Коллизия обязанностей

Колли́зия обя́занностей (лат. сollisio — столк­но­ве­ние) — термин, исполь­зу­е­мый в фор­мате нрав­ствен­ного бого­сло­вия для обо­зна­че­ния ситу­а­ции, при кото­рой две или более нрав­ствен­ные обя­зан­но­сти стал­ки­ва­ются между собой таким обра­зом, что у хри­сти­а­нина (группы, общины и пр.) не нахо­дится воз­мож­но­сти выпол­нить одну или более, не нару­шив другую (другие); такого рода ситу­а­ции под­ра­зу­ме­вают необ­хо­ди­мость нрав­ствен­ного выбора, какую именно обя­зан­ность сле­дует испол­нить, а какую нет (напри­мер: выбора между необ­хо­ди­мо­стью защи­тить ближ­них и соблю­де­нием запо­веди «не убий»; выбора дочери или сына между пови­но­ве­нием матери и пови­но­ве­нием отцу, когда те тре­буют про­ти­во­по­лож­ного).

kollizija objazannostej - Коллизия обязанностей

Авраам при­но­сит Исаака в жертву (Евграф Рей­терн, 1849 г.)

Ложные кол­ли­зии

проф. М.А. Олес­ниц­кий

Сле­дует сле­дить за тем, чтобы ложную кол­ли­зию не при­нять за дей­стви­тель­ную, т.е. столк­но­ве­ние обя­зан­но­сти со склон­но­стью. Напр., жадный к день­гам при­кры­вает свою страсть обя­зан­но­стью забо­титься о семье; склон­ный к воров­ству оправ­ды­ва­ется недо­стат­ком насущ­ного хлеба и т.д. К тому же классу кажу­щихся кол­ли­зий при­над­ле­жат случаи между обя­зан­но­стями права и обя­зан­но­стями любви. Напр., один като­ли­че­ский свя­щен­ник воро­вал кожу, чтобы шить бедным сапоги. Это уже случай заблуж­де­ния или, по выра­же­нию ап. Павла, обо­льще­ния чело­века, вооб­ра­жа­ю­щего, что можно бла­го­тво­рить неиму­щим, нару­шив права имущих. Назван­ный като­лик не обра­тил вни­ма­ния на слова ап. Павла: кто крал, вперед не кради, а лучше тру­дись, делая своими руками полез­ное, чтобы было из чего уде­лить нуж­да­ю­ще­муся (Еф.4:28).

Пра­вила раз­ре­ше­ния кол­ли­зий обя­зан­но­стей

проф. М.А. Олесн­ниц­кий

Во-первых, обя­зан­но­сти, пред­меты кото­рых выс­шего свой­ства, надо пред­по­чи­тать тем, кото­рые свой­ства низ­шего. Потому муче­ники при­но­сили в жертву свою жизнь, т.к. глав­ной обя­зан­но­стью для них было сохра­нить правду и веру. По этому же пра­вилу мы обя­зан­ность состра­да­ния к живот­ным при­но­сим в жертву обя­зан­но­сти раз­ви­вать науку (когда про­из­во­дим экс­пе­ри­менты над живот­ными ради инте­ре­сов жизни чело­века). Это же пра­вило имеет в виду ап. Павел, когда гово­рит: Пови­но­ваться подо­бает Богу, больше нежели людям (Деян.5:29; 4:19).

Во-вторых, надо пред­по­чи­тать более широ­кие обя­зан­но­сти более узким. Этому пра­вилу сле­дует воин, когда остав­ляет семью и идет слу­жить оте­че­ству, кото­рое есть более широ­кая группа, чем семей­ство. Такому же пра­вилу сле­дуем и мы, когда жерт­вуем своими инте­ре­сами ради спо­кой­ствия и бла­го­по­лу­чия других.

В‑третьих, воз­мо­жен случай столк­но­ве­ния высоты обя­зан­но­сти с ее шири­ной. В этом случае широта обя­зан­но­сти должна быть при­не­сена в жертву высоте обя­зан­но­сти. Напр., семья и оте­че­ство шире по объему инди­ви­ду­аль­ной лич­но­сти, и потому инди­ви­дуум должен жерт­во­вать собой ради них; но семья и обще­ство не вправе потре­бо­вать от инди­ви­ду­ума посту­пить бес­честно, пожерт­во­вать своей честью (совер­шить кражу, нару­шить клятву) ради сохра­не­ния жизни и бла­го­по­лу­чия семьи или оте­че­ства. Имея в виду послед­ние два пра­вила, можно обсу­дить, что есть истин­ного и что есть лож­ного в совете Каиафы, данном иудеям, “лучше нам, чтобы один чело­век умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб” (Ин.11:50).

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки