Миссионерство в соцсетях: ключ к работе с молодежью

Миссионерство в соцсетях: ключ к работе с молодежью

Ольга Корхова
(4 голоса5.0 из 5)

Батюшка, читающий рэп. Насколько это возможно – иметь популярность в подвижной диджитал-среде, быть миссионером среди молодежи и при этом хранить верность православным канонам? Узнаем из беседы с отцом Максимом Курленко о его неформальном творчестве.

– Отец Максим, Вы известны в молодёжной среде благодаря своему музыкальному проекту «Nastoyatel», где Вы записали несколько альбомов в стиле рэп. Ведёте программу «С нами Бог» на радио Россия ГТРК «Чувашия», а также миссионерствуете через соцсети «ВКонтакте» и «Телеграм». Какую из этих форм миссионерской деятельности Вы можете назвать самой плодотворной?

– Я думаю, скорее всего, это радио. Оно мне близко еще с юношеских времен, когда я работал на радио в Екатеринбурге. Когда я стал священником, митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий перед переездом в Бурятию передал мне как эстафетную палочку свою программу “С нами Бог”. И я её веду уже 14 лет. Мне всегда была интересна звукорежиссура, я любил работать со звуком.

Свято-Тихоновский институт (сейчас – университет) научил меня писать сочинения: брать тему, прорабатывать её. Во многом благодаря этим знаниям у меня получилось заинтересовать своей передачей достаточно широкую аудиторию слушателей. Передача идёт по всей Чувашии. Также она выходит на радио «Воскресение» в Екатеринбурге. В интернете выпуски программ можно найти на моей странице в «ВКонтакте» и на площадке «Яндекс. Музыка» в форме подкастов. Ответственность за большое количество слушателей требует от меня постоянно держать руку на пульсе. Нужна большая концентрация внимания: я сам выбираю тему, записываю её, монтирую и отправляю на ГТРК и радио «Воскресение».

Несмотря на то, что я не вижу своих слушателей, я знаю, что мои передачи слушают, оставляют отзывы в интернете на моей страничке, говорят приятные слова при встрече. Сейчас, конечно, по большей части у людей «клиповое сознание» – непросто слушать аудио длиннее 15 минут на сложные и глубокие темы, но все равно люди слушают, смотрят, есть отклики, есть результат. Поэтому, если говорить о той форме деятельности, которая приносит больше всех плодов, то это та форма, в которую я больше всего сейчас вкладываюсь – радиопрограммы и подкасты в интернете.

Что касается музыки – это просто хобби, связанное с моей молодостью. Я с юных лет любил музыку, слушал её, разбирался в ней. Я это воспринимаю как увлечение, к которому я с юности имел предрасположенность. Именно тогда я полюбил этот стиль музыки (рэп).

Я немножко знаю эту кухню, я в этом варился. Исходя из того, что форма музыки выбрана необычная, у неё есть свой определенный эффект, время от времени происходят «всплески популярности» того или иного трека («Без благодати», «Музыка души», «Черное и белое»).

– По какому принципу Вы выбирали темы для своих композиций?

– Я заглядываю в глубину себя – пою о том, что интересно лично для меня. Пытаюсь это рифмовать, вычленить мысли, собрать в единый пазл и сделать из них рифмы. Наверное, таким образом. Первично для меня – не подстраиваться под постоянно меняющиеся запросы, а быть искренним в том, что я говорю и думаю.

– А было ли такое, что через Вашу музыку люди приходили к вере или задумывались о ней? Были какие-то случаи, чем можете поделиться?

Любой миссионер, который говорит о вере, – это сеятель из притчи. Вышел сеятель в поле (в данном случае – в Сеть), у него горит сердце верой во Христа.

Я обрел эту веру, делюсь ею, в разных формах кидаю семена этой веры в сердца людей. Может быть, кому-то это интересно, кто-то послушал, и создалось определенное настроение, которое привело человека к неким размышлениям. И здесь очень сложно сказать, что именно и как именно повлияло на человека.

Деятельность миссионера отличается от пастырской, где священник находится в близких и доверительных отношениях с каждым человеком. Я говорю незнакомым мне людям о Христе и даже не знаю, на какую почву попадает это семя. Даже когда я проповедую в студенческих аудиториях, эти люди могут быть абсолютно разными!

Но, конечно, если мы говорим о работе с молодёжью вживую, то я всегда обращаю внимание, кто передо мной и на каком языке с ними нужно говорить. Например, перед школьниками стараюсь подобрать какие-то простые слова, образы, не усложнять слишком, чтобы им на их уровне было понятно.

Что касается музыки, там свои сложности. В музыке ты ограничен определёнными формами: рифмой, ритмом, музыкой. Ты не можешь сказать многого, потому что тебе нужно уложиться в рамки. Там свои есть ограничения, но с другой стороны, они легче, может быть, вскрывают какую-то «сердечную корку». Возможно, если человек готов к размышлениям, особенно в среде молодых людей, есть шанс серьезно повлиять на какие-то мировоззренческие сдвиги.

– Сталкивались ли Вы с непониманием и отторжением со стороны православных? Батюшка, читающий рэп, это очень необычно…

– Да, во время периода, когда я уже стал немножко известен, я почувствовал некое неприятие. Меня воспринимали по-разному, особенно в среде священства, которая довольно консервативна. Ко мне как-то подошёл один батюшка, с которым мы были в хороших отношениях, со словами: «Мне сказали, что ты на видео пляшешь с крестом». Он сам не видел этот клип, не знает, насколько точны эти слова, но уже переживает.

Для меня ещё с юности было важно оставаться самим собой. Я понимаю, что, возможно, в чём-то могу идти по грани – моя деятельность не всем нравится. В любом случае ты не можешь всем понравиться. Каким бы ты ни был благообразным, обязательно найдутся клеветники, это ведь даже в житиях святых можно увидеть.

Вообще, быть священником и оставаться самим собой – сложно и требует большой внутренней работы. Одни люди ждут от тебя одного образа, другие – другого, в результате, если начинаешь подстраиваться, то надеваешь на себя какие-то маски. Я иду своим путём – именно поэтому, даже если есть какой-то негатив или непонимание моей деятельности, я воспринимаю это совершенно нормально. Для меня самое главное – быть с чистой совестью перед Богом, быть с Ним рядом.

У каждого человека – свои биоритмы. На него повлияла определенная среда, в которой он вырос, где он нашел Христа – очень много разных обстоятельств, событий, которые формировали этого человека. И нельзя из этого стола вынуть несколько ящиков и сказать: «Ты должен быть именно таким». Поэтому для меня очень важно оставаться самим собой и быть искренним в том, что я транслирую.

– Отец Максим, у Вас семеро детей, и Вы очень много работали, насколько мне известно, с молодежью. Расскажите, как вообще говорить с современной молодежью о Боге, чтобы не оттолкнуть, чтобы как-то зажечь сердца, разбудить интерес к Богу?

– Первое, нужно быть честным. Молодёжь сразу чувствует: пришёл моралист, чтобы что-то навязать, или человек, который рассказывает опыт своей жизни, делится своими личными внутренними переживаниями.

Чтобы зацепить молодёжь, нужно не бояться быть откровенным, потому что это тоже большая проблема. Немногие люди готовы распахнуть сердце, туда могут и камни полететь. Главное для миссионера – иметь опыт жизни со Христом и делиться этим опытом.

Не сыпать цитатами из прочитанных книжек, а говорить об личном опыте или опыте тех людей, которых ты сам знал. Распахнуть своё сердце.

– Чем отличается миссионерство в соцсетях от его традиционных форм? Опять же, насколько оно плодотворно?

– Я думаю, что миссионерство в соцсетях особо не отличается от миссионерства вообще. Это просто одна из форм. Другое дело, что иногда бывает важно не поддаваться каким-то трендам, не идти на поводу у моды, которую задаёт сама аудитория. Например, тренды клипового мышления, тренды быстрого прочтения картинок, визуального эффекта. Священник тоже может пойти в этом ключе, но я категорически это не принимаю, когда постят просто картинки, мемы или короткие подписанные фотографии.

На мой взгляд, если мы говорим о вере, это требует более глубокого и более полноформатного общения, погружения в эту тему. Поэтому, если, например, большинству людей удобно читать небольшой текст и смотреть картинки, это не означает, что священник, занимаясь социальными сетями, должен в таком формате работать.

В основном на своей страничке я делюсь видео или подкастами. Здесь важно постоянство. Если контент регулярно выкладывается, то, несмотря на то, что сегодня кто-то не мог послушать, он может увидеть, что батюшка здесь, на связи, он ещё не пропал.

– Батюшка, что Вы могли бы сказать в качестве напутственного слова для молодёжи, которая нас читает?

Нам всем надо стараться быть внимательными к себе и осторожными. Потому что, по словам апостола Петра, дьявол ходит, как лев рыкающий, ища, кого бы поглотить.

Очень многие, особенно молодые люди, живут как будто в радужных очках, им кажется, что всё так прекрасно и весело, но это мир войны, прежде всего духовной войны, в которой мы живем, и надо воспитывать в себе воина. Каждый крещёный человек – воин Христов. Мы должны носить с честью и достоинством те крещальные одежды, которые есть у каждого из нас, верующих православных христиан, не запятнать их грехами.

Беседовала Ольга Корхова

 

Комментировать

1 Комментарий

  • Андрей, 26.09.2024

    Отлично и искренно , Бог в помощь о. Максим

    Ответить »