Библиотеке требуются волонтёры

Каноны (правила) церковные

Аудио-версия статьи

***

Церко́вные кано́ны – 1) основ­ные цер­ков­ные пра­вила, опре­де­ля­ю­щие поря­док жизни Пра­во­слав­ной Церкви (ее внут­ренне устрой­ство, дис­ци­плину, част­ные аспекты жизни хри­стиан); 2) свод таких правил.

В широ­ком смысле эпитет «кано­ни­че­ский» в цер­ков­ной лек­сике озна­чает «закон­ный, при­знан­ный» (напри­мер, кано­ни­че­ские книги Свя­щен­ного Писа­ния).

***

Кто автор цер­ков­ных кано­нов?

Каноны были состав­лены как цер­ков­ными собо­рами, так и отдель­ными цер­ков­ными авто­ри­те­тами — свя­тыми отцами, соот­вет­ственно под­раз­де­ля­ются на собор­ные (все­лен­ских и помест­ных собо­ров), апо­столь­ские и свя­то­оте­че­ские.

В каких книгах содер­жатся цер­ков­ные каноны?

Основ­ной кано­ни­че­ский корпус Пра­во­слав­ный Церкви содер­жится в сбор­нике, име­ю­щим титул «Книга правил» (полное назва­ние: Книга правил святых апо­стол, святых собо­ров все­лен­ских и помест­ных, и святых отец). Корм­чая книга (Номо­ка­нон)  – сбор­ники цер­ков­ных и свет­ских зако­нов, являв­шихся руко­вод­ством при управ­ле­нии Цер­ко­вью и в цер­ков­ном суде пра­во­слав­ных сла­вян­ских стран.

Чем каноны отли­ча­ются от дог­ма­тов?

В отли­чие от дог­ма­тов, в кото­рых сфор­му­ли­ро­вано веро­уче­ние Церкви, в кано­нах опре­де­лены нормы цер­ков­ной жизни.

Воз­можны случаи, когда Цер­ковь редак­ти­рует свои соб­ствен­ные каноны, что совер­шенно невоз­можно в отно­ше­нии дог­ма­тов. Можно ска­зать, что если дог­маты гово­рят нам о том, что суще­ствует на самом деле, то каноны гово­рят нам о том, как удобно Церкви суще­ство­вать в усло­виях зем­ного мира после гре­хо­па­де­ния.

Как пра­вильно пони­мать и при­ме­нять цер­ков­ные каноны?

При попытке при­ме­не­ния цер­ков­ных кано­нов к совре­мен­ным обсто­я­тель­ствам необ­хо­димо учи­ты­вать mens legislatoris – наме­ре­ние зако­но­да­теля, т.е. изна­чально вкла­ды­ва­е­мый в канон смысл, исто­ри­че­ский и куль­тур­ный аспекты.

«Чтобы чело­век пра­вильно при­ме­нял цер­ков­ные каноны с поль­зой для людей, он должен быть духов­ным и иметь духов­ное рас­суж­де­ние. Потому что иначе он оста­ётся на букве закона, а буква закона «уби­вает». Чело­век тебе гово­рит. «В Корм­чей так напи­сано», и как видит в книжке, так бук­вально и при­ме­няет, а должен бы каждый случай ана­ли­зи­ро­вать отдельно. Как я видел на прак­тике, в одном случае могут скры­ваться тысячи других слу­чаев. Здесь нет одного рецепта, одного еди­ного пра­вила на все случаи жизни».
старец Паисий Свя­то­го­рец

Какова задача цер­ков­ных кано­нов?

Глав­ная задача цер­ков­ных кано­нов – это при­ло­же­ние неиз­мен­ных и вечных непо­гре­ши­мых основ хри­сти­ан­ского нрав­ствен­ного учения и эккле­зио­ло­ги­че­ских дог­ма­тов, содер­жа­щихся либо прямо, либо кос­венно в их текстах, к изме­ня­ю­щейся цер­ков­ной жизни. Поэтому во всяком каноне можно обна­ру­жить, с одной сто­роны, уко­ре­нен­ность в неиз­мен­ном дог­ма­ти­че­ском учении Церкви, а с другой обу­слов­лен­ность исто­ри­че­ски кон­крет­ной ситу­а­цией, обсто­я­тель­ствами цер­ков­ной жизни, кото­рые имели место в момент изда­ния пра­вила и впо­след­ствии могли изме­ниться. Таким обра­зом, в основе вся­кого канона содер­жится неиз­мен­ный, дог­ма­ти­че­ски обу­слов­лен­ный момент, но в своем кон­крет­ном и бук­валь­ном смысле канон отра­жает и пре­хо­дя­щие обсто­я­тель­ства цер­ков­ной жизни.

Под­ле­жат ли отмене цер­ков­ные каноны?

Каноны отмене не под­ле­жат, несмотря на то, что могут пре­кра­титься или изме­ниться обсто­я­тель­ства, кото­рые они регу­ли­руют. Изме­не­ние исто­ри­че­ских обсто­я­тельств не при­во­дит к отмене канона, так как обсто­я­тель­ства могут повто­ряться.

Может ли тот или иной цер­ков­ный канон не найти при­ме­не­ния?

Канон может ока­заться непри­ме­ни­мым в связи с исчез­но­ве­нием того цер­ков­ного инсти­тута, кото­рый им регу­ли­ру­ется. Напри­мер, Халкид. 15 опре­де­ляет воз­раст­ной ценз для постав­ле­ния в диа­ко­ниссы 40 лет. С исчез­но­ве­нием чина диа­ко­нисс пере­стало при­ме­няться и пра­вило. Тем не менее, в кано­ни­че­ском кор­пусе оно оста­лось. Более того, теперь оно содер­жит некий эккле­зио­ло­ги­че­ский прин­цип, кото­рый не утра­тил прак­ти­че­ского зна­че­ния в связи с исчез­но­ве­нием инсти­тута диа­ко­нисс. Напри­мер, оно может слу­жить отправ­ной точкой в рас­суж­де­нии цер­ков­ной власти об уста­нов­ле­нии воз­раст­ной гра­ницы для назна­че­ния женщин на какиелибо цер­ков­ные долж­но­сти. Неко­то­рые же каноны носят харак­тер част­ных опре­де­ле­ний, и уже поэтому по бук­валь­ному тексту они не при­ме­нимы ни в каких других слу­чаях, кроме тех, по кото­рым были изданы, как напри­мер, II Всел. 4 («О Мак­симе Кинике, и о про­из­ве­ден­ном им без­чи­нии в Кон­стан­ти­но­поле…»).

Какой состав кано­ни­че­ского кор­пуса пра­во­слав­ной Церкви?

Кано­ни­че­ский корпус пра­во­слав­ной Церкви сфор­ми­ро­вался в IX в., при свт. Фотии I, пат­ри­архе Кон­стан­ти­но­поль­ском. В него вошли 85 Апо­столь­ских правил, 20 правил Все­лен­ского I Собора (325), 7 Все­лен­ского II (381), 8 Все­лен­ского III (431), 30 Все­лен­ского IV (451), 102 Трулль­ского Собора (691-692), 22 пра­вила Все­лен­ского VII Собора (787), Каноны Помест­ных Собо­ров: Анкир­ского (314) 25, Неоке­са­рий­ского (между 314 и 325) 15, Ган­гр­ского (ок. 340) 21, Антио­хий­ского (341) 25, Лаоди­кий­ского (ок. 343) 60, Сар­ди­кий­ского (343) 20 (по другой нуме­ра­ции 21), Кон­стан­ти­но­поль­ского (394) 1, Кар­фа­ген­ского (419) 133 (по др. нуме­ра­ции 147), Кон­стан­ти­но­поль­ского Дву­крат­ного (861) 17, Кон­стан­ти­но­поль­ского в храме Св. Софии (879) 3; пра­вила отцов Церкви: 4 пра­вила свт. Дио­ни­сия Вели­кого, еп. Алек­сан­дрий­ского, 11 (по другой нуме­ра­ции 12, первое пра­вило раз­де­лено на 2) свт. Гри­го­рия Чудо­творца, 15 сщмч. Петра I, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 3 свт. Афа­на­сия I Вели­кого, 92 свт. Васи­лия Вели­кого, 18 Тимо­фея I, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 1 свт. Гри­го­рия Бого­слова, 1 свт. Амфи­ло­хия, епи­скопа Ико­ний­ского, 8 свт. Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, 14 Фео­фила, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 5 свт. Кирилла, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 1 свт. Ген­на­дия I, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского, и 1 свт. Тара­сия, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского. В каче­стве при­ло­же­ния в неко­то­рые изда­ния свода кано­нов вклю­ча­ются также поста­нов­ле­ние Кар­фа­ген­ского Собора 255 г., состо­яв­ше­гося под пред­се­да­тель­ством сщмч. Кипри­ана, о пере­кре­щи­ва­нии ере­ти­ков и пра­вила пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских свт. Иоанна Пост­ника, свт. Ники­фора I Испо­вед­ника и Нико­лая III Грам­ма­тика, в состав кано­ни­че­ского кор­пуса не вхо­дя­щие.

***

Про­то­пре­сви­тер Нико­лай Афа­на­сьев этими сло­вами начи­нал свой курс кано­ни­че­ского права:
«Гос­пода сту­денты! Мне пору­чено читать вам пред­мет, кото­рый обычно назы­вают “кано­ни­че­ское право”, хотя я вам сразу должен ска­зать, что такое назва­ние явля­ется недо­ра­зу­ме­нием, потому что самому праву в Церкви места нет. Право про­никло в Цер­ковь только тогда, когда оску­дела любовь».

***

Крат­кий свод кано­ни­че­ских опре­де­ле­ний Все­лен­ских Собо­ров

I Все­лен­ский собор в Никее в 325 году оста­вил нам 20 правил:

Пра­вило первое запре­щает при­ни­мать в клир лиц, кото­рые сами себя оско­пили;

Пра­вило второе запре­щает про­из­во­дить в свя­щен­ные сте­пени ново­об­ра­щен­ных;

Пра­вило третье запре­щает свя­щен­но­слу­жи­те­лям иметь у себя в доме жен­щину, кото­рая не явля­ется близ­кой род­ствен­ни­цей;

Пра­вило чет­вер­тое гласит, что епи­скопы должны изби­раться епи­ско­пами данной обла­сти и утвер­ждаться мит­ро­по­ли­том;

Пра­вило пятое запре­щает епи­скопу при­ни­мать в обще­ние лиц, отлу­чен­ных другим епи­ско­пом и пове­ле­вает дважды в год созы­вать соборы епи­ско­пов;

Пра­вило шестое под­твер­ждает высшую власть неко­то­рых епи­ско­пов над дру­гими епи­ско­пами и запре­щает постав­лять епи­скопа без соиз­во­ле­ния мит­ро­по­лита и общего избра­ния;

Пра­вило седь­мое воз­вы­шает иеру­са­лим­ского епи­скопа на сте­пень мит­ро­по­лита;

Пра­вило вось­мое зако­но­по­ла­гает о при­со­еди­не­нии к Церкви ере­ти­ков и запре­щает быть двум епи­ско­пам в одном городе;

Пра­вило девя­тое запре­щает допус­кать к свя­щен­но­слу­же­нию лиц пороч­ных;

Пра­вило деся­тое запо­ве­дует извер­гать из свя­щен­ного чина падших;

Пра­вило один­на­дца­тое гово­рит о спо­собе пока­я­ния отсту­пив­ших от веры;

Пра­вило две­на­дца­тое гово­рит также об образе пока­я­ния дру­гого вида падших;

Пра­вило три­на­дца­тое пове­ле­вает напут­ство­вать Св. Тай­нами каж­дого уми­ра­ю­щего;

Пра­вило четыр­на­дца­тое уста­нав­ли­вает образ пока­я­ния для отпад­ших от веры огла­шен­ных;

Пра­вило пят­на­дца­тое вос­пре­щает епи­ско­пам и кли­ри­кам само­вольно пере­хо­ди­тьиз града во град ;

Пра­вило шест­на­дца­тое пред­пи­сы­вает не при­ни­мать в обще­ние кли­ри­ков, кото­рые само­вольно уда­ля­ются от соб­ствен­ной церкви;

Пра­вило сем­на­дца­тое вос­пре­щает кли­ри­кам зани­маться ростов­щи­че­ством;

Пра­вило восем­на­дца­тое вос­пре­щает дья­ко­нам пре­по­да­вать св. Дары пре­сви­те­рам, при­ча­щаться прежде епи­ско­пов и сидеть между пре­сви­те­рами;

Пра­вило девят­на­дца­тое гово­рит о «пав­ли­а­нах», что они, в случае их обра­ще­ния, должны быть вновь кре­стимы, а кли­рики пере­ру­ко­по­ла­га­емы;

Пра­вило два­дца­тое запре­щает пре­кло­нять колена в день вос­крес­ный и во дни Пяти­де­сят­ницы.

II Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 381 году оста­вил после себя всего семь правил:

Пра­вило первое под­твер­ждает Символ Веры, состав­лен­ный на I Все­лен­ском соборе и ана­фе­мат­ствует всякую ересь;

Пра­вило второе запре­щает епи­ско­пам про­сти­рать свою власть «за пре­де­лами своей обла­сти», вме­ши­ваться в дела чужой епар­хии и уста­нав­ли­вает 5 цер­ков­ных окру­гов на Востоке;

Пра­вило третье дает Кон­стан­ти­но­поль­скому епи­скопу «пре­иму­ще­ство чести по Рим­ском епи­скопе»;

Пра­вило чет­вер­тое осуж­дает Мак­сима Киника и «про­из­ве­ден­ное им бес­чи­ние»;

Пра­вило пятое при­ни­мает «испо­ве­да­ю­щих Едино Боже­ство Отца и Сына и Свя­того Духа»;

Пра­вило шестое пове­ле­вает «не без иссле­до­ва­ния» при­ни­мать обви­не­ния на пра­ви­те­лей Церкви;

Пра­вило седь­мое ука­зы­вает на пра­вила при­ня­тия каю­щихся ере­ти­ков.

III Все­лен­ский собор, состо­яв­шийся в Ефесе в 431 году, оста­вил восемь правил:

Пра­вила – первое, второе, третье, чет­вер­тое, пятое и шестое – все каса­ются отлу­че­ния от Церкви ере­тика Несто­рия и его сто­рон­ни­ков;

Пра­вило седь­мое запре­щает сла­гать какой-либо новый Символ Веры;

Пра­вило вось­мое запре­щает епи­ско­пам «про­сти­рать свою власть на иную епар­хию, кото­рая прежде и сна­чала не была под рукою его» и осво­бож­дает кипр­ских епи­ско­пов от зави­си­мо­сти Антио­хий­ского пат­ри­арха.

IV Все­лен­ский собор, созван­ный в Хал­ки­доне в 451 году, оста­вил после себя 30 правил. Из этих правил:

Пра­вило первое под­твер­ждает необ­хо­ди­мость соблю­дать все, что было поста­нов­лено на преж­них собо­рах;

Пра­вило второе карает низ­вер­же­нием симо­нию, или постав­ле­ние в цер­ков­ные сте­пени за деньги;

Пра­вило третье вос­пре­щает епи­ско­пам, кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим «ради гнус­ного при­бытка» зани­маться «мир­скими делами»;

Пра­вило чет­вер­тое запре­щает мона­хам бес­чин­ное житель­ство;

Пра­вило пятое под­твер­ждает запрет епи­ско­пам или кли­ри­кам «пре­хо­дить из града во град»;

Пра­вило шестое запре­щает руко­по­ла­гать кли­ри­ков без опре­де­лен­ного назна­че­ния;

Пра­вило седь­мое запре­щает кли­ри­кам и мона­хам, под угро­зой ана­фемы, «всту­пать в воин­скую службу или в мир­ской чин»;

Пра­вило вось­мое пове­ле­вает кли­ри­кам пре­бы­вать «под вла­стью епи­ско­пов каж­дого града»;

Пра­вило девя­тое запре­щает кли­ри­кам судиться в свет­ских суди­ли­щах;

Пра­вило деся­тое вос­пре­щает кли­рику чис­литься одно­вре­менно в двух церк­вах;

Пра­вило один­на­дца­тое гово­рит о гра­мо­тах, выда­ва­е­мых убогим;

Пра­вило две­на­дца­тое запре­щает епи­ско­пам в цер­ков­ных делах обра­щаться к граж­дан­ским вла­стям;

Пра­вило три­на­дца­тое запре­щает слу­жить кли­ри­кам в чужой епар­хии без пред­ста­ви­тель­ной гра­моты своего епи­скопа;

Пра­вило четыр­на­дца­тое запре­щает чтецам и певцам всту­пать в брак с ино­вер­ными женами;

Пра­вило пят­на­дца­тое гово­рит о постав­ле­нии дья­ко­нисс;

Пра­вило шест­на­дца­тое запре­щает мона­ше­ству­ю­щим и девам всту­пать в брак;

Пра­вило сем­на­дца­тое опре­де­ляет точные гра­ницы епар­хий;

Пра­вило восем­на­дца­тое вос­пре­щает «состав­лять ско­пища» и «стро­ить ковы» епи­ско­пам и своим сопри­чет­ни­кам;

Пра­вило девят­на­дца­тое повто­ряет пра­вило о дву­крат­ном созыве в год Собора епи­ско­пов;

Пра­вило два­дца­тое повто­ряет запре­ще­ние кли­ри­кам пере­хо­дить в другую цер­ковь;

Пра­вило два­дцать первое пове­ле­вает не при­ни­мать доноса на епи­ско­пов «просто и без иссле­до­ва­ния»;

Пра­вило два­дцать второе запре­щает кли­ри­кам «рас­хи­щать вещи» епи­скопа по его смерти; запре­щает кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим без вся­кого пору­че­ния от своего епи­скопа при­хо­дить в Кон­стан­ти­но­поль и жить в нем;

Пра­вило два­дцать чет­вер­тое запре­щает обра­щать мона­стыри в мир­ские жилища;

Пра­вило два­дцать пятое запре­щает остав­лять кафедры епи­ско­пов неза­ме­щен­ными больше трех меся­цев;

Пра­вило два­дцать шестое пове­ле­вает епи­ско­пам управ­лять цер­ков­ным иму­ще­ством с помо­щью ико­но­мов;

Пра­вило два­дцать седь­мое запре­щает похи­щать жен для супру­же­ства;

Пра­вило два­дцать вось­мое опре­де­ляет круг судеб­ной и адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха и урав­ни­вает его с папой Рим­ским;

Пра­вило два­дцать девя­тое запре­щает низ­во­дить епи­скопа на пре­сви­тер­скую сте­пень;

Пра­вило трид­ца­тое гово­рит о еги­пет­ских епи­ско­пах.

V Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 553 году и VI Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 680 году не оста­вили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулль­ский», име­ну­е­мый иногда поэтому «Пято-Шестым», на кото­ром было воз­ме­щено это опу­ще­ние и состав­лено целых 102 пра­вила. Из правил этого собора осо­бенно важны:

36‑е пра­вило, кото­рое повто­ряет о рав­но­пра­вии кон­стан­ти­но­поль­ской и рим­ской пат­ри­ар­ших кафедр и ука­зы­вает вообще иерар­хи­че­ский поря­док пат­ри­ар­ших кафедр;

8‑е пра­вило, кото­рое пове­ле­вает мит­ро­по­литу еже­годно созы­вать собор епи­ско­пов;

12‑е, 13‑е и 48‑е пра­вила решают вопросы о браке свя­щен­но­слу­жи­те­лей;

33‑е пра­вило осуж­дает обычай Армян­ской страны при­ни­мать в состав клира только лиц, про­ис­хо­дя­щих из свя­щен­ни­че­ского рода;

64‑е и 70‑е пра­вила запре­щают миря­нину и жене поучать все­на­родно в храме во время бого­слу­же­ния;

80‑е пра­вило грозит отлу­че­нием тому, кто в тече­ние трех вос­крес­ных дней не придет в храм на бого­слу­же­ние;

54‑е пра­вило запре­щает вступ­ле­ние в брак в близ­ком род­стве;

53‑е пра­вило уза­ко­няет духов­ное род­ство вос­при­ем­ни­ков с вос­при­ни­ма­е­мыми и запре­щает им вступ­ле­ние в брак;

72‑е пра­вило запре­щает сме­шан­ные браки с ере­ти­ками;

73‑е пра­вило пове­ле­вает воз­да­вать честь живо­тво­ря­щему Кресту Гос­подню и запре­щает начер­ты­вать изоб­ра­же­ние его на земле, дабы оно не попи­ра­лось ногами;

75‑е пра­вило тре­бует бла­го­чин­ного пения в храмах;

74‑е и 76‑е пра­вила запре­щают в храмах и «внутри свя­щен­ных оград» устра­и­вать тра­пезы, кор­чем­ницы или «купли про­из­во­дить»;

77‑е пра­вило запре­щает не только свя­щен­но­слу­жи­те­лям и инокам, но и «вся­кому хри­сти­а­нину миря­нину» мыться в бане вместе с жен­щи­нами;

83‑е пра­вило запре­щает пре­по­да­вать Евха­ри­стию телам умер­ших;

86‑е пра­вило пове­ле­вает отлу­чать от Церкви тех, кто содер­жит блуд­ниц;

90‑е пра­вило повто­ряет запре­ще­ние пре­кло­нять колена в дни вос­крес­ные, «ради чести Вос­кре­се­ния Хри­стова»;

91‑е пра­вило пове­ле­вает отлу­чать от Церкви вытрав­ля­ю­щих плод во чреве;

100‑е пра­вило под­вер­гает отлу­че­нию рас­про­стра­ня­ю­щих пор­но­гра­фию;

102‑е пра­вило гово­рит о епи­ти­миях каю­щихся.

VII Все­лен­ский собор в Никее в 787 году издал два­дцать два пра­вила, из кото­рых наи­бо­лее важные:

3‑е пра­вило, запре­ща­ю­щее избра­ние во свя­щен­ные сте­пени мир­скими началь­ни­ками;

4‑е и 5‑е пра­вила, запре­ща­ю­щее симо­нию;

6‑е пра­вило повто­ряет тре­бо­ва­ние о созыве еже­год­ных собо­ров епи­ско­пов и запре­щает мздо­им­ство;

10‑е пра­вило повто­ряет запре­ще­ние кли­ри­кам остав­лять свои при­ходы и зани­мать мир­ские долж­но­сти;

11‑е пра­вило повто­ряет тре­бо­ва­ние иметь ико­нома в каждой церкви и по мона­сты­рям;

12‑е пра­вило пове­ле­вает епи­скопу и игу­мену иметь попе­че­ние о всех цер­ков­ных вещах и ими рас­по­ря­жаться, но не при­сва­и­вать чего-либо самому себе в соб­ствен­ность, под стра­хом изгна­ния;

15‑е, 16‑е, 18‑е и 22‑е пра­вила запре­щают свя­щен­но­слу­жи­те­лям и мона­ше­ству­ю­щим свое­ко­ры­стие, рос­кошь и близ­кое обще­ние с лицами жен­ского пола;

20‑е пра­вило запре­щает устрой­ство «двой­ных мона­сты­рей», где бы жен­щины жили вместе с муж­чи­нами, и близ­кое сооб­ще­ние мона­хов с мона­хи­нями;

21‑е пра­вило запре­щает монаху или мона­хине остав­лять свой мона­стырь и отхо­дить в другой без воли игу­мена.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки