Церко́вные кано́ны –
1) основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан);
2) свод таких правил.
В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги Священного Писания).
Кто автор церковных канонов?
Каноны были составлены как церковными соборами, так и отдельными церковными авторитетами — святыми отцами, соответственно подразделяются на соборные (вселенских и поместных соборов), апостольские и святоотеческие.
В каких книгах содержатся церковные каноны?
Основной канонический корпус Православной Церкви содержится в сборнике, имеющим титул «Книга правил» (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец). Кормчая книга (Номоканон) – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран.
Чем каноны отличаются от догматов?
В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.
Возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в условиях земного мира после грехопадения.
Как правильно понимать и применять церковные каноны?
При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты.
«Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». Человек тебе говорит. «В Кормчей так написано», и как видит в книжке, так буквально и применяет, а должен бы каждый случай анализировать отдельно. Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи других случаев. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». (преподобный Паисий Афонский)
Какова задача церковных канонов?
Главная задача церковных канонов – это приложение неизменных и вечных непогрешимых основ христианского нравственного учения и экклезиологических догматов, содержащихся либо прямо, либо косвенно в их текстах, к изменяющейся церковной жизни. Поэтому во всяком каноне можно обнаружить, с одной стороны, укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой – обусловленность исторически конкретной ситуацией, обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и впоследствии могли измениться. Таким образом, в основе всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни.
Подлежат ли отмене церковные каноны?
Каноны отмене не подлежат, несмотря на то, что могут прекратиться или измениться обстоятельства, которые они регулируют. Изменение исторических обстоятельств не приводит к отмене канона, так как обстоятельства могут повторяться.
Может ли тот или иной церковный канон не найти применения?
Канон может оказаться неприменимым в связи с исчезновением того церковного института, который им регулируется. Например, Халкид. 15 определяет возрастной ценз для поставления в диакониссы – 40 лет. С исчезновением чина диаконисс перестало применяться и правило. Тем не менее, в каноническом корпусе оно осталось. Более того, теперь оно содержит некий экклезиологический принцип, который не утратил практического значения в связи с исчезновением института диаконисс. Например, оно может служить отправной точкой в рассуждении церковной власти об установлении возрастной границы для назначения женщин на какие–либо церковные должности. Некоторые же каноны носят характер частных определений, и уже поэтому по буквальному тексту они не применимы ни в каких других случаях, кроме тех, по которым были изданы, как например, II Всел. 4 («О Максиме Кинике, и о произведенном им безчинии в Константинополе…»).
Какой состав канонического корпуса православной Церкви?
Канонический корпус православной Церкви сформировался в IX в., при свт. Фотии I, патриархе Константинопольском. В него вошли 85 Апостольских правил, 20 правил Вселенского I Собора (325), 7 – Вселенского II (381), 8 – Вселенского III (431), 30 – Вселенского IV (451), 102 – Трулльского Собора (691–692), 22 правила Вселенского VII Собора (787), Каноны Поместных Соборов: Анкирского (314) – 25, Неокесарийского (между 314 и 325) – 15, Гангрского (ок. 340) – 21, Антиохийского (341) – 25, Лаодикийского (ок. 343) – 60, Сардикийского (343) – 20 (по другой нумерации – 21), Константинопольского (394) – 1, Карфагенского (419) – 133 (по др. нумерации – 147), Константинопольского Двукратного (861) – 17, Константинопольского в храме Св. Софии (879) – 3; правила отцов Церкви: 4 правила свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, 11 (по другой нумерации – 12, первое правило разделено на 2) – свт. Григория Чудотворца, 15 – сщмч. Петра I, архиепископа Александрийского, 3 – свт. Афанасия I Великого, 92 – свт. Василия Великого, 18 – Тимофея I, архиепископа Александрийского, 1 – свт. Григория Богослова, 1 – свт. Амфилохия, епископа Иконийского, 8 – свт. Григория, епископа Нисского, 14 – Феофила, архиепископа Александрийского, 5 – свт. Кирилла, архиепископа Александрийского, 1 – свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского, и 1 – свт. Тарасия, патриарха Константинопольского. В качестве приложения в некоторые издания свода канонов включаются также постановление Карфагенского Собора 255 г., состоявшегося под председательством сщмч. Киприана, о перекрещивании еретиков и правила патриархов Константинопольских свт. Иоанна Постника, свт. Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика, в состав канонического корпуса не входящие.
Краткий свод канонических определений Вселенских Соборов
I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил:
Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили;
Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;
Правило третье запрещает священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей;
Правило четвертое гласит, что епископы должны избираться епископами данной области и утверждаться митрополитом;
Правило пятое запрещает епископу принимать в общение лиц, отлученных другим епископом и повелевает дважды в год созывать соборы епископов;
Правило шестое подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами и запрещает поставлять епископа без соизволения митрополита и общего избрания;
Правило седьмое возвышает иерусалимского епископа на степень митрополита;
Правило восьмое законополагает о присоединении к Церкви еретиков и запрещает быть двум епископам в одном городе;
Правило девятое запрещает допускать к священнослужению лиц порочных;
Правило десятое заповедует извергать из священного чина падших;
Правило одиннадцатое говорит о способе покаяния отступивших от веры;
Правило двенадцатое говорит также об образе покаяния другого вида падших;
Правило тринадцатое повелевает напутствовать Св. Тайнами каждого умирающего;
Правило четырнадцатое устанавливает образ покаяния для отпадших от веры оглашенных;
Правило пятнадцатое воспрещает епископам и клирикам самовольно переходить из града во град;
Правило шестнадцатое предписывает не принимать в общение клириков, которые самовольно удаляются от собственной церкви;
Правило семнадцатое воспрещает клирикам заниматься ростовщичеством;
Правило восемнадцатое воспрещает дьяконам преподавать св. Дары пресвитерам, причащаться прежде епископов и сидеть между пресвитерами;
Правило девятнадцатое говорит о «павлианах», что они, в случае их обращения, должны быть вновь крестимы, а клирики перерукополагаемы;
Правило двадцатое запрещает преклонять колена в день воскресный и во дни Пятидесятницы.
II Вселенский собор в Константинополе в 381 году оставил после себя всего семь правил:
Правило первое подтверждает Символ Веры, составленный на I Вселенском соборе и анафематствует всякую ересь;
Правило второе запрещает епископам простирать свою власть «за пределами своей области», вмешиваться в дела чужой епархии и устанавливает 5 церковных округов на Востоке;
Правило третье дает Константинопольскому епископу «преимущество чести по Римском епископе»;
Правило четвертое осуждает Максима Киника и «произведенное им бесчиние»;
Правило пятое принимает «исповедающих Едино Божество Отца и Сына и Святого Духа»;
Правило шестое повелевает «не без исследования» принимать обвинения на правителей Церкви;
Правило седьмое указывает на правила принятия кающихся еретиков.
III Вселенский собор, состоявшийся в Ефесе в 431 году, оставил восемь правил:
Правила – первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое – все касаются отлучения от Церкви еретика Нестория и его сторонников;
Правило седьмое запрещает слагать какой-либо новый Символ Веры;
Правило восьмое запрещает епископам «простирать свою власть на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его» и освобождает кипрских епископов от зависимости Антиохийского патриарха.
IV Вселенский собор, созванный в Халкидоне в 451 году, оставил после себя 30 правил. Из этих правил:
Правило первое подтверждает необходимость соблюдать все, что было постановлено на прежних соборах;
Правило второе карает низвержением симонию, или поставление в церковные степени за деньги;
Правило третье воспрещает епископам, клирикам и монашествующим «ради гнусного прибытка» заниматься «мирскими делами»;
Правило четвертое запрещает монахам бесчинное жительство;
Правило пятое подтверждает запрет епископам или клирикам «преходить из града во град»;
Правило шестое запрещает рукополагать клириков без определенного назначения;
Правило седьмое запрещает клирикам и монахам, под угрозой анафемы, «вступать в воинскую службу или в мирской чин»;
Правило восьмое повелевает клирикам пребывать «под властью епископов каждого града»;
Правило девятое запрещает клирикам судиться в светских судилищах;
Правило десятое воспрещает клирику числиться одновременно в двух церквах;
Правило одиннадцатое говорит о грамотах, выдаваемых убогим;
Правило двенадцатое запрещает епископам в церковных делах обращаться к гражданским властям;
Правило тринадцатое запрещает служить клирикам в чужой епархии без представительной грамоты своего епископа;
Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами;
Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс;
Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак;
Правило семнадцатое определяет точные границы епархий;
Правило восемнадцатое воспрещает «составлять скопища» и «строить ковы» епископам и своим сопричетникам;
Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов;
Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь;
Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов «просто и без исследования»;
Правило двадцать второе запрещает клирикам «расхищать вещи» епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем;
Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища;
Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев;
Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов;
Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества;
Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским;
Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень;
Правило тридцатое говорит о египетских епископах.
V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулльский», именуемый иногда поэтому «Пято-Шестым», на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны:
36‑е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр;
8‑е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;
12‑е, 13‑е и 48‑е правила решают вопросы о браке священнослужителей;
33‑е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода;
64‑е и 70‑е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения;
80‑е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение;
54‑е правило запрещает вступление в брак в близком родстве;
53‑е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак;
72‑е правило запрещает смешанные браки с еретиками;
73‑е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами;
75‑е правило требует благочинного пения в храмах;
74‑е и 76‑е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»;
77‑е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами;
83‑е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших;
86‑е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц;
90‑е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»;
91‑е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве;
100‑е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию;
102‑е правило говорит о епитимиях кающихся.
VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные:
3‑е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками;
4‑е и 5‑е правила, запрещающее симонию;
6‑е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство;
10‑е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности;
11‑е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям;
12‑е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;
15‑е, 16‑е, 18‑е и 22‑е правила запрещают священнослужителям и монашествующим своекорыстие, роскошь и близкое общение с лицами женского пола;
20‑е правило запрещает устройство «двойных монастырей», где бы женщины жили вместе с мужчинами, и близкое сообщение монахов с монахинями;
21‑е правило запрещает монаху или монахине оставлять свой монастырь и отходить в другой без воли игумена.
Цитаты о церковных канонах
«Господа студенты! Мне поручено читать вам предмет, который обычно называют “каноническое право”, хотя я вам сразу должен сказать, что такое название является недоразумением, потому что самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь».
протопресвитер Николай Афанасьев (слова, которыми начиналось чтение курса канонического права)
«Вседетельная Святая Троица, сотворив этот первый и вещественный мир, привела его в гармонию с помощью различных естественных правил, вложенных в стихии. Благодаря этим правилам сохраняется порядок, а благодаря порядку – единство всего, и бывает, по словам Орфея, все творение единой музыкальной симфонией, которая исполняется с помощью разных правил, словно с помощью неких разнообразных и многосложных звуков. Таким же образом та же Троица, устроив и второй этот умопостигаемый мир Кафолической Церкви, связала его и скрепила посредством священных и божественных правил. От них рождается благочиние патриархов, согласие архиереев, благонравие иереев, благоприличие диаконов, достопочтенность клириков, благоустроение монахов, познания духовных отцов, необходимые для исправления своих чад, почтение к императорам, являющееся долгом для всех, и вообще у всех христиан рождается подобающее христианам поведение и устроение. И, говоря в общем, благодаря этим священным правилам земная церковная иерархия становится подобием и отпечатком иерархии небесной. Обе эти иерархии вместе делаются одной, слагаясь в единую мелодию, гармонично исполняемую на всех струнах. Изыми правила, вложенные в стихии, из материального творения, и тотчас же разрушится порядок, а по разрушении порядка все мироздание погибнет. Изыми и эти священные правила из Церкви, и тотчас же следом вторгнется бесчиние, а из-за бесчиния погибнет все ее священное благолепие».
прп. Никодим Святогорец
«Законы дисциплинарные или церковные в более узком смысле, установляют в Церкви внешнюю жизнь верующих и все то, что нужно для сохранения в ней надлежащего порядка и для достижения цели, ради которой она существует. Эти дисциплинарные законы не неизменны, они могут изменяться по потребностям церкви и переменам, вызываемым общественным состоянием того или другого века. Это изменение законов, конечно происходило и должно происходить, но непременно под условием сохранения основных законов церковного устройства, притом неспешно и осторожно, чтобы для верующих не явился соблазн и не утратилось бы должное уважение к прежним законам».
свт. Никодим (Милаш), канонист
Литература по теме
Сборники канонов:
- Сайт «Церковное право» (все 783 канона)
- Каноны или Книга Правил
- Правила Церкви с толкованиями еп. Никодим (Милаш):
- Правила св. Апостолов и Вселенских Соборов
- Правила Поместных Соборов
- Правила Святых Отцов Православной Церкви
- Алфавитная Синтагма иером. Матфей Властарь
- Каноны Православной Церкви еп. Григорий (Граббе)
- Правила первых 4‑х Вселенских Соборов архиеп. Петр (Л’Юилье)
- Пидалион Правила Православной Церкви с толкованиями
- Канонические постановления Православной Церкви о священстве
- Богослужение Русской Церкви Х‑ХХ вв свящ. Михаил Желтов
- Тесты: Каноническое право
О канонах
- Учебник церковного права Н.С. Суворов
- Церковное право прот. В.А. Цыпин
- Деяния Вселенских Соборов
- Авторитет и сила священных канонов Панайотис И. Бумис
- Неизменное и временное в Церковных канонах Н.Н. Афанасьев
- Каноны: между сакральным и действующим правом Н.Г. Сапсай
- Православное церковное право свщ.-исп. Никодим (Милаш)
Комментировать