Крест

***

Крест – 1) орудие казни Бого­че­ло­века Иисуса Христа, на кото­ром Он был распят ради искуп­ле­ния людей; 2) глав­ный символ хри­сти­ан­ства, зна­ме­ние победы Христа над адом и смер­тью; 3) наиме­но­ва­ние крест­ного подвига Спа­си­теля. Крест явля­ется сим­во­лом жерт­вен­ной любви все­бла­гого Бога к падшим людям, все­по­беж­да­ю­щим духов­ным ору­жием хри­стиан, осно­ва­нием и сре­до­то­чием цер­ков­ной жизни.

krest - Крест

***

Крест – символ жерт­вен­ной любви, победы над злом

Далё­ким от Церкви людям кажется, что хри­сти­ане покло­ня­ются кресту – орудию казни. Это поверх­ност­ный взгляд, мы покло­ня­емся кресту не как сим­волу смерти, а как сим­волу вечной жизни – Кресту живо­тво­ря­щему – ибо Хри­стос, под­верг­ну­тый на кресте мучи­тель­ной казни, своими стра­да­ни­ями совер­шил искуп­ле­ние чело­ве­че­ства (1Пет.2:24). На Кресте про­изо­шла не просто тра­ге­дия, а триумф жизни, победа над смер­тью. Крест — выра­же­ние любви Бога к людям (Ин.3:16).

Крест Хри­стов, кото­рый каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, полу­чив при кре­ще­нии, носит всю жизнь, есть:

  • символ нашего спа­се­ния,
  • символ любви к Богу,
  • духов­ное оружие, сред­ство духов­ной борьбы,
  • знак испо­ве­да­ния веры.

На Кресте мы видим Бога Рас­пя­тым. Но в Рас­пя­тии таин­ственно пре­бы­вает Сама Жизнь, подобно тому, как в пше­нич­ном зерне таятся многие буду­щие коло­сья. Поэтому Крест Гос­по­день почи­та­ется хри­сти­а­нами как «живо­нос­ное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Рас­пя­тия не было бы Вос­кре­се­ния Хри­стова, и поэтому Крест из орудия казни обра­тился в свя­тыню, в кото­рой дей­ствует Бла­го­дать Божия.

Крест Цер­ков­ный (в виде изоб­ра­же­ния, пред­мета или крест­ного зна­ме­ния) – освя­щен­ный Боже­ствен­ной бла­го­да­тью символ (образ) чело­ве­че­ского спа­се­ния, воз­во­дя­щий нас к своему Пер­во­об­разу – к рас­пя­тому Бого­че­ло­веку, при­няв­шему крест­ную смерть ради искуп­ле­ния чело­ве­че­ского рода от власти греха и смерти.

Почи­та­ние креста Гос­подня, нераз­рывно свя­зано с Иску­пи­тель­ной Жерт­вой Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Почи­тая крест, пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин воз­дает почи­та­ние Самому Богу Слову, изво­лив­шему вопло­титься и избрать крест зна­ме­нием победы над грехом и смер­тью, при­ми­ре­ния и соеди­не­ния чело­века с Богом, даро­ва­ния новой, пре­об­ра­жен­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа жизни. «Я не желаю хва­литься, разве только кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Про­об­разы Креста Гос­подня в Ветхом Завете

1) Медный Змий, создан­ный Мои­сеем и пове­шен­ный на знамя в лагере иудеев, кото­рых кусали змеи, в нака­за­ние от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, уку­шен­ный змеей, взгля­нув на мед­ного змия, не умирал (Числ.21: 4–9).

2) Бла­го­сло­ве­ние Иако­вом сыно­вей и внуков, про­изо­шло поло­же­нием рук на головы сыно­вей сто­яв­ших напро­тив отца: Ефрема (стоял слева) и Манас­сии (стоял справа). Вместо того, чтобы про­тя­нуть руки и бла­го­сло­вить правой рукой Манас­сию, а левой — Ефрема, он скре­стил руки и бла­го­сло­вил правой рукой Ефрема, а левой — Манас­сию, чем млад­шему пред­по­слал пер­вен­ство. Этим бла­го­сло­ве­нием пра­о­тец Иаков дал понять, что наста­нет время, когда люди будут полу­чать бла­го­сло­ве­ние Божие не по стар­шин­ству или про­ис­хож­де­нию (не имея достой­ных качеств для этого), а по своим доб­ро­де­те­лям (Быт.48:13–15).

3) Крест, начер­тан­ный Мои­сеем при пере­ходе через Черм­ное море. Начер­тав крест, Моисей раз­де­лил море и при пере­ходе, таким же обра­зом, начер­тав Крест, сомкнул. Для иудеев пере­ход через Черм­ное море был бег­ством и спа­се­нием от войск фара­она, потоп­лен­ных в море (Исх.14).

4) Пре­вра­ще­ние горь­кой воды в слад­кую путем погру­же­ния дерева в воды Мерры на пути иудей­ского народа из Египта к Синаю, было про­об­ра­зом древа креста, кото­рым пре­одо­ле­ва­ется горечь стра­да­ний на земле и пода­ется вечная жизнь (Исх.15:25).

5) Руки Моисея, воз­де­тые кре­сто­об­разно в борьбе с ама­ли­ки­тя­нами (Исх.17:8–13).

Эти про­об­разы опи­саны в про­из­ве­де­нии I в. “Посла­ние апо­стола Вар­навы” (гл. 11:12).

Виды кре­стов:

  1. Крест натель­ный – носи­мый хри­сти­а­нами под одеж­дой на теле.
  2. Крест наперс­ный (или иерей­ский) – носи­мый свя­щен­ни­ком поверх рясы или фелони.
  3. Крест архи­ерей­ский – носи­мый архи­ереем вместе с пана­гией.
  4. Крест напре­столь­ный – пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

О молитве Кресту. Почему мы обра­ща­емся ко Кресту, как к лич­но­сти?

Молитва Кресту это поэ­ти­че­ская форма обра­ще­ния к Тому, кто распят на Кресте.

Свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов:  “Пра­во­слав­ные хри­сти­ане не счи­тают, что крест явля­ется какой-то лич­но­стью, чем-то оду­шев­лен­ным и тем более боже­ствен­ным. Стоит пом­нить, что цер­ков­ные пес­но­пе­ния – это высо­кая поэзия, а для поэзии как раз свой­стве­нен такой прием как «оли­це­тво­ре­ние», при кото­ром свой­ства и каче­ства чело­века пере­но­сятся на неоду­шев­лен­ные пред­меты. Для при­мера можно вспом­нить лер­мон­тов­ское «и звезда с звез­дою гово­рит».
Этот прием широко исполь­зу­ется в поэ­ти­че­ских текстах Свя­щен­ного Писа­ния, напри­мер: «да руко­пле­щут реки, да ликуют вместе горы» (Пс.97:8). То же и в бого­слу­жеб­ной поэзии, когда поется: «Радуйся живо­нос­ный Кресте, бла­го­че­стия непо­бе­ди­мая победа».
Ну а молитва кресту, это просто поэ­ти­че­ская форма обра­ще­ния к Тому, Кто распят на кресте. Именно к Нему, ко Христу, мы обра­щаем наши молитвы, именно от Него мы и чаем полу­чить ответ на них и спа­се­ние.”
См. также: Почему в молитве «Да вос­крес­нет Бог…» мы обра­ща­емся к Кресту как к оду­шев­лен­ному лицу?

Цер­ков­ные службы Кресту Гос­подню

Изоб­ра­же­ние Креста

Пра­во­слав­ные ико­но­писцы изоб­ра­жают возле Креста тех, кто неот­ступно сопро­вож­дал Гос­пода во время Его Крест­ных мук: Божию Матерь и апо­стола Иоанна Бого­слова – люби­мого уче­ника Спа­си­теля.

А череп в под­но­жии Креста – символ смерти, вошед­шей в мир через пре­ступ­ле­ние пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы. Согласно пре­да­нию, Адам был похо­ро­нен на Гол­гофе – на холме в окрест­но­стях Иеру­са­лима, где мно­гими сто­ле­ти­ями позже рас­пяли Христа. Божиим про­мыс­лом, Крест Хри­стов был уста­нов­лен как раз над моги­лой Адама. Чест­ная Кровь Гос­подня, про­ли­тая на землю, достигла остан­ков пра­ро­ди­теля. Она уни­что­жила пер­во­род­ный грех Адамов и осво­бо­дила от раб­ства греху его потом­ков

Над­писи и крип­то­граммы на Рус­ских кре­стах:

chto izobrazheno na golgofskom kreste - Крест

«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,

«Г.Г.» — гора Гол­гофа,

«Г.А.» — глава Ада­мова; причем кости рук, лежа­щие перед голо­вой, изоб­ра­жа­ются: правая на левой, как при погре­бе­нии или при­ча­ще­нии. Череп под нижней косой пере­кла­ди­ной вось­ми­ко­неч­ного креста явля­ется сим­во­ли­че­ским изоб­ра­же­нием головы Адама, погре­бен­ного по пре­да­нию на Гол­гофе (по-евр.  — «лобное место»), где и был распят Хри­стос.

Буквы «К» и «Т» озна­чают копие воина и трость с губкой, изоб­ра­жа­е­мые вдоль креста.

Над сред­ней пере­кла­ди­ной поме­ща­ются над­писи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;

а под ней: «НИКА» — Побе­ди­тель;

на титле или около нее над­пись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;

«I.Н.Ц.И» — Иисус Назо­рей Царь Иудей­ский;

над­пи­са­ние над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

krest 12 - Крест

В чем заклю­ча­ется тайна Креста Гос­подня?

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский:
«Кто может доста­точно изъ­яс­нить тайну Креста, послу­жив­шего ору­дием стра­да­ний Спа­си­теля? В самом деле, сколько было других спо­со­бов, посред­ством кото­рых Он мог испол­нить совет Свой отно­си­тельно стра­да­ния за нас! И однако из всех Он поже­лал и избрал один этот, как Сам пред­рек о Себе: «Сыну Чело­ве­че­скому должно много постра­дать»… (Лк.9:22). Заметь, как гово­рит Он здесь: не просто только и в общих чертах пред­ска­зы­вает Свои стра­да­ния, как сделал бы кто другой, но, по некой таин­ствен­ной необ­хо­ди­мо­сти, обо­зна­чает и как бы уза­ко­ни­вает для Себя один род смерти: «Сыну Чело­ве­че­скому над­ле­жит быть пре­дану в руки чело­ве­ков греш­ни­ков, и быть рас­пяту, и в третий день вос­крес­нуть» (Лк.24:7).

Вникни в зна­че­ние этого «над­ле­жит», и ты уви­дишь, что в нем заклю­ча­ется именно нечто такое, что не допус­кает дру­гого рода смерти, кроме Креста. В чем же при­чина этого? Один Павел, вос­хи­щен­ный в при­творы рая и слы­шав­ший в них неиз­ре­чен­ные гла­голы, может изъ­яс­нить ее… может истол­ко­вать эту тайну Креста, как отча­сти и сделал это в посла­нии к Ефе­ся­нам: «чтобы Вы… могли постиг­нуть со всеми свя­тыми, что широта и дол­гота, и глу­бина и высота, и ура­зу­меть пре­вос­хо­дя­щую разу­ме­ние любовь Хри­стову, дабы вам испол­ниться всею пол­но­тою Божиею» (Еф.3:18–19). Не про­из­вольно, конечно, боже­ствен­ный взор апо­стола созер­цает и начер­ты­вает здесь образ Креста, но уже это пока­зы­вает, что чудесно очи­щен­ный от тьмы неве­де­ния взор его ясно про­зрел в самую суть. Ибо в очер­та­нии, состо­я­щем из четы­рех про­ти­во­по­лож­ных пере­кла­дин, выхо­дя­щих из общего сре­до­то­чия, он усмат­ри­вает все­объ­ем­лю­щее могу­ще­ство и дивное про­мыш­ле­ние Того, Кото­рый бла­го­во­лил явиться в нем миру…»

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин:  
«Как четыре конца Креста свя­зы­ва­ются и соеди­ня­ются в центре, так Божией силой содер­жатся и высота, и глу­бина, и дол­гота, и широта, то есть вся види­мая и неви­ди­мая тварь».

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский:
«Крест чет­ве­ро­ча­стен ради при­гвож­ден­ного на нем Христа, Сына Божия, сотво­рив­шего и содер­жа­щего горнее и доль­нее, и все суще­ству­ю­щее, соеди­нив­шего горнее с тем, что на земле, свыше нис­шед­шего, чтобы воз­вы­сить нас, воз­двиг­шего из ада и из земных сде­лав­шего нас небес­ными, соеди­нив­шего все в Себе Самом и созвав­шего концы мира к покло­не­нию Истин­ному и Живому Богу, все усво­ив­шего Себе, вос­со­здав­шего нас высо­той славы и глу­би­ной нищеты и сми­ре­ния, и широ­той мило­сти и любви».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий:
«Все части мира были при­ве­дены к спа­се­нию частями Креста».

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский:
«Кто не уми­лится, взирая на Стран­ника, так бедно воз­вра­ща­ю­ще­гося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между живот­ными, потом выпро­во­дили Его в Египет к народу идо­ло­по­клон­ни­че­скому. У нас Он не имел где при­к­ло­нить голову, «пришел к своим, и свои Его не при­няли» (Ин.1:11). Теперь же отпра­вили Его в дорогу с тяже­лым Кре­стом: воз­ло­жили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, назы­ва­е­мое Лобное» (Ин.19:17), дер­жа­щий «все словом силы Своей» (Евр.1:3). Несет Крест истин­ный Исаак – древо, на кото­ром должен быть при­не­сен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяже­стью Креста падает на дороге креп­кий в бранях, «сотво­рив­ший дер­жаву мышцею Своею» (Лк.1:51). Многие пла­кали, но Хри­стос гово­рит: «не плачьте обо Мне» (Лк.23:28): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, кото­рым Я отопру и изведу из заклю­чен­ных дверей адских Адама, «не плачьте». «Исса­хар осел креп­кий, лежа­щий между про­то­ками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля при­ятна: и пре­кло­нил плечи свои для ноше­ния бре­мени» (Быт.49:14-15). «Выхо­дит чело­век на дело свое» (Пс.103:23). Несет пре­стол Свой Архи­ерей, чтобы бла­го­сло­вить с него про­стер­тыми руками все части света. Выхо­дит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и при­не­сти дичи, «уло­вить лов» отцу своему (Быт.27:5). Выхо­дит Хри­стос Спа­си­тель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уло­вить лов», чтобы при­влечь всех нас к Себе. «И когда Я воз­не­сен буду от земли, всех при­влеку к Себе» (Ин.12:32). Выхо­дит мыс­лен­ный Моисей, берет жезл. Крест Свой, про­сти­рает руки, раз­де­ляет Черм­ное море стра­стей, пере­во­дит нас от смерти к жизни, и диа­вола. как фара­она, потоп­ляет в бездне адской».

Почему Иисус Хри­стос пре­тер­пел именно крест­ную смерть на древе?

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
«Если смерть Гос­пода нашего Иисуса Христа есть искуп­ле­ние всех, если смер­тью Его раз­ру­ша­ется сре­до­сте­ние пре­грады и совер­ша­ется при­зва­ние наро­дов, то как бы Он при­звал нас, если бы не был распят? Ибо на одном Кресте пре­тер­пе­ва­ется смерть с рас­про­стер­тыми руками. И потому Гос­поду нужно было пре­тер­петь смерть такого рода, рас­про­сте­реть руки Свои, чтобы одной рукой при­влечь древ­ний народ, а другой – языч­ни­ков, и обоих собрать воедино. Ибо Сам Он, пока­зы­вая, какой смер­тью иску­пит всех, пред­ска­зал: «И когда Я воз­не­сен буду от земли, всех при­влеку к Себе» (Ин.12:32).

Иисус Хри­стос не пре­тер­пел ни смерти Иоанна – отсе­че­нием головы, ни смерти Исаии – пере­пи­ли­ва­нием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохра­ни­лось не рас­се­чен­ным, чтобы этим отнять повод у тех, кото­рые бы дерз­нули раз­де­лять на части Его Цер­ковь».

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Все, что совер­ши­лось на древе крест­ном, было вра­че­ва­нием нашей немощи, воз­вра­ща­ю­щим вет­хого Адама туда, откуда он ниспал, и при­во­дя­щим к древу жизни, от кото­рого удалил нас плод древа позна­ния, без­вре­менно и небла­го­ра­зумно вку­шен­ный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, муже­ственно рас­про­стер­тые, — за руку, невоз­дер­жанно про­тя­ну­тую, руки при­гвож­ден­ные – за руку, изверг­нув­шую Адама. Поэтому воз­не­се­ние на Крест – за паде­ние, желчь – за вку­ше­ние, тер­но­вый венец – за худое вла­ды­че­ство, смерть – за смерть, тьма – за погре­бе­ние и воз­вра­ще­ние в землю для света».

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
«Образ Креста пока­зы­вает при­ми­ре­ние и содру­же­ство, в какое всту­пил чело­век с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть зна­ме­ние Креста изоб­ра­жа­е­мым даже и на воз­духе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть зна­ме­ние содру­же­ства чело­ве­ков с Богом и что они, как отступ­ники и враги Богу, уда­лен­ные от Боже­ствен­ного лица Его, не имеют более сво­боды при­бли­жаться к тем, кои при­ми­ри­лись с Богом и соеди­ни­лись с Ним, и не могут более иску­шать их. Если и кажется, что они иску­шают неко­то­рых хри­стиан, да ведает всякий, что это борют они тех, кото­рые не познали как сле­дует высо­кого таин­ства Креста».

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
«Как грех вошел в мир посред­ством дре­вес­ного плода, так и спа­се­ние – посред­ством древа крест­ного».

Свя­ти­тель Ириней Лион­ский:
«Иисус Хри­стос, истреб­ляя то непо­слу­ша­ние Адама, кото­рое вна­чале совер­ши­лось через древо, был «послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Флп.2:8). Или иначе: то пре­слу­ша­ние, кото­рое совер­шено через древо, исце­лил послу­ша­нием, совер­шен­ным на древе».

Почему Крест назы­вают зна­ме­нием истины?

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский:
«Крест есть зна­ме­ние муд­ро­сти духов­ной, хри­сти­ан­ской, крест­ной и силь­ной, как оружие креп­кое, ибо пре­муд­рость духов­ная, крест­ная, есть оружие против про­ти­вя­щихся церкви, как гово­рит апо­стол: «Ибо слово о кресте для поги­ба­ю­щих юрод­ство есть, а для нас, спа­са­е­мых,- сила Божия. Ибо напи­сано: погублю муд­рость муд­ре­цов, и разум разум­ных отвергну», и далее: «Еллины ищут муд­ро­сти; а мы про­по­ве­дуем Христа рас­пя­того… Божию силу и Божию пре­муд­рость» (1Кор.1:18-19; 22-24).
В под­не­бес­ной живет дво­я­кая муд­рость у людей: муд­рость мира сего, кото­рая была, напри­мер, у эллин­ских фило­со­фов, не зна­ю­щих Бога, и муд­рость духов­ная, какова она у хри­стиан. Мир­ская пре­муд­рость есть безу­мие перед Богом: «Не обра­тил ли Бог муд­рость мира сего в безу­мие?» – гово­рит апо­стол (1Кор.1:20); духов­ная же пре­муд­рость почи­та­ется безу­мием у мира: «для Иудеев соблазн, а для Елли­нов безу­мие» (1Кор.1:23). Мир­ская муд­рость – слабое оружие, бес­силь­ное воин­ство­ва­ние, немощ­ная храб­рость. Но какое оружие пре­муд­рость духов­ная, это видно из слов апо­стола: оружия воин­ство­ва­ния нашего… силь­ные Богом на раз­ру­ше­ние твер­дынь» (2Кор.10:4); и еще «слово Божие живо и дей­ственно и острее вся­кого меча обо­ю­до­ост­рого» (Евр.4:12)».

Почему Крест, орудие убий­ства, назы­вают «венцом празд­ни­ков»?

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
«Видишь ли, чем диавол побе­дил, тем и сам побеж­ден; он через древо одолел Адама, и Хри­стос древом же побе­дил его. То древо низ­вело нас в ад, а это и низ­вер­жен­ных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого плен­ника, а это обна­жен­ного на высо­ком месте явило побе­ди­те­лем. Та смерть пала и на потом­ков, а эта вос­кре­сила и бывших прежде Христа. Кто воз­ве­стит силы Гос­подни? Из мерт­вых мы сде­ла­лись бес­смерт­ными. Таковы дей­ствия Креста».

«Крест – это грань Боже­ствен­ного попе­че­ния о нашем спа­се­нии, это – вели­кая победа, это – трофей, воз­двиг­ну­тый стра­да­ни­ями, это – венец празд­ни­ков».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
«Нет дру­гого ключа, кото­рый бы отвер­зал врата в Цар­ство Божие, кроме Креста Хри­стова
Вне Креста Хри­стова нет хри­сти­ан­ского пре­успе­я­ния.
Увы, Гос­подь мой! Ты на Кресте – я утопаю в насла­жде­ниях и неге. Ты под­ви­за­ешься за меня на Кресте… я лежу в лено­сти, в рас­слаб­ле­нии, ищу повсюду и во всем спо­кой­ствия
Гос­подь мой! Гос­подь мой! Даруй мне ура­зу­меть зна­че­ние Креста Твоего, при­влеки меня к Кресту Твоему судь­бами Твоими…»

Платон, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
«А я не желаю хва­литься, разве только Кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рым для меня мир распят, а я для мира» (Гал.6:14). Когда Сын Божий явился на земле и когда раз­вра­щен­ный мир не мог выне­сти Его без­греш­но­сти, бес­при­мер­ной доб­ро­де­тели и обли­чи­тель­ной сво­боды и, осудив это свя­тей­шее Лицо на позор­ную смерть, при­гвоз­дил ко Кресту, тогда Крест стал новым зна­ме­нием. Он стал жерт­вен­ни­ком, ибо на нем при­не­сена вели­кая Жертва нашего избав­ле­ния. Он стал боже­ствен­ным алта­рем, ибо окро­пился бес­цен­ной Кровию непо­роч­ного Агнца. Стал пре­сто­лом, ибо на нем опочил от всех своих дел вели­кий Послан­ник Божий. Стал пре­свет­лым зна­ме­нием Гос­пода сил, ибо «воз­зрят на Того, Кото­рого прон­зили» (Ин.19:37). И эти прон­зив­шие не по чему иному Его узнают, как только увидев это зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ского. В этом зна­че­нии мы с почте­нием должны взи­рать не только на то самое древо, кото­рое при­кос­но­ве­нием Пре­чи­стого Тела освя­ти­лось, но и на всякое другое, явля­ю­щее нам тот же образ, не при­вя­зы­вая нашего почте­ния к веще­ству дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спа­си­телю, на нем совер­шив­шему наше спа­се­ние. И этот Крест не столько был тяго­стен для Него, сколько облег­чи­те­лен и спа­си­те­лен для нас. Его бремя – наше успо­ко­е­ние; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облег­че­ние; Его слезы – наше очи­ще­ние; Его раны – наше исце­ле­ние; Его стра­да­ние – наше уте­ше­ние; Его Кровь – наше искуп­ле­ние; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь».

Пре­по­доб­ный авва Исаия:
«Крест – зна­ме­ние буду­щего бес­смер­тия».

Пре­по­доб­ный Нил Синай­ский:
«Имеешь у себя чест­ное древо – Крест Гос­по­день, кото­рым, если поже­ла­ешь, можно усла­дить горь­кую воду твоего нрава».

Архи­епи­скоп Сурож­ский Анто­ний:
«Рас­пя­тие Хри­стово – это дей­ствие сво­бод­ной Боже­ствен­ной любви, это дей­ствие сво­бод­ной воли Спа­си­теля Христа, отда­ю­щего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
И этому всему знаком явля­ется Крест, потому что, в конеч­ном итоге, любовь, вер­ность, пре­дан­ность испы­ты­ва­ются не сло­вами, даже не жизнью, а отда­чей своей жизни; не только смер­тью, а отре­че­нием от себя таким полным, таким совер­шен­ным, что от чело­века оста­ется только любовь: крест­ная, жерт­вен­ная, отда­ю­щая себя любовь, уми­ра­ние и смерть самому себе для того, чтобы жил другой».

Правда ли, что у каж­дого чело­века свой соб­ствен­ный крест?

Архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин:
«…Надо обра­тить особое вни­ма­ние на то, что каждый чело­век на своем жиз­нен­ном пути должен под­нять именно свой крест. Кре­стов бес­чис­лен­ное мно­же­ство, но только мой вра­чует мои язвы, только мой будет мне во спа­се­ние, и только мой я понесу с помо­щью Божией, ибо он дан мне Самим Гос­по­дом. Как бы не оши­биться, как бы не взять крест по своему про­из­волу, тому про­из­волу, кото­рый в первую оче­редь и должен быть распят на кресте само­от­вер­же­ния?! Само­воль­ный подвиг – это само­дель­ный крест, и несе­ние такого креста всегда окан­чи­ва­ется паде­нием вели­ким.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начер­тан­ному для каж­дого Про­мыс­лом Божиим, и на этом пути подъ­ять именно те скорби, что попу­стит Гос­подь (Дал обеты мона­ше­ства – не ищи женитьбы, связан семьей – не стре­мись к сво­боде от детей и супруги.) Не ищи боль­ших скор­бей и подви­гов, чем те, что есть на твоем жиз­нен­ном пути,– это гор­дость сби­вает с пути. Не ищи осво­бож­де­ния и от тех скор­бей и трудов, что посланы тебе, – это само­жа­ле­ние сни­мает тебя с креста.
Свой крест – это значит доволь­ство­ваться тем, что по твоим силам телес­ным. Дух само­мне­ния и само­обо­льще­ния будет звать тебя к непо­силь­ному. Не верь льстецу.
Как раз­но­об­разны в жизни и скорби, и иску­ше­ния, кото­рые посы­лает нам Гос­подь для вра­че­ва­ния нашего, какое раз­ли­чие у людей и в самих телес­ных силах и здо­ро­вье, как раз­но­об­разны и наши гре­хов­ные немощи.
Да, у каж­дого чело­века – крест свой. И этот свой крест запо­ве­дано каж­дому хри­сти­а­нину при­нять с само­от­вер­же­нием и после­до­вать Христу. А после­до­вать Христу – это изу­чить Святое Еван­ге­лие так, чтобы только оно стало дея­тель­ным руко­во­ди­те­лем в несе­нии нами нашего жиз­нен­ного креста. Ум, сердце и тело всеми своими дви­же­ни­ями и поступ­ками, явными и тай­ными, должны слу­жить и выра­жать спа­си­тель­ные истины Хри­стова учения. И все это значит, что я глу­боко и искренне сознаю вра­чу­ю­щую силу креста и оправ­ды­ваю суд Божий надо мною. И тогда мой крест ста­но­вится Кре­стом Гос­под­ним».

Архи­манд­рит Нек­та­рий (Анта­но­пу­лос):
«На Гол­гофе воз­вы­ша­лись три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, сим­во­лом кото­рого явля­ется один из гол­гоф­ских кре­стов. Немно­гие святые, избран­ные други Божии, несут Крест Христа. Неко­то­рые спо­до­би­лись креста пока­яв­ше­гося раз­бой­ника, креста пока­я­ния, кото­рый вел ко спа­се­нию. А многие, к сожа­ле­нию, несут крест того раз­бой­ника, кото­рый был и остался блуд­ным сыном, так как не захо­тел при­не­сти пока­я­ние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «раз­бой­ники». Поста­ра­емся же, по край­ней мере, стать «бла­го­ра­зум­ными раз­бой­ни­ками»».

Должны ли мы почи­тать как тот самый Крест его совре­мен­ные копии и изоб­ра­же­ния?

Пре­по­доб­ный Иосиф Волоц­кий:
«Сле­дует покло­няться и почи­тать не только тот один Живо­тво­ря­щий Крест, на кото­ром был распят Хри­стос, но и вся­кому Кресту, сотво­рен­ному по образу и подо­бию того Живо­тво­ря­щего Креста Хри­стова. Сле­дует покло­няться, как тому самому, на кото­ром был при­гвож­ден Хри­стос. Ведь там, где изоб­ра­жа­ется Крест, из любого веще­ства, – туда при­хо­дит Бла­го­дать и Освя­ще­ние от При­гвож­ден­ного на Кресте Христа Бога нашего».

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
«Крест без любви нельзя мыс­лить и пред­став­лять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напо­ми­нало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, рас­пя­той за нас».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки