Крест поклонный

Поклон­ный крест – мону­мен­таль­ное соору­же­ние в виде креста, уста­нов­лен­ное вне здания, пред­на­зна­чен­ное для молитвы и покло­не­ния рас­пя­тому Спа­си­телю.

krest poklonnyj - Крест поклонный

Поклон­ный крест могут иметь как вось­ми­ко­неч­ную так и четы­рех­ко­неч­ную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голу­бец) и при­креп­лен­ные иконы. Своей плос­ко­стью такой крест ори­ен­ти­ро­вался на восток, при этом при­под­ня­тый конец его пере­кла­дины должен был ука­зы­вать на север. Изго­тав­ли­вают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут укра­шаться резь­бой и орна­мен­тами.

Часто при уста­новке креста у его под­но­жия дела­лось воз­вы­ше­ние, сим­во­ли­зи­ро­вав­шее Гол­гофу – место рас­пя­тия Гос­пода Иисуса Христа. Осно­ва­нием подоб­ного воз­вы­ше­ния слу­жили горсти земли, при­но­си­мые на место уста­новки креста участ­ни­ками этой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.

Поклон­ный крест воз­во­дится, как пра­вило, на откры­той часто воз­вы­шен­ной мест­но­сти из камня или дерева и может дости­гать высоты несколь­ких метров (4–12 м).

***

Когда начали уста­нав­ли­вать поклон­ные кресты на Руси?

Тра­ди­ция воз­ве­де­ния поклон­ных кре­стов воз­никла на Руси даже раньше ее кре­ще­ния в 988 году и воз­во­дится ко вре­ме­нам апо­стола Андрея. Согласно «Пове­сти вре­мен­ных лет» св. Нестора Лето­писца, во время своего пре­бы­ва­ния «на Киев­ских горах» апо­стол «сказал бывшим с ним уче­ни­кам: «Видите ли горы эти? На этих горах вос­си­яет бла­го­дать Божия, будет город вели­кий, и воз­двиг­нет Бог много церк­вей». И взойдя на горы эти, бла­го­сло­вил их, и поста­вил крест, и помо­лился Богу, и сошел с горы этой, где впо­след­ствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклон­ный крест на Руси, тогда еще язы­че­ской.

Тра­ди­ция уста­нов­ле­ния кре­стов на Русь пришла, по всей види­мо­сти, из Чехии и Мора­вии, где про­по­ве­до­вали святые Кирилл и Мефо­дий. В целом, тра­ди­ция воз­ве­де­ния памят­ных кре­стов общая для всей Восточ­ной Европы – как у пра­во­слав­ных, так и у като­ли­ков. Формы креста раз­ли­ча­ются, но моти­ва­ция одна и та же: испро­ше­ние у Гос­пода защиты, бла­го­дар­ность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспом­нить о Боге.

На Руси тра­ди­ция ста­вить кресты более всего была раз­вита на Севере, на побе­ре­жье Белого моря. Видимо, потому, что в Сред­ние века это был фор­пост Пра­во­сла­вия, рус­ские люди осва­и­вали эти про­стран­ства в борьбе и с труд­ными при­род­ными усло­ви­ями, и с язы­че­ской куль­ту­рой автох­тон­ных наро­дов Севера. Про­ис­хо­дила война рели­ги­оз­ных сим­во­лов – кресты воз­дви­га­лись там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью пони­мать именно мир рус­ской пра­во­слав­ной куль­туры, а не РФ в ее нынеш­них гра­ни­цах, то нельзя не ска­зать об Укра­ине. Там тра­ди­ция уста­нав­ли­вать кресты, осо­бенно при­до­рож­ные, всегда была крайне попу­лярна.

С какой целью уста­нав­ли­ва­ются поклон­ные кресты?

Древ­ние подвиж­ники, когда при­хо­дили в пустын­ное место, ста­вили там дере­вян­ный крест – тем самым, освя­щая эту пустыню, сви­де­тель­ствуя о бла­го­дати Божией и изго­няя бесов. Это известно из мно­же­ства житий рус­ских святых. Кроме того, поклон­ный крест мог являться знаком духов­ной войны с язы­че­ством, так было, напри­мер, на Севере Руси.

Однако кресты ста­вили не только святые подвиж­ники, но и обыч­ные люди из разных сосло­вий – от царей до кре­пост­ных кре­стьян. Кресты воз­дви­га­лись, напри­мер, для покло­не­ния в тех местах, где не было храмов и часо­вен. У таких кре­стов соби­ра­лись мест­ные жители и моли­лись Богу, такие кресты напо­ми­нали о Боге пут­ни­кам.

Часто поклон­ные кресты уста­нав­ли­ва­ются на месте уни­что­жен­ного или буду­щего храма и явля­ются его свое­об­раз­ным заме­сти­те­лем в деле мар­ки­ровки сакраль­ного про­стран­ства.

Ста­ви­лись и охран­ные кресты – фак­ти­че­ски такие кресты были зримым вопло­ще­нием молитвы к Гос­поду об избав­ле­нии от вся­кого зла. Постав­ля­лись кресты и по лич­ному обету – скажем, в бла­го­дар­ность за исце­ле­ние, по случаю избав­ле­ния от напа­стей, на месте гибели хри­стиан (-ина), за избав­ле­ние от моро­вого повет­рия, за спа­се­ние от гибели.

Но были и вне­ре­ли­ги­оз­ные цели уста­новки кре­стов – для ори­ен­ти­ровки на мест­но­сти. Напри­мер, мно­го­мет­ро­вые (до 10 метров в высоту) при­мет­ные кресты, рас­по­ло­жен­ные по бере­гам Белого моря, были своего рода мая­ками, нави­га­ци­он­ными зна­ками, ука­зы­вали море­хо­дам путь к спа­си­тель­ной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ста­ви­лись и по бере­гам рек в каче­стве ори­ен­ти­ров и меже­вых знаков. Напри­мер, Стер­жен­ский и Лопа­стиц­кий кресты XII века, сейчас они нахо­дятся в Твер­ском госу­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном музее-запо­вед­нике. Эти камен­ные кресты явля­ются одно­вре­менно и охра­ни­тель­ными, и меже­выми, и памят­ными зна­ками.

Каково было отно­ше­ние к поклон­ным кре­стам в совет­ское время?

Совет­ская власть с первых же дней своего суще­ство­ва­ния объ­явила войну кре­стам, в резуль­тате тра­ди­ция уста­новки кре­стов на несколько деся­ти­ле­тий пре­рва­лась. Кресты раз­би­ва­лись, сжи­га­лись, спи­ли­ва­лись. Неко­то­рым кре­стам повезло больше – они выстав­ля­лись в музеях как «сим­волы рели­ги­оз­ного мра­ко­бе­сия».

Какие молит­вен­ные пра­вила при­нято совер­шать около поклон­ных кре­стов?

Кресты всегда вос­при­ни­ма­лись как знак Божи­его при­сут­ствия здесь, в данной мест­но­сти, как напо­ми­на­ние о вере. Поэтому возле кре­стов соби­ра­лись люди, они устра­и­вали молебны или пани­хиды — осо­бенно там, где побли­зо­сти не было храмов. В случае отсут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, веру­ю­щие совер­шали (и нередко совер­шают в насто­я­щее время) чтение кано­нов и ака­фи­стов. А, напри­мер, у неко­то­рых вала­ам­ских палом­ни­ков и труд­ни­ков суще­ствует тра­ди­ция читать у поклон­ных кре­стов утрен­нее и вечер­нее пра­вила, каноны и После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию.

По мате­ри­а­лам: статьи Е.М. Гуре­ева «Поклон­ные кресты Рус­ского Севера XVI–XVII вв.: обзор оте­че­ствен­ной исто­рио­гра­фии»; статьи П.В. Бояр­ского «Рус­ский крест в сакраль­ном про­стран­стве Арк­тики»; статьи «Поклон­ные кресты в России: исто­рия вопроса» / Пра­во­слав­ный журнал ФОМА; сво­бод­ной энцик­ло­пе­дии Вики­пе­диЯ; откры­тых источ­ни­ков.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки