Небольшой рассказ с ответами на популярные вопросы об Апостольском посте
«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк.2:19-20)
Воскресная служба после Дня святой Троицы, накануне Петрова поста. Людей в храме много. На исповедь стоит довольно внушительная очередь. Прихожане стремятся не столько к причастию в этот день, сколько получить личное благословение на пост, посоветоваться со священником о своих духовных нуждах.
К аналою, у которого стоит старенький священник, подходит женщина средних лет. Она худенькая, движения у неё быстрые, правильные. Женщина кланяется сначала прихожанам в очереди к исповеди, просит у всех прощения. Потом подходит к аналою, крестится и целует Евангелие и Крест, и говорит:
— Согрешила я, Господи… — и перечисляет свои «обычные повседневные» грехи.
Потом, после разрешительной молитвы, берёт у священника благословение на пост. Батюшка медленно её благословляет и, задержав руку, тихонько говорит:
— «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления – сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» — так поётся в стихирах в начале Великого поста.
Кто постом воздерживается только от скоромной пищи и не работает над собой духовно, тот «злым бесам уподобляется, николиже ядущим» — это тоже из песнопений поста.
— Ой, батюшка, это вы как будто обо мне сейчас сказали. Я постом такая раздражительная становлюсь. Хоть не постись вовсе, — запричитала женщина.
— Поститься надо обязательно, — с улыбкой ответил священник. — Пост и молитва — это два крыла, с помощью которых душа поднимается к Богу. Но пост без молитвы усиливает раздражительность. Потому постом обязательно надо больше молиться. Плодом же молитвы должно быть покаяние. Если его нет, то пост бесплоден остаётся.
— Как же сделать, чтобы он не остался без покаяния? — спросила прихожанка.
— Покаяние — это изменение, перемена от худшего к лучшему, от греха к добродетели, — ответил духовник. — Чтобы она произошла, надо сначала при свете Евангелия, чтении Нового Завета и святых отцов, понять какая греховная привычка, или по православному — страсть, самая сильная у вас. Найти её в себе. Затем вооружиться против неё постом, молитвой, поклонами, чтением, исповедью, причащением.
Поставьте перед собой цель — этим постом изжить какой то грех, который больше всего вас беспокоит. Читайте советы святых отцов по борьбе с этой страстью. Пробуйте применять их на деле. Не все сразу, понемногу. Что особенно действенно, оставляйте. Возьмите благословение на это у духовника на исповеди. Каждый человек индивидуален, одному лучше одно, другому — другое. Главное — с молитвой и постом бороться со грехом. Помоги Вам Господь.
— Спаси Господи, батюшка.
Женщина удалилась, а к аналою подошёл молодой человек. После исповеди грехов, он спросил у священника:
— Этот пост называется апостольским из-за того что он накануне праздника святых апостолов Петра и Павла? А почему тогда не установили поста перед днём памяти святого Иоанна Крестителя? Он же более важный святой?
— Очень хорошо искать ответы в Церкви, — добродушно сказал священник. — Апостольский он, в первую очередь, потому, что был установлен самими святыми апостолами. Они, отправляясь на проповедь, после схождения на них Святого Духа во дни Пятидесятницы, сначала постились. Дар Святого Духа для лучшего его усвоения душой требовал поста и молитвы. Для того, что бы все христиане стали причастниками этих событий, апостолы установили празднование Пятидесятницы и поста после неё. При императоре святом Константине Великом в Византии и Риме построили соборы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это было большое торжество, которое решили праздновать ежегодно. Апостольский пост после Пятидесятницы продлили до этих торжеств.
Вот так и был установлен Петров пост. Сейчас он считается, как дань апостолам, проповедникам Евангелия, непосредственным участникам тех событий, завершившихся схождением Святого Духа. Дни памяти святого Крестителя мы отмечаем однодневными постами, как связанными только непосредственно с ним.
— Благодарю вас, батюшка.
Теперь к аналою подошла девушка. Она пожаловалась:
— Нет никаких сил поститься. Я понимаю, что пост нужен. Но не вижу, чтобы во время его я становилась духовнее. Нет чувства необходимости поста. Тем более у нас в семье никто, кроме меня не постится. Приближается пост, а на меня находит уныние.
Священник сочувственно сказал:
— Конечно, тяжело поститься, когда вокруг все едят, что хотят. Но надо помнить, что заповедь о посте дана от Самого Бога. Ещё первым людям Господь заповедал не есть определённых плодов. Так у них должно было воспитываться послушание Богу — одна из фундаментальных добродетелей.
Дальше в Библейской истории описано много случаев поста и плодов его, и первый из них — пророка Моисея перед тем, как ему был дан закон на горе Синай. Далее посты пророков Давида, Илии и других. Пост и покаяние Ниневитян изменили на милость определение Божие о наказании их. В Новом Завете святой Иоанн Креститель много и строго постился в пустыне. Сам Господь показал пример сорокадневным постом. Потом сказал, что придут дни, когда Его последователи, христиане, тоже будут поститься. И действительно — сотни примеров среди преподобных и мучеников о том, как они этим служили Богу.
— Я знаю, что это благочестивая традиция, но не понимаю, зачем это конкретно мне нужно, — ответила девушка.
Священник возразил:
— Пост Богом был дан людям с определённой целью — усилить молитву, ослабив плоть. Когда человек обильно кушает, тело его утучняется, а душа грубеет. Она становится невосприимчивой к духовным вещам. После обильной еды хочется полежать, поспать, а не молиться. Начинают плодиться различные греховные помыслы, в том числе и блудные. Вот пост и дан для того, чтобы душа становилась утончённей, легче возносилась мыслями к Богу. Чтобы она лучше орошалась слезами покаяния, а поле духовной жизни становилось более плодоносным.
Сытому и довольному о чём сокрушаться? Потому Господь и сказал: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.» (Лк.6:21) И наоборот: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.» (Лк.6:25)
Духовник продолжал:
— Кроме этого, пост можно рассматривать как добровольные лишения, или страдания. Если человек с благодарностью принимает скорби, они ему служат для очищения от грехов, просветления души, а значит для примирения с Богом. Для этого и попускаются Богом скорби. Добровольные же лишения могут уменьшить невольные страдания. Это ещё одно предназначение поста.
Если мы тем, кого любим говорим только слова любви и ничего ради них не делаем, ничем не жертвуем, то нам скоро перестают верить. Ради любви к Богу тоже надо жертвовать, надо доказывать свою любовь на деле, а не только на словах. Пост и есть одно из доказательств своей верности Богу, одна из добровольных жертв ради любви к Нему. Не только словами говорим «верую», но и самим делом показываем свою верность.
Вот видите сколь многообразны плоды поста! Будете поститься, доказывать Богу свою любовь и верность, утончать свою душу для молитвы и покаяния?
— Да, батюшка. Только тяжело одной среди неверующих, — ответила девушка.
— Старайтесь не осуждать их, а молиться, чтобы и им Господь даровал веру и покаяние. Со временем, если сами не ослабеете, то так оно и будет. Кому-то же надо быть первым, так сказать первопроходцем. Бог возложил на вас этот труд. Такое апостольское, миссионерское служение у вас в семье. Не унывайте, а радуйтесь. Только в разговорах о вере старайтесь не перегибать палку, чтобы не вызывать раздражение. Не превозноситесь даром Божиим — верой вашей. Помоги вам Господь.
Девушка отошла утешенная, а к аналою приблизилась полненькая женщина. Она пожаловалась:
— Мне операцию сделали. Сил никаких нет. Боюсь, не смогу поститься, иначе сознание потеряю.
— Святые отцы саму болезнь вменяют в пост больному, — ответил священник. — Когда выздоровеете, тогда будете по силам поститься, а пока ешьте, что можете, и что вам полезно.
— Спаси Господи, батюшка. Благословите.
А к аналою уже подходит другая женщина.
— Батюшка, у меня маленькие детки. Надо ли им поститься? — спросила она.
— А сколько им лет? — поинтересовался священник.
— Младшему три годика, старшей уже шесть.
— А сами то вы поститесь? Родители? — уточнил духовник.
— С этого года начали, — смущённо ответила женщина.
— И очень хорошо, что начали, — улыбнулся священник. — Есть расхожее заблуждение, что пост может навредить детям. Опыт многодетных верующих семей, особенно священников, показывает, что это не так. Да и в житиях святых мы находим, что преподобные Сергий Радонежский и Феодосий Печерский строго постились с самого детства. Это не помешало вырасти им здоровыми и сильными.
Когда дети входят в подростковый возраст, когда им якобы уже можно поститься, тогда трудно объяснять, зачем это делать, если раньше не было нужды. Если же ребёнок после трёх лет по примеру родителей начинает посильно поститься, то тогда у него вопросов уже не возникает, у детей образовывается привычка.
— Вы говорите «посильно». А как строго им тогда поститься? — уточнила женщина.
— Для детей пост можно с рыбой и маслом в любой день. В рыбе и зелени достаточно питательных веществ и микроэлементов для растущего организма, — ответил священник.
— А как им объяснять необходимость поста? — спросила женщина.
— Также как вы объясняете это себе. Каких то особых здесь слов не надо. Когда маленькие дети видят пример родителей, они стремятся им подражать. Так что больших проблем не будет. Вот когда дети постарше, тогда приходится много убеждать. Насильно их заставлять ни в коем случае нельзя. Пост должен быть добровольным делом.
Если ребёнок сильно противится, тогда надо попробовать постепенно приучать его к посту, отказываясь сначала только от мяса и то по будням. Нужен индивидуальный подход.
— Благословите, батюшка.
— Бог благословит, помощи Божьей Вам.
К аналою подошла девушка.
— Я первый раз хочу начать поститься. Что можно есть постом? — спросила она.
— Слава Богу, что и вы нашли путь покаяния и спасения души! — ответил священник. — Молитесь Богу, чтобы Он дал вам сил поститься, переносить скорби поста. Также Матери Божьей и святому Иоанну Крестителю. Они помогут вам.
По Уставу Церкви, — продолжал духовник, — этим постом едят растительную пищу с растительным маслом. В субботы, воскресенья и праздничные дни — можно рыбу. В понедельник, среду, пятницу — только вечером сухоядение, без рыбы и масла. Но такого строгого Устава сейчас не придерживаются даже в большинстве монастырей. Вам будет достаточно есть растительную пищу с рыбой и растительным маслом каждый день, кроме среды и пятницы. А в эти дни рыбу не ешьте. Сможете так поститься?
— Постараюсь, батюшка. Благословите.
— Помощи Божией вам.
Уже давно началась литургия, а люди всё шли на исповедь и под благословение.
Комментировать