Крест нательный

***

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

***

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А. Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Без­условно, можно.

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII-XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф.16:24)

***

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки