Библиотеке требуются волонтёры

Евреи

***

Евре́и (ивр. ‏יְהוּדִים‏‎ [йеhу­дим], идиш ‏ייִדן/אידן‏‎ [й/идн], сеф. ג׳ודיוס [джу­диос]) – 1) Потомки Евера; 2) Потомки Авра­ама через Исаака и Иакова – родо­на­чаль­ника две­на­дцати колен Изра­и­ле­вых; 3) в период до раз­ру­ше­ния Пер­вого Храма, условно, евреем мог счи­таться чело­век, не имев­ший общего про­ис­хож­де­ния в гене­ти­че­ском отно­ше­нии, но при­об­щен­ный к обще­ству Изра­иля в рели­ги­озно-куль­тур­ном отно­ше­нии, живший такой же жизнью, что и бла­го­вер­ный еврей по крови.

***

Чем слова «еврей» и «иудей» отли­ча­ются друг от друга?

Исто­ри­че­ски поня­тия «еврей» и «иудей» тесно пере­пле­тены и в ряде языков нераз­ли­чимы. В совре­мен­ном рус­ском языке еврей – это термин, ука­зы­ва­ю­щий на наци­о­наль­ность, а иудей – термин, ука­зы­ва­ю­щий на рели­ги­оз­ную при­над­леж­ность чело­века.

Каково про­ис­хож­де­ние слова «евреи»?

На иврите это слово про­из­но­сится как  ‏עברי‏‎ [иври́]  и про­ис­хо­дит от суще­стви­тель­ного עבר [э́вер] – «та сто­рона», напри­мер район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] – «та сто­рона Яркона, Заяр­ко­нье». Сле­до­ва­тельно, «иври» – это при­ла­га­тель­ное «поту­сто­рон­ний» либо «зареч­ный», то есть «при­ше­лец с той сто­роны (реки Евфрат)». Впер­вые в тексте Библии это слово отно­сится к Авра­аму, вышед­шему в Ханаан из Хар­рана (Быт.14:13).

Каково про­ис­хож­де­ние слова «иудеи»?

Изна­чаль­ное назва­ние «йехуди» отно­си­лось к потом­кам (колена) Иуды, впо­след­ствии – к жите­лям Иудей­ского цар­ства вне зави­си­мо­сти от их пле­мен­ной при­над­леж­но­сти. После паде­ния Иудей­ского цар­ства назва­ние йехуди поте­ряло спе­ци­фи­че­скую связь с Иудей­ским цар­ством и пре­вра­ти­лось в термин, обо­зна­ча­ю­щий наци­о­нально-рели­ги­оз­ную при­над­леж­ность вне связи с какой-либо тер­ри­то­рией или коле­ном.

Кто в древ­но­сти счи­тался евреем?

В период до раз­ру­ше­ния Пер­вого Храма, когда евреи посто­янно жили на при­над­ле­жа­щей им земле и еврей­ская наци­о­нально-рели­ги­оз­ная община жила устой­чи­вой и пол­но­цен­ной жизнью, евреем являлся всякий, кто при­над­ле­жал к еврей­скому наци­о­нально-рели­ги­оз­ному сооб­ще­ству – даже если он не про­ис­хо­дил от одного из колен Изра­и­ле­вых. Поло­же­ние прин­ци­пи­ально изме­ни­лось после воз­вра­ще­ния из вави­лон­ского пле­не­ния (538 до Р. Х.). Паде­ние Изра­иль­ского, а затем и Иудей­ского царств сопро­вож­да­лось насиль­ствен­ным высе­ле­нием заво­е­ва­те­лями части еврей­ского насе­ле­ния и пере­се­ле­нием в Землю Изра­иля неев­реев. След­ствием этого были сме­шан­ные браки, угро­жав­шие даль­ней­шему суще­ство­ва­нию еврей­ского народа, и ослаб­ле­ние наци­о­нально-рели­ги­оз­ного само­со­зна­ния у евреев, оста­вав­шихся в стране. В резуль­тате Ездра и Неемия рас­про­стра­нили запрет Библии на сме­шан­ные браки на все окру­жав­шие евреев народы (1Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). При­над­леж­ность к общине опре­де­ля­лась теперь в первую оче­редь на осно­ва­нии рели­ги­оз­ного кри­те­рия, и община при­зна­вала своими чле­нами лишь тех, кто при­ни­мал на себя рели­ги­оз­ные обя­за­тель­ства. Строго рели­ги­оз­ный кри­те­рий еврея, вве­ден­ный Ездрой и его сорат­ни­ком Нее­мией, привел к куль­турно-рели­ги­оз­ному обособ­ле­нию евреев от язы­че­ского мира.

Был ли евреем Иисус Хри­стос?

Иисус Хри­стос вопло­тился в среде еврей­ского народа, и по родо­слов­ной про­ис­хо­дит от Девы Марии, кото­рая при­над­ле­жала к этому народу. В Еван­ге­лии мы видим длин­ный список Его еврей­ских пред­ков (Мф.1:1-17). У кого-то может воз­ник­нуть вопрос: может ли у Бога быть наци­о­наль­ность? Но Цер­ковь учит, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос обла­дает двумя при­ро­дами – Он цели­ком и пол­но­стью Бог и цели­ком и пол­но­стью чело­век. Гос­подь Иисус цели­ком и пол­но­стью Чело­век, из плоти и крови, Он при­над­ле­жит к чело­ве­че­скому роду, у Него есть опре­де­лен­ные черты лица, Он родился от жены, в среде опре­де­лен­ного народа, Он вос­при­нял от Матери родной язык. Любой из нас, людей, имеет пред­ков, родной язык, наша личная исто­рия всегда впле­тена в исто­рию нашего народа. Однако при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной наци­о­наль­но­сти под­ра­зу­ме­вает опре­де­лен­ного рода гра­ницы, спе­ци­фи­че­скую огра­ни­чен­ность, отде­ля­ю­щую пред­ста­ви­те­лей одних наци­о­наль­но­стей от других. Гос­подь же был совер­шен­ным Чело­ве­ком. К тому же в Его родо­слов­ной отме­чены и пред­ста­ви­тели язы­че­ских наро­дов.

Есть ли веро­ят­ность, что евреи все же при­знают Христа Мес­сией?

Апо­стол Павел с уве­рен­но­стью гово­рит об этом так: «Ибо если ты отсе­чен от дикой по при­роде мас­лины и не по при­роде при­вился к хоро­шей мас­лине, то тем более сии при­род­ные при­вьются к своей мас­лине. Ибо не хочу оста­вить вас, братия, в неве­де­нии о тайне сей, – чтобы вы не меч­тали о себе, – что оже­сто­че­ние про­изо­шло в Изра­иле отча­сти, до вре­мени, пока войдет полное число языч­ни­ков; и так весь Изра­иль спа­сется, как напи­сано: придет от Сиона Изба­ви­тель, и отвра­тит нече­стие от Иакова» (Рим.11:24-26). «Будет вели­кое обра­ще­ние обще­ствен­ное [евреев] вместо того, что прежде были только част­ные обра­ще­ния, а масса Изра­иля оста­ва­лась в про­тив­ле­нии. Но как сему быть, узнаем во время испол­не­ния», – пишет свт. Фила­рет (Дроз­дов)

***

Во время своей земной жизни Иисус Хри­стос сосре­до­то­чился на слу­же­нии Изра­илю и тре­бо­вал того же от Своих уче­ни­ков (Мф.10:5). Но это огра­ни­че­ние носило вре­мен­ный харак­тер и было отме­нено Самим Иису­сом (Мф.28:19-20).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки