Ю. Рубан
Адам

АДАМ (букв. «человек», от евр. адама – «земля»), cогласно Библии – первый на земле человек, непосредственно сотворенный Богом. Автор «Шестоднева» (Быт. 1:1– 2:4) (VI в. до н. э.) представляет Адама «венцом творения» и «царем» мира. Он появляется в шестой день для хранения и «обладания» ради него ранее сотворенной землей. При этом слово «Адам» понимается и как личное имя первого человека, и как нарицательное обозначение всего человечества («...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», – Быт. 1:28). Согласно св. Григорию Нисскому († после 394), Адам – наименование «Всечеловека», потенциально содержавшего в себе всех людей. (Отсюда богословский параллелизм: Адам «Книги Бытия» – Первый Адам, или Ветхий Адам, а Иисус Христос, восприявший в Себя полноту человеческой природы, – Второй Адам, или Новый Адам.) Человек в его духовной субстанции сотворен «по образу и подобию» Бога (Быт. 1:27). В этом – сущность библейской антропологии. Образ Божий в человеке понимается реалистически – как повторение (но не тождество!) Первообраза, благодаря которому он воистину является «сыном Божиим» (см.: Лк. 3:23-38). Образ Божий вложен в него как неустранимая основа его бытия; подобие (сходство) – то, что осуществляется человеком на основе этого образа, как задача его жизни.

Второе, более древнее (X в. до н. э.) библейское повествование об Адаме (Быт 2) подчеркивает исключительную роль человека в мироздании тем, что говорит о «пустоте» земли. Отсутствие растений означает, что мир не завершен и пуст без своего владыки. Человек появляется на «пустынной» земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. В первую очередь Адам нарекает имена уже сотворенному, тем самым довершая дело самого Бога! (Согласно древневосточным представлениям, то, что не имеет имени – реально не существует.)

Адам создан и возведен на вершину мироздания из «праха земного», – т. е. тело его состоит из тех же элементов, что и окружающая природа, – о чем напоминает имя! (ср. лат. homo от humus – «земля»), – но лишь ему одному непосредственно Богом вложена разумная душа («дыхание жизни»). Появление Духа Божия в человеке означает «прорыв сознания» из мира коллективной природной необходимости в царство разумной индивидуальной свободы и фиксирует онтологический разрыв между животным миром и человеком. Здесь нет противоречия эволюционной теории: носителем души могло стать любое живое существо, у ж е развившееся в лоне природы до уровня, на котором оно стало достойным принять в себя образ Божий, т. е. стать собственно человеком. «До того как Бог вдул в Адама душу, он был подобен животному» (св. Серафим Саровский).

Место – точнее, состояние – обитания Адама (первоначального человечества) – рай, т. е. сад (это состояние гармонии в отношении с Богом, а не географическое понятие в современном смысле). Он – существо социальное, и его подруга Ева появляется как соучастник в «возделывании и хранении» мира. Получив бессмертие (Быт. 2:9), люди находились в гармонии с собой (Быт. 2:25) и окружающим миром; при этом они не могли посягать лишь на установленный Богом нравственный миропорядок, символизируемый «древом познания добра и зла» (2:17). В течение своей жизни человек продолжает сохранять духовную связь с Творцом через послушание Его воле. При этом заповедь о древе познания нужна человеку для самоосуществления: он соединен с Богом отношением первичной и жизненной зависимости, которую его свобода должна выразить послушанием. Этот внутренний (а не внешний!) закон, начертанный в сердце человека (Рим. 2:14 сл), – совесть, через которую Творец беседует со своим Творением, уравнивая его с Собой через дар абсолютной нравственной свободы.

Адам мог возрастать, осуществляя в себе подобие Божие, только силой любви и доверия. Преодолевая в себе свое «я» (замкнутость и ограниченность), выходя из себя в любви к Богу и подруге, он постепенно находил и познавал «самого себя». Именно против этой духовной цельности («цело-мудрия») были направлены силы зла, уже появившегося в мире, и им удалось расколоть (раз-вратить») сознание еще не укрепившегося в активной любви человека, внести ложь в отношения между Богом и человеком и лишить гармонии социальный и природный мир. Это катастрофическое событие, определившее всю последующую историю человечества, называется в библейском богословии «грехопадением».

По изгнании из рая у Адама и Евы родились Каин, Авель и Сиф («он дарован»). Всего Адам прожил 930 лет, оставив многочисленное потомство (Быт 5:4-5).

История Адама и Евы является излюбленным источником сюжетов христианской живописи, начиная со стенных росписей древнеримских катакомб, а также многочисленных апокрифических сказаний в еврейской, мусульманской и христианской литературе, в т. ч. древнерусской письменности и народной словесности.

Экстатические секты (движения) «адамитов», пытавшихся вернуться к чистоте и «невинности» отношений людей до грехопадения, возникали в христианстве до XV в.

Память Адама в православном календаре – в «Неделю св. праотец» и «Неделю св. отец» (два ближайших воскресенья перед праздником Рождества Христова).


Литература:

  1. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995;
  2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 (глава «Унижение и достоинство человека»);
  3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;
  4. Максим Грек. Похвала Адаму первозданному // Буланин Д. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984;
  5. Каган М. Д. Апокриф об А. и Еве // Словарь книжников и книжности Др. Руси. Вып. 2 (вторая пол. XIV–XVI в.). Часть 1: А-К. Л., 1988. С. 47–51;
  6. Барт К. Христос и Адам // Страницы: Журнал Библейско-Богословского института св. ап. Андрея. N 1-2. М., 1996;
  7. Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Страницы: Журнал Библейско-Богословского института св. ап. Андрея. N 3. М., 1996.
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka