Колена Израилевы

Колена Изра­и­левы — 1) потомки две­на­дцати сыно­вей пат­ри­арха Иакова, родо­на­чаль­ни­ков две­на­дцати ветвей Изра­иль­ского народа; 2) сим­во­ли­че­ское выра­же­ние, обо­зна­ча­ю­щее всю сово­куп­ность потом­ков Иакова, весь Изра­иль­ский народ (см.: Изра­иль).

***

Почему если у Иакова было две­на­дцать сыно­вей, и если о сово­куп­но­сти всех сынов Изра­иля гово­рится как о две­на­дцати коле­нах, в дей­стви­тель­но­сти мы насчи­ты­ваем не две­на­дцать, а три­на­дцать колен?

У Иакова и дей­стви­тельно было две­на­дцать, а не три­на­дцать сыно­вей. Между тем число пере­чис­ля­е­мых колен всё же дости­гает три­на­дцати. Это свя­зано со сле­ду­ю­щими обсто­я­тель­ствами.

Упо­ми­на­е­мые в Ветхом Завете колена Ефрема и Манас­сии про­ис­хо­дят не от двух, а от одного и того же родо­на­чаль­ника: Иосифа. В свое время братья про­дали его в раб­ство, а он, ока­зав­шись в Египте, добился там высо­чай­шего поло­же­ния и впо­след­ствии спас своего отца и своих бра­тьев от голод­ной смерти, содей­ство­вал их пере­се­ле­нию в Египет, что спо­соб­ство­вало не только выжи­ва­нию, но и даль­ней­шему при­умно­же­нию чис­лен­но­сти его сопле­мен­ни­ков.

В знак осо­бого ува­же­ния к Иосифу Иаков при­знал его детей, Ефрема и Манас­сию, как бы своими (Быт.48:5). В даль­ней­шем это ска­за­лось на праве их потом­ков насле­до­вать уделы в даро­ван­ной Богом обе­то­ван­ной земле: потомки Иосифа полу­чили на тер­ри­то­рии Пале­стины не один удел (как это про­изо­шло с потом­ками прочих сыно­вей Иакова), а два. При этом потомки Иосифа стали обо­зна­чаться под двумя коле­нами: Ефрема и Манас­сии.

Между тем коли­че­ство уделов земли, заня­той Изра­иль­тя­нами, оста­лось равным две­на­дцати. Это свя­зано с тем, что колено Левия не полу­чило в соб­ствен­ность осо­бого тер­ри­то­ри­аль­ного надела, а было рас­сре­до­то­чено в местах оби­та­ния пред­ста­ви­те­лей прочих колен. Дело в том, что потомки Левия должны были играть в жизни Изра­иля особую рели­ги­оз­ную роль (Чис.18:23); можно ска­зать, что их уделом счи­тался Сам Гос­подь (Быт.18:20) (см.: Левиты).

Таким обра­зом, если при сум­ми­ро­ва­нии колен исхо­дить из числа уделов, на кото­рых в своё время раз­ме­стился весь Изра­иль­ский народ, полу­чаем две­на­дцать, а не три­на­дцать членов деле­ния. И если сум­ми­ро­вать их исходя не из тер­ри­то­ри­аль­ных уделов, а из числа сыно­вей Иакова, также полу­чим две­на­дцать (ведь при таком методе под­счёта потомки Ефрема и Манас­сии пред­став­ляют собой не два колена, а одно).

Вообще Свя­щен­ное Писа­ние, обо­зна­чая еврей­ский народ, в разных фраг­мен­тах упо­треб­ляет разные перечни имен (назва­ний колен). Однако число колен всегда соот­вет­ствует две­на­дцати, и именно это число сим­во­ли­зи­рует пол­ноту сынов Изра­иля. В Новом Завете с тою же целью исполь­зо­вано то же число (Деян.26:7).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки