт. 1:1– 2:4) (VI в. до н. э.) пред­став­ляет Адама «венцом тво­ре­ния» и «царем» мира. Он появ­ля­ется в шестой день для хра­не­ния и «обла­да­ния» ради него ранее сотво­рен­ной землей. При этом слово «Адам» пони­ма­ется и как личное имя пер­вого чело­века, и как нари­ца­тель­ное обо­зна­че­ние всего чело­ве­че­ства («…пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю, и обла­дайте ею», – Быт. 1:28). Согласно св. Гри­го­рию Нис­скому († после 394), Адам – наиме­но­ва­ние «Все­че­ло­века», потен­ци­ально содер­жав­шего в себе всех людей. (Отсюда бого­слов­ский парал­ле­лизм: Адам «Книги Бытия» – Первый Адам, или Ветхий Адам, а Иисус Хри­стос, вос­при­яв­ший в Себя пол­ноту чело­ве­че­ской при­роды, – Второй Адам, или Новый Адам.) Чело­век в его духов­ной суб­стан­ции сотво­рен «по образу и подо­бию» Бога (Быт. 1:27). В этом – сущ­ность биб­лей­ской антро­по­ло­гии. Образ Божий в чело­веке пони­ма­ется реа­ли­сти­че­ски – как повто­ре­ние (но не тож­де­ство!) Пер­во­об­раза, бла­го­даря кото­рому он воис­тину явля­ется «сыном Божиим» (см.: Лк. 3:23–38). Образ Божий вложен в него как неустра­ни­мая основа его бытия; подо­бие (сход­ство) – то, что осу­ществ­ля­ется чело­ве­ком на основе этого образа, как задача его жизни.

Второе, более древ­нее (X в. до н. э.) биб­лей­ское повест­во­ва­ние об Адаме (Быт 2) под­чер­ки­вает исклю­чи­тель­ную роль чело­века в миро­зда­нии тем, что гово­рит о «пустоте» земли. Отсут­ствие рас­те­ний озна­чает, что мир не завер­шен и пуст без своего вла­дыки. Чело­век появ­ля­ется на «пустын­ной» земле, чтобы стать тру­же­ни­ком на ее про­сто­рах. В первую оче­редь Адам наре­кает имена уже сотво­рен­ному, тем самым довер­шая дело самого Бога! (Согласно древ­не­во­сточ­ным пред­став­ле­ниям, то, что не имеет имени – реально не суще­ствует.)

Адам создан и воз­ве­ден на вер­шину миро­зда­ния из «праха зем­ного», – т. е. тело его состоит из тех же эле­мен­тов, что и окру­жа­ю­щая при­рода, – о чем напо­ми­нает имя! (ср. лат. homo от humus – «земля»), – но лишь ему одному непо­сред­ственно Богом вло­жена разум­ная душа («дыха­ние жизни»). Появ­ле­ние Духа Божия в чело­веке озна­чает «прорыв созна­ния» из мира кол­лек­тив­ной при­род­ной необ­хо­ди­мо­сти в цар­ство разум­ной инди­ви­ду­аль­ной сво­боды и фик­си­рует онто­ло­ги­че­ский разрыв между живот­ным миром и чело­ве­ком. Здесь нет про­ти­во­ре­чия эво­лю­ци­он­ной теории: носи­те­лем души могло стать любое живое суще­ство, у ж е раз­вив­ше­еся в лоне при­роды до уровня, на кото­ром оно стало достой­ным при­нять в себя образ Божий, т. е. стать соб­ственно чело­ве­ком. «До того как Бог вдул в Адама душу, он был подо­бен живот­ному» (св. Сера­фим Саров­ский).

Место – точнее, состо­я­ние – оби­та­ния Адама (пер­во­на­чаль­ного чело­ве­че­ства) – рай, т. е. сад (это состо­я­ние гар­мо­нии в отно­ше­нии с Богом, а не гео­гра­фи­че­ское поня­тие в совре­мен­ном смысле). Он – суще­ство соци­аль­ное, и его подруга Ева появ­ля­ется как соучаст­ник в «воз­де­лы­ва­нии и хра­не­нии» мира. Полу­чив бес­смер­тие (Быт. 2:9), люди нахо­ди­лись в гар­мо­нии с собой (Быт. 2:25) и окру­жа­ю­щим миром; при этом они не могли пося­гать лишь на уста­нов­лен­ный Богом нрав­ствен­ный миро­по­ря­док, сим­во­ли­зи­ру­е­мый «древом позна­ния добра и зла» (2:17). В тече­ние своей жизни чело­век про­дол­жает сохра­нять духов­ную связь с Твор­цом через послу­ша­ние Его воле. При этом запо­ведь о древе позна­ния нужна чело­веку для само­осу­ществ­ле­ния: он соеди­нен с Богом отно­ше­нием пер­вич­ной и жиз­нен­ной зави­си­мо­сти, кото­рую его сво­бода должна выра­зить послу­ша­нием. Этот внут­рен­ний (а не внеш­ний!) закон, начер­тан­ный в сердце чело­века (Рим. 2:14 сл), – совесть, через кото­рую Творец бесе­дует со своим Тво­ре­нием, урав­ни­вая его с Собой через дар абсо­лют­ной нрав­ствен­ной сво­боды.

Адам мог воз­рас­тать, осу­ществ­ляя в себе подо­бие Божие, только силой любви и дове­рия. Пре­одо­ле­вая в себе свое «я» (замкну­тость и огра­ни­чен­ность), выходя из себя в любви к Богу и подруге, он посте­пенно нахо­дил и позна­вал «самого себя». Именно против этой духов­ной цель­но­сти («цело-мудрия») были направ­лены силы зла, уже появив­ше­гося в мире, и им уда­лось рас­ко­лоть (раз-вра­тить») созна­ние еще не укре­пив­ше­гося в актив­ной любви чело­века, внести ложь в отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком и лишить гар­мо­нии соци­аль­ный и при­род­ный мир. Это ката­стро­фи­че­ское собы­тие, опре­де­лив­шее всю после­ду­ю­щую исто­рию чело­ве­че­ства, назы­ва­ется в биб­лей­ском бого­сло­вии «гре­хо­па­де­нием».

По изгна­нии из рая у Адама и Евы роди­лись Каин, Авель и Сиф («он даро­ван»). Всего Адам прожил 930 лет, оста­вив мно­го­чис­лен­ное потом­ство (Быт 5:4–5).

Исто­рия Адама и Евы явля­ется излюб­лен­ным источ­ни­ком сюже­тов хри­сти­ан­ской живо­писи, начи­ная со стен­ных рос­пи­сей древ­не­рим­ских ката­комб, а также мно­го­чис­лен­ных апо­кри­фи­че­ских ска­за­ний в еврей­ской, мусуль­ман­ской и хри­сти­ан­ской лите­ра­туре, в т. ч. древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти и народ­ной сло­вес­но­сти.

Экс­та­ти­че­ские секты (дви­же­ния) «ада­ми­тов», пытав­шихся вер­нуться к чистоте и «невин­но­сти» отно­ше­ний людей до гре­хо­па­де­ния, воз­ни­кали в хри­сти­ан­стве до XV в.

Память Адама в пра­во­слав­ном кален­даре – в «Неделю св. пра­о­тец» и «Неделю св. отец» (два бли­жай­ших вос­кре­се­нья перед празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова).


Лите­ра­тура:

  1. Гри­го­рий Нис­ский. Об устро­е­нии чело­века. СПб., 1995;
  2. Аве­рин­цев С. С. Поэ­тика ран­не­ви­зан­тий­ской лите­ра­туры. М., 1977 (глава «Уни­же­ние и досто­ин­ство чело­века»);
  3. Тейяр де Шарден П. Фено­мен чело­века. М., 1987;
  4. Максим Грек. Похвала Адаму пер­во­здан­ному // Була­нин Д. Пере­воды и посла­ния Мак­сима Грека. Л., 1984;
  5. Каган М. Д. Апо­криф об А. и Еве // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Др. Руси. Вып. 2 (вторая пол. XIVXVI в.). Часть 1: А‑К. Л., 1988. С. 47–51;
  6. Барт К. Хри­стос и Адам // Стра­ницы: Журнал Биб­лей­ско-Бого­слов­ского инсти­тута св. ап. Андрея. N 1–2. М., 1996;
  7. Журав­ский А. Пред­став­ле­ния о чело­веке в Коране и Новом Завете // Стра­ницы: Журнал Биб­лей­ско-Бого­слов­ского инсти­тута св. ап. Андрея. N 3. М., 1996.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки